Нереальная Новелла : другие произведения.

О новелле

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Что же такое - новелла? В чём её отличие от рассказа? Как создать конкурсное произведение, соответствующее жанру? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.
  Новелла (итал. novella, буквально - новость), малый повествовательный жанр, сопоставимый по объёму с рассказом (что даёт иногда повод для их отождествления), но отличающийся от него происхождением, историей и структурой. Новелла 'есть не что иное, как случившееся неслыханное происшествие' (Гёте).
   Основными признаками новеллы являются:
  1)повествование о необычном происшествии в жизни героев;
  2)эффект тайны, парадокса, антитез и антиномий;
  3)острота, динамизм развертываемых событий на основе внутренних и внешних конфликтов, драматизм ситуаций;
  4)минимум описательности, эмоциональное напряжение.
  Есть особые требования к структуре новеллы, которые иногда называют "жёстким новеллистическим корсетом". Они действительно жёсткие, но развитие жанра в современной литературе предполагает некоторую свободу. В любом случае новелла должна обладать строгими "формами", не иметь "перекосов" и сюжетного провисания, не выглядеть расплывшейся от засилья внесюжетных элементов. Вот эти требования:
  1)наличие одной сюжетной линии;
  2)новеллистический пуант, то есть неожиданный поворот;
  3)твёрдая концовка.

    Образное представление о новелле даёт Б. М. Эйхенбаум: "Новелла должна строиться на основе какого-нибудь противоречия, несовпадения, ошибки, контраста и т. д. Но этого мало. По самому своему существу новелла, как и анекдот, накопляет весь свой вес к концу. Как метательный снаряд, брошенный с аэроплана, она должна стремительно лететь книзу, чтобы со всей силой ударить своим острием в нужную точку."
  И В. Шкловский считает, "...что описание счастливой взаимной любви не создаёт новеллу, для новеллы необходима любовь с препятствиями: 'А любит Б, Б не любит А; когда же Б полюбила А, то А уже не любит Б'.
  Автор может показать в своём произведении противоречия, конфликты, столкновения, борьбу, смятение и духовные поиски героев, но финал должен быть "твёрдым", когда события завершаются чем-то новым, желательно неожиданным для читателя. А если герой вдруг вернётся к своему прежнему состоянию, то пусть это станет потрясением для него.
  Как же быть с описаниями, рефлексиями разного рода, которые так любят авторы? Неужто им не найдётся места в новелле? Найдётся. А в современной - тем более. Но они не должны затмевать сюжета, ведь весь новеллистический мир находит фокус в одном событии. Допустимы флешбеки и флешфорварды, но они тоже не должны выбиваться из одной сюжетной линии.

    Нужно отметить, что в литературоведении нет единого критерия, согласно которому тот или иной текст относится к новелле (Е. Мелетинский - С. Ташлыков о "Повести о Петре и Февронии Муромских"). Исследователи новеллы называют жанрообразующими разные признаки:
  Е. А. Сурков считает, что "художественным принципом" новеллы является "антиномичность начала и конца, высокого и низкого, нового и старого".
  Г. Поспелов показывает отличия между малыми повествовательными жанрами: '...рассказ рисует в коротких сценах повседневную жизнь. В новелле писатель хочет показать необычное в жизни героев'
  М. Н. Эпштейн полагает, что "новелла отличается от рассказа острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью"
  Б. С. Мейлах отмечает, что "характерными признаками новеллы считаются острота психологической ситуации, известная парадоксальность сюжетного развития и такое композиционное построение, в котором сюжет и фабула не совпадают"
  А Е. Мелетинский вообще заявляет: '...отличие новеллы от рассказа не представляется мне принципиальным'. Однако говорит, что новелла имеет "тенденцию к преобладанию действия над рефлексией, психологическим анализом. Краткость, концентрированность, важность композиционного 'поворота' способствуют появлению в рамках новеллы элементов драматизма".

  
Преноминаторы конкурса рассмотрят произведения участников, помня о жанровых канонах, но учитывая, что развитие литературы заключается именно в том, чтобы однажды покинуть эти каноны в целях оптимального решения творческих задач и достижения максимальной художественной выразительности.
  Успехов! Ждём ваших новелл!

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"