Скажу сразу: если судить по текстам, то создаётся впечатление, что "Парацельс" - это понторез и чванливый м***к, пардон. Копирует многие идеи у "язычников" и "языческих" философов - и их же обвиняет - классика, увы. В начале т.н. "н.э." кое-кто делал абсолютно аналогично - "есть такая партия", как говорится. Но ладно - речь далее пойдёт не об этом.
Существует множество интерпретаций Алхимии, которые, как оказалось, почти не имеют к её практике никакого отношения - кроме, разве что, некоторых весьма общих принципов и концептуальных представлений. Я раньше и сам многое думал об этом и не понимал - если это духовное учение, то как тогда интерпретировать все эти склянки, подробные описания и т.п. - ведь метафорически и аллегорически это нельзя впихнуть, хотя я пытался - то сопоставляя это с органами тела (что отчасти совпало, кстати), то с тонкими телами и пр. Но потом понял одно - они брали то, что относилось к учениям в глобальном смысле - и проводили подобные же аналогии, только в "царстве металлов и веществ", где есть своё "Солнце", своя "первоматерия", свой "Дух" и т.п. Отчасти это же применимо и к телу человека, но тут речь пойдёт всё-таки не об этом, хотя когда-то некоторые тексты Василия Валентина я интерпретировал примерно так - или вот этот фрагмент из "Магического Архидокса" Парацельса, например:
"Огонь, накаляющий печь и _сосуды_, сравним с Солнцем в огромном мире; ибо как ничто не появится в мире без Солнца, подобным же образом в этом Искусстве ничего нельзя создать без простого огня; ни одно действие невыполнимо без него. Он - величайшая тайна, заключающая в себе все вещи, понимаемые в этом Искусстве. По другому огонь нельзя постичь, ибо он пребывает сам по себе, и нет ничего, чего бы ему не доставало, но _другие_ вещи хотят его, наслаждаются им и _имеют жизнь от него_. Потому мы должны были объявить это прежде всего".
Когда-то я считал, что простой Огонь в масштабах микрокосма - это Сердце, а Сульфур - это Кровь. Воображение и/или Дух - это Меркурий философов, а дыхание - простой Меркурий. И т.п., но всё это не то. Оказалось, что всё гораздо проще и буквальнее. Попробую кратко показать сие на примере того же "Магического Архидокса" Парацельса ниже.
В первой части вместо "планет" нужно подставить соответствующие металлы - тогда всё поймёте. Это лечение металлами буквально - точнее - их "духом", их "эманациями", так сказать. Нагревать металл = "извлекать дух металла". Но для начала наглядная цитата:
"Знай же, все семь металлов порождаемы тремя веществами, а именно: Ртутью, Серой и Солью, но только лишь с явственными и своеобразными расцветками. И в этом отношении истинно сказал Гермес, что все семь металлов созданы и составлены из трех субстанций, и подобным образом образованы также Тинктуры и Философский Камень. И назвал он субстанции эти: Дух, Душа и Тело. [...]
А теперь, дабы были поняты должным образом эти три принципа, а именно: дух, душа и тело, скажем, что означают они не что иное, как Ртуть, Серу и Соль, которыми все семь металлов порождаются. Ибо Ртуть - это дух, Сера - это душа, а Соль - это тело. Металл, соединяющий дух и тело, о котором говорит Гермес, - это душа, которая на самом деле есть Сера. Она соединяет две противоположности, тело и дух, и превращает их в единую субстанцию. Но это не должно понимать так, будто бы из любой Ртути, из любой Серы и любой Соли искусство Алхимии и огонь способны породить семь металлов или же Тинктуру и Философский Камень, поскольку эти семь металлов должны порождаться в горах Археем земли. Алхимику же легче произвести трансмутацию металлов, нежели породить или изготовить их. Тем не менее живая Ртуть суть мать всех металлов и потому заслуживает имени Матери Металлов".
Парацельс, "О природе вещей".
"Возьми кусок дерева. Это есть тело. Затем сожги его. То, что сгорит - это Сера, дым - это Ртуть, а зола - это Соль".
Парацельс, "Opus Paramirum".
Позже эти цитаты станут ещё более ясны, но пока запомните - "дым", "дух", "испарение" - это Ртуть, как принцип. Часть 1 "М.А." - это текст о лечении металлами и извлечённым из них "духом" (при нагреве их).
"Тело обладает этой силой и качеством не само по себе, но от духа Солнца, заключенного в нем, ибо мы знаем, что _Солнце есть тело Меркурия_, и что это тело не может ни поддерживать, ни выносить этот огонь, но улетучивается от него, хотя оно не уносится от огня, будучи в Солнце, но остается постоянным и утвержденным в нем. Это позволяет нам с наибольшей уверенностью высказать суждение, что _Меркурий получает такое постоянство от духа или тинктуры Солнца_".
Важно: Солнце, т.е. золото-металл - это "тело Меркурия" - речь идёт о Меркурии философов, а не о живом Меркурии, который есть ртуть, она же - "жидкое серебро". Они считали, что золото и ртуть имеют одну природу, но в золоте содержится "дух огня" (и своеобразный ~"дух света Солнца и золотистости, семя Солнца в теле металла"), который сдерживает подвижность ртути, фиксирует живого Меркурия. Об этом речь пойдёт позже - просто пока запомним этот момент.
