Евпалов Виктор Владиславович : другие произведения.

Концепция философии постмодернизма Р. Рорти

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Краткий экскурс в философию постмодернизма и философию Ричарда Рорти

  Сообщение на тему: "Концепция философии постмодернизма Р. Рорти"
  
   Философия постмодернизма - это очень продуктивный период истории философии, в рамках которого были подняты и развиты многие философские направления, философы данной школы занимались проблемами этики, языка, гносеологии, политики, методологии и многим другим. Философия постмодернизма знаменита многими именами, одним из которых и является американский философов Ричард Рорти
   Вообще же постомедернизм очень интересный интеллектуальный феномен буржуазной философии и обычно определяется как: "комплекс идей, характерных для новейшей, "постсовременной" культуры. Термин, широко используемый как интердисциплинарный, до сих пор не имеет однозначного определения, вызывая споры исследователей Считается, что первым его употребил - как уничижительную характеристику человека декаданса - Р. Панвиц в работе "Кризис европейской культуры" (1917)" [Краткий философский словарь. / Под редакцией А.П. Алексеева. - М.: "Проспект", 2000 С.240-241]. И основными признаками философии постмодернизма являются:
  1) Плюрализм - релятивизация эстетических ценностей, форм
  2)Неопределенность - антисистематичность, антиметодологизм, отсутствие у эстетических критериев замкнутости и жесткости
  3) Фрагментарность - недоверие к "тотальному"
  4)Многовариантность истолкования - тезис об отсутствии одной, единственно верной интерпретации произведения искусства
  5) Утрата "я" - отказ от идеи возможности полного самосознания индивида и привилегированного положения "я"
  6) Поверхностность как принцип - отказ от попыток исследования глубинных проблем и процессов бытия
  7)Ирония, пародийность - высмеивание, варьирующееся от снисходительной насмешки до желчного трагифарса
  8)Искусство как игра - выявление игрового характера искусства, сближение, а иногда и отождествлений его с игрой, причем не с обычной, а с неклассической игрой
  9) Эпатажность - намерение художника поражать, удивлять свою аудиторию неожиданными шагами
  10) Плагиат и цитирование - откровенное заимствование, имплицитное и эксплицитное цитирование
  11)Смешение высокой и низкой культур - стирание грани между элитарной и массовой культурами, принятие высокой культурой шаблонов массовой культуры, перемещение форм массовой культуры в музейное пространство.
  Ричард Рорти знаковая фигура для философии XX века. С одной стороны, он повлиял на политическую философию, в том числе был идеологом либерализма, с другой стороны, он занимался традиционными вопросами философии XX века, например, философией языка.
  В области политики Ричард Рорти занимает позицию либерализма, а однако, в вопросе о политической антропологии и этики он встает на путь морального релятивизма. В книге "Случайность, ирония и солидарность" он пишет: "Ироники, имеющие склонность к философии полагают, что выбор между словарями совершается не внутри нейтрального и универсаль«ного метасловаря, не через усилия пробиться через явления к реальности, а просто в разыгрывании нового против старого. Людей подобного рода я называю "ирониками", потому что они признают, что в зависимости от переописания все может выгля«деть хорошим или плохим, и потому что их отказ от попытки сформулировать критерий выбора между конечными словарями ставит их в позицию, которую Сартр назвал "мета-устойчивой": они никогда не способны принимать себя всерьез, потому что всегда сознают, что термины самоописания всегда подвержены изменениям, они всегда сознают случайность и хрупкость своих конечных словарей, а значит и самих себя" [Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. / Перевод с англ. И. Хестановой, Р. Хестанова. - М.: Русское феноменологиче«ское общество, 1996. С.104]. Другими словами, он говорит, не существует каких-то вечных истин, которые даются человеку непосредственно в той или иной национальной среде. Он говорит, что язык, темперамент, политической строй - случайны. Причем случайны в том смысле, что каждый человек получил их не на основании своего выбора, а из-за того, что он родился в определенной стране, времени и т.д. И к этому нужно относится с иронией, с либеральной иронией. "Рорти говорит, что нам противостоят люди, которые всерьез верят, что они олицетворяют собой истину и являются ее носителями" [Либеральная традиция в политической мысли - Кирил Мартынов. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=4uCm6IeW4qI&feature=emb_logo
  
  ]. Таких людей Рорти нарекает метафизками, с которыми и боролись постмодернисты, однако критическое их рассмотрение наводит на мысль об их субъективном, метафизическом начале. Так рождается идея у философа, что все люди равны и к ним можно относится с эмпатией, что роднит его с софистами древней Греции, например, с Антифонтом: "Мы восхищаемся и почитаем тех, кто благороден от рождения, но тех, кто неясного происхождения, мы не уважаем, не почитаем, относясь к последним как к варварам, но ведь по природе мы все абсолютно равны, и греки, и варвары" [Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. - ТОО ТК "Петрополис", 1997. С. 60]
  В области гносеологии Ричард Рорти исследовал проблему соотношения религии и общества, которая анализировал с позиции англосаксоноского прагматического постмодернизма. Примечательно, что сам философ постоянно дистанцировался от континентальной философской традиции. Однако философию Рорти можно подвести под континентальную философию: отказ от метафизики и децентрализация онтологии. Рорти часто ссылается на Ф. Ницше, Л. Витгентштейна, М. Хайдаггера, которых он противопоставляет традиции метафизики и эпистемологии, которую он называется "онтотеологической". "Для Рорти критика этой традиции связана с атеистическим отрицанием религиозной потребности в любых проектах, которые нуждаются в опоре на сверхчеловеческий авторитет. Эта потребность проявлялась по-разному в разные эпохи: в форме поиска Божественных оснований, Абсолютной Истины, сущности Бытия, Природы или Разума. Героями этого нарратива выступают то священники и религиозные мученики, то философы, то ученые, каждый из которых углублен в поиски "истины". У каждого периода в развитии "онтотеологического" дискурса были свои Великие священные тексты: Библия, "Метафизика", "Критика чистого разума", "Наука логики" и т.д." [Идеи Рорти в свете постмодерна и постструктурализма. Проблема независимости субъекта [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3719]. По мысли философа, нет различий между патристикой и философией Нового Времени, т.к. они составляют одну последовательной развития мышлений.
  Что реально предлагает Рорти? Свободную метафилософскую риторику - полупоэзию, полуфилософию с сомнительным ориентиром, указывающим на то, что "все случайно" и "все возможно". Вторгнувшись в сложный мир культуры и социальной мысли, он по существу ограничился восстанием против канонов академической философии. Его"солидарность", этноцентризм и мультикультурализм - это весьма свободные спекуляции, противопоставляющие региональные интересы интересам мирового сообщества..
  
  
  
  Список использованной литературы
  
  1. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. - ТОО ТК "Петрополис", 1997.- 336 с
  2. Идеи Рорти в свете постмодерна и постструктурализма. Проблема независимости субъекта [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3719
  3. Краткий философский словарь. / Под редакцией А.П. Алексеева. - М.: "Проспект", 2000. - 400 с.
  4. Либеральная традиция в политической мысли - Кирил Мартынов. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=4uCm6IeW4qI&feature=emb_logo
  5. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. / Перевод с англ. И. Хестановой, Р. Хестанова. - М.: Русское феноменологиче«ское общество, 1996. - 282 с.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"