Аналитическое продолжение к предыдущей заметке "Проблемное голодание мозга".
Когда услышал от моего доброго приятеля рассказ о его странном наблюдении, воспринял это, к сожалению, с обычным стадным школярством, мол, чего только не бывает на свете... Первая мысль.
Второй мыслью было:
Понятно, замечал у него склонность к работе мозга и знал, что этот процесс доставляет ему удовольствие. Так что, естественно, мозг нуждается в позитивных эмоциях, "Голод по сладкому".
И лишь сегодня проявилась, после уже МОЕГО дУмания, истинная причина такого "голодания".
Нашёл-таки причину "проблемного голодания мозга", то есть ответил на ещё более фундаментальный вопрос: ПОЧЕМУ?
Дело в его, приятеля, общей нервной конституции.
Он - человек очень эмоциональный, "принимающий всё близко к сердцу". Невротик, вспыльчивый, быстро раздражающийся. Так уж он устроен, с этим родился, с этим и умрёт..
Но такая, крайне невыгодная для существа, нервная конституция, непрерывно создаёт эмоциональный, душевный ДИСКОМФОРТ.
Ему всегда "ПЛОХО"!
Это, опять-таки, создаёт только две возможности для него:
Или стать унылым, перманентно брюзжащим нытиком, вечно жалующимся на всех и на всё и с занудливой скучностью предающимся "мировой скорби".
Или, если человек имеет характер борца, а не трусливого скулящего нытика, путь постоянной БОРЬБЫ с чувством душевного дискомфорта.
"Разумные люди приспосабдивают себя к миру.
Неразумные - упорствуют в своих попытках приспособить мир к себе.
Поэтому прогресс зависит от Неразумных!"
Джордж Бернард Шоу
Так вот, мой приятель - крайне Неразумный и как Дон Кихот всё время воюет с ветряными мельницами, точнее, В ОТЛИЧИЕ ОТ ДОНА КИХОТА, с реальными проблемами "плохости не нравящегося ему мироустройства"!
"И вечный бой, покой нам только снится...
Сквозь кровь и пыль,
Летет, летит степная кобылица
И мнёт ковыль"
А.Блок
Борьба с ними - это непрерывный поиск РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ!!!
Его мозг, постоянно загружаемый проблемами, ПРИВЫКАЕТ к тому, что ему всё время ПРИХОДИТСЯ тащить эту повозку, непрерывно взваливаемых на неё новых проблем. И, как опытный и сильный конь-ломовик, постоянно тащить, упираясь всеми своими копытами, тяжелую ношу за собой.
А когда ВДРУГ, на время, он чувствует опустевшую повозку, испытывает СНОВА дискомфорт - СЛИШКОМ ЛЁГКАЯ!!!
Непривычно и неудобно тащить такую малость, когда привык упираться всем "мысленным телом" для решения тяжёлой проблемы.
Это, кстати, Эйнштейн советовал своим студентам: Не бояться трудных, кажущихся неразрешимыми, проблем, а смело браться за их решение!
Почему?
Потому, что, даже допуская, что не решишь проблемы, совершенствуешь свой ум в решениях, делаешь его гибким, подвижным, изобретательным и,главное, ЗАКАЛЁННЫМ в трудной схватке.
В этом, между прочим, и состоит несчастье так называемых, "многообещающих" юных школяров и студентов, блиставших своими УЧЕНИЧЕСКИМИ способностями в школах и ВУЗах. Они, будучи от природы способными, легко решали АДАПТИРОВАННЫЕ для неокрепшего юного интеллекта задачи, УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ. А затем, став аспирантами и уже СТОЛКНУВШИСЬ С РЕАЛЬНЫМИ, а не специально облегчёнными для их незакалённого в интеллектуальных боях умишки проблемами, вдруг оказываются совершенно бессильными, не знающими даже, с какого конца подойти к проблемам. Потому что в реальных проблемах поначалу не знаешь даже, ГДЕ ПРИЧИНА явления, а где - её СЛЕДСТВИЕ!!!
Эту задачу часто не могут решить и маститые "учёные".
(Например, недавние жульнические страшилки с "озонными дырами", где многомудрые "эксперты", Лауреаты Нобелевской премии, по-школярски перепутали местами причину и следствие! А теперь - с тем же нелепым "перегревом - потеплением климата" из-за углекислого газа! См. Мои заметки на эти темы.)
Такой умственный провал сразу купирует у школяра и желание решать данную проблему.
Раз неудача. Второй... и ПРОПАДАЕТ ЖЕЛАНИЕ вообще браться за такие "сложности".
Что не удаётся - перестаёт привлекать.
Выбирают лёгкую протоптанную дорожку "учёных - середнячков". Так блистающие талантами "многообещающие" обещания этого не выполняют, а превращаются в заурядных подсобных рабочих в науке, годных лишь чего-то (по указанию научного руководителя) поднять из кучи фактов, перенести в другое место и аккуратно положить на заранее заготовленную (тем же руководителем) полочку.
НЕ БОЛЕЕ!
Возвращаясь к моему приятелю, резюмирую:
Главная причина "голода" в исходно НЕразумном отношнии к устройству мира и неизбывном желании приспособить его к себе. Это порождает эмоциональный стимул!
В науке, да и, собственно, в любой деятельности, крайне нужен этот ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД к каждой проблеме. Именно эти эмоции и порождают ПОСТОЯННОЕ НЕУДОВЛЕТВОРЕНИЕ нерешённой проблемой и именно они всё время тревожат сознание неким душевным дискомфортом, заставляя настоящего думателя стараться избавиться от этого мучительного чувства бессилия и напряжённо искать возможные ходы и выходы в умственном лабиринте.
А когда в какой-то момент вдруг, на короткое время, ничего не "царапается в мозгу", человек начинает ощущать ДИСКОМФОРТ от нехватки такого ПРИВЫЧНОГО "ЦАРАПАНИЯ".
Думаю, что подвёл причинно-следственную базу под описанный феномен "проблемного голода".
12 VIII 2022