"Наука служит убежищем от земных страстей" - так, приблизительно, высказался раз Эйнштейн.
И А.Пайс добавил: "Не так уж удивительно и то, что после таких выступлений (политических, общественных, эмоциональных - сноска моя - Эспри) он всегда искал спасения в ясности и надёжности научных идей"
Замечание Эйнштейна о поиске спасения от реальности и от страстей телесных в науке понятно: Многое в нашей жизни тревожит нас. Терзает и не даёт покоя душе - эмоциональный дискомфорт. С другой стороны, ситуация, которая вызывает у нас эти отрицательные чувства, часто не позволяет что-то в ней изменить. Неподвластна нам.
Она - вне наших духовных и физических возможностей.
Что остаётся человеку, терзаемому такими чувствами?
БЕГСТВО.
"Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша.
Моё единое отечество --
Моя пустынная душа."
К.Бальмонт
Одни убегают в пьянство.
Другие - в обжорство.
Третьи - в наркотики,
Четвёртые - в разврат.
Пятые - в тупое разглядывание мелькающих на экране картинок.
Шестые - в чтение, в мир книжной фантазии, пусть и описывающий вполне реальный, НО всё-таки ДРУГОЙ, мир.
Седьмые - в творчество, создание для себя более комфортной иллюзорной "реальности".
Но чем это привлекательно?
Тем, что тут, если есть какие-то способности, проблемы нами РЕШАЮТСЯ, ибо здесь по-большинству, всё зависит ОТ НАС! Мы здесь, в этом, созданном нами мире, чувствуем, что МОЖЕМ силой своего разума и эмоций ИЗМЕНЯТЬ эту эфемерную реальность. По крайней мере, В НАШИХ СИЛАХ попытаться изменить что-то в ЭТОМ НАШЕМ МИРЕ!
Как-то знаменитый немецкий учёный Вальтер Нернст, выступая на собрании Берлинского Физического Общества, упомянул об одной причинной зависимости.
Эйнштейн, тоже присутствовавший на заседании, заметил:
"Я не верю в то, что эта зависимость справедлива!"
"Но, дорогой коллега, это та самая зависмость, которую Вы недавно вывели на одном коллоквиуме", - возразил Нернст.
"Что же я могу сделать, если Господь Бог не желает считаться с тем, ЧТО я вывел на коллоквиуме!" - Под добродушный смех зала воскликнул Эйнштейн.
(Думаю, многие такие "беглецы" - авторы согласятся со мной. Несколько моих знакомых поэтесс и писательниц, весьма одарённых, признались, что создают в своих стихах и рассказах мир иной, который компенсирует нехватку положительных эмоций в РЕАЛЬНОМ мире, где они существуют физически. Я же отвечал им лишь тем, что "убегать в литературщину от проблем реальной жизни" бессмысленно. Реальные пробламы надо РЕШАТЬ! Бегство от них - это бег дрессированной лошадки по окружности арены цирка, где всё равно всегда возвращаешься к тому же!)
Но на это отвечает моё же заключение, ранее высказанное:
Реальность мерзкая и мучительная - часто ВНЕ наших физических или духовных возможностей её изменить.
Это и верно и неверно.
Верно тем, что, действительно, нередки ситуации, изменить которые не в наших силах.
Неверно, ибо есть же много других случаев и реальностей, которые мы МОЖЕМ изменить, да сами себя убедили (по-ленности, слабохарактерности, нежеланию думать и "напрягаться") в НАШЕЙ полной невозможности что-либо сделать!
Но "дорогу осилит идущий!"
Так что Эйнштейн отчасти прав - для него, очевидно, наука тоже была тем миром, в который он постоянно убегал, ибо при всей трудности и даже мучительности царящих ТАМ проблем, он чувствовал, что В ЕГО СИЛАХ ЭТО ИЗМЕНИТЬ и тем доставить душе долгожданную радость и комфорт.
Общая Теория Относительности (ОТО) была создана ценой невероятных умственных усилий со множеством ложных идей и тыканием в закрытые лабиринтные тупики, но когда был достигнут успех? В 1915-1916 годах! В разгар Первой Мировой Войны, которая ужасала его своей бессмысленностью и жестокостью, но сам он ИЗМЕНИТЬ что-то в стадном мышлении сотен миллионов людей ничего не мог! В марте 1915 года он заметил: "Даже учёные разных стран ведут себя так, словно у них восемь месяцев тому назад удалили головной мозг!"
В ноябре 1918 года он после одного происшествия сказал Макс Борну:
"Как наивны были тогда мы - сорокалетние мужчины! Мы оба не понимали, насколько в спинном мозгу больше всякой всячины, чем в головном, и насколько прочнее она там сидит. Об этом надо подумать теперь, если хочешь, чтобы не повторялись старые трагические ошибки1"
(В моих давних заметочках "Хитрость - ум спинного мозга" и "Рептилия с небольшим мозговым довеском" я, не зная этого высказывания Эйнштейна, высказываюсь примерно о том же. Удивительно, что додумался таки.)
Он, говоря о своих научных заблуждениях, весьма самокритично написал: "К сожалению, в трудах (Прусской) Академии я обессмертил свои последние ошибки, допущенные в ходе борьбы за теорию".
Иначе обстояло дело в жизни реальной.
Его перманентная ошибка пацифиста-идеалиста заключалась в абсолютно неверной ИСХОДНОЙ установке, в укоренившейся в его светлом уме тупой и идиотской догме, что "Человек - это существо, наделённой разумом и совестью, то есть нравстенностью"!!!
Что со всей ясностью совершенно НЕВЕРНО, для каждого непредвзятого наблюдателя, чей умственный взор не застлан пеленой этой весьма распространённой догмы!
(Мелькнула даже такая мыслишка. Если я - человек самых обычных средних способностей -- дошёл до такой простой идеи, то как же великий талант Эйнштейна сплоховал здесь???
Эйнштейн знал и любил Goethe и помнил наверняка знаменитые слова Фауста:
"Мне эту истину открыли годы,
В ней смысл всей мудрости людской:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них вступает в бой!"
Он не сплоховал! Он давно всё понял! Он просто НЕ ХОТЕЛ видеть иначе, смотреть на жестокую правду, то есть -- это ещё одно "мысленно-эмоциональное бегство" от мерзости жизни в наивный пацифизм. И это НЕХОТЕНИЕ восстало против его же рационализма и логики и ПОБЕДИЛО ИХ!)
Человек же - это, в подавляющем большинстве, тупая, злобная, коварная тварь, чей убогий "разум", созданный двумя миллионами лет жесточайшего естественного отбора каннибализмом, служит ТОЛЬКО для обслуживание вот этих примитивных каннибальских брюхогенитальных потребностей и НИ ДЛЯ ЧЕГО БОЛЕЕ!
А те, которые так не думают и ведут себя ИНАЧЕ, просто выродки -- мутанты с нарушенной генетической программой, доставшейся от наших славных прародителей - людоедов!
Всегда есть и такие, но обычно бежалостно уничтожаемые морально, а чаще, физически, "абсолютно здоровым и нормальным" большинством.
Но, возвращаясь к теме бегства. Люди пытаются убежать от самих себя, что невозможно сделать, убегая в нечто ВНЕ тебя!
И последнее, наука, как и любой созданный двуногими тварями институт, НИЧЕМ не отличается от всех других институтов: государства. юриспруденции, религии или проституции. Как и все подобные метастазы стадного человеческого мышления, они до отказа набиты ложью, фальшью, лицемерием и демагогией.