Ламондуа Этьен : другие произведения.

Генезис новой парадигмы в физике: системный подход и восточная философия. Часть 2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    In the work analogies between conceptions of the eastern philosophies and those of modern physics are reviewed.

  

Часть 2: Идеи восточной философии и современная физика.

  
  

Общие принципы сопоставления

  
  Еще создатели квантовой механики Н. Бор и В. Гейзенберг обратили внимание на идейное сходство восточного мировоззрения с философскими основаниями квантовой теории. Так, Бор писал, что в связи с созданием квантовой теории "следует обратиться к тем эпистемологическим проблемам, с которыми сталкивались такие мыслители, как Будда и Лао-Цзы, при своих попытках гармонизировать наше положение актеров и зрителей в великой драме существующего". Согласно Гейзенбергу, существует "определенная связь между философскими идеями в традиции Дальнего Востока и философской основой квантовой теории".
  
  Н. Сретенова в своей статье [4] утверждает, что по всей вероятности, события такого рода стимулировали появление целого течения (исключительно модного теперь) в западной философии и методологии науки. Суть его состоит в стремлении к мистическому и иррациональному толкованию некоторых трудных и деликатных вопросов, касающихся оснований современной физики, в контексте программы синтеза науки и религии. Лейтмотивом этой программы являются идея фундаментального единства, целостности объекта и субъекта познания; убежденность в невозможности провести какую бы то ни было границу между ними, выдвижение в естественно-научных исследованиях на первый план проблемы сознания и т.д.
  
  По мнению Ф. Капры, существуют гармония и даже полное совпадение некоторых узловых идей физики двадцатого века и мистической традиции Дальнего Востока (Индии, Китая, Японии). В своей нашумевшей книге "Дао физики" [2] он пишет: "Понятия современной физики зачастую обнаруживают изумительное сходство с представлениями, воплощенными в религиозных философиях Дальнего Востока." Исследованию взаимосвязей между понятиями современной физики и основными идеями философских и религиозных традиций Дальнего Востока Ф. Капра и посвятил свое произведение. Основную мысль этой книги и основной вывод своих исследований он формулирует так: "Современная физика предлагает нам тип мировосприятия, значительно напоминающий мистическое мировосприятие всех времен и традиций." Вот некоторые моменты этого соответствия:
  
  Восточное мировоззрение - органологическое, холистическое, и это хорошо гармонирует с современным физическим холизмом. Представители школ восточной философии считают, что знание о мире получается прямым путем, непосредственно, в интуиции и потому его нельзя адекватно выразить обыденным языком. В европейской науке атомный и субатомный уровни реальности также нельзя описать при помощи классической логики и обыденного языка. Парадоксы и в физике, и в восточной философии не поддаются логическому разрешению, а воспринимаются как свойственные неординарной реальности и являются источником интуитивных догадок. Восточная философия не разграничивает живую и неживую природу, а рассматривает весь динамичный космос. Этот подход релевантен представлениям современной физики.
  
  

Целостное видение мира

   Что же лежит в основе целостного видения мира восточной философией? В отличие от западных механических воззрений, восточные мистики смотрят на все чувственно воспринимаемые предметы и явления как на различные взаимосвязанные аспекты единой высшей реальности. В этой реальности они видят первосущность Вселенной, лежащую в основе всего многообразия наблюдаемых нами предметов и явлений. Индуисты называют ее "Брахман", буддисты - "Дхармакайя" ("Тело Сущего") или "Татхата" ("таковость"), а даосы - "Дао", при этом все они утверждают, что эта реальность лежит за пределами интеллектуального восприятия, и поэтому не может получить более точного определения. В то же время, высшая сущность не может быть отделена от ее многообразных проявлений. В самом сердце ее природы заложено стремление постоянно воплощаться в мириадах возникающих, гибнущих и превращающихся друг в друга форм.
  
  Например, согласно даосизму, мир представляет собой огромный организм, каждая часть которого содержит целое и обуславливается им. Его нельзя разложить на отдельные и независимые части. В сущности, даосизм воссоздает органологическую картину мира: все явления во Вселенной рассматриваются как интегральные части одного неделимого космического целого. Идеал даосизма в том, чтобы жить в гармонии с природой, в гармонии с Дао и, таким образом, следуя естественному ходу вещей, плыть по течению Дао.
  
  Итак, согласно восточным представлениям, разделение природы на отдельные предметы не является изначальным, и все предметы обладают текучим и изменчивым характером. Но принципиальное единство Вселенной осознается не только мистиками, это - одно из основных открытий, или, по выражению Ф. Капры, откровений современной физики. Он пишет: "Чем глубже мы проникаем в субмикромир, тем больше мы убеждаемся в том, что современный физик, как и восточный мистик, должен рассматривать мир как систему, состоящую из неделимых, взаимодействующих и пребывающих в непрестанном движении компонентов, причем неотъемлемой частью этой системы является и сам наблюдатель." Сходные идеи высказывает известный специалист по квантовой физике, Дэвид Бом: "Возникает новое представление о неразрывном единстве, отрицающее классические понятия о том, что мир можно разложить на самостоятельные, не зависящие друг от друга части... Общепринятые классические понятия о том, что фундаментальной реальностью являются именно эти независимые "элементарные составные части" мира и что самые разнообразные системы возникают вследствие различных соединений взаиморасположений этих частей, превращаются в свою противоположность, что неделимое квантовое единство всей Вселенной является наиболее фундаментальной реальностью, а эти относительно независимые составные части - только лишь частныеединичные формы внутри этого единства."
  
  

Соотносящиеся концепции

   Квантовое поле и Брахман. Одна из содержательных идей, родившихся при сопоставлении положений восточной философии и выводов современной физики состоит в поиске аналога высшей реальности, Брахмана, среди понятий физики. Утверждается, что такие понятия как "Брахман" в индуизме, "Дхармакайя" в буддизме и "Дао" в даосизме могут рассматриваться в качестве эквивалента наивысшей степени абстракции поля - поля, в котором берут начало не только физические явления, но и все явления вообще.
  
  О Пустоте. С концепцией квантового поля тесно связано понятие физического вакуума. Так называется низшее энергетическое состояние квантового поля. Но оно совсем не похоже на пустоту, как полное отсутствие материи. Это, скорее, море постоянно появляющихся и исчезающих виртуальных частиц, Так же и в буддизме, например, есть понятие Шуньята - пустота. Но используя термины "пустота", "пустое", восточные мудрецы обращают внимание своих последователей на то, что под Брахманом, Шуньятой и Дао понимается не обычная пустота, а Пустота с большой буквы - Пустота, являющаяся неисчерпаемым источником творения. Поэтому, пишет Капра, мы можем сравнить Пустоту в понимании восточных мистиков с квантовым полем современной физики. Точно так же как и квантовое поле, она порождает бесчисленное множество форм, питая их своей энергией до тех пор, пока они не растворятся в исходной безначальной Пустоте. Таким образом, подобно восточной Пустоте, "физический вакуум", как он именуется в теории поля, не является просто состоянием абсолютной незаполненности и отсутствия всякого существования, но содержит в себе возможность существования всех возможных форм мира частиц.
  
  Физический вакуум и танец Шивы. Соотношение между виртуальными частицами и вакуумом имеет в высшей степени динамическую природу; вакуум - это "живая пустота" в полном смысле этого слова, в пульсации которой берут начало бесконечные ритмы рождений и разрушений. Таким образом, по словам Ф. Капры, современная физика пришла к восприятию мира в виде своеобразной сети взаимоотношений и, подобно восточному мистицизму, постулирует внутреннюю динамичность этой сети. Одни и те же представления о материи будут воплощаться: для мистика - в образе космического танца бога Шивы, а для физика - в определенных аспектах квантово-полевой теории. Современные физики воспринимают танец Шивы как танец субатомной материи. По словам Ананды Кумарасвами: "Во время ночи Брахмана природа сохраняет неподвижность и не может танцевать до тех пор, пока этого не захочет Шива: он восстает из своего экстаза и, танцующий, пронизывает неподвижную материю волнами несущего пробуждение звука, и - чу! - материя тоже начинает танцевать, окружая Его в своей вечной славе. Танцуя, Он поддерживает существование многообразных явлений природы. По истечении времени все еще продолжая танцевать, Он уничтожает в огне все формы и имена, и снова дает Природе отдых. Это поэзия, и в то же время - наука". Только что приведенная цитата, кстати, хорошо иллюстрирует одну из идей современной научной методологии, связанную с именем Пола Фейерабенда, который призывал использовать самые различные источники, в том числе и не принадлежащие сейчас к сфере науки, как, например, мифы, для создания плодотворных научных концепций.
  