Солнце - это золото, реальное, а не метафорическое - тело Солнца - это золото как металл, дух Солнца - то, что выделяется при нагреве металла, и его тинктура тоже. Венера - медь - тело Венеры - медь как металл - и далее.
"Как мы достаточно полно сказали в нашей "Magna Chirurgia" о тинктуре Солнца, она не только восстановит и охранит пользующихся ею от болезней, но также и сохранит в здоровой и долгой жизни". - тут всё должно быть ясно.
Тинктура - настойка на нагретом металле, который при нагреве по их мнению "активизируется". Дух металла - нагретый металл, точнее его "испарение", "пар" от нагретого металла - т.е. речь о лечении прикладыванием нагретого металла, "активизированного" металла. Ещё раз: "извлечь дух из металла" - это нагреть этот металл, чтобы от нагрева шёл жар, ~"испарение" металла; дух в этом локальном смысле - это "испарение".
"Сказав о тинктуре Солнца, остается рассказать о тинктуре Луны и о белой тинктуре, которая также сотворена из совершенного духа, но менее совершенного, чем дух Солнца. Тем не менее, он превосходит тинктуры всех стоящих ниже металлов, как в чистоте, так и в утонченности, что весьма хорошо известно всем трактующим о Луне и также сельским жителям, ибо она _не подвержена ржавчине_ и огонь не поглощает ее, подобно другим металлам, подобных Сатурну, который улетучивается от огня. Но этот не улетучивается, из чего можно понять, что тинктура эта намного превосходит следующие за ней, ибо она сохраняет тело свое, которое она постоянно принимает в огне, без какого-либо изменения или ущерба. Отсюда достаточно ясно, что если она в собственном тленном теле сама производит Меркурий, то какого же результата она может достичь, будучи извлечена из самой себя в другое тело? Не будет ли она сохранять и защищать от немощей и бед таким же образом? Да, определенно, если бы она создавала этот Меркурий в собственном теле, она делала бы то же самое и в телах людей. Она не только сохраняет здоровье, но является причиной долгой жизни и исцеляет болезни и немощь даже в тех, кто живет дольше обычного, определенного природой, срока. Ибо чем выше, тоньше и совершеннее лекарство, тем лучше и совершеннее оно исцеляет".
Луна здесь - это обычное серебро-металл. Сатурн - свинец или ртуть обычная (спорно). В остальном - всё аналогично.
Далее по той же схеме - гл. 5 - о духе Венеры - это медь. "Также влажность воздуха и огонь не столь ему вредны, как Марсу. По этой причине он дольше выдерживает огонь" - Марс - железо-металл.
"Эту силу и качество имеет Венера, то есть тело ее, что от духа, вселенного в нее. Тот же самый результат, который он производит в ее теле, то есть в Венере, производится и в телах людей, настолько, насколько природа позволяет ему. Он охраняет раны таким образом, что никакие явления не могут их коснуться, ни воздух, ни вода не в состоянии им повредить, и изгоняет все болезни, которые ниже его по степени" - тело Венеры - медь-металл, в котором содержится "суть-эманация Венеры", так сказать.
"Тем не менее, понимая, что _субстраты Солнца и Луны очень дороги_, и не каждый способен их получить, чтобы исцелять с их помощью, поэтому каждый должен действовать в соответствии со своими возможностями и с тем, что он может приобрести" - конечно, ведь субстраты Солнца и Луны - это золото и серебро, что и требовалось доказать.
"Но дух Марса наделен большей твердостью нежели другие металлы, он не так легко плавится и растворяется в огне, как прочие, следующие за ним. Но ему _причиняют большой вред вода и воздух_, они его поглощают, и он сгорает в огне, как явствует из опыта" - Марс - железо - и никаких тут "психологическо-духовных метафор и аллегорий" - речь идёт буквально о металле.
"О духе Юпитера надо знать, что он извлекаем из белой и бледной субстанции огня, но по природе ломок, хрупок и не выносит ковки, как Марс. Потому это хрупкий металл; так, если его смешать с Луной, то ее едва ли удастся обработать в первой стадии ковки без больших усилий. То же действие он оказывает на все прочие металлы, кроме Сатурна. И то же, что он производит в телах металлов, он совершает и в человеческих телах - жжет и разъедает члены, мешая их собственным совершенным действиям, чем делает их неспособными выполнять работу, которую требует и к которой понуждает их Природа. И все же, у этого духа есть то достоинство, что он устраняет язвы" - опять-таки металл - олово.
"Дух Сатурна формируется и создается из сухой, холодной и черной смеси элементов, из-за чего получается, что среди всех других металлов он меньше всего выдерживает огонь" - свинец.
"Он изгоняет наружу болезни и нечистоты Луны. Тем не менее, если _прикладывать_ его неосмотрительно, то он принесет больше вреда, чем пользы" - это о свинце; как я и писал - это лечение прикладыванием.
