Кёнигсберг по праву считался не только городом мостов, но и городом вокзалов и железной колеи. В расписании на лето 1939 года в Кёнигсберге (Пруссия) обслуживались следующие вокзалы (станции):
"Попалась на глаза эта фотография и вспомнил сразу про "поворотный круг" из темы обсуждений про узкоколейку. На фотографии "поворотный круг" хорошо виден. От него идёт путь прямо в ворота Дома Техники. Слева под неправильным углом (скос на ограде) к нему подходит колея нормальной ширины. Она хорошо видна на известной фотографии, где штурмовики маршируют на фоне Дома Техники. Из детских воспоминаний я хорошо помню этот путь, пересекающий трамвайные пути, но дальше его направление терялось."
В Кёнигсберге насчитывалось более десятка вокзалов и предисловием к тексту об Южном вокзале, которым сегодня пользуются калининградцы и гости города, я хотела коротко рассказать о первом городском вокзале - Восточном. Однако я не знала, что рядом с Восточным вокзалом находился и старый Южный. "В 1863 году в Кёнигсберге был построен старый Южный вокзал - с юга от Восточного вокзала на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка)".
"Уже видел такую фотографию. Под ней было написано что это Восточный и Южный вокзалы в районе нынешней базы на Полоцкой. И базу и район этот хорошо знаю, но сориентироваться как и что к чему - не получается. У двух складов старых имеются рампы, значит, к ним подавали вагоны? А, может быть, раньше это были и не склады?"
"Совершенно верно! Склады на Полоцкой это и есть остатки двух железнодорожных вокзалов Кёнигсберга - Южного и Восточного. Поезд из Берлина прибывал именно сюда с юга. И сегодня можно увидеть пути идущие под мостом на ул. Железнодорожной. Далее поезд шел на Пиллау через небольшой мост (ныне разведен) и налево. Рельсы так же сохранились. Сегодня на том месте возле двухъярусного моста находится Управление Таможни. Вокзалы были упразднены к началу 20 века. Вместо них был построен новый - Гаупбаннхофф / нынешний Южный Вокзал".
2. Местоположение Восточного вокзала Кёнигсберга я отметила жёлтым цветом.
Как видим, Южный (старый, его сегодня нет) находился рядом. Карту нашла здесь.
Красным я подчеркнула место расположения нынешнего Южного вокзала
* * *
Первый вокзал - Восточный - возвели в 1853 году, недалеко от Философской дамбы, где когда-то любил гулять Кант, а ныне - это территория улицы Полоцкой, отданная под оптово-розничные торговые павильоны. Находящиеся там железнодорожные пути упираются в улицу Портовую, то есть доходят до Преголи. ГДЕ это сегодня в Калининграде? Перешли Эстакадный мост в направлении от гостиницы "Калининград" в сторону вокзала. Первой после моста по правую руку будет улица Портовая, а улица Полоцкая идёт следующей.
Вот там до 1929 года находился Восточный вокзал Кёнигсберга. Вокзал, имеющий станционный зал 126 метров в длину и 33 метра в ширину, получил статус Главного городского вокзала и по тем временам считался в Европе самым современным. Центральная платформа и две боковые платформы принимали 4 поезда. Два края платформы находились за пределами станции, что говорило о дальнейшем планах на развитие. С крыльца вокзала, украшенного колоннами, можно было добраться до багажного отделения, билетных касс и отделённых тогда по классам залов ожидания.
В комнатах на верхнем этаже располагались служебные помещения.
3. Главный железнодорожный вокзал - Der neue Hauptbahnhof.
Восточный вокзал Кёнигсберга на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка).
"... не знала, что и такой был. А сейчас есть? Где он находился или находится?"
Alexander:
"Елена, находился в районе ул. Полоцкой".
DELETED:
"Александр, трудно вообразить где именно).
Улицу Полоцкой представляю, но не представляю где именно там мог располагаться Восточный вокзал...