  Пульсирующая Вселенная и индийская мифология. Образ периодически расширяющейся и сокращающейся Вселенной был разработан не только современными физиками. В индийской мифологии такой образ существует в далекой древности. Индусы, считавшие, что мирозданию присущи два происходящих качества - гармоничность и ритмичность всех происходящих процессов, - создали динамическую космологическую модель Вселенной, которая оказывается довольно близкой к современным представлениям.
  
  Мифологическое видение мира вообще очень характерно именно для индийской философии в ее различных вариантах. Восточному мистицизму присуще несколько способов обращения с парадоксами действительности. Буддизм и даосизм предпочитают подчеркивать парадоксы нежели замалчивать их, индуизм же парадоксы смягчает, или, как говорит Ф. Капра, скрывает их за цветистой тканью мифа. Однако, именно сопоставление мифологических образов с выводами современных физических теорий часто обнаруживает их содержательное соответствие.
  
  Черные дыры и бинду Шивы. Например, в индийской мистике можно найти аналогии современным представлениям о "черных дырах". Чем становится Вселенная, когда она сжимается до состояния коллапса? Согласно тантрической традиции она коллапсирует в то, что известно как бинду Шивы, т.е. в некую математическую точку, не имеющую пространственного объема. На этом основании, пишет В.С. Поликарпов, "адепты мистицизма делают заключение, что концепция тантры вновь обнаруживает прямое сходство с концепцией современной космологии". [5] Справедливости ради стоит упомянуть, что некоторые современные исследования ставят под сомнение существование "черных дыр". Речь идет о релятивистской теории гравитации (РТГ), развиваемой А.А. Логуновым и М.А. Мествиришвили, в которой поле тяготения трактуется в классическом духе Фарадея-Максвелла, так что его нельзя как материальную субстанцию уничтожить выбором системы отсчета. С точки зрения РТГ никаких "черных дыр", в которых бы происходило сжатие вещества до бесконечной плотности, в принципе не может быть в природе.
  
  Корпускулярно-волновой дуализм. Другой пример совпадения взглядов индусской мистики и новой физики дает М. Талбот. Он считает, что это совпадение обнаруживается и в понимании природы пространства, и в представлениях об элементарных частицах материи. М. Талбот пишет: "Например, индийские понятия "нада" и "бинду" тождественны концепции материи, которая является и волной и частицей. В приблизительном переводе "нада" означает движение или вибрацию. Когда Брахма творит материю "нада" представляет собой первое сотворенное движение в мыслящем космическом разуме. "Бинду" буквально означает точку. Согласно тантре, когда материя рассматривается отдельно от сознания, она может быть представлена составленной из множества бинду, и физические объекты появляются, чтобы быть протяженными в пространстве. Однако, когда материя более точно понимается как проекция сознания, физические объекты уже не требуют множества трехмерных точек в пространстве. Все коллапсирует к одному измерению и становится сингулярной точкой бинду ..." В. Поликарпов пишет, что используя слова одного из "восточных мудрецов", М. Талбот заключает, что "каждый объект или процесс должен рассматриваться как нада-подобный и бинду-подобный (как волна или частица)" [5].
  
  Согласно М. Талботу, новая физика постулирует существование во Вселенной беспространственных и безвременных областей, которые лежат за пределами пространства-времени. Он ссылается при этом на высказывания даосистов, тантриков, дзен-буддистов и т.д. По его мнению, такие феномены как квантовый потенциал и предполагаемое существование тахионов, свидетельствуют о том, что по крайней мере некоторые области нашей Вселенной существуют вне времени [5].
  
  Искривленное пространство и волосы Шивы. Еще одно соответствие между образами индийской мифологий и идеями современной физики состоит в аналогии между понятием искривленного пространства и "волосами Шивы". Тантрики считают, что пространство пронизано "волосами Шивы", способными изменить пространственную структуру, т.е. их древние тексты могут свидетельствовать о пространстве как субстанции, содержащей замкнутые силовые линии. Западная наука, как известно, лишь в прошлом веке оказалась способной постичь пространство в неевклидовых терминах и заняться концепцией кривизны. Тантрические же тексты, как считает М. Талбот, указывали на расширение и сжатие в акаше (силовой среде, сводимой в конечном счете к эфиру) уже много веков тому назад. [5]
  
