Эспри Де Лэскалье : другие произведения.

Музыкальная диалектическая спираль Бетховена

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Музыкальная диалектическая спираль Бетховена.
  
  https://www.youtube.com/watch?v=91MTUXla-lE
  Восьмая "Патетическая" соната Бетховена
  
  Так называемые "Бетховенские повторы".
  
  Потянуло меня к фортепианным сонатам Бетховена, наверно потому, что давно их не слушал.
  
  Помню, в юности прочитал гнусный рассказик Л.Толстого "Крейцерова соната", вызванный нелепым чувства ревности к Танееву, с которым, якобы, его жена, София Андреевна, закрутила роман (Родив скотине муженьку шестнадцать детей!).
  У меня ЭТА соната для фортепиано и скрипки вызвала странное ощущение жестокости, звучащей в музыке - как будто удары бичом, подгоняющие то ли лошадей, то ли тянущих повозку людей.
  В общем, "тягловую силу". И нахлёстывания эти прямо бьют по слуху и по нервам.
  
  Восьмая соната - БЕЗУПРЕЧНА!
  
  Чего я не говорил про его Пятую симфонию, Финальную, третью часть. Там явно видно, что Бетховен замахнулся на некий торжественный марш, сродни гимну, и как назло, Вдохновение упорхнуло в самый разгар творчества! А Бетховен, безуспешно пытаясь зазвать детку обратно, разочаровавшись, решил "отомстить" ему и пустился вдруг в неуместный пляс.
  
  У моего духовного папочки, Герцога Франсуа де Ларошфуко, есть максима, более чем спорная, с моей точки зрения, о смерти, и там он приводит пример некого лакея, который как бы желая отрешиться, подавить в себе страх перед близкой и крайне МУЧИТЕЛЬНОЙ смертью, пустился в пляс на эшафоте, на котором его должны были колесовать,
  Бетховена никто колесовать не собирался, но его плясовая тема "родившаяся" из марша-гимна выглядит столь же неуместной...
  
  Не говорил похвально я и про его весьма искуственную, пышно раздутую, четвёртую часть Девятой симфонии.
  Опять тот же симптом: Начало необыкновенно интересное и талантливое... и вдруг - полный провал. Четвёртая часть начинается с диалога Композитора и его Вдохновения.
  Композитор "предлагает" Вдохновению различные темы из трёх предыдущих частей симфонии. Но Вдохновение это не устраивает и оно мощным громоподобным "голосом" отвергает попытки композитора "схалтурить" и повторить уже сыгранную в ЭТОЙ симфонии мелодию! Должен сказать, что меня прямо захватывало такое неожиданное изобретение Бетховена.
  И всегда, хоть и ЗНАЯ, ЧТО ПОСЛЕДУЕТ, всегда, вопреки этому знанию, ожидал: Вот, сейчас, раздастся НЕЧТО НЕОБЫКНОВЕННОЕ!
  И надо же такое несчастье: Это самое Вдохновение вдруг взяло, да одобрило БЕЗДАРНОСТЬ!
  За девятнадцать лет до этой симфонии Бетховен написал очень талантливую "Фантазию для фортепиано, хора и оркестра". И там прозвучала тема, вроде бы нехитрая, но обогащённая таким количеством прекрасных вариаций, что заслушаешься!
  И в четвёртой части Бетховен ухитрился всё же схалтурить, и ПОДСУНУТЬ уставшему , наверно, Вдохновению эту самую тему "Фантазии", и тоже с хором, что в симфониях НЕ принято.
  Но бедную, без вариаций, без таланта, "голышом".
  Получилась громкая и шумная дешёвка! Слова -- Фридриха Шиллера "Ода к радости" - тоже глуповатое и напыщенное сочинение, без малейшей тени мысли, афористичности или хотя бы литературной красоты и изобретательности.
  И мощный хор дерёт глотки воспевая эту халтуру, да ещё при столь же фортиссимо оркестровом сопровождении.
  (Мне всегда при этом вспоминается остроумная фраза Ремарка из "Трёх товарищей":
  "Мощный хор мужских голосов исполнял "Лесное молчание".
  Это было ЧЕРТОВСКИ ГРОМКОЕ МОЛЧАНИЕ!")
  В общем, как уже не раз цитировал Гамлета: "Ты ГЛОТКОЙ взять хотел"!
  
  А Восьмая соната для фортепиано- безупречна!
  Она "разворачивается" как спираль, где каждый виток, как будто похож на предыдущий, но НЕ ТАКОЙ!
  Бетховен известный мастер вариаций.
  Как о каждом таланте, его "жизнеописание" увешано многими легендами, из которых одни имеют под собой некое фактическое обоснование, а множество других - чьи-то доброжелательные или злобные выдумки.
  О вариациях.
  На концерте в музыкальном салоне какой-то молодой композитор исполнял свои сочинения на рояле. Присутствовал среди публики и Бетховен. Не выдержав бездарных музыкальных упражнений (а Бетховен хорошим воспитанием никогда не отличался), он подошёл к композитору, стряхнул его со скамеечки у фортепиано, ПЕРЕВЕРНУВ листы нот с опусами, сыграл ту музыкальную белиберду, которая получилась, а затем начал ВАРИАЦИИ НА ИХ ТЕМУ, что вызвало неподельный восторг у всей публики.
  Легенда ли, правда-ли? Не знаю. Но мастером в этом он действительно был.
  
  Не знаю, почему сонаты обычно трёхчастные и столь же обычно то, что первая и третья части довольно быстрые, а средняя - обычно спокойная. Возможно, это композиторская уступка исполнителю?
  "Я шепнул ему: Чудак! Устал ты, отдохни"
  Но во всех трёх частях я слышал вот эту СПИРАЛЬ, и не просто спираль, а именно диалектическую, в каждой была уже прозвучавшая мелодия, но почти всегда с некой добавкой, вариацией на тему известного.
  Трудно, НЕВОЗМОЖНО словами передавать музыку, как нельзя зрительно передавать красоту талантливой литературы!
  В искусстве, как в атомной физике, действуют тоже свои "Правила Запрета". Но не Вольфганга Паули...
  Музыку надо СЛУШАТЬ и ВОСПРИНИМАТЬ ДУШОЙ. 9 IV 2023
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"