Конечно, можно отделаться от такого вопроса банальнейшей и бессмысленной отговоркой: Сколько людей, столько мнений. Или - два спорящих иногда ухитряются иметь ТРИ мнения.
Первая - уводит нас в сторону от попыток ответить на вопрос.
Вторая - просто забавная констатация факта.
Замечал не раз, что некоторые произведения, написанные эдак полушутя или вообще, несерьёзно, "что пришло в голову", привлекают гораздо большее внимание читателей, чем другие, над которыми усиленно думал, шлифовал их, искал нужные формулировки для своих мыслей, в общем "вложил душу". Чем объяснить такой диссонанс в отношении самого автора и читателей?
Для подтверждения правомерности этого вопроса приведу следующее:
Берём учебник, скажем физики, химии, математики... Там тоже высказываются некие положения, однако у большинства "мнение совпадает с мнением автора".
Так это, - скажут, - УЧЕБНИК! Это же вполне определённо и однозначно, а в художественной литературе как раз наоборот - свобода толкования, свобода симпатий (нравится - не нравится), многозначность слов, эпитетов, метафор, целых фраз, абзацев и даже всего произведения. В целом, хотя и не полностью, можно согласиться. Есть, однако, читатели учебника, у которых при чтении возникают вопросы к автору, и, если автор так и не отвечает на них в дальнейшем, то ОТВЕРГАЮТ его поучающее мнение.
Наверно, ответов несколько:
Неважно ЧТО написано, а КАК. Если автор, не прилагая больших усилий, тем не менее написал нечто талантливое (нашло ВДОХНОВЕНИЕ), то читатели сразу это замечают и выделяют.
А ежели трудился в поте лица, да мысли натужные, с усилием, (НЕТ ВДОХНОВЕНИЯ, хоть лопни!), то это тоже проявляется и внимательный читатель быстро теряет интерес.
(Вспоминаю часто совершенно изумительный микрорассказик; к сожалению, не запомнил фамилии писательницы. Автор -- молодая женщина, филолог, работающая официанткой в Америке. В русскоязычном районе, в русскоязычном кафе. И переживает, бедная, из-за тотальной языковой безграмотности посетителей.
ВСЕ говорят ей: "Девушка, принесите ОДНО КОФЕ!"
И она в мыслях кричит им, невеждам: "Не ОДНО кофе, а ОДИН!!!"
И вдруг...
Какой-то мужчина произносит НЕЧТО: "Девушка, принесите, пожалуйста, ОДИН КОФЕ!!!"
Она, вся затрепетав от радостного чувства - услышала, наконец, правильный русский язык - захотела СНОВА насладиться этим ЖЕЛАННЫМ -- "ОДИН КОФЕ".
Пролепетала ему, чуть дыша: "Что Вы сказали?"
Он повторил:
"Принесите ОДИН кофе и один булка!!!"
Прелестный рассказик, гениальный!)
Возвращаясь к теме о раличиях в восприятии.
То была, возможно, одна причина.
Есть и в точности обратная: Качество читателя.
Если туп и не любопытен, если отсутствует культура чтения, если воспитан НА ДЕШЁВКЕ, на макулатуре, то до него просто НЕ ДОЙДЁТ что-то, требующее МЫШЛЕНИЯ. Думать - скучно, непривычно и утомительно!
Третья причина:
Резонанс, консонанс, диссонанс эмоций и мыслей автора и читателей. Вызывают резонанс и консонанс (созвучие, благозвучие) у читателей - мнения совпадают. Наоборот - не созвучно, не гармонично с чувствами читателей, мнения не совпадают. Причём, говоря о мыслях, идеях, взглядах автора, следует отметить, что возможно их неприятие читателями, но не антагонистическое, "дружеское несогласие", но всё равно, нечто в произведении привлекает читающих. Очевидно, не предмет обсуждения, а манера и язык его подачи, необычная перспектива его рассмотрения. У настоящих талантов это часто встречается: Неожиданный угол зрения на обычные явления. Классические примеры этого высшего, на мой вгляд, литературного (и не только литературного) мастерства, являют собой два романа Ильфа и Петрова, повести и рассказы Набокова, два романа Солженицына, произведения Станислава Лема, лучшие вещи Ивлина Во, два романа Леонида Соловьёва. В этих произведениях есть фразы и отрывки КЛАССИЧЕСКИЕ по своей точности и, одновременно, неожиданности. А именно это и придаёт ОГРОМНУЮ силу их СЛОВУ!
Перечтите снова этот микрорассказик. В нём тоже, сила слова!
15 IX 2015