Наконец (будьте) все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры;
Новый Завет. 1-е Пет 3,8
Грабли - главный учитель истории
Если бы орудия сельскохозяйственного труда выясняли, кто самый нужный и главный для людей, то грабли, наверное, победили бы. Грабли очищают зёрна от плевел, сено - от навоза, землю - от камней. Но самое главное в них то, что они наступившему на них дают по мозгам. А поскольку человек всё время наступает на одни и те же грабли, то всегда получает одни и те же шишки. Уроки истории учат нас одному: они нас ничему не учат. Проходит время, всё забывается, и в очередной раз повторяется. И так вечно и безнадёжно.
Для меня события последней недели носят знаковый характер:
смерть Александра Солженицына,
события в Южной Осетии и Абхазии.
августовский номер "Ост-Вест Панорамы".
Казалось бы, какое отношение одно событие имеет к другому? Солженицын умер в Москве, люди гибнут в Грузии, журнал "Ост-Вест Панорама" выходит в Германии.
Извините, я буду рассуждать на уровне своей семьи. Вода в море состоит из великого множества капель. Вот я, одна капля.
Солженицын немного не дожил до 90 лет. Его жена говорит, что он прожил счастливую жизнь и умер, как и где хотел. Безусловно, его жизнь была нелегкой. На мой взгляд, это был земной грешный человек, но ясно видящий далеко вперед, умеющий написать о том, что видит и, несмотря на миллион препятствий, донести это до людей.
Низкий поклон праху его!
События в Грузии. Если спросить сейчас оставшихся в живых очевидцев этих событий, то, наверное, ответят: "А кто ж его знал"? А ведь масло уж давно было разлито, как это описано у Булгакова в "Мастере и Маргарите". Грабли были уже давно подготовлены. Нужно было только найти точку, куда их поставить. Все это сошлось, и произошло то, что произошло. И погибли простые люди.
А вот сейчас стоп. Не ищите крайнего. Не найдёте. У каждого из участников этой войны от самого верха и до самого низа - своя правда. Страдают же наименее виноватые. Паны дерутся - у холопов чубы трещат.
Я стараюсь все события понять по законам плоти и духа, хотя понимаю, как мне далеко до совершенного человека.
Извините за нескромность, но несколько слов вынужден сказать о себе, для того чтобы продолжить дальше. У меня все предки до третьего колена - немцы. Но дедушка по маме, женившись на бабушке-еврейке, смешал кровь.
Разрешение на брак они запрашивали в поместном соборе лютеранской церкви России, и бабушка приняла лютеранство. Я любил и свою бабушку-немку и бабушку-еврейку, но сейчас разговор не об этом. Так уж получилось в нашем роду. Дочь, у которой мама - русская, а папа - немец, и зять, у которого мама - русская, а папа - еврей, оказались, как иностранцы, в Израиле, в Хайфе. Это город, который в прошлом году бомбили. Я до последней минуты жизни не забуду, что это такое, когда город, где находиться твоя единственная дочь, а с нею внуки, бомбят. Они потом смогли всей семьёй выбраться и пережить это время у меня. Сейчас подобное происходит в Осетии на родине моего деда, который был расстрелян в России как немецкий шпион в 1937 году. А потом, естественно, реабилитирован.
Нельзя еврея убивать за то, что он - еврей, но и немца нельзя убивать за то, что он - немец. Когда люди воюют, потому что один - осетин, а другой - грузин или потому, что один - немец, а другой - еврей, - это в очередной раз "грабли". И вот, потому что душа у меня немецко-еврейская, дано ей, наверное, одинаково страдать, немец ли обижает еврея или еврей обижает немца. Спасение нахожу во Христе, ибо это он нас научил, что "нет ни эллина, ни иудея". Но вся история человеческая: то "эллин" обижает "еврея", то "еврей" мстит "эллину"!
За последнее столетие евреи пострадали от немцев в Германии, но российские немцы пострадали в не меньшей мере от евреев в России. У евреев был Холокост, у российских немцев - ГУЛАГ. Ну и что, опять на грабли? А мне что делать? Убивать в себе эти 25% еврея? Есть много и немцев и евреев, которые простили и сами покаялись, но они малозаметны. На виду же те, которые громко не прощают, которые из своей обиды делают всемирную религию, а на самом деле - всемирный гешефт. Но хочется сказать своим соплеменникам, российским немцам: не уподобляйтесь тем евреям, которые не могут и не хотят прощать, не создавайте кумира из самих себя.
Августовский номер журнала посвящён 28 августа 1941 г. - дню депортации немцев Поволжья. Всё правильно: люди не должны забывать историю. Она жестоко мстит, если её уроками пренебрегают. Но, к сожалению, вынужден констатировать, что мы разучились радоваться. В этом номере преобладают темные тона. А в реальной жизни - гамма цветов. Без этой гаммы и без будущего - нашей молодежи, и журнал, и мы, читатели, обречены на забвение.
Профессор Виктор Гоппе, с которым я разговаривал на днях, напомнил мне высказывание епископа лютеранской церкви Зайлера: "Я проповедую распятого Христа, но не распятого российского немца". Мне кажется, я понял, что он имел в виду.