Аннотация: Выжимка из лекции перед переходом в новую эпоху
Томмазо Кампанелла и его проект+завершение Нового Времени
Книга разделена на две части и в конце Томас Мор не решается из-за усталости слушателя вызвать небольшое недовольство некоторыми законами Утопии.
Обычно когда проходят Возрождение или утопические идеалы общества на философском факультете, то студентам дают на выбор Мора или Томмазо Кампанеллу, который жил чутка позже 1568-1639.
В отрочестве он цитировал схоластиков при различных риторических спорах, т.к. был воспитанником ордена доминиканцев. Но потом стал отзываться о монастыре как о тесной и мрачной тюрьме [Александров Г.Ф. История западноевропейской философии. М., 1945. С. 115]. Судьба, к сожалению, не испытывала бытовой пиетет к жизни мыслителя и из-за неудачного заговора он просидел в тюрьме Делль Ово 27 лет. Кто-то говорит, что тюрьма не сабантуй - сиди и кайфуй, однако палачи применяли различные виды пыток в числе которых Вегилья, Полледро, но итальянский философ не сломался и написал свой знаменитый труд "Город солнца" в стенах тюрьмы. В социальном вопросе он обличал современное ему общество, в котором есть бедные и богатые.
Но несмотря на все пытки и попытки умертвить плоть, Клайв Баркер и все материалисты снова убедились в торжестве духа: "В оковах, - но всё же свободный, один, но всё же не одинокий, стеная, но спокойный -я смущаю своих врагов... Я был заключён в 50 различных тюрьмах, и 7 раз меня подвергали самой жестокой пытке. В последний раз пытка длилась 40 часов. Туго связанный верёвками, резавшими моё тело, подвешенный со скреплёнными на спине руками над острым колом, вонзавшимся в меня, я выдерживал неописуемые мучения. Через 40 часов, считая меня мёртвым, прекратили мою пытку. Одни надругались надо мною, чтобы обострить мои мучения, подтягивали верёвку, на которой я был подвешен, другие хвалили моё мужество. Ничто не могло меня поколебать, и из меня не смогли вырвать ни одного слова" [Александров Г.Ф. История западноевропейской философии. М., 1945. С. 115].
В 1626 году 15 мая папкой Урбаном VIII Томмазо Кампанелла был освобожден.
Что занятного и нетривиального в философских взглядах мыслителя? Он сравнивал Вселенную с большим животным, изучив которого человек сможет извлекать из этого пользу. Продолжая интенцию мысли Телезио и Бруно, он полагает, что в мире происходит постоянный процесс движения. По его мнению, познать мир возможно при исследовании феноменов в движении. По мере накопления фактов, науки расчленяются, а на первом этапе происходит отделение от теологии. Какие науки должен знать ученый? Как вы считаете? А Кампанелла полагал, что геометрию, медицину, космологию, астрономию, астрологию, что есть блок наук естественных. Помимо этого, есть науки практические, ой т.е. моральные: этика, политика, экономика, поэтика, риторика. Тот, кто владеет всеми науки, достигает совершенного знания. В познании он идет от частного к общему. А его идея о Вселенной как животного есть лишь дань времени, ибо это отдает астрологией.
В учении об обществе, по мнению советского философа, Кампанелла выступает идеологом плебейско-крестьянских масс Италии. Интересно, сколько процентов читающих было на тот момент в Италии? Но в целом-то, помните Антифона-космополита? "Мы восхищаемся и почитаем тех, кто благороден от рождения, но тех, кто неясного происхождения, мы не уважаем, не почитаем, относясь к последним как к варварам". Так вот, в целом Томмазо Кампанелла также полагает, что человеческий род един. И не нужно заниматься ранжированию по нации. Эсхатология его учение основывается на светлом будущем, когда человечество объединится. Причем, это будущее наступит и повторит золотой век человечества.
Теперь к интересному. А что такое город Солнца? В этом произведении описано общественное устройство в период грядущего золотого века. Форма диалоговая, как и Утопия мора.
Государство Солнца - город, разделенный на несколько частей. В нем развивается военное искусство, которому обучаются и женщины, и дети. Рядом с идеальным городом живут четыре завистливых, которые уже локти все покусали из-за невозможности построить такой Эдем. И они пошли войной, но получали такой урок, что впредь будут делать науку, а не войну.
Абсолютно все жители суперразумного города-государства верят в астрологию и узнают по движению звезд будущее. Александров выгораживает коллегу-социалиста в увлечении астрологией тем, что последний отрицает схоластические споры по поводу "был ли у Адама пупок, если ли кишечник у святых, почему Христос не воплотился в женщине и не был ли он гермофродитом" [Александров Г.Ф. История западноевропейской философии. М., 1945. С. 118].
Что там по политическому строю? Там царит власть меритократии или народ избирает из своей среды наиболее выдающихся по знаниям человека и ставит его во главе города-государства и дает наказ в заботе о своем народе. Ему подсобляют три начальника, один носит имя мудрости, второй любви, а третий могущество, они все руководят своей сферой. Нарушителей порядка ждет возмездие, согласно ущербу преступления.
