Большинство по мере взросления превращались в обычные заурядности. "Плато" на графике близко расположенное к нулевой линии.
ПОЧЕМУ?
Потому что ДЕТИ демонстрировали способности средних взрослых, что для ребёнка обычно несвойственно. Поэтому, когда эти вундеркинды взрослели, они и превращались в обычных взрослых с обычными средними способностями.
Примеры:
Оливия Хасси - талантливая девочка, сыгравшая в шестнадцать лет роль Джульеты в фильме Дзефирелли, "Ромео и Джульетта". В дальнейшем ничем выдающимся не прославилась.
Ширли Темпль - чудо-ребёнок, сводившая с ума весь мир.
Совершенно незаурядная по таланту девочка. Подросла и стала нормальной средней женщиной.
Джекки Куган - маленький ребёнок -- талант, великолепно сыгравший свою роль в фильме Чаплина "Малыш". Вырос и стал средним актёром.
Татум О'Нил - дочь неплохого актёра Райана О'Нила. Блистательно сыграла роль Эди в прекрасном фильме Петера Богдановича "Бумажная луна". Самая молодая актриса, получившая Оскара за эту роль. Дальнейшее - молчание. Нет, она сыграла немало ролей, чего-то - кого-то но весьма средненько. Для того, чтобы как-то выпендриться, снялась голышом в слабом вымученном, насквозь фальшивом фильме "Круг на двоих" с заметно старым Ричардом Бартоном. Вместо очаровательной и незаурядной десятилетней девочки в "Бумажной луне", в "Круге на двоих" - заурядная голая баба, Воистину, страсть как "оригинально!"
Но за прекрасную игру в фильме Богдановича распатилась впоследствии всей личной жизнью. В фильме она играет десятилетнюю дочь проститутки, девочку, не по возрасту опытную в жизненных перипетиях (образ поведения мамани дал немалый "жизненный опыт"). Но именно эта роль "испорченной" преждевременным "взрослым" опытом девочки, сломал ей всю остальную жизнь: "Романтическая случка" в не вполне совершеннолетнем возрасте с гомиком, педофилом и растлителем малолетних Майклом Джонсоном, затем замужество, пьянство, наркотики ..
Это, между прочим, является хорошим подтверждением "Закона Оптимально Соответствия живого существа экологической нише его обитания". Многие забывают, что кроме чисто физико-химических условий необходимого соответствия, в требование входит и соответствие интеллектуальное. Шире: Духовное. Современный человек, попав в Средневековье или в пещеру каннибалов навряд ли долго выживет в этих условиях, даже если будет вооружён до зубов и схож с Джеймсом Бондом. Экология вроде бы соответствует: Температура, влажность, парциальное давление кислорода, - всё в норме. Да, вот, парциальное "давление Времени" НЕ ТО!!!
Каждый из нас в процессе жизни переходит из одной "пещеры" в другую. Из "пещеры детства" - в юношескую, из юношеской - во взрослую молодую, из неё - в зрелую, а там уж и в пещеру старости пора. Так вот от нас всегда требуется оптимальное соответствие данной пещере, житейской экологической нише. Тюремно-лагерная ниша, например, конечно же, резко отличается от псевдосвободной ниши жизни и немало в неё попавших быстро вымирают...
Армейская пещера тоже сильно отличается по нравам от гражданской...
Вундеркинды юности.
Это уже отличающиеся своими способностями ученики и студенты.
Способные и даже выдающиеся по своим учебным качествам подростки и молодые люди.
Что вырастает из них? Блистательные таланты?
Из микроколичества! Большинство - так и остаются школярами, то есть хорошо усвоившими алгоритмы системы просвещения, ничего общего с реальными требованиями настоящей науки или техники, НЕ ИМЕЮЩИМИ! В "учебных" задачах всегда чётко заданы условия и сформулирована проблема.
В реальной научной или технологической ситуации, ОБЫЧНО, не знаешь ни того, ни другого. Где начало, а где конец? Где причина, а где следствие?
