Сафонова Евгения : другие произведения.

Отзывы и рецензии на романы "Кукольный венец" и "Средь бала лжи"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Здесь я собираю особо приглянувшиеся мне отзывы и рецензии на книги цикла "Игра Лиара". Осторожно, лютые спойлеры :)



"Потрясающее произведение. Оно увлечет вас в мир загадок и чудес, мир грез наяву и во сне. Оно окутает вас паутиной игры самого опытного шахматиста, рисуя перед глазами самые необычные фантазии. Оно поглотит вас, окуная в трехмерное пространство, и вы действительно окажетесь средь 'бала лжи', до последней строки вдыхая это увлекательное приключение."


Abstractedly Lina, "Мастерская Писателей"



"Сегодня я закончила читать великолепную книжку, которую мечтаю однажды взять в руки напечатанной.

Книжку, которая помогла взглянуть на мир немного иначе, показала нечто новое и оставила на душе целый вихрь чувств.

Книжку, которая заставила меня плакать.

Книжку, которую хочется перечитать.

Но обо всем по порядку.

Это второй роман цикла Евгении Сафоновой "Игра Лиара" (оставшиеся ещё не написаны).

Итак, знакомьтесь:

1. Окованные игрой

2. Бал лжи

Мир этого романа - светлый, уютный, красивый и... кружевной? Как в Рождественском стеклянном шаре с домиком и звездочками снега внутри. Устроенный мир, который развивал и использовал магию вместо науки.

Но только на первый взгляд.

Будьте осторожны - там все, не такое, как кажется на первый взгляд.

Даже главная героиня - "светловолосая особа шестнадцати лет" - совсем не такая, как вы себе сейчас представили. Вместе с ней вы многое узнаете о том, что такое добро, что такое зло, что такое любовь, вера, доверие, человеческая душа. И что есть вы сами.

Но самое невообразимое и удивительное - даже когда вы увидите обратную сторону медали, даже когда проживете эту трагедию и выживете в этой игре, когда заглянете в каждый темный угол - в вашей душе останется больше света, чем было вначале.

И вы сможете оправдать многих героев. Слишком многих.

 

Цитата из романа:

 

Тьма внутри ничтожества - ранит. Тьма внутри зла - испепеляет. А тьма внутри святого способна уничтожить мир. Потому что нет на свете зла страшнее, чем то, что кажется добром. Даже если порой оно просто не в силах сразу поверить, что уже добром не является.

 

Я не смогу сказать о сюжете лучше автора - это нужно просто прожить. Не хочется раскрывать удивительных интриг, ловко закрученных без единого шва или белой нитки. Поверьте, до последних строк она не переставала меня удивлять! Пусть вас не пугает объем и некоторая "наивность" первой половины первого романа - он стоит того, чтобы дойти до конца, оглянуться и осознать, что без этой "наивности" никак.

Ведь здесь все не такое, как кажется на первый взгляд.

Как и в нашем с вами любимом реальном мире.

И еще пару слов о самом тексте. Он так же необычен, как и мир, как и сюжет, как и герои. Тонкое замысловатое кружево, пронизанное светом. Длинные своеобразные конструкции, которые без малейшего усилия перетекают в великолепные картинки. Точка зрения - как в кино, но с отголосками мыслей героев и при этом кажется, что лучше точку зрения и выбрать нельзя: ты прекрасно проживаешь в каждой сцене самую важную боль и впитываешь самый чистый свет.

Это тот случай, когда хочется наплевать на все правила. И просто завороженно глотать строки.

Особенно со второй половины второго романа, когда сюжет захлестнул настолько, что не отпустил. И не отпускает до сих пор.

Хочется сказать СПАСИБО автору. Тысячу раз спасибо.

Хочется прочесть цикл до конца.

Хочется подержать книгу в руках. С автографом))))))))


Если вы думаете, что добро белое, а зло черное - читайте.

Если вы думаете, что знаете о себе все - читайте.

Если вы думаете, что в "достоверных" книгах нельзя без грязи - читайте.

Мир, как он есть. С добром - отражением зла. И с любовью, которую не может победить даже... месть. Но самое главное - с верой.

И это не пустые слова."