А Западный вокзал был?"
Alexander:
"Елена, примерно где склады,
Западный и сейчас возле "вагонки".
Igor Jurjevitj:
"Елена, мост на Вагоностроительной около вокзала не менее легендарный".
DELETED:
"Это такой железный с двумя будками?"
DELETED:
"Игорь, там на этом вокзале, как я понимаю, садятся в электрички на Балтийск, так?"
Andrej Sinilnikov:
"Елена, да".
Andrej Sinilnikov:
"А район Полоцкой - один из самых контрастных в плане.
Какой был и какой стал.
В Кёнигсберге это был безумно красивый и цветущий район.
А у нас... "Склады на Полоцкой".
Igor Jurjevitj:
"Елена, а в районе улиц Полоцкой и Эльблонгской было депо с круговым механизмом.
Не город, а одна история!"
Jelena Kasnauskas:
"Никто так и не сказал: Западный и Восточный - железнодорожные вокзалы были в Кёнигсберге?"
Igor Jurjevitj:
"Лена, да, ж/д вокзалы.
Их в Кёнигсберге было гораздо больше, чем сейчас в Калининграде.
Западный и сейчас возле "вагонки".
DELETED2:
"Не забывайте кое что. В настоящее время ветка от вокзала идет параллельно улице Железнодорожной к улице Портовой - там происходит выгрузка контейнеров с жд платформ - и там много путей для отстоя вагонов. Так что все примерно как и у немцев."
Jevgenij Tokar:
"Если не ошибаюсь, то этот вокзал был снесён немцами, как и крепость Фридрихсбургск, в угоду оптимизации железнодорожного движения в городе. Так же в этот период был построен двухъярусный мост и Южный вокзал".
Последний комментатор прав. Вокзал Восточный за ненадобностью действительно разобрали в 1929 году, а женская скульптурная композиция, украшавшая вокзал, была перенесена на здание Дирекции имперских железных дорог на Langgasse 117/121 (Ленинский проспект 111-117). Композиция представляла из себя две сидячие женские фигуры из ракушечника, несущие колесо, левая фигура прежде держала телеграфный шток. По задумке архитектора они должны олицетворять "движение" и "время".
25. Форштедтише Ланггассе.
Дирекция (Управление) имперских железных дорог в Кёнигсберге находилaсь на Langgasse 117/121. До этого - доходный дом, построенный на месте школы, где в 1730-е годы учился Кант. Здание сохранилось до наших дней, сейчас это жилой дом с расположенным внизу магазином "Юко" (Ленинский проспект 111-117).
После войны улица была значительно расширена за счёт сноса всех строений с левой стороны
Как сообщают источники, через 10 лет в Кёнигсберге недалеко от Восточного вокзала появился ещё один. "В 1863 году в Кёнигсберге был построен старый Южный вокзал - с юга от Восточного вокзала на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка)". И по фотографии можно узнать его название.
27. Местоположение Южного (старого, его сегодня нет) вокзала Кёнигсберга я отметила синим цветом.
Как видим, Восточный находился рядом. Карту нашла здесь.
Красным я подчеркнула место расположения нынешнего Южного вокзала
28. Значит, cтарый Южный вокзал назывался Bahnhof Holländerbaum.
Оно состоит из двух строительных объёмов с двумя ризалитами по бокам. Ризалиты представляют собой выступы на уровне второго этажа (эркеры), опирающиеся на четыре колонны каждый.
Здание было крыто черепичной крышей, над крышей поднималась башенка с часами.
Слева у вокзального здания имелась пристройка с рестораном и служебными помещениями.
Вход в здание находился между двумя ризалитами, посередине здания.
Через три двери пассажиры попадали в высокий (в два этажа) кассовый зал.
Слева от него располагалось два зала ожидания, справа - билетные кассы и выдача багажа.