Где условия важные, для решения задачи, а гле второстепенные, но выпирающие часто на первый план...? Потому удачливые школяры, которые уже развили в себе некий комплекс эдаких "гениев", приученных всей многолетней порочной системой обучения легко и без больших усилий решать УЧЕБНЫЕ, разжёванные задачи, сталкиваясь с совершеено другой реальностью. (оказались в незнакомой экологической нише) теряются, и решить даже относительно простеньких, НО РЕАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ, не могут. А что не удаёстся перестает привлекать!
И остаются пожизненно убогими кандидатиками или даже докторами якобы наук, по уровню мышления застряв в типичных ШКОЛЯРАХ!.
Второй фактор, делающий из учебных школяров школяров "вечных" - это отсутствие любопытства. То есть НЕ ВОЗНИКАЕТ даже малейшего чувства интеллектуального дискомфорта от встречи с непонятным. Ну, непонятно, так что? Нам многое непонятно, мы из-за этого трагедий устраивать не будем! Трагедий, может, и не надо устраивать, а чувство дискомфорта от непонятного, должно теребить постоянно настоящего учёного или инженера, или врача и т. п.
Примеров в истории тоже, больше чем достаточно...
Тем не менее, некоторые единицы, обладавшие вышеперечисленными качествами НЕШКОЛЯРОВ, становятся настоящими учёными и даже выдающимися.
Талант зрелости.
Вот, как раз те, только что упомянутые переходят из молодости в зрелость, неся в себе "Искру Божию". Подавляющее большинство известных настоящих учёных прошло именно таким путём. Это проявления таланта ПРИРОЖДЁННОГО. Допустим, что уже с юных лет у них в мозгу в некоторых участках выбрасывался в синаптически щели некий особый медиатор, назовём его Гениалином. Особенность его такова, что он открывает такие контакты между нейронами, которые у обычных людей закрыты, заблокированы. То есть возникают некие нестадные, не шаблонные, незаурядные цепочки - мысли. Это и есть проявление особых способностей и таланта. Цепочки эти тоже, очень хрупкие, но всё же упорно возникающие. И человек "блещет талантами".
ДО ПОРЫ ДО ВРЕМЕНИ!
То ли довольно быстро запас Гениалина кончается, то ли отмирают некие клетки - производители его, но пик таланта на упомянутом графике "Время -Талант" начинает падать , стремясь к нулю. Явление тоже, хорошо всем знакомое и известное.
Искорки его незаурядного таланта проблёскивают даже в самых первых фильмах. "Пилигрим" например, финальные кадры, где высылаемый из США в Мексику герой-нелегал бежит вдоль границы, одной ногой по территории США, другой - Мексики.
Или "Бал-маскарад", где миллионер-алкоголик читает письмо жены, бросившей его из-за пристрастия к спиртьному и нам показывают полные тоскливого страдания глаза Чаплина, на которые уже наворачиваются слёза, затем вздрагивающую от рыданий спину, а затем - его сосредоточненное лицо при выполнении руками важной миссии: Встряхивания миксера со спритным!
Дальше - уже целые фильмы, полные таланта: "Малыш", с одновременным вмешательством бездари и пошлости (финальные сцены сна Чаплинского героя - "в стране сновидений". Полное убожество, резко диссонирующее со всем предыдущим фильмом). Как будто Чаплину вдруг изменило чувство вкуса и меры!
Бывает!
Чарли Чаплин - только человек, могущий делать ошибки и делающий их!
Наконец - два шедевра:
"Огин большого города" и "Новые времена".
Шедевр по определению Поля Валери, это произведение, от которого ничего нельзя отнять и к которому ничего нельзя добавить.
Эти два фильма таковыми и являются. Пик творчества Чаплина.
Затем "Великий диктатор". Всё ещё много таланта, но уже начинается громыхание заурядности и бездарности. Спад, пока нерезкий.
"Месье Верду" - гораздо слабее, талант почти не виден. И затем два фильма полностью бездарных: "Графиня из Гонконга" и "Король в Нью-Йорке" Откровенно бездарные, глупые и бессмысленные. А ведь они тоже сделаны "великим "Чаполиным"! Увы!
Уже не великим, ни просто способным, а впавшим убожество.
Это была констатация факта, характерного для очень многих талантливых людей.
В чём причина такого прискрбного явления?
