"Алиса в Стране Чудес", "Алиса в Зазеркальи". Глупые сказки Льюиса Керролла, напичканные псевдо-глубокомысленностями, а на самом деле банальностями, но произносимыми с эдакой эзотерической важностью и значительностью, почему-то приведшие в восторг немало кретинов на Земле, включая и королеву Англии. Та прочитала сказки и до того ей это понравилось, что повелела она купить для неё ВСЕ книги замечательного автора! Все остальные книги оказались математическими трудами математика Льюиса Керролла. И, в отличие от Наполеона Бонапарта, королева Великобритании была не слишком сильна в этой науке. Вообще не сильна! Вообще НЕ!!!
Что произошло с многими русскими писателями эмигрантами? Ведь в период становления Совдепии из неё уехали или бежали сотни тысяч людей, миллионы даже. Среди бежавших было немало людей умственного труда, точнее, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО: учёные, писатели, актёры, танцоры, композиторы. Зворыкин, Сикорский, Бунин, Куприн, Мережковский, Гиппиус, Алданов, Тэффи, Аверченко, Толстой, Глазунов, Шаляпин, Анна Павлова, Шульгин, Дон Аминадо, Керенский, Набоковы отец и сын, Карсавина, Дягилев, Нижинский, Рахманинов, Лифарь, Муратов, Раскольников, Вертинский, всех не перечислить.
Русским писателям пришлось туго. Мало кого переводили на французский. Нужда заставляла некоторых вернуться в Советский Союз: А.Толстой, А.Куприн, начал подумывать о возвращении и Бунин. Но не только проблемы сугубо материальные терзали русских писателей. Была ещё тоска по родине, по России и что-то не очень писалось в диаспоре. Критики довольно единодушно считают, что многие русские писатели, оказавшиеся за границей, испытали и творческое падение, писали меньше и слабей, чем будучи в России. Де, чужая и чуждая атмосфера языка, нравов, культуры, отстранённость физическая, всё угнетало талант писателей, не было духовной подпитки, связи c предметом их творчества - Россией и её народом.
О чём писать: О СРЕДЕ ОБИТАНИЯ или о СРЕДЕ МЫШЛЕНИЯ?
Большинство писателей реалистов писали именно о СРЕДЕ обитания. И, если бы их перенесли на Марс или Венеру, Юпитер или Сатурн, где они бы "прижились", мы бы читали их повести, романы и рассказы о среде этих планет. Правдивые, о климате, географии, флоре и фауне, об аборигенах и переселенцах.
А если писатель-реалист, не фантаст и не сказочник, пишет о СРЕДЕ мышления, то так ли уж важно ГДЕ он обретается! Ведь описывает он приключения мысли, а не тела!
Но вернёмся к профессиональному угасанию писателей Русского Рассеяния. А не является ли это симптомом некой духовной пустоты? Она, эта пустота, с юных лет заполнялась внешними разлражителями - природой, отношениями с разными людьми. Возникала некая, мне отвратительная по терминологии, "Востребованность" окружающим обществом, целым народом даже. И вдруг, в эмиграции, она исчезала. А пустота обнаружившаяся, втягивала душу и эмоции писателя в некий пустой мешок, собирающий пыль в пылесосе. И исчезал творец, ибо подпитывался ЛИШЬ внешними факторами, конечно, не осознавая этого.
А если творец был полон своими мыслями, своим собственным миром идей, постепенно в нём возникшем, что тогда?
Тогда он НИГДЕ не будет чувствовать пустоты, ибо её нет в его душе, в чувствах, в уме. На Марсе, в созвездии Гончих Псов, в туманности Андромеды он не будет писать "Марсианские хроники", или живописать картины охоты с собаками в этом созвездии, или об Андромеде, спасаемой от смерти Персеем и с мамой Кассиопеей неподалеку рвущей себе волосы в отчаянии, а об игре своих мыслей, пусть даже окрашенных слегка местным колоритом!
Возникает некий парадокс, упомянутый в начале: Даже у творцов, а писатели точно творцы, может быть душа и сознание, "полные пустотой", которая во времена оны заполнялась потоком внешних причин. А своего собственного духовного мира не было!
"У меня такая маленькая жилплощадь, что я просто вынужден иметь свой внутренний мир!"