"Дух Меркурия, который единственно подчинен всем остальным высшим духам, не имеет определенной и отчетливой формы сам по себе. В силу этого получается, что он воспринимает все другие металлы, как воск принимает оттиски всех форм печатей, так что этот элементарный дух можно сравнить с другими духами металлов, ибо если он принимает в себя дух Солнца, то последний останется самим собой, а если Луны, то и она останется собой, такой же результат этот дух производит со всеми прочими металлами с которыми он гармонирует и принимает их свойства в себя" - плотный дух Меркурия - это обычная ртуть.
Ртуть они считали "первоматерией" всех металлов, которую можно превратить/трансмутировать в тот или иной металл - более того! - они считали, что с её помощью можно преумножить тот или иной металл, соединив его с ртутью, чтобы последняя переняла его свойства и стала прямым продолжением, новой частью этого металла, слилась с ним в одно. И тут начинается самое интересное.
"По этой причине, в соответствии со своим телом, он принимается другими духами, описанными выше, равно как мужское женским, ибо _Солнце есть тело Меркурия_, кроме единственно того, что _Солнце связывает и скрепляет Меркурий_. Но _обычный Меркурий_ непостоянен и летуч, тем не менее он подчинен всем вышеуказанным духам и _вновь порождает_ не только металлоподобные субстраты и тинктуры, о коих уже говорилось, но и сами металлы, с чьей помощью вышеназванные тинктуры приходят в действие. Но если не соблюдать меры, то будет невозможно когда-либо привести те виды тинктур к совершенству, ибо если _огонь, который должен оживить тинктуру_, слишком силен, то она его погасит и не сможет действовать. Тот же результат получится, если огонь слишком слаб".
"Солнце связывает и скрепляет Меркурий" - т.е. золото по их мнению "скрепляет" ртуть, т.е. фиксирует Меркурий. Обычный Меркурий - это обычная ртуть. "Огонь, который должен оживить тинктуру" - это активизация металла при нагревании, что запускает реакции - в том числе и в смеси.
Часть 2 - вот уже сам процесс!
"Кто желает получить тинктуру металлов, должен взять _Меркурий философов и бросить в его собственный конечный продукт, то есть в живую ртуть, из коей он и исходит_. Таким образом получится, что Меркурий философов растворится в живом Меркурии, и примет его силу, так что Меркурий философов убьет живой Меркурий и оставит его утвержденным в огне, в коем пребывает сам" - вспоминаем, что "Солнце - это тело Меркурия", т.е. Меркурий философов - это золото, тогда как живой Меркурий - это обычная ртуть; речь идёт о помещении золота в ртуть; они считали, что золото растворится в ртути, а содержащийся в золоте "огонь золотистости" зафиксирует всю смесь постепенно. Кто-то из алхимиков говорил - "для завершения работы достаточно одного лишь Меркурия" - и становится понятно это - Меркурий философов и живой Меркурий - и то, и другое - Меркурий. Другой говорил, что Сульфур имеет ту же природу, что и Ртуть, но немного иной версии - и это тоже понятно, т.к. Сульфур - это то же золото, тот же Меркурий философов, ибо золото содержит в себе "скрытый огонь" - "эманацию Солнца", которая, по их мнению, фиксирует живой Меркурий, т.е. обычную, подвижную ртуть, которая есть и Луна (но не та, которая серебро-металл), т.е. Луна, которая суть "жидкое серебро" - а это опять-таки обычная ртуть - из-за этих символизмов многие часто путаются.
Ещё раз:
Солнце - золото - Меркурий философов - Сульфур - Король - семя - частица золота, необходимая для преумножения золота, ибо как сказано, что "только имея золото можно преумножить золото" и "подобное порождает подобное" - кровь и т.д.;
Луна иная - жидкое серебро - ртуть - Меркурий живой, летучий, подвижный - Королева - слюна Луны - флегма - Ртуть - "их земля", в которую сажают золотое "семя" - "их материя" - Мать - "их первоматерия" - Мария (~"горькая") - Исида - Деметра и т.д. - "вода, не смачивающая рук";
"Ведь согласие между этими Меркуриями подобно согласию между мужским и женским, мужем и женой, поскольку _они оба извлечены из плотных субстратов металлов_ [при нагревании - прим. Е.], за исключением того, что тело Солнца остается плотным и утвержденным в огне [т.е. золото остаётся плотным и золотым по существу - прим. Е.]. Но живой Меркурий не утвержден [т.е. ртуть обычная текуча, подвижна - прим. Е.]. Тем не менее они могут предназначаться один для другого, _как пшеничное зерно или семя предназначено для земли_, что мы продемонстрируем на примере следующим образом: если кто-либо сеет ячмень, то ячмень он и пожнет; если пшеницу, рожь или какой иной злак, то и соберет что сеял, и т.д. И так же в этом Искусстве, _если кто-либо сеет золото Солнца, то золото и пожнет_, если Луну, то ее же и соберет, и также со всеми остальными металлами" - т.е. нужно посеять "семя" (золото) в "их землю" (ртуть), чтобы оно сначала умерло, потом проросло и преумножилось, став больше - т.е. кусочек золота, как они считали, при определённом режиме огня перестроит ртуть под себя и свои свойства так, что она дополнит золото, сама став золотом - и будет уже больший кусок золота в итоге, который, в свою очередь, тоже можно тем же способом преумножать - это и есть Философский Камень, Ребис, алхимический Андрогин, как плод мужа и жены (Солнце/Золото/Сульфур + Луна/Ртуть/Жидкое Серебро).