Очевидно то, что было сказано в начале этого абзаца: То ли Гениалин КОНЧИЛСЯ, то ли клетки-производители отмерли или перестали выделять его. И всё! Не обязательно тупой маразм! Просто человек стал из НЕОБЫЧАЙНОГО - ОБЫЧНЫМ!
Другой пример - Альберт Эйнштейн.
В 26 лет (1905г) сразу три гениальных работы:
"О Брауновском движении"
"Кванты света - фотоны"
"Специальная Теория Относительности"
В 37 лет (1916г) - "Общая Теория Относительности"
А дальше?
Дальше ТРИДЦАТЬ ДЕВЯТЬ ЛЕТ изнурительной интеллектуальной деятельности без малейшего результата! Причину я не раз уже описывал (разумеется, в моём понимании).
Эйнштейн предал свою замечательную физическую интуицию, ГЕНИАЛЬНУЮ, в угоду математической, которой у него никогда не было. Все 39 лет пытался решить математические проблемы, связанные с его совершенно верной физической идеей создания "Единой Теории Поля", объединяющей большую часть "разрозненных" фундаментальных физических теорий.
То есть талант, оказывается, заключается не только в способности решать тяжелейшие проблемы, но и в понимании, ГДЕ ТВОЯ СИЛА и в необходимости всячески её беречь и лелеять!
А Эйнштейну эта часть его таланта вдруг изменила.
Сам, добровольно, отказался от своей гениальной физической интуиции в пользу каких-то нелепых математических конструкций, в которых он был пратически беспомощен
Талант старости.
Очень странное, интересное и, можно сказать, перспективное направление таланта.
О таких людях известно мало, а о многих вообще ничего неизвестно широкой публике.
Почему?
Да потому, что, если человек не проявил своих талантов в период своей активной трудовой деятельности, то он просто остался неизвестен. О нём не писали и не пишут ни научные журналы, ни газеты, не говорит радио и не показывают его по телевидению.Тогда, когда он мог бы себя проявить во всём блеске, он вроде бы себя ничем замечательным не проявил. А когда смог уже проявить, то никто уже на него и внимания не обратит!
Конечно, были и исключения:
Луи Пастер пережил страшный гемисферный инсульт в сорок шесть лет, а свои наиболее значительные открытия сделал уже после него.
Норберт Винер создал "Кибернетику" в пятьдесят четыре года.
Этель Лилиан Буль-Войнич написала свой лучший роман "Сними обувь твою" в восемьдесят лет. Но это редкие исключения
Теперь - сравнительный анализ двух типов таланта: Раннего и позднего. Эту тему я уже затронуд в своей заметке "Геронтологическая оптимистическая комедия" от 8 Х 2019.
Рассмотрим такое образное сопоставление:
Молодые и зрелые таланты - это от рождения заряженный аккумулятор. Подключаем его к нагрузке. Начинает течь ток, ток постепенно разогревает сам аккумулятор и поэтому химические реакции начинают течь усиленно и ток тоже растёт. В какой-то момент он достигает некого максимума. Но химическая энергия, запасённая в аккумуляторе, расходуется, постепенно ток начинает падать и в конце концов при полной разрядке падает до нуля.
А талант старости?
Тот же аккумулятор, но от рождения НЕЗАРЯЖЕННЫЙ. Однако при общении человека с образцами талантливой мысли в любой сфере человеческой деятельности, этот аккумулятор таланта ПОДЗАРЯЖАЕТСЯ! И начинает сам давать "электрическую" энергию. И так может продолжаться до ГЛУБОКОЙ СТАРОСТИ, ибо и его собственные таланты "разогревают" аккумулятор, и внешине подзарядки чужими талантами тоже увеличивают запас творческой (химической) энергии. Так что на упоминаемом графике "Время-Талант", кривая не быстро доходит до пика, а затем падает "стремительным домкратом", а ПРОДОЛЖАЕТ РАСТИ!!!
Происходит некая двойная подзарядка аккумулятора таланта: Внешняя - за счёт общения с талантливыми произведениями других людей и внутренняя - самозарядка!
Перспективность этого типа таланта в том, что мы можем сами ПОДЗАРЯДИТЬСЯ и дальше стать успешно работающими производителями Гениалина для самих себя.
17 IX 2020