Фиал, Мастерская Писателей



"Когда я начал читать эту книгу, то принялся за дело как обычно: с отдельным файлом, куда в процессе чтения выписываются ляпы и удачные моменты, которые стоит упомянуть в рецензии. И был у меня в голове примерный план, сложившийся по опыту рецензий, уже написанных. И я, умный такой, думал: вот сейчас будет про мир, потом про персонажей, потом пройдёмся по сюжету...

Умный, да. Прямо титан мысли, отец русской демократии. Всё предусмотрел, всё расписал, стройно выстроил, что за чем...

А потом начался текст!

Нет, заметки в файле никуда не делись, однако ж... Впрочем, всё по порядку. А даже если установленный порядок разметало в пух и прах - пусть пишется рецензия, а дальше - как пойдёт. Но именно здесь, в рецензии на эту книгу, я, как смогу, попробую обойтись без спойлеров, чтобы не портить удовольствие от прочтения тем, кто, возможно, захочет взяться за этот роман.

Для начала, я бы хотел уточнить один момент, который меня сперва поднапряг, а затем заставил с облегчением выдохнуть: указанный в аннотации жанр "любовный роман" - наряду с приключениями и фэнтези-сказкой. Не люблю я, знаете ли, любовные романы, не для меня их роза цвела. Но с каждой прочитанной главой в душе моей и рассудке росло и развивалось чувство счастливого понимания: это - не любовный роман, это - фэнтези с достаточно ярко выраженной, но ненавязчивой и грамотно выстроенной любовной линией. То есть, в фокусе автора стоят не отношения главных героев, которым подчинено абсолютно всё в тексте (как, к сожалению, очень часто бывает), а события, интрига, развитие персонажей и те самые, старые-добрые приключения.

Должен сказать, что где-то до шестой главы моя обычная тактика работала. Было видно, что текст переписывался (вполне возможно, неоднократно), вследствие чего возникали некоторые несостыковки, видны были стилистические корявости и общая "восторженность", когда текст порой перенасыщают "красивостями", которые потом превращаются в штампы. Местами чересчур конфетно получается с этой уже в зубах завязшей звёздной пылью и обсидиановыми глазами деревенской девушки-менестреля. Причём, вот текст льётся-льётся, живой, дышащий, красивый, с нужными оборотами, и вдруг - бац! - очередные драгоценно-каменные эпитеты или что-нибудь подобное взахлёб-восторженное, которое торчит из естественного лугового разнотравья авторского стиля, как какой-нибудь аляповатый вазон с искусственными пионами.

Ну, ничего, снисходительно думал я, прокручивая колёсико мышки, - это всё преходяще, автор у нас - юная романтичная девушка (как это называется? ах да, эйджизм...), заявлен любовный роман (я тогда ещё ничего не подозревал...), пишет, "шоб красиво", да и вообще - заметно ведь, как ей отлично удаётся изображать шестнадцатилетних подростков! Со знанием дела, можно сказать. Естественные реакции, адекватное поведение, живо прописанные чувства... Красота! Ну, да, местами в тексте проскальзывают слишком современные словечки, да и мир местами в деталях эпохи не очень понятен: то вроде как псевдо-средневековье с магией, и тут вдруг - зонты, часы с циферблатом... Хотя, возможно, это дело рук гномов? Они ж у нас известные изобретатели. А вот гранёный стакан - не дороговато ли для трактира? Или как у нас там со стеклом, учитывая зеркала?

В общем, по-прежнему снисходительно думал я, тут решает опыт, получаемый с возрастом. Мол, "вырастет - выправится", а мы пока потерпим, раз уж этому суждено продолжаться до конца романа. Н-ну-ну. Старый дурак, ага. О-очень взрослый сам-то. Прямо вот вообще. Знаток-знаток. И текстов, и душ человеческих. Господи, прости меня, грешного... Ну да ладно, речь сейчас не обо мне, а о книге.