Также несколько касс располагалось снаружи вокзала, под правым ризалитом, эти кассы использовались в летнее время во время притока пассажиров, отправлявшихся поездом к морю.
Чтобы попасть из кассового зала к перронам, пассажиры должны были пройти через турникеты, спуститься на одиннадцать ступеней, ведущих к тоннелю. Тоннель оканчивался лестницами по семнадцать ступеней, ведущими к перронам.
Станция имела два перрона и четыре железнодорожных пути.
32. Фото подписано: "Станция Holländerbaum видна за последним вагоном поезда. После Первой мировой войны и отделения Восточной Пруссии от Рейха вся железнодорожная сеть Кенигсберга была модернизирована". Отсюда
После войны здание вокзала перестроили в упрощённом виде. Красивая крыша не была восстановлена, с неё исчезла башня с часами. Высокий кассовый зал переделали в двухэтажный. Главный вход закрыли, сегодня вход в здание бывшего вокзала осуществляется через современное здание, пристроенное к нему справа (с северной стороны).
33. Сегодня в здании кёнигсбергского вокзала Holländerbaum находится администрация калининградской таможни (рядом с двухъярусным мостом). Отсюда
34. Сегодня в здании кёнигсбергского вокзала Holländerbaum находится администрация калининградской таможни
35. Сегодня в здании кёнигсбергского вокзала Holländerbaum находится администрация калининградской таможни (рядом с двухъярусным мостом). Отсюда
Из обсуждений на форуме
Сообщение Хаберберг:
"Если посмотреть на карту Кенига от 1883 г., время расцвета Восточного и Южного вокзалов, получается, что сегодняшние ул. Полоцкая и Краснооктябрьская вплоть до этого времени были совсем даже не улицами, а водными артериями".
36.
37.
38.
Сообщение uran238:
"Так обсуждали же уже, что в том месте много каналов было, которые были в последствии засыпаны".
Красным я подчеркнула место расположения нынешнего Южного вокзала
В Кёнигсберге Лицентский (Lizentbahnhof) или Пиллауский (Pillauer Bahnhof) вокзал находился около нынешнего Музея мирового океана, в весьма любопытном ныне месте, где между современными панельными многоэтажками проходят старые железнодорожные пути.
Вокзал был открыт в 1865 году для обслуживания поездов в Пиллау (ныне Балтийск), отсюда и название.
Другое название вокзала - Лицентский - связано с тем, что находился он на улице Лицентграбенштрассе (Lizentgrabenstrasse в районе Лаак, примерно соответствует улице Мариупольской между Московским проспектом и набережной Баграмяна) в районе Лаак.
В 1882 году был построен железнодорожный мост через Прегель, который связал Лицентский вокзал с Восточным вокзалом.
В 1895 году Лицентский вокзал стал одним из конечных пунктов первой линии кёнигсбергского электрического трамвая. Эта линия, связавшая вокзал с Новым рынком (Нойермаркт, несколько восточнее нынешнего памятника военным морякам) начала работать 31 мая 1891 года.
В конце двадцатых годов была проведена реконструкция кёнигсбергского железнодорожного узла, в ходе которой Южный и Восточный вокзалы были заменены Главным вокзалом (ныне Калининград-пассажирский), а Кранцевский и Земландский - Северным вокзалом. Между этими двумя вокзалами была построена соединительная железная дорога, проходившая по новому Райхсбанскому мосту (ныне Двухъярусный мост).
Реконструкция была завершена в 1929 году.
После этого Лицентский вокзал стал функционировать только как грузовая станция, утратив функцию пассажирского вокзала.
После Второй мировой войны проходившая через вокзал железнодорожная ветка перестала использоваться и была законсервирована. Эта ветка шла от моста (рядом с Музеем Мирового океана, проходила через дворы домов, расположенных между Московским проспектом и набережной Баграмяна, пересекала Московский проспект и, проходя через Железнодорожные ворота, сливалась с действующими железнодорожными путями.