Понятное дело, частной собственности там нету. Все участвуют и уважают труд. Это почти как в Звездном десанте. Труд дает гражданство. Все жители минимум четыре часа проводят физические упражнения. Все продукты делятся по потребности.
Педагогика в этом государстве построена на игровой форме, однако по мысли философа стены города расписаны не хуже, чем у старцев из "Хребтов безумия".
Забавно, что Александров пытается сгладить углы в вопросе о семье. Как известно, в СССР все же не было общих жен. А вот в Городе Солнца... Давайте поговорим о сексе! Здесь дополню немного положения Г.Ф. Александрова и обращусь к Юлии Вонховне Хен из МГУ и к ее работе "Евгенический проект: "pro" и "contra". Всем советую прочитать данную монографию. За половой жизнью в этом городе наблюдает наставник Любовь. Он следит за рождением и чтобы пары давали лучшее потомства. Узник Кастла делл Ово обращается к теме евгеники, открыто продолжая концепцию Вселенная есть животное, пытаясь выявить лучшее потомство. Он пишет, что жители Солнца: солярии "издеваются над тем, что мы, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой" [Кампанелла Т. Город Солнца. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР. 1947. С. 36]. В этом городе есть попытка общности жен на том основании, что все общее. "Разрешение на вступление в брачные отношения исходит от главного "начальника деторождения", опытного врача, подчиненного "правителю Любви". Процедура подбора кандидатов протекает следующим образом" [Хен Ю.В. Евгенический проект: "pro" и "contra". -М.,2003. Ч- 153. С. 18].
Так описан процесс в книге: "Когда же все, и мужчины и женщины, на занятиях в палестре, по обычаю древних Спартанцев, обнажаются, то начальники определяют, кто способен и кто вял к совокуплению и какие мужчины и женщины более подходят друг к другу; а затем, и лишь после тщательного омовения, они допускаются к половым сношениям каждую третью ночь. Женщины статные и красивые сочетаются только со статными и крепкими мужами; полные же - с худыми, а худые - с полными, дабы они хорошо и с пользою уравновешивали друг друга" [Кампанелла Т. Город Солнца. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР. 1947. С. 52].
Время для занятия диким сексом определяется врачом и по звездам. Причем он даже был сторонник так называемый кукольных отношений. "усиленных умственных занятий ослабевают у них жизненные силы, и мозг их не источает мужества, потому что они постоянно о чем-нибудь размышляют и производят из-за этого худосочное потомство. А этого они всячески стараются избежать, и потому таких ученых сочетают с женщинами живыми, бойкими и красивыми. Людей же резких, быстрых, беспокойных и неистовых - с женщинами полными и кроткого нрава" [Кампанелла Т. Город Солнца. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР.
С. 54]. В его утопии есть даже намек на пренатальную память, когда он рассказывает, что в спальнях стоят статуи именитых мужчин. Причем жители сего города полагают, что не через упражнения, а через генетику наследуются хорошее или плохое тело. Философ из МГУ усматривает даже попытки не только контроля за распутством, но и намеком на порнографию. Читаем про свободы в дивном городе: "Ни одна женщина не может вступать в сношение с мужчиной до 19-летнего возраста; а мужчины не назначаются к производству потомства до 21 года или даже позже, если они имеют слабое телосложение. Правда, иным позволяется и до достижения этого возраста сочетаться с женщинами, но только или с бесплодными, или же с беременными, дабы недовести кого-нибудь до запретных извращений. Пожилые начальники и начальницы заботятся об удовлетворении половых потребностей более похотливых и легко возбуждающихся, узнавая об этом или по тайным их просьбам, или наблюдая их во время занятий в палестре" [Кампанелла Т. Город Солнца. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР. С. 51].
"Бесплодная женщина переходит в общее пользование, но уже не пользуется почетом как матрона" [Хен Ю.В. Евгенический проект: "pro" и "contra". -М.,2003. С. 25] - подкалывает его Юлия Хен. Он объясняется тем, что: "Это делается той целью, чтобы ни одна не предотвращала сама беременности ради сладострастия" [Кампанелла Т. Город Солнца. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР. 1947. С. 55].
Можно сказать, что это некий антипод "О дивного нового мира", а жизнь в таком городе пресна и выхолощена, что похожа даже на антиутопию.
И давайте перестанем говорить об обществе, а двинемся в натурфилософию и поговорим о Галилео!
Запомните, сначала Коперник, Бруно, а затем Галилео Галилей, живший 1564-1642 годах. Мой преподаватель говорил, что с его опыта началась новоевропейская наука, когда он экспериментально опроверг теорию Аристотеля, самого Аристотеля, который считал, что тяжелые предметы падают быстрее. Галилео, к слову, был не только ученым, но и оратором, музыкантом, художником, а также философом. Важнейшие произведения Галилео: "О механике", "Звездный вестник", "Диалог о двух важнейших системах мира, птолемеевой и коперниковой".