Теперь вспоминаем те гравюры, где Луна и Солнце растворяются в тазу с жидкостью. Вспоминаем те гравюры, где один дракон/змей с крыльями (живая ртуть, живой Меркурий) сцепился с другим без крыльев (Сульфур = Золото = Меркурий философов). Вот вам и ~"фиксация Меркурия".
Про злак: ртуть - это ещё и алхимическая "земля". Они думали, что посеяв золото в "землю"-ртуть они получат больше золота, т.е. преумножат золото. Ртуть - это "их первоматерия" и их "земля" - реальная ртуть, да - та самая - а не метафоры и аллегории. Всё же на поверхности!
"Прежде всего необходимо знать, что Меркурий философов (золото) и живой Меркурий (ртуть) соединяются и крепко объединяются друг с другом. Брать их надо не больше и не меньше чем следует, дабы не помешать или вовсе не уничтожить весь труд, ибо семя задыхается от перенасыщения, так что не может жить столь долго, пока не _присоединится и укрепится в Меркурий философов_ [т.е. ртуть должна утратить летучесть и присоединиться к золоту, став по сути золотом - как душа соединяется с Духом у гностиков, да - прим. Е.]. Но если его слишком мало, так что он не может быть растворен в веществе, он также будет уничтожен, так что не сможет произвести никакого плода [т.е. если криво подобрать всё - закосячится весь состав и придётся заново - прим. Е.].
Поэтому искусный работник должен точно знать, сколько брать одного и сколько другого, если хочет довести работу до совершенного конца. Рецепт таков: возьми одну часть к двум, или три к четырем, тогда ты не сможешь ошибиться, но добьешься желаемого результата" - опять-таки всё предельно практично и ясно - никаких "духовных аллегорий" тут просто нет - мне это и раньше в глаза бросалось.
Итак, закрепим следующее.
Если тело Меркурия - это Солнце (золото), то извлечённый Меркурий философов - это эссенция-"испарение" золота, его "дух", Сульфур.
Деметра, Исида, Мария (~"Горькая"), дева с младенцем в алхимическом символизме - это символ "их земли", "их первоматерии" - т.е. ртути, живого Меркурия, который не стоит путать с "Меркурием философов", т.е. Сульфуром, золотом. Младенец - Chrysos ("золото", игра слов, не имеет прямого отношения к человеку Иешу - просто символизм подходящий), Гор и т.п. - это и есть "активированное" золото, помещённое в ртуть, т.е. "их семя", помещённое в "их землю" - это "злак золота", который "пророс" из "их первоматерии" (в рамках "царства металлов"), очистившись в ртути от примесей, став элементарным золотом, т.е. символически сначала "умерев" в своём предыдущем состоянии (с примесями) - это Дионис возрождённый, это Осирис, собранный Исидой (в данном случае - ртутью, "их землёй") и продолживший себя в сыне - в Горе - и т.п. Они считали, что ртуть есть "первоматерия" всех металлов - и что если соединить металл с ртутью, то она примет его вид, свойства и форму - и так металл этот преумножится. Вот и весь секрет.
Миф о том, что ещё младенцем Гермес в шутку украл скипетр у Зевса, трезубец у Посейдона, у Гефеста щипцы, у Афродиты пояс, золотые стрелы и лук у Аполлона и меч у Ареса - это то, что можно сопоставить с действием ртути, которая по их представлениям как бы "крадёт" свойства у металлов, с которыми взаимодействует.
В чём фишка такой шифровки? Все стали интерпретировать это кто через какие-то религиозные дела и культы, кто - через психологию, а на деле-то речь шла о реальных металлах и реальной практике с ними! Не о тантре, чакрах, прочем. Речь шла и не о первоматерии вообще, в глобальном смысле - а именно о "первоматерии металлов" - именно металлов. Они взяли те же принципы, но применили к металлам на локальном уровне.
Смотрим далее.
О формах сосудов - речь идёт о... реальных сосудах, необходимых для работы, а не о каких-то аллегориях духовного.
"Итак, когда материалы правильно и должным образом приготовлены и смешаны, у тебя должны быть стеклянные сосуды, надлежащей пропорции и равной пригодности и емкости; не слишком большие и не слишком малые, но подходящие. Ибо если сосуды слишком велики, то женское, то есть флегма [ртуть - прим. Е.], рассеивается и теряется, из-за чего выходит, что семя не может родить [т.е. золото не преумножится - прим. Е.]; а слишком малые сосуды подавляют его рост и оно не может принести плода, как если бы семя посеяли под деревьями или колючим кустом, так что оно не может дать почку и вырасти, а погибает, не принеся плода [т.е. если накосячишь, то весь состав испортится - и тебе опять придётся на золото тратиться - прим. Е.]".
