Евдаймон Мохаф : другие произведения.

Почему Откровение Иоанна никогда не было гностическим

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Кратко о том, почему "Откровение Иоанна" не является и никогда не являлось "гностическим" текстом.
  
  Удивительно, но порой мне встречается мнение о том, что "ОИ" якобы "является гностическим", либо же "являлось таковым изначально", но на мой взгляд такое утверждать было бы глупо.
  
  Откуда это очевидно (кроме облика Христа, который явно указывает на Яхве)?
  
  По совокупности прямых и косвенных аллюзий на ВЗ, которых там множество с характерными речевыми оборотами - всё вполне в духе ортодоксии, а не гностицизма. Есть и множество других моментов, отличающих всё это от гностических представлений.
  
  "Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его".
  Откровение 1:4.
  
  "Ялдаваоф же обладал множеством обликов, превосходя их всех, так, чтобы носить облики перед ними всеми по своему желанию. Пребывая среди серафимов, он наделил их своим огнём. Поэтому он стал Господом над ними, благодаря силе славы, которой является для него свет его матери. Поэтому он назвал себя самого Богом, он не был послушен месту, из которого он вышел. И он смешал с властями, пребывающими у него, _семь сил_ в своей мысли, и когда он сказал, они появились, и он дал имя каждой из сил".
  Апокриф Иоанна.
  
  Классическая Гебдомада у гностиков практически всегда была атрибутом Протоархонта, которого они и называли "Гебдомас".
  
  "И сотворил архонт семь сил для них, и силы сотворили для себя, каждая, шесть ангелов, пока не стало 365 ангелов. [...] Это седмица недели".
  Апокриф Иоанна.
  
  Ср. с комментарием Андрея Кесарийского:
  
  "Хотя много было местных церквей, но он послал только "седмим церквам". Это сделал ради седмеричного числа, означающего таинственно все церкви, а также и по соответствию этого числа настоящей жизни, в которой принят седмеричный круг дней. По той же причине он упоминает только о семи Ангелах и семи церквах, которым шлет свое приветствие: благодать вам и мир от Триипостасного Божества. Словом "Сый" означается Отец, сказавший Моисею: "Аз есмь Сый" (Исх.?3:14); [...] Под семью духами можно разуметь семь Ангелов (получивших управление церквами), не поставляемых вместе с Богоначальною и Царственною Троицею, но воспоминаемых с Нею, как рабов ее".
  