Галилео - эмпирик. Он говорил, что его мало интересует то обстоятельство, из-за которого многие его идеи противоречат благородным мужам.
Насколько жизнь лучший драматург показывает тот факт из биографии ученого, что иезуит Шейнер возбудил обвинительных процесс против мужчины, в честь которого назвали популярное шоу на СТС и 70-летнего философа всячески унижал процессуальный акт.
Давайте уж честно! Именно научные открытия не сопутствовали философию Людовика Вивеса, Телезио, Хуана Уэрте, Мора, Кампанеллу. Давайте погорим о научных открытиях сего мужа?
Он изобрел телескоп и во многом положил началу научного изучения космоса, вычислил массу звезд, кольца Сатурна, разработал закон падения тел, весомость воздуха, закон равномерно ускоренного движения тел, принцип инерции.
Не вижу смысла подробно рассказывать каким языком пользовался Галилео Галилей в своих размышлениях, ибо текста было уже много. Мне важно продемонстрировать философские взгляды ученого.
С появлением Галилео на европейскую арену мыслителей появляется и затем войдет в моду механицизм. Г.Ф. Александров назовет это механистический материализм. И потому он доказывал вечность и неуничтожаемость материи: "Я считаю возможным, что превращение сводится просто к изменению взаимного расположения частей, причем ничто не уничтожается и ничего нового не нарождается" [Александров Г.Ф. История западноевропейской философии. М., 1945. C. 122]. Материя состоит из маленьких телец определенной величины, обладающей скоростью. Материальные тела различаются количественно, ибо ограничены в пространстве.
Учение Галилео на тот момент было настолько значимым, что затем в науке стали укрепляться позиции материализма.
Ну, что, малыши. Мы подходим к эксоду увлекательного монологу по истории философии, в контексте марксисткой традиции и в качестве текста мы взяли учебник Г.Ф. Александрова. Мы лаконично познакомились с такими Неймарами философии как Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Телезио, Николай Коперник, Галилео Галилей, Джордано Грилль, Людовиг Вивес, Хуан Уартэ. и Телезио я даже написал статьи в википедии, друзья. В целом, было гораздо больше философов, которых стоит читать, и они актуальны сейчас. Философия Возрождения составляет яркую страницу в истории культуры. Нам, россиянам особенно близка эта эпоха сильных характеров, смелых открытий и дерзаний, революционных устремлений в области мысли. Товарищ Иосиф Сталин говорил: "Наука знает в своем развитии немало мужественных людей, которые умели ломать старое и создавать новое, несмотря ни на какие препятствия. Такие мужи науки, как Галилей, Дарвин и многие другие, общеизвестны" [Александров Г.Ф. История западноевропейской философии. М., 1945 С. 123].
Следует помнить, что история общества дает мыслителю представление, что будущее за тем обществом, которое берет все лучшее из прошлого, дабы улучшить настоящее и посадить зерна для будущего!
PS.
Георгий Федорович Александров предлагает прочитать следующие труды:
Т. Кампанелла. Город Солнца.
Д. Бруно. О бесконечности, вселенной и мирах.
Ф. Энгельс. Диалектика природы. Крестьянская война в Германии.
Я, в свою очередь, рекомендую к прочтению следующее:
Диалог о двух главнейших системах мира Галилео, Утопия Мора, также город Солнца, Губин В.Д. Основы философии, Алексеев П.В. Философия в схемах и таблицах,Реале Дж и Д. Антисери. Западноевропейская философия (тома), собственно, Александрова Г.Ф., П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия.
Список литературы.
Александров Г.Ф. История западноевропейской философии. М., 1945. - 348 с.
Большой Российский энциклопедический словарь.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2003
Бруно Дж. О причине, начале и едином. М.: Соцэкгиз, 1934. - 232 с.
К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 20
Кампанелла Т. Город Солнца. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР. 1947. - 175 с.
Коперник Н. - О вращении небесных сфер. Малый комментарий. Послание против Вернера. Упсальская запись. М: Наука, 1964.- 653 с.
Кудрявцев П.С. Курс истории физики Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ. спец. - 2 изд., испр. и доп. М. : Просвещение, 1982. - 448 с., ил.
Лосев Α. Φ. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения. М.: Мысль, 1998. - 750 c.
Малая Советская энциклопедия/ 3-е изд., тт.1-10. - М.: Большая Советская энциклопедия, 1958. -1960.
Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6, с. 441).
Мор Т. Утопия. М.: Academia, 1935. - 238 с.
Рассел Б. Проблемы философии. У меня электронный формат, который я закачал в свой компьютер, потому что книга в другом городе. Чтобы не возникло проблем с правообладанием, электронный ресурс я оставлять не буду.
Реале Дж. , Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. - 850 с.
Хен Ю.В. Евгенический проект: "pro" и "contra". -М.,2003. Ч- 153 с.
Энгельс ф Диалектика природы. - Маркс К., Энгельс ф. Соч., 2-е изд., т. 20. М.: Госиздат, 1961. - 827 с.
Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Партиздат, 1934.