Что такое "Реанимация"? (Так называлась и моя заметочка.)
Это неожиданное и незапланированное автором "ОЖИВАНИЕ" героя его литературного произведения, происходящее "само собой", без какого-либо вмешательства самого автора. Герой или героиня оживают, едва появившись на страницах повести или романа, и в дальнейшем автор уже пишет под их диктовку, без малейших с его стороны планов и заготовок! Некий "фантом" начинает командовать парадом и берёт, часто против воли автора, в свои руки весь дальнейший ход произведения.
Думаю, такое наблюдали и читатели-писатели?
Это - фантазия, очередная завиральная выдумка Эспри?
НИКОИМ ОБРАЗОМ!
Об этом феномене упоминает, хоть и мельком, Станислав Лем в своей невероятно скучной и бессмысленной книге "Философия случая", где на семистах шестидесяти семи страницах он пытается создать некую "теорию литературы", но ничего, кроме занудливых и нелепых блужданий мыслью, читателю не преподносит. Взялся я в третий или четвёртый раз за его книгу, заставил себя! Но НЕ В СИЛАХ даже просто читать этот унылый набор словес, кое-как скреплённых в заумные предложения. Не узнать Лема с его блестящей и чёткой мыслью и парадоксальными, но вполне трезвыми и адекватными резвлениями!
В чём дело?
Ответ: Лем -- не машина для написания только гениальных и не ниже произведений. Человек необыкновенно оригинально мыслящий, талант высочайший, но только человек, со свойственными каждому из нас взлётами и спадами в творчестве.
Лем этот феномен рассматривает как некую "патологию", сбой программы развития литературного произведения, ибо вся его исходная, базисная идея в том, что он сравнивает литературу с неким живым организмом. То есть возникает литературный организм-мутант! Как будто это нечто уродливое, несовершенное и недоразвитое, что СОВЕРШЕННО НЕВЕРНО! И тоже каша из понятий -- литературное произведение не есть вся литература и наоборот!
(Но, чувствую, придёт скоро срок, я напишу об этом отдельную статейку или заметочку.)
Возвращаюсь к упомянутому явлению.
Я сам ощутил это при написании своей первой повести "Вижу нечто странное...".
После нескольких первых глав, я подумал, что получается несколько однообразно, надо чуть оживить содержание и решил я дать своему главному герою, молодому талантливому физику и старому девственнику, приятельницу, эдакую секс-бомбочку (не для описания их любовных переживаний, а просто приблизить содержание к реальной жизни.) На роль секс-бомбочки подрядилась студентка-физик из Уругвая, из его столицы - Монтевидео, знающая русский, Рамона Вайскопф. (Мама -- русская, отец - австрияк-венец). Эпизодическая героиня (по моему замыслу) которая должна периодически задавать идиотские вопросы герою, одевать красивые платья и озарять очередное гениальное открытие героя радостным глупым смехом!
ПОЛНЫЙ ПРОВАЛ!
Только-только появившись на свет, она тут же взяла нить повествоания в свои нежные ручки и стала мне властно диктовать всё дальнейшее. Повесть пошла совершенно по иному пути, а героиня стала ЦЕНТРАЛЬНОЙ фигурой произведения! Один очень толковый и умный критик написал в своей совсем не комплиментарной для меня рецензии, что она никак не годится на роль "Рамочки" (так, любя, называл её главный (БЫВШИЙ "главный"!!!) герой, а все остальные герои - мужчины, стали лишь бледным обрамлением именно этой яркой и незаурядной героини!!!
Тогда, когда случилось со мной такое несчастье, я и не предполагал, что это достаточно частое и обычное явление у многих писателей!!! Думал, поглядывая на себя настороженно в зеркало, что малость свихнулся от этого "литературного" творчества.
А ГДЕ ОБЩАННАЯ ГЕНИАЛИЗАЦИЯ??? - Спросит читатель!
Ещё немножко терпения! Будет и это, но к ЭТОМУ надо подойти, подготовиться!
Классическим примером "РЕАНИМАЦИИ" является судьба Остапа Бендера.
"Остап Бендер был задуман нами как второстепенная фигура. Почти эпизодическое лицо. Для него у нас была приготовлена фраза, которую мы слышали от одного нашего знакомого бильярдиста: "Ключ от квартиры, где деньги лежат,"
Но Бендер стал постепенно выпирать из приготовленных для него рамок. Скоро мы уже не могли с ним сладить. К концу романа мы обращались с ним, как с живым человеком, и часто сердились на него за нахальство, с которым он пролезал в каждую главу"
Евгений Петров, "Мой друг Ильф"
Валентин Катаев, старший брат Евгения, который вначале их "сосватал" и думал быть их Дюма-пэром, эдаким опытным мэтром - писателем, снисходительно поправляющим глупые ошибки начинающих писательских малолеток, признался сразу, что здесь ему ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО!
"Ваш Остап добил меня окончательно!"
Вот, что значит РЕАНИМАЦИЯ!
Теперь о гениализации. Если, скажем, кто-то пишет художественную биографию Эйнштейна, или Чайковского, или тех же Ильфа и Петрова, или, любого другого таланта, возможно, что герой "воскреснет" и начнёт тоже ДИКТОВАТЬ автору свои гениальные идеи???!!!
Так получится, что автор, не будучи физиком, вдруг начнёт делать открытия (СВОИ!) в физике, в которой он двух простеньких уравнений в частных производных не сможет не то, что решить, а даже написать!
Так автор, не будучи биологом, может открыть что-то серьёзное в биологии, имея о ней, в самом лучшем случае, лишь полузабытые сведения из школьных учебников.
Есть совершенно необъяснённое наукой явление, когда некая женщина, англичанка Розмари Браун, которая в детстве училась играть на фортепиано, и не более, вдруг начала писать музыку в стиле Бетховена, Шуберта и Брамса и все музыкальные эксперты подтвердили, что это НЕ ПЛАГИАТ и у самих этих композитров таких сочинений НЕТ! Она это "объясняла" тем, что "они являлись к ней и диктовали ей свои произведения"!
(Вообще-то, я cмог это и другие похожие явления объяснить безо всякой мистики (спиритизма, столоверчения, дУхов и коловращения душ), исходя из гипотезы "Темпоральных Волн". Написал об этом в заметочке " Надсознание. Гениальность. Телепатия" 20 IX 2017).
Обратите внимание на слово "диктовали"!
Итак, гипотеза заключается в том, чтобы "поручить ожившему герою" сделать то, что сам автор не в силах!