  Откровение 1:8 - отс. на Исаия 41:4.
  Откровение 1:12 - отс. на Зах. 4:2 - опять Гебдомада.
  Откровение 1:15 - продолжение явления сопровождается характерным для явления Яхве из ВЗ ~голосом, "как шум вод многих" (Иез. 1:24 etc.).
  Откровение 1:16 - ещё одна классика для ВЗ.
  Откровение 1:20, Откровение 2:1, Откровение 3:1, Откровение 4:5, Откровение 5:6, Откровение 8:2, Откровение 15:6 - опять Гебдомада.
  Откровение 2:7 - отношение гностиков к древу архонтов известно; совокупность Эонов Плеромы - уже иное "древо", разумеется.
  Откровение 2:13 - был ли Антипа гностиком?
  Откровение 2:14 - опять отс. на ВЗ.
  Откровение 2:26-27 - типичное для иуд-ма представление о машиахе с цит. из ВЗ.
  Откровение 3:7 - ключ Давидов - опять отс. на ВЗ - можно, конечно, хуцпануть, что якобы "речь шла о гност. Давейфе", но сомнительно.
  Откровение 3:12 - новый Иерусалим "нисходит с неба" [по смыслу - "на новую землю"] - у гностиков же о творении ничего хорошего нет, как не идёт речи и о новом "пересотворении творения" в любом виде - у них лишь восхождение, "растворение" Духом плоти, материи и даже души etc. - у ортодов есть подобное, но не в том же смысле.
  Откровение 4:3 - отс. на Иез. 1:26-28.
  Откровение 4:7, Откровение 4:8 - опять керувы Яхве, которые нигде вроде бы у гностиков с Богом-Отцом их концепции не ассоциировались; отс. на ВЗ.
  Откровение 4:10 - 24 "старца" - у гностиков сего не помню.
  Откровение 4:11 - "ибо ты сотворил всё" - без комментариев; нет, можно косвенно вывести это к некоторым фрагментам из позднегностических текстов а-ля "Книга величия Отца", но это будет притянуто за уши.
  Откровение 5:5 - "лев от колена Иудина, корень Давидов" и пр. - опять отс. на ВЗ и машиахизм, чего не было у гностиков.
  Откровение 5:10 - "и мы будем царствовать _на земле_".
  Откровение 5:13 - "И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков".
  Откровение 6 - вся гл. сплошные аллюзии и цит. из ВЗ.
  Откровение 7:4 - "И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых". Далеко не гностический фрагмент.
  Откровение 7:14 - отношение гностицизма к идее мученичества мягко говоря не совсем однозначное.
  Откровение 9:4 - "И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих" - а по Откр. 7:4 мы знаем, что печать имеют только (!) 144000 из колен Израиля. Андрей Кесарийский это трактует иносказательно, но всё это в любом случае не гностицизм.
  Откровение 9:13 - жертвенник с 4 рогами - типичный яхвистский; у Бога-Отца гностиков я не помню жертвенников каких-либо вообще.
  Откровение 10:6 - "и клялся Живущим во веки веков, _Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море_ и все, что в нем, что времени уже не будет" - опять речь о творце материи в том числе, т.е. не о гностическом Отце.
  Откровение 10:7 - упом. иуд. пророки; и вся глава множество отс. к ВЗ содержит.
  Откровение 11 - вся глава просто классика яхвизма с цит. из ВЗ.
  Откровение 11:4 - "Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред _Богом земли_". Не гностицизм.
  Откровение 11:19 - ковчег Завета; не принципиально - аллегорически или нет - сам образ яхвистский, не гностический.
  Откровение 12:7 - Михаила гностики считали архонтом.
  Откровение 12:16 - "земля помогла жене".
  Откровение 14:7 - "убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и _поклонитесь Сотворившему небо и землю_, и море и источники вод".
  Откровение 15:3 - упом. Моисей, отношение к которому гностиков было так себе.
  Откровение 19:1 - аллилуия - прямое восхваление Яхве. И вся глава - прямые отс. на ВЗ и машиаха.
  Откровение 20:4 - "Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет" - на земле, что характерно.
  Откровение 21 - вся гл. - сплошные цит. из ВЗ (особ. 21:3-4).
  Откровение 21:5 - "творю всё новое".
  Откровение 21:12 - опять 12 колен Израилевых, да ещё и с отс. на образ яхвистского Храма из ВЗ.
  Откровение 22:1 - ср. Иез. 47:1, Иоиль 3:18, Зах. 14:8.
  Откровение 22:16 - "потомок Давида".
  
  Нет, при сильном желании можно постараться реинтерпретировать ОИ через призму гностицизма, ссылаясь на кучу "правок/вставок/переделок" (которые ещё нужно как-то текстуально доказать), убирая то, что противоречит концепту гностиков по принципу "не нравится - объявляешь вставкой", но это будет мягко говоря не особо достоверно - в лучшем случае останется предположением, а в худшем - хуцпой. Вообще при желании можно легко "трактовать" ОИ даже (!) через призму "отрицания языко-христианских идей", т.е. направл. якобы "против христиан-из-язычников", просто объявляя неудобные фрагменты "вставками" без подтверждения текстуального, но это будет просто ложью и крючкотворством. Если есть у кого-то текст, в качестве "версии" объясняющий именно постулируемое "гностическое происхождение ОИ", то конечно было бы интересно ознакомиться, да.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"