Продолжение развития новой науки "Музыкальная криминалистика".
Примерно в 1783 году в Зальцбурге или уже в Вене Моцартом был написан знаменитый
"Турецкий марш" (Соната для фортепиано Љ 11).
https://www.youtube.com/watch?v=HMjQygwPI1c
Годы позже итальянский композитор Антонио Вивальди написал четыре не менее знаменитых скрипичных концерта "Времена года".
И на днях, напевая "Турецкий марш" во время приготовления себе завтрака, я вдруг заметил, что "незаметно для себя" сбился и перешёл к "Весне" Вивальди.
https://www.youtube.com/watch?v=-4kTei0XrCs
Что за сдвиг в психике моей? - Подумалось невольно. - Окосел Эпри? С утра?
-- Хотя алкоголя не переношу с детства.
(Вообще-то, у многих есть способность к ассоциативным связям в мозгу, когда вдруг вроде бы "далёкие" понятия связываются какой-то странной цепочкой в нечто общее, пусть и никак не единое.)
Нет, попытался воспроизводить некоторые отрывки из Вивальди и Моцарта, - звучали очень уж похоже. Поскольку Моцарт умер задолго до Вивальди, то остаётся преположить, что последний "позаимствовал" мелодику у Моцарта.
Тем паче, что Вивальди долгие годы жил в Вене, где, конечно, мог услышать и не раз сонату Моцарта.
Был очень плодовитым композитором и жил широко, "не по средствам", посему умер в бедности.
Как и Моцарт.
Увы, все - только люди-человеки.
Навели меня вновь эти музыкальные переживания-размышления на ту же тему:
Классическая музыка и прочая.
Не приемлю такого деления.
Есть ли литература классическая, поэзия, скажем, и НЕ классическая?
По-моему, деление абсолютно неверное.
Есть два типа произведений человеческого сознания: Талантливые и бездарные!
Вот, так и следует судить о ЛЮБЫХ "изделиях" нашего мозга.
Есть музыка талантливая и бездарная!
Других музык нет!
Увертюра И.Дунаевского к фильму "Дети капитана Гранта"(бездарному!) - талантлива, а какая-нибудь "классическая" "Пионерская сюита" (кажется, Кабалевского) - бездарь!
Или опера "Судьба человека"! Схоже с Петькой: Я ОПЕРУ пишу! Да и сравнить её нельзя с талантливыми мелодиями А.Зацепина, тоже к фильмам Гайдая!
Симфоническая сюита Рихарда Штрауса "Так говорил Зарастустра" - начало великолепное, талантливое, мощное и оригинальное. А дальше???
Полумелодичное бренчание неких, подвешиваемых на ветке консонансных цилиндриков на ветру. Если даже мелодично, это всего лишь ПЕРЕЗВОН, а не музыка!
Да пение соловья - это, действительно, програмная музыка!
Или всякие бездарные диссонансы, выдаваемый за нечто "классическое". Та же бездарная мазня, которая выставляется в "художественных" салонах под видом картин, только не на полотне, а на нотном стане!
Сальери в великолепной драме Пушкина "Моцарт и Сальери" раздражённо отвечает на смех Моцарта, которого забавляет примитивное исполнение на скрипке отрывков из его оперы каким-то стариком - музыкантом из трактира:
"... Моцарт хохочет.
Сальери:
И ты смеяться можешь?
Моцарт:
Ах, Сальери,
Ужель и сам ты не смеёшься?
Сальери:
Нет!
Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля,
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери."
И мне, самому обычному Эспри де Л'Эскалье, тоже не смешно, когда заурядность и бездарь тужатся изобразить чего-то "классическое", когда нет даже способностей написать простенькую талантливую песенку.
Итак, музыка, как все другие произведения человеческого сознания, может быть лишь двух категорий: