Почему - то первым упоминанием о Литве считается 1009 год. Когда католический миссионер Брунон Бонифаций Керфуртский был казнён на границе Литвы и Руси. Такая запись в Кведлинбургских анналах под 1009 годом. Миссионер Брунон - известная личность того времени. Он посещал Киевскую Русь, Польшу, крестил Прусского князя Нетимера. Потому об этом событии упоминают и другие источники. Произошло это недалеко от города Пинска в Беларуси. Брунон был обезглавлен, а его 18 спутников повешены. О том, что это произошло именно там, свидетельствует тот факт, что Римская церковь провела расследование, а на месте гибели, под Пинском, был поставлен храм. В этой связи интересно взглянуть на фреску об этом событии - фреска с аббатства Святого Креста на Лысой горе в Польше (рис. 1). Те язычники, которые вершат расправу, не похожи на дикарей. Их шлемы, одежда, вооружение напоминают....римлян? Интересна какая - то полосатая повязка на руке одного. Вряд ли кто - то тогда носил повязки на рукаве, но, возможно, автор фрески хотел показать - какому народу принадлежали язычники.
Является ли запись в Кведлинбургских анналах первым упоминанием о Литве? Нет. "Краткая Владимирская летопись" :
"....Той бе Олег велик и страшен и грозен был....По немъ нача княжити Игорь и воева Деревскую землю, рекше Литву....Княгини же его Олга с сыном своимъ мьсти кровь мужа своего и князя уби, Мала именемь, и всю Литву высече...."
Почему этой записи в летописи не упоминают? Потому что она не вписывается в современные представления по истории Литвы. Литва там - на Припяти, и литва - славянское племя дереван (древлян). Что за дереване? Народ древане ещё несколько веков назад был в востоной Германии, где назывался ещё Венетами. Древане - видимо, от древности, а древляне - от дерева. Связь между ними вероятна.
Страну Литовцев на Припяти упоминает и знаменитый итальянский путешественник Д. Карпини, который в 1245 году пересёк её по пути из Кракова во Владимир - Волынский. Он пишет (1):
"....сверх того, мы ехали по очень опасным местам из-за страха перед Литовцами, которые часто рыщут от Польши до земли татар и через страну которых мы проехали".
Здесь граница Литвы с Русью - южнее Припяти. Так же считал и знаменитый польский историк 15 века Я. Длугош : на юге граница Литвы с Русью - река Брежница - южный приток Припяти. А на севере - граница Литвы с Жемайтией - Жмудью (Самогитией) - река Святая.
О древности Литвы пишет известный польский археолог и филолог Т. Воланский (2):
"- Литва была известна в древнем мире под её прежним названием Литавия...."
Какие - то топонимы на Дунае, в Чехии, во французской Бретани так же могут указывать на более древнее упоминание названия "Литва". Но в целом можно считать, что имя "Литва" появляется довольно поздно. Немецкий историк 19 века Уимьям Пирсон писал (3):
"Если вы спросите старых историков этого народа о соответствии его предков, то получите определённый ответ, что имя Литовцы - новое здесь, согласно польским и литовским летописцам. На самом деле оно появляется только в 11 веке...."
Интересно - упоминаются литовские летописцы и историки. На каком языке писались литовские летописи мы знаем. Почему имя "Литва" - только с 11 века? Какие - то народы, как греки, известны с древности. Большинство народов, известных античным авторам, не сохранились. Но в то же время , позднее, появилось множество народов, не известных раньше. То есть, названия племён и народов, известные в глубокой древности, со временем менялись. Так угры превратились в венгров, например. Созвучное название. Вернёмся к этому позже.
А сейчас вспомним, когда после гибели миссионера Брунона, упоминалось название "Литва". Вторым по сроку давности случаем упоминания Литвы являются походы Киевского князя Ярослава на Литву в 1040 и 1044 годах. В Киевской летописи записано:
"1040 год. Ярослав иде на Литву"
Польские историки 19 века Балинский и Липинский писали о том же событии (4)(рис.2) :
"Длугош, так же как русские и литовские летописцы, вспоминает, как в 1040 и 1044 годах Ярослав, великий князь Русский, сын Владимира, встретился с Литвинами на Слонимских полях и победил их, а потом проехал Литву до Немана"
Слонимские поля безусловно связаны с городом Слоним, который стоит на реке Щаре - южном притоке Немана. Возможно этого города ещё не было, но было племя слоненцев на этой территории, отмеченное авторами, которое даст имя этому городу. Слоненцы и Слоним - наверняка от слова "слонце", что значит "солнце" на языке западных славян. Солнцепоклонники?
Итак, по русским и литовским летописям и по знаменитому польскому историку 15 века Длугошу территория Литвы в начале 11 века - это запад нынешней Беларуси - от Немана севернее Слонима и на юг - за Припять.
Но есть сообщения о Литве, связанные с более ранними историческими событиями. Правда в песне. Песня - былина "Седой Дунай", записанная в 19 веке в Кижах этнографом Гильфердом (5). В ней повествуется об известном историческом факте. В конце 10 века Великий князь Киевский Владимир сватался к Рогнеде, дочке Полоцкого князя Рогволода, но был отвергнут. В песне Полоцкое княжество называется "Хороброй Литвой", а князь Рогволод - "Королём Литовским":
"- Владимиръ, князь стольно - киевский!
- Знаю я тебе княгиню супротивницу.........
- В той есть во славной Литвы,
- У того есть у короля Литовского."
В том же сборнике - Песня "О Дюке Степановиче"(записано в Кенозеро). Герой Песни встречает русских богатырей. Те ему: "Здравствуй, заезжий добрый молодец.
Ты коей орды, ты коей Литвы?"
Историк И. Д. Беляев (19 век) (6 ) :"Полочане и литва ещё в доисторическое время уже находились в таких отношениях друг к другу, что составляли как бы один народ." "....Набеги проиводились литвою заодно с полочанами, и под именем литовских набегов, разумелись и набеги Полотские"
О том, что изначальная Литва находилась на территории нынешней восточной Беларуси, есть множество документальных свидетельств. Вот некоторые из них:
Древняя "Псковская летопись" (в 13 веке уже писалась от первого лица):
"1158 г. Поход новгородцев и псковичей на Смоленск и Литву до Минска...."
"1183 г. Литва, выбегая из лесов своих на пограничные псковские сёла, производила разорение. Почему псковичи послали на них своё войско под предводительством тысяцкого Будилы, который взаимно произвёл в Литовских землях много разоренья."
"1213 г. Изгнаша от себя псковичи князя Литовского Владимера Торопецкого, и Литва пришедшее в Петрово говенье и позгоша Плесков, и отъидоша попленив"
Троицкая летопись:
"6733 г. (1125 г.) То е же зимы повоеваша Литва около Торжку"
Лаврентьевская летопись: "1239 г. Ярослав идёт к Смоленску на литву"
Подобные сообщения - в любой русской летописи.
Особо следует сказать про Беларуско-Литовские летописи. По ним Литовские князья продвигаются морским путём постепенно с устья Немана в глубь территории. Князь Ердивил, который "был руским, потому был очень набожным", "зарубил" Новогрудок "на горе красивой", а потом пошли и "зарубили" Гродна и Брест. "А простой народ" не знал по латыни и "стал называться литвой". Прослеживается в них связь Литвы с Жемайтией. Но здесь надо понимать, что из себя представляло то доисторическое население Жемайтии, где бок о бок проживали совершенно чуждые друг другу народы, потому одни называли других гудами и их молитва звучала так : "Бог Перкун, не бей жмудина, а бей Гуда, как собаку рыжего", ( такое пишут об угнетателях....) (до сих пор современные литовцы называют беларусов Гудами) что говорит само за себя. По этим летописям государство создают выходцы с Рима, что не лишено основания, но это отдельный разговор.....
Локализовать древнюю Литву на западе или северо - западе нынешней Беларуси, как пытаются многие сейчас, нет никаких оснований, не документальных, не других. Более того, эти земли (северо - запад нынешней Беларуси и Виленский край) имели до времён Миндовга конкретные названия: Пелузия, Ставания. Где - то севернее располагалась Нарова (Нерома). (7 )Нет источников, называющих эту землю Литвой в то время.
Вернёмся к летописям. Российский историк Соловьёв пишет(8), ссылаясь на летопись: "в 1197 г. Сын Ярославов, Изяслав был посажен в Луках, чтоб быть защитою (оплечьем) Новгороду от Литвы." Великие Луки (в России) - пограничный город с Литвой в конце 12 века.
Новгородская берестяная грамота (рис.), датируемая 1075 - 1100 г.: "Литва пошла войной на карел". Это время правления в Полоцке князя Всеслава (Чародея), который сам захватывал Новгород на Волхове. Карелы от Полоцких земель находились на северо-восток или восток.
Историк В. Татищев (18 век) ( 9 ), описывая события 1217 года, называет Витебских и Полоцких князей Литовскими. Так же он пишет:
"....Литва стала приходить на пределы Русские, первый раз в в 1190 году на волости Новгородские и 1203, а потом более"
Там же, по Татищеву, Литва идёт в поход на "пограничные" Псковские земли.
Среди 9 племён, перечисленных Татищевым, нет жемайтов - самогитов, нет и аукштайтов (Аукштота - это Литва на жемайтском языке, как говорил князь Витовт). Среди этих племён есть Лотигла. Под 1227 годом Татищев сообщает (события в Новгороде В.):
"....а псковичи привели немцев, чудь, лотиглу и либь". То есть - Литвины - Лотигла - в Псковских землях даже. Леты (латыши) у Татищева отдельно от литвы.
В грамотах Литовских говорится о границе Литвы с Новгородскими землями "по старому рубежу земли и воды"
Это всё - Литва до государства Миндовга со столицей в Новогрудке.
Почему Литва, как территория, как народ, появляется в 11 веке. И соответствовала эта Литва Полоцкому княжеству и землям западнее, от Немана и за Припять. То есть - полное соответствие этой Литвы территории нынешней Беларуси. С первых же упоминаний литва, как народ, проявляет себя деятельным и агрессивным к соседям. И где этот народ был раньше. Почему о нём не слышали? Может скрывался под другим именем? Какова его связь с кривичами и другими племенами зафиксированными на этой территории.
Игумен Орест в 1781 году писал (10):
"Страна сия, нынешняя Могилёвская губерния....называлась областью Кривской, по причине поселившихся в оной Литовских жителей Кривичей. Радимичи и Кривичи были идолопоклонники.... Славяне....зашедшие от Вислы из Литвы, поселившиеся на берегах Днепра, назывались Кривичи." Интересно, что в Германском Полабье есть город Кривич, который основан славянами.
Чешский историк П. Й. Шафарик (11): В округах Виленском и Троцком до первой половины 13 века "жили Вилчи и Велеты, потомки Невров и другие славяне"
Ещё он пишет:"Вельты: так назывался сильный и в истории Средних веков больше прочих славян прославившийся народ, Велеты или Лютичи, прозванные Волками, в первый раз упоминаются Александрийским географом....Их жилища....в губернии Виленской. Я их признаю предками последующих Кривичей"
"Полабские славяне (к ним относились и Велеты - Вильцы) так же мигрировали из тех земель, которые у Одера, за Вислу, на Западную Двину и Березену. Густо расселились через Одер до Эльбы, постепенно и в разное время."
В упоминавшейся книге (3) У. Пирсон пишет:
"Я убеждён, именно Невры являются одним из предков Литовцев, вместе с более поздними Велетами". Там же: "Литва - немецким языком искажённое слово "Вилта"....В "Вилте" немецкое слово "Вилт" можно увидеть - (свирепый, яростный). Литовцы, литвены действительно свирепыми назывались.... Чтобы доказать это, я ссылаюсь на Птолемея, Альфреда и Адама Бременского...."
В немецком журнале "Baltische studien" т. 24 (12): "Вилты, Велатабы, Велеты получены от Велтов....по морю, по Неману, через внутренние земли в верховья Западной Двины, через Жемайтию, Семигалию и фактически Литву к Вильне пришли, и там несмешанные литы есть...."
О Велетах много писали древние авторы. Татищев (9 ) вспоминает К. Птолемея, географа конца 2 века, который писал о народах на юг от Балтики: "Венедийский залив....Языги, Финны....Народы большей частью Венедийские по всему заливу....Под Венедами - Галинды, Судины, Ставаны (народы меньшие). И ещё при океане, в остальной части залива, живут Велты (Велеты), выше их Госсы и Карбоны (Куроны), которые особенно к северной стороне подались; при них же с и Салы (Селы)." Похожа территория Велетов на Полоцкое княжество? Куроны и сейчас самые северные. Селы - восточнее. А на Карелов литва в поход ходила.
Англичанин Эйнхард в 9 веке писал (13) :"От западного океана на восток протянулся некий залив....На восточном берегу живут славяне, эсты и различные другие народы, между которыми главные Велатабы"
По источникам наблюдаем миграцию Велетов - Вильцев как с Полабья на наши земли, так и в обратном направлении. Л. Нидерле (чешский историк 19 века) (14):"Велеты были сильным племенем, следы которого мы, по всей вероятности, находим уже во 2 веке....и это наиболее вероятно - Велеты в доПтолемеевский период обитали ещё дальше на восток и в новые области на Эльбе....попали позднее, когда началось общее продвижение славян на запад...."
И снова Татищев: "Славяне же, не иные, как владевшие Русью, с Винулем пришедшие, особенно народ Велетабы, указывает, которых Гельмольд прежде упоминает в Вандалии...." (Вандалия - Германское Полабье).
Российский историк И. Е. Забелин 1908 г. (15): "....морской залив, в который впадают Висла с юга и Немон с востока, называется Венедским, конечно, по той причине, что в нем господствовали Венеды, частно своим населением по его берегам, а больше всего именно торговым мореплаванием. В восточном углу этого залива, стало быть в устьях Немона, Птолемей помещает Вендскую же отрасль, Вельтов, по западному Велетов, по нашему Волотов или Лютичей, коренное жилище которых находилось в устьях Одера, а здесь следовательно они были колонистами ." " Глубокая древность славянских поселений на Балтийском море больпие всего может подтверждаться Скандинавскими сагами, которые много рассказывают о Ванах и Венедах, Вильцах-Велетах, о стране Ванагейм, куда Норманны посылали своих богов и славных мужей учиться мудрости"
О каком завоевании Велетами говорит Татищев? В скандинавской "Саге о Тедрике Бернском" (написана в веке) описываются времена гуннского нашествия Атиллы. Вожддь Вилькинов Вилькин захватывает многие страны: Готланд (юг Скандинавии), "всю Швецию", Польшу и маленькие страны ("самланд"), затем идёт на Русь, побеждает, захватывает города Полоцк, Смоленск и Киев.После чего начинается война с Атиллой, войска которого стоят между Венгрией и Данией. Веселовский (19 век) (16), исследовавший Сагу, как и другие, считал, что Вилькины - это Вилки - Вильцы - Вильты - Велеты. Их земля - на юг от Балтики, на восток от Дании и "внутрь по Западной Двине". Это Померания, Пруссия и нынешняя Беларусь, видимо и Прибалтика. Особую роль в земле Вилкинов Веселовский отводит внутренним землям по Западной Двине, где он видел максимум топонимов, связанных с именем Вильков - Вильцев - Велетов - Вилтов.
История появления в Германском Полабье славян общеизвестна. В первые века нашей эры они вытесняют проживающих там германцев и занимают обширные территории. В археологии их связывают с носителями Суковско - Дзедзинской археологической культуры. Последними из славян в эти земли приходят Велеты - Вилчи в 5 - 6 веке. Это носители другой, более развитой, Фельдбергской культуры, не имеющей генетической связи с Суковско - Дзедзинской. Представлена она, например, богато орнаментированной посудой, изготовленной на гончарном круге, чего раньше в этих краях и в соседней Польше не было. Велеты - Вильцы не всегда мирно обходились с ранее пришедшими в Полабье славянами, о чём свидетельствуют иногда встречающиеся городища Велетов на выжженных селениях. На острове Готланд и в Скандинавии, особенно в южной её части, тоже отмечается присутствие Фельдбергской археологической культуры (карты), а так же топонимов явно славянского происхождения. А кто - то из исследователей рунических надписей в Скандинавии видит в некоторых из них славянский текст. Не свидетельство ли это завоевания "Готланда и всей Швеции" князем Вилькином с его Велетами, описанное в Саге о Тедрике Бернском? Ведь Сага Скандинавская, но упоминает о неславном для себя завоевании. А то что славяне на Балтке имели отличные корабли и держали в стахе побережье Дании и Скандинавии, описано Гельмольдом в его "Славянской хронике"( ). Автор упоминает даже о подготовке славян к "Итальянскому походу", для чего те готовили корабли. А Пётр из Дубсбурга (17), описывая события 13 века пишет о "сражениях на кораблях" на Немане тевтонцев с литвинами.
Миссионера Святого Адальберта (Войцеха), прибывшего в В. Пруссию крестить пруссов казнят .... Велеты (Лютичи) (3 ). Его последователя Бруно направляет в Пруссию Польский король Болеслав Храбрый крестить "пруссов и велетов". То что Померания, Пруссия и Литва (Беларусь нынешняя) была одна страна и управлялась эта страна единым князем, пишет польский историк Мациёвский (18): ".... сродства имени Лютичей с Литвой.... И Первый между ними омечен пруссаками Миндов , правитель Литвы и Пруссов (Prutenów) королём назван. Для того также призваны князья общие, то есть не литовского роду, какими были Поморские правители, владеющие народом литовского племени, свои титулы от них брали, имена. Так на акте 1182 г. титул Барнима - Великий Князь Поморский и Лютичей." (для автора термины "Лютичи" и "Литва" означают один народ). Барним - был не только Князем Лютичей-Литвы, но и Поморским (общим). Имена Литвинов (Лютичей) - славянские(Поморские)
Ещё в 13 веке Миндовг назывался Князем Пруссии и Литвы. Померания (Поморье) к тому времени уже пала под натиском католической Германии и Польши. В грамоте (рис. ) Миндовг отдаёт Жемайтию (современную Литву - Летуву без Виленского края) и Шаловонию (Скалвию, Славянию - часть Пруссии) Тевтонскому Ордену. Й. Лелевель, историк, профессор Виленского университета (19 век) называет Миндовга "Королём Пруссии и Литвы" (19): " Миндовг, как Король Литовский и Прусский, гостил в Пруссии, и грабил Ливонию, Мазовию, земли Смоленска, Чернигова и Новгорода....." Шалавония - Скаловия - Славяния - территория в нижнем течении Немана с городами Тельза, Рагнета. Здесь много топонимов с корнем "Виль" и "Рус" (карта )
Что касается интересующих нас топонимов "Велеты - Вилчи...." и их распространения, то вот, например, названия мест, взятых из списка к Большому историческому Атласу Беларуси(20 ):
Что интересно, по беларуски "волк" - "воук", что отражено, например, в названии города Воуковыск. А топонимы "Вилчи" определённо связано с этнонимом "Вилчи - Вильцы", ибо упоминавшиеся в летописях "Vilci" читается и как "Вилчи", и как "Вильсы", и как "Вилки".
Ведущий российский историк своего времени (19 век) Венелин писал (21): "Волка называли балтийские славяне Вилком....Вилк во множественном Вильцы....Лютичи есть эпитет Вильцев....Подле Лютичей, иначе называемых волками...."
Топонимы с упомянутого атласа, указывающие на Лютичей:
Люта (Вовчын!) - Брест
Лютовичи (!) - Новогрудок
Лютцы - Полоцкая губ.
Люцец - Минская
Люцин - Минская
Люцина - Могилёвская
Люцина - Витебская
Люцкова - Полоцкая
Лутава - Полоцкая
Лутава - Гомель
Лутаве - Полоцкая
Лутвинка - Пинск
Лутня - Полоцкая
Лутовичи (!) - Полоцкая
Луты - Новогрудок
Луцыцы - Минская
Луцышча - Полоцкая
Луцышчы - Витебская
Луцыев Вострав - Полоцкая
Лучыцы - Менская
Лучыцы - Новогрудок
Лучыцы - Орша
Лучыцы - Мозырь
Ещё топонимы, указывающие на народ Велеты-Лютичи-Вильчи в "Списке землевладельцев (Минской губернии)" за 1876 год.