"Следовательно, в сосудах нельзя делать даже малой ошибки, которую если один раз допустить, уже нельзя будет исправить в той же работе, и она не сможет быть завершена или дать добрый результат. Потому запомни следующее: бери три унции с половиной и четыре фунта, чтобы все делать правильно, и сохранишь вещество так, что оно не рассеется, и ни флегме, ни порождению не будет препятствий" - всё понятно и конкретно, а я раньше думал - как 3 унции Духа-то отмерить, может о дыхании речь идёт? - наивный, да.
Далее идёт про огонь.
"Но если огонь слишком мал, и недостаточно горяч, то дух остается без изменений, пламя не воздействует на его влажность, и его нельзя ни высушить ни закрепить - ибо _духи металлов сами по себе мертвы и пребывают в покое, так что сами по себе они не могут действовать, разве что их возбудить огнем_" - важный момент: металлы "активируются" огнём - т.е. чтобы пошла реакция - нужно нагреть - то же самое и при лечении нагретым металлом в той же книге - это называется "извлечь дух металла".
"Так же и в великой Вселенной мира, где семя, брошенное в землю, мертво и само не может ни расти ни размножаться, если его не оживить теплом Солнца. Следовательно в этой работе главным образом необходимо соорудить и развести огонь правильно и пропорционально, не слишком большой и не слишком малый; иначе работа эта никогда не будет доведена до совершенного и желаемого конца" - весьма наглядно.
Глава 5 - о знаках проявляющихся - где? да в сосуде же! обычном сосуде - а не в психе, не в воображении и т.п. ахинее!
"Если огонь сохраняют и поддерживают умеренным, то вещество мало-помалу примет черный цвет [вот и начало стадии нигредо! - прим. Е.]. После этого, когда сухость начнет действовать на влажность, в сосуде будто _расцветут разные цветы всякой окраски, такие, как на павлиньем хвосте_ [опять-таки - в сосуде это происходит, а не в воображении или психике - прим. Е.], и такие, каких ни один человек прежде не видел. Также иногда сосуд _выглядит, словно он выкрашен золотом_, и когда, это становится заметным, то можно с уверенностью сказать, что _мужское [золото-Сульфур - прим. Е.] управляет и действует на семя женского [ртуть-жидкое Серебро - прим. Е.]_, и что они скрепляются, то есть этот _Меркурий утвержден и действует на живой Меркурий_ [т.е. та огненная эссенция Меркурия в золоте начинает фиксировать ртуть, живого Меркурия так, что они смешивают свои семена и сливаются постепенно, становясь чем-то одним - прим. Е.] и начинает смешиваться с ним".
Ещё раз - описывается то, что происходит в сосуде при правильных условиях и при верном ходе реакций. Ничего "духовного" и "психологического" в этом нет - речь идёт о металлах и химии реальной. Золото действует на семя ртути - не путайтесь в терминах - золото есть семя Короля, а ртуть - семя Королевы - смотрите на контекст образов, чтобы не запутаться. Ртуть растворяет примеси в золоте.
"Затем, когда влажность начинает исчезать под действием сухости, эти цвета рассеиваются, и _вещество начинает постепенно становиться белым_ [а вот и альбедо - прим. Е.], и это продолжается покуда оно не достигнет наивысшей степени белизны. Но особо следует заметить, что дело это нельзя торопить, по мнению тех, кто представляет эту работу аналогичной той, что видима в развитии человека и зерна. А именно, первый развивается в течение девяти месяцев, а второе - десять или двенадцать месяцев. Ибо так скоро Солнце и Луна вызывают зрелость и приводят к рождению, как ребенка из чрева матери его, так и зерна из недр земли. Ибо нужно знать, что все, творимое или рождаемое быстро или в спешке, вскоре сгинет; пример тому являют как люди, так и травы".
Глава 6.
"В предыдущей главе мы изложили, как понемногу обрабатывается само вещество, а в этой мы выскажемся, какими способами можно узнать, что оно совершенно. Сделай следующее: возьми белый камень Луны, порождающий белое [опять-таки не запутайтесь - Луна в данном случае не серебро и не ртуть, но то белое, что получилось на стадии альбедо в сосуде - от него-то и берётся кусочек - прим. Е.], и отдели от него ножницами маленький кусочек, положи его на медный лист и нагрей докрасна на огне. Если от него пойдет дым, то камень несовершенен и должен вывариваться дольше, пока не достигнет степени совершенства. Но если он не дымит, то будь уверен, что он совершенен. То же самое нужно делать и с красным камнем Солнца [это то, что после рубедо получится - тот же принцип проверки - прим. Е.], повторяя операцию".
Глава 7.
"Если ты хочешь умножить или увеличить полученную тобой тинктуру, смещай ее вновь с обычным Меркурием [т.е. это получившееся - Камень нарощенный - смешать опять с ртутью по той же схеме - и наростить таким же образом ещё - прим. Е.] и обрабатывай так же, как ты делал в первый раз, и в сто раз увеличь часть, которая прежде окрашивалась. Делай это снова и снова, до тех пор, пока у тебя не будет столько вещества, сколько ты хочешь. И чем дольше оно останется в огне, тем выше и утонченней будут его степени, так что одна его часть изменит бесконечно большое количество живого Меркурия [ртути], в наилучшие и совершеннейшие Луну [магистерий в белом после альбедо] и Солнце [магистерий в красном после рубедо]. Теперь у тебя есть вся последовательность от начала до конца, чем мы и завершаем этот вторую часть и переходим к третьей".