  Адронный бутстрап и нить жемчуга Индры. Ф. Капра проводит аналогию между идеей бутстрапа в адронной физике и мистической восточной концепцией о "единстве и взаимопроникновении всего сущего". Согласно идее бутстрапа "все состоит из всего". Капра считает, что это аналогично "буддийскому бутстрапу" махаяны, по которой каждый отдельный объект в себе содержит все остальные объекты и по сути "является всем". Эту идею Ф. Капра сравнивает с "ниткой жемчуга Индры", где в каждой жемчужине отражаются все остальные. "Сходство этого образа с адронным бутстрапом, - отмечает он - является действительно поразительным. Притча о нитке жемчуга Индры может быть справедливо названа первой бутстрап-моделью, порожденной вопрошающим человеческим разумом за 2500 лет до начала ядерной физики." [2]
  
  

Системная парадигма

  
  Ядро системной парадигмы. Теперь мы проиллюстрируем, что целостное видение мира, к которому приходит современная физика и которое характерно для восточной философии, является основой новой "системной" парадигмы в науке. Один из основателей системного подхода Людвиг фон Берталанфи пишет по этому поводу: Концепция "системы", представляющая новую парадигму науки, по терминологии Т. Куна, или, как я ее назвал ... "новую философию природы", заключается в организмическом взгляде на мир "как на большую организацию" и резко отличается от механистического взгляда на мир как на царство "слепых законов природы". В другом месте он говорит, что Аристотелевское положение "целое - больше суммы его частей" до сих пор остается выражением основной системной проблемы [3].
  
  Системная парадигма предполагает методологию, отличающуюся от методологии картезианской науки. Вторая максима "Рассуждения о методе" Декарта гласит: расчленить проблему на возможно большее количество составных частей и рассматривать каждую из них в отдельности. Аналогичный подход, сформулированный Галилеем под названием "резолютивного" метода, служил концептуальной "парадигмой" опытной науки от ее основания до современной лабораторной практики: расчленять и сводить сложные феномены к элементарным частям и процессам. Однако, системный подход, не отбрасывая полностью картезианскую методологию, дополняет ее методологией, позволяющей изучать объекты, не расчленяя их на части, но исследуя их отношения с другими объектами.
  
  Редукционизм и холизм.
  Дж. Клир в своей "Системологии" пишет, что философская контроверза "часть-целое" нашла свое отражение в противопоставлении двух научных методологий - редукционизма и холизма (от греческого holos, что значит целый). Редукционизм опирается на следующий тезис: свойства целого объясняются через свойства составляющих его элементов. Холизм же отрицает этот тезис и утверждает, что нельзя без потерь анализировать целое с точки зрения его частей. В большинстве исследований холизм и редукционизм занимают полярные позиции. Это, вероятно, является следствием исторически сложившегося размежевания между эмпирическими науками, по большей части редукциональными и аналитическими, и европейскими школами философии и общественных наук, пытающимися нащупать динамику общностей [1].
  
  Обе эти позиции вполне допустимы на определенном уровне описания и, по существу, дополняют друг друга. С одной стороны, можно спуститься на более низкий уровень и изучать свойства компонентов, не принимая во внимание их системные взаимосвязи. С другой стороны, можно, не обращая внимание на структуру компонентов, исследовать их поведение с точки зрения их вклада в поведение большей единицы. Оба направления анализа всегда, вероятно, явно или неявно существуют, поскольку для наблюдателя оба эти уровня описаний взаимосвязаны. Невозможно представить себе компоненты, если нет системы, из которой они абстрагированы, и нет целого без составляющих его частей.
  