В Вильне была улица "Вилча лапа" (нормальное жамойтское название?) . Приток Немана назывался Вилча. Часть курганов в современной Беларуси называется населением волотовиками.
Й. Лелевель (19 ): "Эти Велетабы, Вильцы дали себе третье наименование Лути, Лютичи, которое появляется позже, под которым они чаще всего упоминаются в иностранной литературе." И дальше даёт форму их произношения - написания (рис. ): " Лутичи (Бруно....), Лютици ( Дитмар....), Лючицы (....), Леутици (Адами....), Лутитии (Гелмольд....), Литевичи (!) (хрон. moissiac 1179 год)".
Литевичи, как одна из форм названия "Лютичи" - в Хронике 12 века! Что очень важно - эту же Хронику упоминает чешский историк Шафарик (11) и "Славян - Литевичей" в ней в 12 веке, тоже в связи с Лютичами:
1179 год: "Sklavi Lithewizen"
Ещё у Лелевеля: "Капланы Литвы, Пруссии и Лютичей имя Криве носили; а статуи Божеств Лютичей имели имена Богов Литовских...."
Словарь греческой и римской географии. Dictionary of Greek and Roman geography, Том 2
редактор(ы): William Smith (22)
"Велеты - Народ Европейской Сарматии, живущий по обеим берегам реки Зап. Двина, идентичен согласно Укерту, славянам Велетам или Лютичам, которые жили на Одере."
В немецком "Журнале этнологии", Т. 1 (19 век) (23) записано: "....волками Невры (готский народ) называли Вильтов (Литвинов) или Вильцев...." И далее: ".. Живущие в верховьях Двины Кривичи, построили там Witepsk и Полоцк и в южной оконечности озера Псков или Oleskau и Изборск. Широким потоком первой иммиграци заполнили пространство между Двиной и Неманом, сохранив имя Литовцев...." Фактически : Лютичи - это Литвины, Литвины - это Кривичи.Получается - Кривичи идентичны Лютичам, о чём писал и Шафарик.
В книге "Немцы и их соседи" (24) Й. К. Цойсс писал (стр 679): "Литвины....Одноимённое название по немецки - Вильцы...., сформировавшийся по А. Бременскому в Дании" И далее (стр. 683): " Эта империя народов может имела имена
(народов) уже в глубокой древности, западных Галиндов и Судинов, восточных Велетов, Вильцев или Литвинов, северных карвонов или куронов...."
Швейцарский историк А. Хенне (J. A. Henne) связывал происхождения терминов "Литва" и "Лютичи" с славянским словом "Люди" (25): ".... Старинное название "ther Liut", иначе "liuti", люди, отсюда латинизированное литии, лети, позже (Литва, Летты, Латины, Лютичи ....имена мужские Люто, Луито, Людегер, Лютхольд, Лютвин, Лютпольд, Лютульф, Лютпранд и женское имя Лютгарт. Британцы ещё сегодня не забыли, что их прародина называется Людав"
Наш известный историк Т. Нарбут в "Делах стародавних народа Литовского" (26 ) связывал происхождение Литвинов с Герулами (Верлами), народом, который был вытеснен Лютичами с Полабья. Что о них известно. Имена князей - славянские. Храм в Радогоще - главный храм Лютичей - принадлежал первоначально им, пока Лютичи их не вытеснили (по Нарбуту). Редкие авторы прошлого предполагают связь происхождения Литвинов с Готами или Гепидами. Может это связано с Вилькинами - Велетами (будущими Лютичами), которые по упомянутой Саге захватили Готланд?....
Читая историков 19 века, создаётся впечатление, что все знали о происхождении Литвы от Лютичей.
Из упоминавшегося сборника "Балтише студиен" (12):
________________________________________
"....Лютичи....в отличие от названных лучан. И я думаю, Лютичи идентичны с Литовцами, которые Луколане зовутся, что значит летские аланы. Потому Вулины, западнее Одера - летское племя и Волины - так же, исторически показал Матеус с Холева в 1160 году. Их земля Самбия, их столица - Люблин." И дальше:
Вулины, которые продвинулись на Буг с Волина, в 405 году вероятно, не позже, с области Вислы....Литы-Вельты - из земли между Эльбой и Одером. Две ветви Лютичей. Лютичи, форма которых Литевичи...."
