Навестил я недавно моего хорошего знакомого, преподавателя консерватории по классу скрипичного искусства, одновременно преподающего в музыкальной школе при консерватории.
В большой комнате с отличной акустикой было пустынно - ученики сидели дома, играли гаммы и другие музыкальные "домашние задания" через СКАЙП. Преподаватель слушал и морщился. Полоса пропускания была слишком узкой и "срезала" естественное звучание (а, может быть, микрофоны и динамики тоже вносили свою лепту в искажения). У одной стенки на стелажах лежали скрипки.
В витринке под стеклом красовались "знаменитые" скрипки выдающихся скрипачей: Перельмана, Штерна, Хейфица, Штефана Рухи и других.
А где же Амати, Гварнери, Страдивари? - Удивился я.
Это нам не по карману!!! Даже на этих скрипках дают играть на концертах только самым лучшим нашим студентам.
Видно было, что мой знакомец явно не в духе: "Этот идиотский карантин испортит на годы технику моих учеников, - сказал он с раздражением. (Мы оба, конечно же, масок не надевали, понимая всю бессмысленность этого фарса) --- Всё придётся начинать с первых классов!"
Чтобы чем-то отвлечь его, я попросил исполнить "Moto Perpetuo" Никколо Паганини.
Он с радостью взял скрипку и тут же заиграл. Сказать честно, я не считаю это произведение удачным. Есть темп, есть разнообразие звуков, но нет некоторой "машинности" звучания, коей надо быть, коль скоро речь идёт о "Вечном движении". У Свиридова в его "Время, вперёд!" прямо ощущается мощное движение огромной машины, хотя, по чести, время летит и улетает от нас БЕЗЗВУЧНО.
"Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза"
ЖИЗНИ.
Вдруг я обратил внимание на отблеск от его скрипки. Красно-зелёный.
Что за чертовщина, - подумал, -- у Скрябина есть, кажется, этюд цветомузыки, но я-то увидел отблеск от самой скрипки!
Когда он кончил играть и опустил скрипку, я увидел...
Струны скрипки были разноцветными! Он, заметив мой удивлённый взгляд, рассмеялся и объяснил:
Я поговорил со специалистами, включая физиков-акустиков, и выяснил, что если струны окрасить тончайшим слоем специальной краски, их звучание не изменится. И мне окрасили в специальной мастерской струны в цвета спектра. (Струн у скрипки, как вы знаете, четыре или пять). Так вот, самую басовую окрасили в густой красный цвет. Следующую --- в жёлтый.
Ещё одну - в зелёный. А четвёртую, высокотональную - в синий. Если есть пятая, самая басовая, то её - в тёмнокрасный, а самую высокую - в фиолетовый.
Зачем? - Удивился я. - Ведь цвета струн видны только вблизи и то, если свет отражается от них соответствующим образом. Слушатели в зале этого не заметят!
Это я для младших классов придумал. Для ребёнка легче запомнить струны по цветам. Обратите внимание на цвет шейки грифа, он тоже меняется от тёмнокрасного до синего, в зависимости от того, где пальцы скрипача прижимают струну к грифу. Для студентов это, конечно же не требуется. Но, знаете, многие студенты мне признавались, что им БОЛЬШЕ НРАВИТСЯ играть на таких "спектральных скрипках". Некоторые даже заявляли, что обертоны у этих скрипок более насыщенные! Думаю, что это просто фантазии, хотя говорили мне это как раз студенты с не просто абсолютным слухом, но с особенно тонко "дифференцирующим"!
Я спросил: А можно ли сделать так, чтобы корпус скрипки тоже светился (не слишком ярко, конечно) разными цветами во время игры, да так, чтобы слушатели в концертном зале это видели даже из самых задних рядов?
По идее, - сказал он, - думаю, можно было бы поставить маленькие цветные лазерные диоды, получающие команды от миниатюрного звукоанализатора и тогда при тремоло, например, цвета не только будут меняться, но и вибрировать в такт звуку. Вопрос лишь - для чего. Ведь люди пришли слушать музыку, а не видеть её.
Одно другому не помешает, думаю, - ответил я, -- Вот, и Скрябин тоже писал цветомузыку: Поэма экстаза и Поэма огня...
Цветомузыка, думаю, усилит эмоциональное воздействие на слушателей и, может быть, на самого исполнителя.
В заключении он исполнил для меня "Прелюдию и аллегро в стиле Пуньяни" Фрица Крейслера.
НЕ ДЛЯ МЕНЯ.
Истосковавшись по музыке, ученикам и слушателям, ДЛЯ СЕБЯ!
https://www.youtube.com/watch?v=K-Xu8qwq6Ww
11 VI 2020