Эспри Де Лэскалье : другие произведения.

Эффект Допплера в арии Лепорелло

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

  Эффект Допплера в арии Лепорелло.
  
  Продолжение темы из заметки "Социология музыки".
  Итак, снова знаменитая ария со списком дамочек, соблазнённых Доном Жуаном.
  
  Осмелюсь напомнить сведения из школьной физики об эффекте Допплера.
  Если имеется пара: Излучатель волн (источник) и их приёмник, и они взаимно перемещаются друг относительно друга вдоль прямой, их соединяющей, то частота колебаний, звуковых или световых волн, принимаемая приёмником будает различна в зависимости от направления и величины скорости их сближения или удадения. Если источник движется К неподвижному в лабораторной системе отсчёта, то частота волн для приёмника будет возрастать и тем больше, чем больше величина скорости сближения.
  Если же наоборот, источник волн УДАЛЯЕТСЯ от приёмника, частота принимаемых волн будет уменьшаться Схожим образом это будет происходить, если двигать не источник -- излучатель, а приёмник волн.
  
  (О так называемом "Поперечном (релятивистском) эффекте Допплера" я здесь говорить не буду, поскольку это явление вытекает из Специальной Теории Относительности и было экспериментально подтверждено в опытах Айвса - Стилуэлла и некоторым образом в опытах Мёссбауэра).
  
  Представим себе, что мы стоим на платформе вокзала и мимо нас, не останавливаясь, проносится поезд. Поровнявшись с нами машинист нажимает на кнопку подачи гудка и некоторое время держит её нажатой. Что мы услышим?
  В первый момент, когда паровоз поравнялся с нами, НАТУРАЛЬНЫЙ звук гудка, каким он и есть на самом деле. Но, по мере удаления от нас, высота звука будет падать в соответствии с описанным эффектом.
  
  Теперь послушайте арии Лепорелло после слов: "Есть маркизы и принцессы, Всех сословий, всяких лет..." Вот, эти "ВСЯКИХ ЛЕТ", повторенные дважды. Там четыре ноты с постепенным понижением высоты звучания. Эффект Допплера!
  
  А непосредственно перед этим отрывок с перечислением "мещанок и дворянок" - явно слышится звук быстро движущегося поезда. Потом - замедление, торможение и остановка, люди выходят и заходят в вагоны, дети резвливо вбегают и выбегают, прыгая на подножки и с них.
  Всё это СЛЫШНО в мелодии арии..
  
  https://www.youtube.com/watch?v=E-QoPD2GGGw
  Павел Червинский
  https://www.youtube.com/watch?v=qtI510r_eiE
  Ильдар Абдразаков
  Обе по-итальянски
  
  https://www.youtube.com/watch?v=W3Hu7ixfmng
  Борис Гмыря по-русски!!!
  
  https://www.youtube.com/watch?v=C7eNFhgkpqo
  Фёдор Шаляпим по-итальянски
  
  К чему эта демонстрация? К тому, что высказано в предыдущей заметке: НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ реакции слушателей на вполне определённую задумку самого композитора! Моцарт ОПИСЫВАЕТ музыкально ОДНО, согласно либретто оперы.
  А мы СЛЫШИМ совершенно ИНОЕ!
  
  Вновь, это облегчается мыслительным отчуждением от слов арии и от содержания оперы!
  В упомянутом отрывке я слышал очевидное звучание быстро вращающихся колёс поезда, их перестук (Схоже со Свиридовым "Время, вперёд!") и удаляющиеся гудки паровоза.
  Разумеется, это ВСЕГО ЛИШЬ МОЁ "слышание" всей арии.
  Но интересно было бы СОЦИОЛОГИЧЕСКИ проверить, только ли МОЁ?
  Или оно совпадёт со схожим "слышанием" также у других слушателей?
  
  Faciant meliora potentes.
  7 IV 2025
  
  
  
  The Doppler effect in Leporello's aria.
   
  Continuation of the topic from the article "Sociology of Music"
  So, again, the famous aria with a list of ladies seduced by Don Juan.
   
  I would like to remind you of the information from school physics about the Doppler effect.
  If there is a pair: a wave emitter (source) and their receiver, and they move relative to each other along a straight line connecting them, then the frequency of vibrations, sound or light waves, received by the receiver will vary depending on the direction and on the speed of their approach or separation. If the source is moving TOWAEDS a static receiver in the laboratory frame of reference, then the frequency of the waves for the receiver will increase and the greater the magnitude of the approach velocity.
  If, on the contrary, the source of the waves is MOVING AWAY from the receiver, the frequency of the received waves will decrease.
  In a generally similar way, this will happen if you move not the source - the emitter, but the receiver of the waves.
   
  (I will not talk about the so-called "Transverse (relativistic) Doppler effect" here, since this phenomenon follows from the Special Theory of Relativity and was experimentally confirmed in the Ives-Stilwell experiments and, to some extent, in the Mössbauer experiments).
   
  Let's imagine that we are standing on the platform of a railway station and a train is rushing past us without stopping. When it reach us, the driver presses the horn button and holds it down for a while. What will we hear?
  At the first moment, when the locomotive caught up with us, the NATURAL sound of the horn, as it really is. But as it moves away from us, the pitch will drop in accordance with the described effect.
   
  Now listen to Leporello's arias after the words: "There are marquises and princesses, of all classes, of all ages..." Here, these "OF ALL AGES", repeated twice. There are four notes with a gradual decrease in pitch.
  Doppler effect!
  And immediately before that, an excerpt listing "philistines and noblewomen" - the sound of a fast-moving train is clearly audible. Then there is a deceleration and stop, people get out and enter the cars, children run in and out, jumping on and off the boards.
  All this CAN be HEARD in the melody of the aria..
   
  https://www.youtube.com/watch?v=E-QoPD2GGGw
  Pavel Chervinsky
  https://www.youtube.com/watch?v=qtI510r_eiE
  Ildar Abdrazakov
  Both are in Italian
   
  https://www.youtube.com/watch?v=W3Hu7ixfmng
  Boris Gmyrya in Russian!!!
   
  https://www.youtube.com/watch?v=C7eNFhgkpqo
  Fyodor Shalyapim in Italian
   
  Why this demonstration? To what was said in the previous note: The UNPREDICTABILITY of listeners' reactions to a well-defined idea of the composer himself!
  Mozart DESCRIBES ONE THING musically, according to the opera's libretto.
  BUT we HEAR SOMETHING completely DIFFERENT!
   
  Again, this is facilitated by mental alienation from the words of the aria and from the content of the opera!
  In the mentioned passage, I heard the obvious sound of the rapidly rotating wheels of the train, their pounding (Similar to Sviridov's "Time, Forward!") and the retreating horns of the locomotive.
  Of course, this is JUST MY "hearing" of the whole aria.
  But it would be interesting to check SOCIOLOGICALLY if it's just MINE?
  Or will it coincide with other listeners' similar "hearing"?
   
  Faciant meliora potentes.
  7 IV 2024

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"