Многие считали, что Литвины пришли на наши земли с Вислы. Видимо, как промежуточный пункт при переходе с Полабья. Уроженец Минщины Ф. Булгарин (27 ): "Правильно представляется, что выходцы с Благословенной Вислы дали это имя своей новой родине, сегодняшней Литве."
Название Лютичей постепенно сменялось именем Литвинов, начиная с конца 10 века. Велеты - Вильцы, получившие в Германском Полабье имя Лютичей, приходят (или возвращаются) на земли нынешней Беларуси с этим именем. Здесь оно превращается в имя Литва и Литвины, хотя и прежнее название "Лютва" и "Лютавия" ещё сохраняются.
В слуцких говорах нынешней Беларуси частая форма произношения "Литвы" - "Лютва". И не только в слуцких. В предании Смоленский герой Меркурий воюет с Лютвой (28) (события - в 13 веке): "Меркурий быу кожемяка; раз ионъ мяу сорокъ кожъ, як асирчау, рвануу кож.и и всв пупалам. Як пришла Лютва (Литва), съу на лошать и давай ее убивать. Самому голаву зняли...."
Имя Лютичей в форме Лютвинов попало в титулы Великих князей Литовских, на ряду с Литвой и Литвинами.(29)
В переписке Папы Иннокентия IV [ок.1195-1254гг.] с Великим князем Мiндоѓгам, Хэлмнским епископом Гайденрайхам, а также с епископом Ливонии название государства записывалось как Лютавия: "Regnum Luthawie"; Carissimo in Christo filio nostro Mindowi Illustri Regi Luthawie, salutem"; "Multa cor nostrum est...super carissimum in Christi filium nostrum Mindowin Illustrem Luthawie Regem" "Царство Luthawie"; Возлюбленный во Христе сын наш прославленный король Mindowi Luthawie, saiutem "," На многие вещи...самые дорогие нашему сердцу сын наш во Христе Mindowin Luthawie прославленный король"
Одним из титулов Великого князя Литовского Ольгерда был: "suppremus princeps
Luthwanorum" [30, Љ 80, s. 73-74] ("Верховный правитель Лютвинов")
Кейстут же носил титул "Князя Лютвинов" - "dux Lythwanorum, dominus Trocensis, Grothensis ." (Исследования по вопросам Восточной Европы", выпуск 2, стр. 34 - 35).
В "Списке мест Свидригайлы" есть Земля Лютенская (Item terra lutensis). Это северная часть Полоцкого княжества с городом Люцин (Лютцин). Это тоже, наряду с обычными топонимами, подтверждение названия нашего народа в прошлом.
На старой карте название страны Lutuanie (Лютва), а обычно Litvanie ( Литва) (рис. ). http://www.imageup.ru/img183/1515923/image-3.jpg
Итак, подведём итоги:
1) Первые упоминания Литвы относятся к началу 11 века. Так считали и историки этого народа.До 11 века предки Литвинов должны были иметь какое - то другое имя, как и любой другой народ внезапно появившийся в историческое время.
2) Первые упоминания Литвы (до государства Миндовга со столицей в Новогрудке) по летописям, грамотам и другим документам ( и преданиям) относятся к территории Полоцкого княжества, реже - к западным землям нынешней Беларуси.
3) Прослеживается связь названия "Литва" с термином "Лютва" и племенным союзом Лютов - Лютичей. Причём, какое - то время эти названия существуют параллельно на территории исторической Литвы (Беларуси).
4) Лютичи - довольно позднее название народа Велетов - Велатабов - Вильтов - Вильков - Вильцев. А этот народ жил на территории Литвы (Беларуси) ещё в доисторическое время, о чём находим подтверждения у древних авторов, хронистов и в Скандинавских Сагах. Об этом свидетельствуют и топонимы.
5) Большинство историков и хронистов разных времён и народов до 20 века были единодушны в теории происхождения Литвы и Литвинов от народа Лютичей (лютов, литвы) - Велетов - Вильцев.