Эспри Де Лэскалье : другие произведения.

Игривое пари

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  Иосиф Самуилович Шкловский в прекрасной книге своих воспоминаний "Эшелон" описывает годы в студенческом общежитии в Москве, когда он был студентом физмата, а этажом ниже жили студенты историки.
  Шкловский был, конечно, человеком совершенно незаурядным, обладавшим не только блестящим интеллектом в физике и математике (стал выдающимся астрофизиком с мировой известностью), но и совершенно изумительной "статистической" памятью, тем, что в обыденном языке называют "механической". В общем, МНОГОГРАННО одарённый человек: Талантливый литератор, художник-портретист и, конечно, физик!
  И он, доказывая студентам историкам, что "физики - это соль земли", а всякие там филологи - просто букашки, (молодой запал!!!), предложил им такое пари:
  Избранный ими представитель группы историков задаёт ему десять вопросов на какую-либо историческую тему, ту, скажем, которую они изучали в данном семестре. Если он не отвечает хотя бы на один вопрос - он ПРОИГРАЛ!
  Затем он задаёт оппоненту десять своих вопросов на ту же тему. И, если тот отвечает хотя бы на один ЕГО вопрос - он опять ПРОИГРАЛ!
  После нескольких раундов таких соревнований, где условия были просто оскорбительными для историков, Шкловский НИ РАЗУ НЕ ПРОИГРАЛ!!! И этим нагнал, по его словам, жуткого страху на историков, доказав им как дважды два = четыре, что физики - действительно СОЛЬ ЗЕМЛИ, а они, историки - НИЧТО! (Ибо ФИЗИКИ - люди высококультурные - знают царицу наук ФИЗИКУ и так же прекрасно историю, а они - историки, не знают ни закона Ома, ни истории!)
  (Успеваемость студентов историков при этом резко улучшилась!!!
  Преподаватели, вот метод улучшить учёбу! Вновь, известный приём - ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ!)
  
  Этим он возбудил у некоторых студентов историков прямо "ненависть" к себе, так, что одна студентка придумала для себя некий мнемонический приём: Они готовились к экзамену по средневековой Японии, времён Сёгуната, и, чтобы лучше запомнить имя одного великого Сёгуна "ТОЁТОМИ ХИДЭЁСИ", она образовала другое слово "ХУДО ЁСЕ", то есть - "худо Иосифу Шкловскому".
  Когда на экзамене преподаватель спросил у неё об имени этого знаменитого Сёгуна, она от волнения, смешанного с острой "ненавистью" к Шкловскому, в растерянности пролепетала: "ПЛОХО ЁСЕ"!
  Но ничего, обошлось.
  (Думаю, она испытывала к Шкловскому типичную раздвоенность молодых чувств: была влюблена в него и восхищалась его блестящим талантом, и одновременно "ненавидела" его за вызывающую форму, в которой он подавал свои незаурядные способности.)
  Через много лет Шкловский встретил её в качестве солидной учёной дамы, специалистки ИНДОЛОГА и они от души смеялись, вспоминая юные годы и ХИДЭЁСИ - ХУДОЁСИ.
  Этот прелестный эпизод был разъясняющеим предисловием.
  
  Некий "Пришелец" явился на кафедру физики университета, когда там собрались почти все преподаватели, и предложил сыграть в такую игру. Преподаватели задают ему вопросы из любого раздела физики и он должен ответить, если сможет.
  Затем он задаёт преподавателям свои вопросы, и, если они не могут дать ответа, он сам обязан ответить на свой вопрос.
  Предложение было принято и на пришедшего посыпались вопросы. На обдумывание каждого отпускалось пять минут. "Пришелец" провалил этот "экзамен", не ответив удовлетворительно ни на один вопрос! Громовой смех на кафедре!
  Затем он начал задавать вопросы, причём на их обдумывание ВСЕМ преподавателям давался срок в несколько дней. Ни на один вопрос, заданный "Пришельцем", не последовало (по мнению других преподавателей - слушателей и его самого) разумного и толкового ответа. Затем "Пришелец" дал свои ответы -- объяснения, вызвавшие у преподавателй весьма разнородную реакцию: Честные и не спесивые признали его ответы верными и оригинальными. Те же, что были задеты, (честь мундира!) попытались или опровергнуть его объяснения (довольно беспомощно, надуманно или просто догматично, по принципу: "Так написано в учебнике!") или заявили, "что такой ЧУШИ ещё не слышали", не приводя НИКАКИХ контрдоводов.
  
