Знаменитая Пятая Симфония Бетховена ("Симфония Судьбы"). Сочинение очень популярное (совершенно справедливо!!!) и в целом написанное гениально. Когда у Бетховена спросили, что за "удары" слышны в первой части, Бетховен ответил: "Так судьба стучится в дверь."
Он начинал глохнуть! Что может быть ужаснее для композитора не слышать музыки???!!!
Мотив этот ста пятидесятью годами позже был использован английским композитором Джефом Вейном, сочинившим временами совсем небездарную музыкальную постановку с речетативом "Война миров".по одноимённому роману Герберта Уэллса. Там тоже в начале слышатся "удары Судьбы". Марсияне приближаются! Её первая часть "Вторжение марсиян" - наиболее удачная. Интересно, что начал я с симфонии Бетховена и намерен был продолжать тему только о ней.
Да нахлынули по музыкальной аналогии воспоминания о "Войне миров".
В третьей части симфонии звучит торжественная мелодия, гимн или некий победный марш...
И ВДРУГ!!!
Вдохновение покинуло великого композитора! И торжественная музыка сменяется совершенно не к месту неким плясовым мотивом! Причём слышно, что композитор ещёё пытается нащупать достойное продолжение начатого, но сдаётся и начинает пляасть под сурдинку. Отбросил Бетховен нотный стан и, согнув свой стан, пустился вприсядку! И так это противоестественное сочетание дешёвого танцевального мотива и величаво звучащей исходно оркестровой музыки продолжается до конца. И громовые удары барабанов и литавр НЕ ДЕЛАЮТ эту пляску "СОВПАДАТЕЛЬНОЙ" с предыдущей мелодией! В чём дело???
Неужто такой замечательный композитор, как Людвиг ван Бетховен, лишился чувства музыки и меры, соразмерности? Нет, думаю не лишился и не оглох!
Ушло ВДОХНОВЕНИЕ, а писать надо!!! Надо!
Как в одном хорошем КВНе:
"Почему удои падают, а надои растут?
Потому что НАДОИ происходят от слова НАДО!"
И Бетховен ВЫНУЖДЕН был заменять божественное ВДОХНОВЕНИЕ мастерством опытного композитора! И сразу почувствовался этот трагический уход! Диссонанс - недиссонанс, диссонанса нет, а просто НЕ ПОДХОДЯТ друг к другу эти два искусcтвенно смешанных мотива!
Божий дар с яичницей!
Забавно, что ИНТУИЦИЯ мне шепнула воспоминание о "Войне миров" Вейна!
Там талантлива лишь первая часть. Не только хорошее подражание Бетховенской первой части пятой симфонии. Очень хорошо звучит "медленно-медленно, виток за витком отвинчивающаяся и падающая на землю крышка люка" космического корабля марсиян и на редкость талантлива и, к сожалению, очень краткая "насекомая" мелодия, образно представляющая треножники марсиян. Тут, вот в этот самый миг, Джефу Вейну вдруг изменила интуиция или вдохновение! Эту "насекомо звучащую" тему надо было продолжать и развивать!
А дальше?
Дальше - убогая рутина заурядного музыкоделания!
Та же пропажа ВДОХНОВЕНИЯ!
Кончился Гениалин!
Вообще-то интересно, чувствовали ли композиторы вот эту пропажу? Уверен, что да! Ещё как! Сразу как будто вакуум появляется в голове. Ужасная пустота! Духовно убийственная!