Часть 3 глава 1 - о печи - ну тут всё понятно - речь идёт о реальной печи, а не о каких-то там "духовных аллегориях" и пр.
Далее - о союзе мужского с женским - понятное дело, что квази-половой символизм - это условная пурга для наглядности.
"Теперь, после рассуждений о печи и огне, где приготавливаются тинктуры, мы намерены подробно описать то, как сочетаются Мужчина [золото-Сульфур] и Женщина [серебро-Ртуть], и как они соединяются. Возьми Меркурий, приготовленный и очищенный в наивысшей степени. Разложи его с женой, а именно, с живым Меркурием. Как Женщина принимает Мужчину, и как Мужчина приникает к Женщине, и даже как муж любит свою жену, и жена любит своего мужа, так же и Меркурий философов и живой Меркурий, осуществляют величайшую любовь, и движимы Природой с великой симпатией к нам. Следовательно как один, так и другой Меркурий сочетаются друг с другом, именно как муж с женой, в соответствии с их телами, так что между ними нет розни [т.е. субстанции сливаются, становясь одним - Ребис - прим. Е.]. И они подходят друг другу в своей силе и свойствах, за исключением того, что Мужчина крепко утвержден [т.е. золото твёрдое и содержит Меркурий в фиксированном огнём золотистости виде - прим. Е.], а Женщина быстро испаряется в огне [т.е. ртуть сливается с золотом и её влажность высушивается - она сливается и затвердевает - прим. Е.]. И по этой причине Женщина соединяется с Мужчиной, и он укрепляет [фиксирует Меркурий живой, т.е. ртуть - золото скрепляет ртуть - прим. Е.] ее твердо и стойко в любом соотношении. Следовательно, они оба должны быть так плотно замазаны и закрыты, дабы женщина не могла испариться или сделать выдох, иначе вся работа ничем не окончится" - какой болван это будет через что-то "тантрическое" буквально интерпретировать?! ах да, у Серрано где-то подобное было.
"Если ты положил Мужчину и Женщину на Брачное Ложе [в сосуд; христианский "чертог брачный" - вообще не о том! - прим. Е.] и хочешь, чтобы он мог действовать на нее, дабы она могла родить, то необходимо, и так должно быть, чтоб Мужчина производил свое действие на Женщину так, что семя Женщины сможет сгуститься и собраться в массу с помощью семени Мужчины, иначе оно не принесет плода" - опять то же самое, но другими словами - растворяй и сгущай.
"Затем если ты заметил, что Женщина черного цвета, то будь абсолютно уверен, что она зачала и забеременела [нигредо, т.е. первая фаза реакции пошла - прим. Е.]. Когда семя Женщины (ртуть) обволакивает семя Мужчины (золото), это первый признак и ключ всего этого Искусства. Следовательно сохраняй естественное тепло тщательно и постоянно, и появится чернота, и будет рассеяна и поглощена естественным теплом. Подобно червю, который ест и пожирает другого, тепло продолжает поглощать столь долго, пока не исчезнет чернота".
"Если чернота четко проявляется, то знай, что Женщина беременна. Но когда начинает показываться павлиний хвост, то есть, когда _на стекле_ [на стекле сосуда! - прим. Е.] появится множество разных цветов, то это показывает, что Меркурий философов (золото) действует на грубый Меркурий (ртуть) и простирает крылья свои покуда не одолеет его. Следовательно, когда сухость воздействует на влагу, то появляются эти цвета" - т.е. когда влажность ртути начинает испаряться и она затвердевает в золото.
"Когда ты увидишь это множество цветов, то будь постоянен в работе своей, поддерживая огонь, до тех пор, пока цвет павлиньего хвоста не будет полностью поглощен, и пока вещество Луны не явится белым и чистым как снег, и покуда сосуд не приведет его к полной степени совершенства. Затем, отколи он него маленький кусочек и положи его на медную пластину на огне. Если он не изменится, останется твердым и сохранит свою тинктуру, значит он доведен до наиболее совершенной субстанции Луны" - вещество Луны в данном случае - это то, что получилось в результате альбедо - белая субстанция - он тут повторяет всё.
"У этого Короля есть крепость и сила, не только преобразовывать и изменять все металлы, но также исцелять все болезни и немощи. Этот Король достоин похвалы, увенчан многими достоинствами и столь великой силой, что может преобразовывать и изменять Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн и Меркурий в наиболее постоянную Луну, для любого пробного камня, а также освобождает и избавляет тела людей от несметного числа болезней".
"Кто ежедневно пользуется этим лекарством, тот сохранит себя в здоровой и совершенной долгой жизни" - т.е. кто делает тинктуру-настойку из этой штуки - но я предупреждаю, что так они считали - я бы не стал рисковать с подобными химикатами и никому не советую - вдруг что не так.