Вот казалось бы - обычная история с девушкой в беде: юная принцесса, скрывающаяся в глуши, теряет убитой мать и похищенной сестру, и пускается на поиски её и укравшего её злодея, по дороге приобретая верных друзей и соратников, а заодно и любовь. Так - да не так. Потому что, пользуясь цитатой из нежно любимых мною "Трансформеров", этот роман - "more than meets the eye", потому что не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Здесь нет никаких штампов. Принцесса Таша из свергнутого рода трезво оценивает свои шансы и вовсе не стремится вернуть себе престол в кровавой революции, а заодно винит в смерти отца не нынешнего короля, затеявшего переворот (и любимого народом, надо сказать, и хорошего правителя), а тот самый народ, мятежную толпу, опьянённую вкусом крови и стадным инстинктом. Смешной и упрямый веснушчатый Джеми, ученик мага, вовсе не предстаёт перед нами нелепым недоучкой, комическим персонажем, призванным оттенять чью-нибудь крутость. Красавчик-ловелас Алексас умеет думать мозгами, а не тем, что ниже пояса. И дэй Арон, чувства которого до самого конца... и его поцелуй - в лоб!..

Да, чёрт возьми, в отличие от многих романов, здесь, во-первых, нет классического любовного треугольника (хотя присутствует и ревность, и сомнения, и метания - но совсем-совсем другие), а во-вторых - так до конца и непонятно, кому достанется девушка и будет ли у кого-то вообще хоть что-нибудь! Я уже восторгался темой любви в этом произведении - и скажу ещё раз: это переплетение отцовски-дочерних и более глубоких чувств, платонического восхищения, клубка эмоций людей, которые сами в себе разобраться не могут, - настолько жизненно и хорошо... Как в мультфильме "Головоломка": а теперь пришло время для сложных эмоций, расцвечиваем шарики смесью разных цветов.

Что касается заявленного злодея - это вообще отдельная песня. Я сам очень люблю грамотно выстроенную интригу, люблю ничего сразу не понимать и разбираться постепенно, что, куда, зачем и как. И вот этот безликий "он", с которым мы знакомимся в прологе и в дальнейших интерлюдиях... Кстати, не такой уж и безликий, мы многое о нём узнаём из деталей - с каждым разом, когда автор переносит нас в его обиталище. Но интрига сохраняется до самого конца. Мы так, по-хорошему, и не узнаём, кто он такой, несмотря на то, что называется даже его имя. Этот образ и его замыслы постоянно держат в напряжении: а, может быть, это вот он? Нет, не похоже... Или он? Нет, не получается... А чего он хочет - вот этого? И нет, нелогично! А, может, вот этого? Похоже, но... чёрт, теперь он ведёт себя совершенно по-другому! И раскрывается глубина, и внутренняя мотивация, и поневоле закрадывается в душу сомнение - а, может быть, не такой уж это и злодей?.. Но это остаётся уже на следующие книги, и я чертовски рад, что у этой истории есть продолжение.

Да, ляпы до шестой главы есть. Но... Это и всё. С шестой главы автор по уровню работы с текстом, сюжетом и прочими важными вещами вырос в моих глазах настолько, что остаётся только смиренно снять шляпу и посыпать голову пеплом. Я вообще ничего не писал в тот самый файлик, кроме пары восторженных воплей, потому что, во-первых, и ляпов-то не было, а во-вторых - было некогда отмечать даже понравившиеся моменты, да они и впечатывались в память намертво. Я читал. И я видел.

Это - язык. Визжащие под булавками чёрные ленты, "солнце, может, тоже человек" в устах шестнадцатилетнего мальчишки, эти абзацы в одно предложение и местами даже в одно слово - именно там, когда это нужно и как это нужно, выстраивающие картину происходящего то яркими вспышками, то ступенька за ступенькой. Красота без приторности, естественность без дворовой разговорности, чувства без наигранности. Образы, запахи, звуки, цвета, тактильные ощущения. Метафоры, эпитеты, сравнения, полный спектр владения художественно-выразительными средствами - и отсутствие перенасыщения ими, тонко сбалансированный, внешне простой и внутренне глубокий язык. От сцены воскрешения в благоговении замираешь, поневоле чувствуя, что прикоснулся к чему-то высокому. Сцены боя - браво, просто браво, видишь картинку в движении. Отдельно - бой с виспом, мои шовинистические аплодисменты девушке, которая умеет так писать драку.