  Тот же трюк "Пришелец" проделал в медицинском институте.
  Развитие событий повторилось с поразительной аналогией предыдущему: Провал "экзамена" "Пришельцем" - Гомерический хохот - Обдумывание Его Вопросов - Растерянность - Приятие-Неприятие Гипотез Пришельца.
  
  Затем была кафедра биологии.
  Точно такая же последовательность.
  
  Кафедра истории - аналогично!
  
  Вопрос:
  Возможно ли такое или это ненаучная фантастика?
  Ответ: Возможно, не фантастика!
  
  Вопрос:
  Был ли "Пришелец" жителем Земли или из иной мировой системы, некой "потусторонней", где все науки выглядят иначе и поэтому земляне не смогли дать ответы?
  Ответ:
  "Пришелец" был самым обычным "среднестатистическим" жителем Земли и никакой "потусторонней" науки не представлял.
  
  Вопрос:
  Если всё было так, как описано выше, (что весьма сомнительно!) то каким образом это вообще могло случится?
  Ответ:
  "Закон Оптимального Знания".
  
  Ведь все вопросы, задаваемые "Пришельцу", были проверкой его ЗНАНИЙ, степени ИНФОРМИРОВАННОСТИ в той или иной области науки. И, конечно же, опытные и эрудированные преподаватели знали НАМНОГО БОЛЬШЕ "Пришельца"!
  
  А вопросы, которые задавал и сам же на них отвечал "Пришелец", были из области УМЕНИЯ ОБРАБАТЫВАТЬ ИМЕЮЩУЮСЯ У ВСЕХ и ИЗВЕСТНУЮ ВСЕМ ИНФОРМАЦИЮ!
  "Знатоки - эрудиты" мыслили догмами и опирались на горы знаний (Информации), а "Пришелец" использовал своё умение обрабатывать минимальное (ОПТИМАЛЬНОЕ!) знание, анализировать имеющуюся у него НЕБОЛЬШУЮ информацию и синтезировать из элементов анализа совершенно неожиданные, но строго логичные, новые гипотезы.
  Более того, человек, научившийся обрабатывать информацию, получает вместе с ЭТИМ умением и "бесплатное приложение" к нему: Он остро чувствует момент, когда имеющейся информации недостаточно для решения проблемы и КАКОЙ именно информации ему не хватает! Тогда он обращается к "источникам знания" и добирает недостающее. Затем снова оригинальное и недогматичное обдумывание...
  Этим тoже его метод мышления отличается от заурядного, стадно-догматичного, когда человек просто старается набрать как можно больше любой информации и только перегружает своё мышление горами абсолютно ненужного "знания", как уже упомянутый Лемовский Демон Второго Рода, который извлекает из белого шума (беспорядочного хаотического движения молекул) водопады "информации", которая никому не нужна! ( Из серии "У роботов - свои сказки": "Путешествие шестое, или как Трурль и Клапауций Демона Второго Рода создали, дабы разбойника Мордона одолеть".) Большинство людей в своём мышлении идут по "Пути муравья", который описал ещё Френсис Бэкон четыреста с лишним лет тому назад. Человек собирает в процессе обучения всё, что попадается на пути и тащит это в кладовые своей памяти! (Думаю, Френсис Бэкон был неправ, оскорбив муравья. Муравей, в отличие от людей, на тащит в муравейник всякий ненужный хлам!!!) Зато "Человек Разумный" этим только и занимается!
  В интересной повести Раймонда Джоунса "Уровень шума" именно этот метод сбора любой информации пропагандируется, как наиболее оригинальный приём решений научных и изобретательских задач высшей трудности. Де, так учёные "расшатывают барьеры" в своём мышлении и "прочищают мысленные фильтры", этим позволяя неординарным идеям возникнуть и укрепиться в сознании. "Барьеры и фильтры" - верно, это ничто иное как ДОМИНАНТНЫЕ идеи, БЛОКИРУЮЩИЕ наши неординарные мысли. Такое наблюдается повсеместно и известны даже нейрофизиологические механизмы, ответственные за эту блокировку.
  Но тащить в голову всякий хлам - это идея и не новая и бесполезная. Не такой путь следует выбирать для борьбы с блокировкой догмами нашего по-настоящему оригинального, нестандартного творческого мышления.
  Такие дела, -- как говорил один мой знакомец. 27 IV 2018
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"