  Системный подход как синтез.
  Сказанное хорошо иллюстрирует диалектический характер системного мышления. Еще В. Ленин в начале нашего столетия писал: "Современная физика лежит в родах. Она рожает диалектический материализм. Роды болезненные. Кроме живого и жизнеспособного существа, они дают неизбежно некоторые мертвые продукты, кое-какие отбросы, подлежащие отправке в помещение для нечистот." И сейчас, по прошествии времени можно сказать, что эти затяжные роды приводят к появлению системного подхода в физике, да и в науке вообще. По иронии судьбы сами исследователи усваивают диалектику зачастую из источников по восточной философии. Вероятно, такая тенденция является следствием того, что восточное видение мира является во многом дополнительным по отношению к западному, а поэтому и привлекательным для западных физиков. Н. Сретенова пишет, ссылаясь на японского ученого А. Онде, что восточная философия подчеркивает интуитивное мышление и понимает индивид, природу и общество как целостность. Она уделяет большое внимание интровертному (внутреннему миру человека), интимному, духовному и гармоническому (медитация, терпимость и мягкость). В отличие от нее западная философия отводит больше места логическому анализу, подчеркивая тип внешней, индивидуальной, непосредственно наблюдаемой, антитезисной и логической рациональности. Однако, было бы неправомерным абсолютизировать это противопоставление. Как справедливо замечает Ф. Капра: "Если в науке есть элемент интуиции, то и в восточном мистицизме есть рациональный элемент." Подводя итог приведенным цитатам можно сказать, что в целом для восточной мистической философии характерно видение мира, которое можно обозначить как иррациональное, интуитивное, холистическое, синтетическое, органологическое, интровертное. Классическую науку запада можно обозначить как рациональную, логическую, редукционистскую, аналитическую, механистическую, экстравертную. Все эти тенденции гармонично объединены в рамках системной парадигмы.
  
  

Некоторые критические замечания

  
  О структурной и процессуальной целостности. В заключение этой главы уместно будет упомянуть два момента. Первый состоит в том, что в доступной литературе упоминаются две концепции целостности. Н. Сретенова, например, говорит о "классической целостности", ассоциируя ее с системным подходом, и "квантово-механической целостности", связанной с современным физическим холизмом. При этом первая понимается как структурная целостность и отражает идею вещественно-субстратной неделимости, а вторая отражает идею конечности и неделимости кванта действия. Поскольку под действием понимается любое физическое изменение или процесс, квантово-механическая целостность предполагает процессуальную неделимость. [4] Именно этот второй тип целостности Н. Сретенова сопоставляет с даосской философией и видит в качестве новой парадигмы в науке. Однако, представляется, что процессуальная целостность и структурная целостность скорее дополняют друг друга, являются разными сторонами одной медали. По этому поводу В. Поликарпов, ссылаясь на Ф. Капру пишет: "Элементы материи и важнейшие процессы, управляющие ими, взаимосвязаны между собой; эти элементы и процессы нельзя считать отдельными, ибо они создают единую структуру, являются частями определенной целостности."
  
  О точном аналоге системной парадигмы.
  Второй момент заключается в том, что при всем сходстве философий Дальнего Востока есть между ними и существенные различия. Поэтому уместен вопрос, какая же из философий наиболее релевантна рассматриваемой системной парадигме. Н. Сретенова, рассматривая модели мира в трех разных системах мышления, говорит, что для диалектики западного толка характерен упор на борьбу противоположных начал, даосская же диалектика подчеркивает единство противоположностей и поэтому хорошо соотносится с современной физикой. Для индийской модели мира, по мнению Сретеновой характерно абсолютное тождество противоположностей и поэтому она называет эту модель парадоксальной. Однако, эти утверждения не являются бесспорными. Например, сутью диалектики по В. Ленину является именно единство противоположностей. В статье "К вопросу о диалектике" В. Ленин пишет о том, что суть и ядро диалектики состоит в раздвоении единого и познании различных сторон его. Слово "борьба" при описании взаимодействия противоположных начал здесь берется в кавычки. Нельзя говорить и об абсолютном тождестве противоположных начал в древнеиндийской философии. Разделение единого на противоположности иллюзорно только в философии адвайта-веданты Шанкары. В других же интерпретациях веданты скорее выдвигается принцип непостижимого единства и отличия противоположных начал, но никак не их абсолютного тождества. Причем, такое толкование считается более каноническим. Подытоживая сказанное, можно заключить, что западная модель мира, как связанная с классической наукой, скорее редукционистская, модель мира в даосизме скорее холистическая и связана с современным физическим холизмом. Для древнеиндийского мышления, по-видимому, характерна близость к системному подходу, что подтверждается тем значительным местом, которое занимает в индийском мышлении философия "санкхьи" (анализ элементов мира) и атомизм вайшешики наряду с целостным, органологическим мировоззрением.
  