Это - персонажи. Про них я уже говорил, поэтому хватит одного: они настоящие.

Это - сюжет. Никаких роялей в кустах, повествование глотаешь в одно мгновение - а некоторые места хочется перечитывать несколько раз, упиваясь написанным. События разворачиваются то снежным комом, то плавно и неспешно, то вообще возникают какие-то отвлечённые сцены - а потом оказывается, что и они тоже подчинены единой сюжетной линии, потому что всё взаимосвязано.

Это - мир. Идея веры, чудес и магии не нова, но прописана так... душевно, что ли? Система зерконтор, перемещения через зеркала, их механика - да, да и да. Шаг за шагом раскрывающаяся нам история земель, религии, людей... Выпуклость и неоднозначность мира, реалий, политики, когда одновременно хочется больше - и нет ощущения, что чего-то не хватает, потому что больше хочется дальше, а сейчас - всё на своём месте. И - достоверно прописанные и не банальные оборотни. Моё почтение.

И ещё. Здесь - веришь в смерть персонажей. Ведь порой читаешь и думаешь: не по-настоящему как-то, игрушечно, вот сейчас откроет глаза, и... А тут вот так берёшь - и веришь. Про мысли и чувства оставшихся в живых по этому поводу вообще молчу. Да и вообще про сильные чувства, настолько достоверно они прописаны.

В общем - я поражён и восхищён. И жена моя тоже поражена и восхищена настолько, что просила упомянуть её в рецензии. Немного доработать напильником начало - и мы хотим эту книгу к себе на полку в бумажном варианте. Рядом с Демченко, Сыромятниковой, Громыко, Коростелёвой и другими любимыми авторами. Желательно, с автографом)

Всем, кто любит фэнтези, наполненное смыслом, красотой... и... и ещё... и там, которое... Да ну нафиг, идите, в общем, и читайте! Ибо оно того стоит. Честное слово."


Корин Холод, Мастерская Писателей



"Что-то меня в кои-то века пробило на масштабный отзыв )))) Писать их прилично я, увы, не умею (в силу дикого сумбура и ассоциативного перескока с одной мысли на другую))). Ну, что вылезло, то и вылезло -))

 

Довольно часто бывает так, что открываешь новую сишную страницу и с первых же слов (как правило, нечто вроде "она посмотрела в зеркало, тоненькие бровки, красивые губы, ярко-синие глаза, волосы цвета воронова крыла...", или "Заткнись, ушастый! А не то на тряпочки разорву!..", или "Неправдоподобно красивый, он опустился рядом с ней, потянулся к доверчиво раскрытым...") закрываешь, уныло вздыхая: "Нет, не то..." (и совсем уж точно - после "плазменная винтовка системы "ХХХХ", наведённая на цель, вздрогнула, посылая...", или "... плоть, кровавыми ошмётками опадая с экзо-скелета...", или "крепостную стену следовало укрепить, а пока спешно обучали арбалетчиков, с помощью..."))))

И как-то само собой толпа безымянных героинь (-ев) слипается в престранную химеру - рыжую/красивую/сильно-могучую/и/всё/такое/прочее. И начинает зверюга эта мерещиться за каждым кустом, тьфу, на каждой странице. У каждого автора.

 

Признаюсь честно, после внедрения в тонкую читательскую психику очередной вариации архетипа "Потерянной принцессы" (особые приметы: невинно убиенные родичи, единственная наследница, злобный гад-тиран и вообще нехАроший бяка - знакомо?) хотелось зевнуть и - плавали-знаем!.. Но... мир соткан из случайностей. И я щёлкнула мышкой дальше.

Туда, где двумя кликами ниже прошибает и начинается История. О девочке, у которых и даров то особенных никаких-то нет (не каждой быть в 16 красавицей), и талантами не наделена (не назовёшь же таковыми немеренное детское любопытство и порядочную долю же детского эгоизма). Зато есть любимая мама (а у мамы - большая тайна), любимый папа (который совсем не папа), младшая сестрёнка (тоже не совсем) и дар. Вернее, проклятие. Проклятие оборотничества. "Недаром же дети, рождённые в Ночь Середины Зимы, в те минуты, пока часы били полночь, проклинались оборотничеством...."