"После того, как этот Король будет наделен совершенной белизной, огонь необходимо постоянно поддерживать, пока белизна не начнет принимать желтый цвет, которой следует сразу за белизной. Ибо, чем дольше жар действует на белое и сухое вещество, тем более желтым и похожим на окраску шафрана будет становиться цвет, пока не достигнет совершенной красноты, которую огонь постепенно доводит до высочайшей степени красного цвета" - та же штука, но после рубедо.
"Затем приготовляется субстанция золота, и рождается восточный Король, восседающий на Троне своем, и господствующий надо всеми князьями Мира".
"Преумножение этого вещества происходит следующим образом. Пусть оно сначала растворится в собственной влаге, затем приблизь к нему огонь, на таком же расстоянии, как и в первый раз, и оно будет действовать на свою влагу сильнее, чем прежде, и _изменит ее в свою собственную субстанцию_, превращая всю массу вещества в саму субстанцию" - тут всё ясно - повтор того же.
"Свидетель же тому - Augurellus".
Вот и все дела!
Подумалось: а не является ли попытка наделить Алхимию какими-то "сверх-духовными" интерпретациями в отрыве от практики с реальными металлами всего лишь способом скрыть и увести в сторону от сути?! Похоже на то.
Кратко ещё мысли по теме.
1. В древности Меркурий (планету) иногда называли Утренней звездой (! а не Венеру внезапно), а иногда и Солнцем (!) - не оттуда ли фраза про то, что "Солнце есть тело Меркурия" образно?
2. Тинктура-эликсир, жидкое золото - это тинктура-настойка, полученная из Философского Камня; Философский Камень и Камень Философов - разное, но не во всём.
3. Зная это, я бы всё-таки не стал это делать - опасно и можно много раз закосячить всё в процессе - так золота не напасёшься. Я понимаю слова какого-то алхимика (забыл), который говорил, что даже если вы знаете всё и про огонь, и про Меркурий и пр. - то не факт, что у вас что-то получится.
4. Краеугольный Камень в Библии - это обычная "строительная" метафора, касающаяся учения и этоса, а не Философский Камень, не буквальный Камень, с которого якобы началось творение мира и т.п. - это всё поздние домыслы и реинтерпретации.
5. Искусство автора под именем "Гермес Трисмегист" (авторов - если точнее) не имело отношения к практической работе с металлами - это видно по текстам, в которых о подобном нет и речи - просто эту концепцию взяли себе на вооружение алхимики как "рабочую гипотезу" - и попытались приложить те же принципы к "царству металлов и минералов".
6. В алхимических текстах есть и другие рецепты с другими составами, но общее в том, что это реально химия, просто с философской базой. Все "перлы" про то, что "Алхимия не имеет отношения к химии" - это поздние домыслы, спекуляции и мистификации оккультистов, которые стеснялись называть себя "оккультистами", а потому использовали Алхимию, как нечто более "благородно звучащее" при правильной подаче. Да, отдельные алхимики могли одновременно заниматься и оккультизмом, и теургией, но до кучи, так сказать - без прямой связи с Алхимией.
7. Они считали металлы эманациями-излияниями "планет" в "царстве металлов" - тогда как в "царстве минералов", в "царстве растений", в "царстве животных" и т.д. есть свои соответствия по аналогии.
8. "Золотой" пар наполняет поры "земли" (ртути) и там генерируется золото. Ртуть есть семя металлов в том смысле, что она принимает образ любого металла, является первоматерией металлов по их воззрениям (ср., кстати, как Ялдаваоф в гностицизме принимает лик-образ любого архонта). Однако там, где речь идёт о посадке семени в их землю - ртуть уже будет землей, а семенем золота - золото. В алхимических играх словами такая переменчивость и многозначность слов и терминов в зависимости от контекста - явление частое. Порой в пределах одного текста одни и те же вещества они намеренно называют разными словами, создавая путаницу. Но нас эти "средневековые яхбошеты шикуцкие" и пр. не проведут так просто. Ещё часто путают Ртуть, Серу и Соль, как принципы, из которых по воззрениям алхимиков состоит всё - с Ртутью и Серой, как веществами - и с философской Ртутью и философской Серой, как веществами тоже. Можно говорить, например, о Меркурии Меркурия - это будет дух Ртути, т.е. пары Ртути.
9. Во многом весь "библейский символизм" к Алхимии притянут за уши - это видно по явно более поздним аллегорическо-метафорическим реинтерпретациям простых фрагментов, которые не имели в оригинале того значения, которым их "наделили" поздние алхимики. Не к месту там и тетраграмма yhwh используется везде - вполне можно было бы и без сего обойтись - они этим скрытый огонь в золоте порой обозначают, а порой другое - не буду расписывать это сейчас.
10. Звезда, появляющаяся на определённом этапе, которую Фулканелли называл то "звездой волхвов", то ещё как-то, а другие называли "Люцифером", например - это "звезда" в сосуде при реакции - так что это не имеет прямого отношения к христианскому сюжету. Про новую землю и новое небо - аналогично - речь шла о том, что происходит с составом в сосуде!
