Насколько я мог убедиться, Гершвин в своём творчестве и достаточно бездарен и удивительно схож по манере композиции с Джакомо Пучини. У последнего все оперы и все арии в них всегда построены на вариациях одной и той же тональности. Что "Флория Тоска", что "Богема, что "Мадам Баттерфлай". Одна и та же полутоновая занудливость.
У Гершвина другая, хотя и тоже занудливость: Унылое повторение негритянских "Спиричуэлс", то есть "душещипательных" подвываний о тяжкой судьбе негров в Америке.
(Американский президент Монро предложил бывшим рабам вернуться из этой проклятой, рабовладельческой Америки в родные пенаты, в Африку, столь любимую и на века отнятую у них пауками колонизаторами. Даже страну для них приготовил там: ЛИБЕРИЮ со столицей МОНРОВИЯ. Несчастные, униженные да оскорблённые, в подавляющем большинстве не поспешили внять призыву и вернуться на свою историческую родину, а продолжали почему-то страдать и маяться в Соединённых Штатах Америки. Ибо публично, на весь цивилизованный мир стеная о своих страданиях от белых американских расистов, отлично понимали, что УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ в Америке заметно и весьма положительно отличаются от того, что их ждёт на родине. Вон, уже сколько лет, как Африка "освободилась" от проклятых кровососов-колониалистов, и с тех пор, со времени "освобождения", уже больше полувека только и слышно: "Бедные страны Африки, голодающие десятки и сотни миллионов африканцев, миллионы детей в СВОБОДНОЙ АФРИКЕ ежегодно умирают от голода!!!" Это не тундра с вечной мерзлотой и не Арктика и не Антарктика. Плодороднейшая почва, полно ценных ископаемых, климат - снимай хоть по три урожая в год. А, вот, несчастные да свободные, всё мрут и голодают, голодают и мрут, и постоянно ноют: "Ой, плозхо нам! Ой, умираем! ПОМОГИТЕ НАМ! ВЫ, треклятые бывшие империалисты да колонизаторы, вы -- ОБЯЗАНЫ нас содержать на свои денежки!!!")
Джордж Гершвин не был негром, но очень приникся их "музыкальными страданиями".
Даже целую оперу написал "Порги и Бесс".
(Если в СССР пели: "Над Волгой-рекой расплескала гармонь Саратовские страданья", то у негров Америки: "Над Миссисипи-рекой расплескала негронь спиричуэлс-страдания")
О "рапсодии".
Начну с того, что тона вовсе не блюзовые. По-английски, быть в пасмурно-тоскливом настроении называется быть в "голубом настроении". "Blue mood" - отсюда и пошло название музыки "БЛЮЗ".
Но рапсодия Гершвина полна чуть ли не мелодиями африканских ТАНЦЕВ, два притопа - три прихлопа. Тоски там никак не слышится. Начинает как будто с завываний сирены санитарной машины или полицейской. Очевидно, живя в Бруклине рядом с негритянскими районами, слышал такое не раз на день! После - танцы и громы.
А затем.... композитор в растерянности блуждает по клавишам пианино, явно не зная, чего бы такое сочинить. Снова срывается в громыхающие "американо-негритянские" гопаки в присядку.
Снова перебирает клавиатуру, бренча бессмысленно и бессвязно, как музыкальные колокольчики на качаемой ветром ветке дерева.
И ВДРУГ!
Находит ВДОХНОВЕНИЕ!
Неуверенно, пробуя, начинает некую мелодию, опять же, никак не блюзовую. А скорей торжественно-маршевую. Очень интересно музыкально - прямо слышится, как он НАОЩУПЬ, даже вроде, спотыкаясь, продвигается к НАСТОЯЩЕЙ и красивой теме.
(Происходит всё это ЛИШЬ в последней четверти этой рапсодии).
Тут Гершвин явно подражает Бетховену в последней части Девятой Симфонии -- поиск подходящего мотива. Но, если Бетховену вдохновение тогда изменило и он свалился в заметно ухудшенный вариант своей же "Фантазии для фортепиано, хора и оркестра", написанной за девятнадцать лет до этой симфонии, то Гершвину как раз и удаётся нащупать ВЕРНУЮ МУЗЫКУ.
Но тут и ВДОХНОВЕНИЕ и внезапное ПРОЗРЕНИЕ, как назло, взяли да покинули его, и наш Джорджик туповато и растерянно возвращается к песням и пляскам негров, занимавшим уже и так все первые три четверти рапсодии.
Тем и оканчивает её.
Произошло то, что написано в эпиграфе.
Гершвин наткнулся на удачную мелодию, сыграл её раз, Так, используй это счастье творца, продолжай, развивай в вариациях эту мелодию!
Но нет, тупо вернулся к начальным притопам-прихлопам! (Слегка схожим по темпу и мелодике к "Танцу огня" Де Фальи)