Не-такие-как-все. Ма-аа-аленькое такое допущение. Промашка (лукавство?) Всемогущей. Из-за которого вполне может обрушиться целое королевство. Потому что наследница - не такая.

 

Мир соткан из случайностей и мелочей. А ещё - из Игроков и Игр. Разумеется, тоже из Великих (или, по крайней мере, с большими претензиями на величие). А у таких, как говорит в минуту откровенности один из героев, "... весьма странные взгляды на мир и странные моральные принципы, нам недоступные и непостижимые".

*от себя - и слава богу, что нам - НЕ-, ибо от некоторых моралей стоит держаться подальше, во избежание перегрева собственного мозга))))*

И всё вроде бы ничего, пока подобные... игруны не вмешиваются в твою собственную жизнь. Потому что тогда становится уже не до смеха. Тебе. Ему, впрочем, тоже.

Это ведь так... интересно: изменить, соблазнить, вылепить, совратить... "Она тошнотворно хорошая девочка. Так и тянет сделать её... не такой хорошей.".

И этого хватит. Чтобы повзрослеть.

Потому что детство кончилось, когда, собственными руками, пришлось рыть могилу убитой матери (и хоронить собственные мечты) - и убийственно, по-детски наивно, глупо броситься в погоню за похитителями сестры.

А паутина тем временем крепнет.

 

Чего не хватает доброй сказке? Верно, друзей. Значит, будут. Пара обманных финтов и вот они: дэй-священник-почти-что-святой (почти что отец) и верный почти-что-Рыцарь-почти-что-маг (у принцесс ведь должна быть своя свита?) Цитируя всем известное: "С нами Бог, так кто ж против нас?"

Вот именно, кто? Узурпаторы, они, тоже бывают разными. "Вот только Шейлиреар совсем не походил на злодеев из сказок. На руках Шейлиреара не было ни капли крови. Всю Кровеснежную ночь он провёл в темнице - и не отдал ни единого приказа до того момента, как толпа провозгласила "да здравствует король". Резню во дворце устроил народ.".

Помните? - она-не-такая-как-все.

Народ тоже бывает... разным. А там, где есть тираны, найдутся и заговорщики. С вполне понятными планами, в которые очень легко вписывается так вовремя найденная принцесса. Которая хочет чего угодно (а лучше всего - обратно, домой, к живым матери и сестре), но только не ещё одного проклятья - власти. "Но если я не хочу свергать его с престола?"

Можно подумать, что решать придётся ей...

Нет, всё давно уже решили за Ташу. "Она повзрослеет. Гораздо быстрее, чем сама того хочет... Я ей в этом помогу".

 

*чуть отвлёкшись на оффтоп* Мы ведь ожидаем, с затаенным сарказмом, этого, приученные, что если всё сахарно/карамельно/сливочно ("Она видит мир прекрасным и удивительным, в лужах замечая не грязь, а отражённые облака"), значит, на самом деле всё не так... Просто.

Просто маски могут носить не только Тёмные. У Светлых это получается не в пример как лучше. Даже если намерения... добрые.

Угу, вот только "...Тьма всегда сильнее, Таша. Просто потому, что не утруждает себя моральными принципами. Там, где свет простит, тьма без раздумий перережет горло. Свет поворачивается спиной к тем, кто может вонзить в неё нож. Свет не может ненавидеть, но ведь сколько сил даёт ненависть..."

Мир соткан из мелочей - и значит, даже великие не свободны от них. Правда, и размах у их мелочей... соответствующий.

И значит, методично порушим тщательно выстроенные декорации (доверие - хрупкая вещь). Ведь играют - не с тобой, а тобой. Пешкой, которой никогда не выйти в королевы.

Приятно ли это - стать разменной фигурой в играх Бессмертных? Не более - чем метаться, затянутой в омут сомнений, между любовью и обрушенным доверием. И тогда остаётся только верить. Вот только, кто бы говорил, что это - просто.

*И на этой многозначительной ноте первая часть книги заканчивается. Ждём второй)) Ых*

 

Пы. Сы. Не помню уже у кого и где прочитала, но говорилось вроде того: не бывает Вечного Покоя, бывает только ожидание, передышка перед новой битвой.