  

Заключение

  
  Не смотря на далеко не полный анализ тенденций развития современной физики мы можем прийти к выводу, что интерес к восточному стилю мышления у многих физиков вполне закономерен и соответствует нынешней фазе развития науки, когда происходит концептуальная революция и старая картезианская парадигма уступает место новой, системной парадигме, в которой гармонично сочетаются достижения западной науки с целостным видением мира восточными философами. Системная парадигма диалектична по своей природе и ее утверждение в физике означает выход этой науки на новый, более зрелый этап своего развития. В целом сходство представлений, характерных для восточного способа мышления и современной физики, согласно Н. Сретеновой наводит на следующие размышления:
  1. У человечества на протяжении его истории сформировалось, по всей вероятности, несколько стилей мышления, которые по-разному проявляются в науке Нового времени. Поэтому, прежде чем стремиться к чему-либо принципиально новому, необходимо исследовать те возможности, которыми мы уже располагаем.
  2. Необходимо формировать у физиков новый способ мышления, позволяющий воспринимать систему не только как объект, состоящий из множества частей, но и как некую самодостаточную и самосогласующуюся целостность.
  3. В социологическом плане обращение к древней восточной философии и к восточному способу мышления вообще может быть симптомом фундаментальных изменений в науке и в обществе.
  4. Системный подход предлагает возможную интерпретацию оснований квантовой механики. Это серьезный претендент на роль "отсутствующей" пока онтологии в квантово-механической теории.
  5. В качестве новой, неклассической парадигмы в науке, системный подход расширяет концептуальные рамки квантовой механики. Речь идет о том, что взаимодействие и интеграция различных теоретических дисциплин, например физики и биологии, требует наличия точек соприкосновения общей теоретической схемы. Поскольку целостность физических систем и процессов имеет аналогии в явлениях жизни, в сознании и мышлении, это открывает возможности для преодоления разрыва в познании живой и неживой природы.
  6. Сходство гносеологической ситуации в квантовой механике с ситуацией в биологии и психологии создает возможности для продуктивного "перевода" идей из одной дисциплины в другую по "мосту" упомянутой новой методологической парадигмы.
  

Благодарности

   Автор считает своим долгом выразмть особую признательность профессору кафедры философии ДВО РАН д.ф.н. Анатолию Николаевичу Арлычеву, который явился идейным вдохновителем данной работы, и без поддержки которого работа не была бы выполнена.
  
  

Литература ко 2-й части

  
  [1] Клир Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач. // М.: Радио и связь, 1990, 544 с.
  
  [2] Капра Ф. Дао физики. // СПб.: Орис, 1994, 304 с.
  
  [3] Л. Фон Берталанфи История и статус общей теории систем. // Системные исследования Ежегодник. М.: 1973, 20-36 с.
  
  [4] Сретенова Н. Холизм - новая парадигма в науке?: Параллель между древнекитайской моделью мира (даосизм) и современной физикой. // В кн. Единство физики. Новосибирск: ВО Наука, 1993, 283 с.
  
  [5] Поликарпов В.С. Наука и мистицизм в ХХ веке. // М.: Мысль, 1990, - 219 с.
  

Abstract

S. B. Kozitskiy "Genesis of a new paradigm in physics: system approach and eastern philosophy. Part 2: Conceptions of the eastern philosophy and modern physics".
  
  In the work analogies between conceptions of the eastern philosophies and those of modern physics are reviewed. There are following relations: quantum field in physics and Brahman in Vedas or Tao in Taoism or Dharmakaiya in buddhism; virtual particles of physical vacuum and Shunyata in buddhism; conceptions of pulsing Universe in modern cosmology and Vedic philosophy; black holes, curved space in physics and bindu, hairs of Shiva in Hindu religion; adron's bootstrap in elementary particles physics and pearls thread of Indra.
  
  Such tight and numerous analogies make it clear why many of distinguished physicists reveal great interest to eastern philosophy. In did it is this philosophy plays now governing part in development of modern physical theories, in destruction of mechanistic world picture of cartesian science and in establishment of a new period of synthesis in science, associated with the system approach.
  
  Different elements of a system paradigm such as balance of reductionistic and holistic methodology, relation between structural and processual wholeness are considered. It is concluded that Vedic philosophy is the most relevant to the system paradigm amongst other eastern philosophies.
  
  

Ссылка на изданный вариант статьи

  
  Козицкий С.Б. Генезис новой парадигмы в физике: системный подход и восточная философия. Часть 1: перспективы концептуальной революции в физике. // В кн. "Международный симпозиум: проблемы сознания в трудах индийских философов и современные аспекты человеческой деятельности". Изд-во ДВГУ, Владивосток, 1997, стр. 39-48.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"