11. Золото, очищенное ртутью от примесей - это золото второго типа по Парацельсу, из которого и будет состоять Философский Камень - это элементарное золото. А живое золото, истинный огонь философов, живой Сульфур - это дух нагретого золота, его "эссенция золотистости", как бы "заключённая" в нём, от которой золото имеет такой цвет. Дом Меркурия, тело Меркурия - это Солнце, т.е. опять-таки золото.
12. Ещё момент о многосложности терминов: когда субстанция нагревается в сосуде - из неё тоже выделяется свой Меркурий, своя Сера, своя Соль, происходит свой "потоп", "отхождение вод", "вознесение", "воскрешение", "смерть", "положение в гроб-пещеру земли" и т.п. - и на каждом этапе Делания это разные вещи, но они подобны по принципам - по принципам Меркурия, Соли и Серы. Не запутайтесь.
13. Как Первоматерия "активируется" Духом, создавая Форму, как Земля "активируется" Солнцем, солнечным семенем - светом, лучами - так и металлы "активируются" огнём при нагревании. Так золотой пар проникает в поры ртути-их земли, которая вынашивает плод и порождает зерно, колосья, дитя - вспоминаем теперь Фулканелли, который говорил, что золотые колосья в руках богини-девы и младенец - это по сути своей символ одного!
14. Почему руно золотое? - потому что золото готово в месяц Овна. Агнец в Алхимии - на то же самое намёк, но не только.
15. Возникает вопрос: если это актуально в "царстве металлов", то может это актуально и в масштабах микрокосма, человека? А это уже иная область - о ней, впрочем, алхимики наверняка задумывались (Василий Валентин, например) - отсюда все легенды о бессмертных в Алхимии, ведь опыт трансмутации металлов ценен не сам по себе и не золотом - он ценен, как демонстрация рабочего принципа, который может быть как-то применён и в других областях - в области "обожения" самого человека... что примыкает к теургии, исихазму и мн. др. Есть, конечно, и теургический аспект, да - когда синхронно с работой алхимик призывает в "сосуд" своего тела активный агент - Дух (или сущность) - который аналогично начинает очищать носителя, самого алхимика, "перестраивая его под себя", "отсекая" то, что Духу чуждо - так идёт работа уже другого плана, что выходит уже за рамки Алхимии, как таковой... этот принцип присутствует практически во всех культах и религиях с древнейших времён - ещё в самых древних из "языческих", и в шаманизме отчасти - есть подобное и в гностицизме - см. "Книгу Величия Отца" со слов "пошли нам духов бестелесных" и т.д., но появилось всё это далеко не там, но задолго до всего того - разве что называлось это иначе.
16. Меркуриальная вода - это влага/жидкость, которая отходит от тела Камня при варке - изображается порой в виде статуи "писающего мальчика", одетого в костюм Меркурия.
И в качестве иллюстрации:
"Амальгама (ср.-век.лат. amalgama - "сплав") - жидкие или твёрдые сплавы ртути с другими металлами. Также амальгама может быть раствором ведущих себя аналогично металлам ионных комплексов (например, аммония)" - про аммоний у алхимиков тоже много где было.
"Амальгамы получают взаимодействием металла с ртутью (при смачивании ртутью поверхности металла) при обычных температурах или подогреве, электролитическим выделением металла или катионного комплекса на ртутном катоде или другими способами. Многие металлы образуют со ртутью устойчивые соединения (меркуриды)".
"В зависимости от природы металла, состава и температуры, амальгамы могут быть гомогенными (жидкие и твёрдые растворы), твёрдыми интерметаллидами либо гетерогенными, в частности, галлий и ртуть образуют две несмешивающиеся фазы - раствор галлия в ртути и раствор ртути в галлии. Большая часть металлов с ртутью образует твёрдые интерметаллиды (меркуриды), исключения: цинк, алюминий, галлий, свинец, висмут, сурьма".
"Второй компонент амальгамы в сплаве находится в мелкодисперсном состоянии без оксидной плёнки и поэтому проявляет высокую химическую активность".
"При нагревании амальгам происходит отгонка ртути. Железо не образует амальгамы, поэтому ртуть можно перевозить в стальных сосудах" - помните этот момент в конце трактата Парацельса? вот-вот.
"Амальгаму используют при золочении металлических изделий, в производстве зеркал, а также в люминесцентных лампах, в том числе компактных люминесцентных лампах и индукционных лампах. Амальгамы щелочных металлов и цинка в химии применяют как восстановители. Амальгаму используют при электролитическом получении редких металлов, извлечении некоторых металлов из руд (см. Амальгамация). Амальгаму применяют при холодной сварке в микроэлектронике. Во многих странах амальгама серебра всё ещё применяется в стоматологии в качестве материала зубных пломб".
[wiki/Амальгама]
Кстати: медь притягивает ртуть - не она ли Магнезия их?
***
Такая вот Алхимия.
Юстус фон Либих (1803 - 1873) цит.: "Самое изощренное в мире воображение не могло бы предложить лучшую идею для того, чтобы вдохновить умы и таланты людей, чем философский камень. Без него химия не была бы тем, чем она является сегодня".
Либих: "Алхимия всегда была не чем иным, как химией".
От себя добавлю: не только, но по большей части - факт.