От себя - битвы не обязательно ведутся с применением оружия. Вернее, не так, оружие бывает разным. Как и финал у битв.

Книжка эта, по моему скромному пониманию, о взрослении. О способах, методах - и цене, которую за него готовы заплатить (и платят). Разумеется, полагаю ещё раз, некоторым роман покажется слишком/излишне... женским. Дамским. Детским. Наивным. Сказкой, одним словом.

Хотя и сказкой роман я бы не назвала. Слишком... жёсткие выводы приходится делать по ходу. Потому и... ээээ... фэнтезийный антураж слегка... известен. Принцесса. Злодей. Герой. Продолжить? В умелых руках стандартный набор сверкает по своему, перетасовавшись как колода карт. В мастерских... в мастерских, обойдясь без перемены мест (когда одним штрихом кисти придаётся не красота, а глубина), рождается... новое.

В известной степени предсказуемое действие (примерно как в высокой античной трагедии, когда, в принципе, нам всё известно наперёд - герои погибнут, вопрос, как погибнут?) компенсируется языком, насыщенным, эмоциональным. И ритмом. О да, когда в чтение вживаешься, не оторваться. Как и с любой хорошей книгой. В независимости от жанра.

Уххх. Засим закругляюсь *критически взглянув на массив получившихся килобайтов*."


Estel, найдено на просторах интернета



"Вплети меня в свое кружево

Незаметно и легко,

Может, только это нужно мне,

Да и больше ничего.


(гр. 'Пикник')

 

Сплетаются судьбы в узорчатое полотно, то ли по воле рока, то ли в угоду злой прихоти владельца этого игрового поля, расставившего пешек по местам и приготовившегося наблюдать, как они пройдут сквозь уготованные им испытания. Я читала этот роман в процессе выкладки и часто ловила себя на том, что Евгения пишет о том, что близко, о том, что 'болит' каждому, о том, в чём страшно себе признаться... Не хочу пока говорить о героях, попробую описать 'глубинные' чувства после прочтения.

Мне категорически не нравится идея с выходом за рамки зоны комфорта, о которой твердят психологи и бизнес-тренеры разных мастей, но нравится мысль о том, чтобы расширять её, понемногу отвоёвывая новые и новые территории у собственных страхов. Иногда к этому подталкивают внешние обстоятельства - бросают, как пресловутого лягушонка в кувшин с молоком - и только от него зависит: утонуть или сбить масло и выбраться, получив новый опыт. Времени на адаптацию в таких случаях обычно либо вовсе нет, либо катастрофически мало. И вариант только один - вникнуть, понять правила навязанной игры и играть по ним. А порой - пытаться навязать собственные и выйти в дамки. И чем дальше, тем больше появляется вариантов для манёвров, тактических ходов и реализации продуманных до мелочей стратегий.

На мой взгляд, в 'Окованных игрой' всё вышеперечисленное как раз и реализуется. Постепенно, без откровенных 'роялей' в каждом кусте. Таша, Джеми и Алексас, Арон и даже Воин, которого тут было очень мало, - они живые. И самое ценное, что они в любой ситуации продолжают действовать. Переживают потери (особенно жаль мне было Ташу, потерявшую одну из трёх ипостасей), боятся... не успеть, не справиться, не суметь... но действуют и чувствуют не то, чего от них ожидает главный интриган, а то, что могут. Боль, радость, разочарование, благодарность, признательность, восхищение, обиду. Или ничего... Такое тоже бывает. И отдельная благодарность автору за то, что герои не тонут в личном болоте экзистенциальной пустоты и бесконечного самоанализа и препарирования всевозможных 'а что, если бы...', а, встряхнувшись, собирают себя в кучку и продолжают путь.

Что особенно понравилось, так это батальные сцены. Поединок Алексаса и Леограна - восхитителен! Арона и Лиара - завораживает... Герои растут, меняют друг друга, учатся чему-то новому... Неизменным, на мой взгляд, не остался никто. Очень жду вторую часть, хочу больше узнать про Лиара."


Ника Веймар, Мастерская Писателей




 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список