- Берегись, оболью! -гулкое эхо запрыгало между стенами узкой улочки и тут же из окна, распахнутого настежь, звучно выплеснулся поток ржавой вонючей жидкости. В опасной близости от источника крика проходил высокий бородатый мужчина в темной накидке. Услышав предостережение, он резво отскочил в сторону, увернувшись от изливающегося на него помойного водопада. В вечерних сумерках черты лица мужчины были неразличимы. Можно было лишь увидеть, как он продолжил свое движение, даже не удостоив неосторожного горожанина подходящего крепкого выражения, которого следовало бы ожидать от любого нормального обиталя сих мест. Мужчина лишь слегка скорректировал свой маршрут, отклонившись как можно ближе к центру улицы. Как будто уже поджидая его, в конце переулка, заплясало пламя факела и появилась невысокая фигурка.
- Господин! - раздался ломающийся юношеский голос. - Позвольте я вас провожу. Всего лишь за пять фортунов я доведу вас в любое место!
Парнишка, как и десятки его сверстников, очевидно зарабатывал на жизнь, извлекая из городской мглы потерявшихся в темноте прохожих. Бродя по ночным улицам с факелом в руках, он искал тех, кто за умеренную плату примет услуги осветителя и проводника.
Увидев перед собой спасительный огонек, мужчина не удивился, а лишь утвердительно кивнул головой. Проводник уверенно раздвинул темноту своим шипящим огненным факелом. На его рыжем улыбчивом лице приплясывала отблески света. Мужчина мельком взглянул на него, оглянулся по сторонам и указал рукой направление. Парень шел впереди, освещая дорогу. Через некоторое время они вышли на небольшую площадь, где стояла лошадка, запряженная в телегу. Мужчина засунул руку в карман плаща и, пошарив в кармане, извлек ее и демонстративно показал пустую ладонь.
- "Не волнуйся, я тебе заплачу. Мои деньги здесь", -уверенным голосом произнес мужчина, показав на телегу. Он подошел к лошадке, которая мирно пощипывала травку, потрепал ее за гриву и поманил парня к себе. Тот с готовностью подошел поближе. В этот момент факел выпал из его рук и буквально через несколько минут, в наступившей мгле, телега, неблагозвучно скрипя, покатилась в неизвестном направлении. В одном из окон близлежащих домов мелькнуло лицо и тут же исчезло.
Прошло три месяца. В городе мало что изменилось. Разве что черная гарь сгустилась еще больше и заполнила собой когда-то прозрачный воздух. Деревья уныло хватались за последние краснеющие лучи вечернего солнца. Природа скорбно разглядывала следы недавно прошедшей беспощадной эпидемии. Люди, те кто выжили, не желали испытывать редкую удачу, выпавшую на их долю и по привычке продолжали прятаться по домам. Когда-то шумный город, в котором обычно правила веселая суматоха, в нынешние времена как будто боялся напомнить о себе грозным невидимым убийцам и укрывался в бункере безмолвия. Редкие прохожие жались к стенам и быстро проскальзывали по своим делам.
В этот день, своим диким скрипом бросая вызов безмолвию, по городу расхлябанно медленно тащилась старая повозка. Все та же лошадка безучастно неторопливо тянула за собой невидимый груз. Никто ее не подгонял. В повозке, слегка сутулясь, сидел все тот же высокий бородатый мужчина. У него были закрыты глаза и, казалось, что он погружен в полудрёму. Голова, припорошенная сединой, слегка покачивалась от подскоков усохших грязных колес. Навстречу вышли два человека в накинутых черных капюшонах. Они пристально взглянули на повозку и быстро отвернулись. Все в этом городе знали друг друга в лицо, и каждый чужак вызывал подозрение и страх. Кто знает откуда и какую заразу несет незнакомец. Опыт подсказывал, что лучше держаться подальше от всего, что несет потенциальную опасность.
Какое-то время повозка продолжала свой путь в одиночестве, пока из-за угла не выглянула выразительная и очень подвижная физиономия какого-то подростка. Черные блестящие глаза пристально и с любопытством следили за появлением чужака. Через какое-то время парнишка осмелел и стал очень осторожно приближаться к объекту своего интереса, пытаясь рассмотреть незнакомца поближе. Но, чтобы это не вызвало подозрения, он просто шел параллельно к медленно ползущей кобыле, подчеркнуто беспечно присвистывая и быстро оглядываясь по сторонам. Затем, как будто не замечая легкого изменения своего курса, подросток начал сближаться с повозкой. Он решил, что вместо разыгранного равнодушия надо бы сделать вид, что его интересует флегматичная лошадка. Тогда с пристальным интересом он уставился на подергивающийся кобылий хвост, при этом незаметно заглядывая периферическим зрением на седока. Все, что можно было увидеть - это профиль полу-дремавшего мужчины, чей силуэт напоминал парнишке образ уставшего Чародея. Он видел что-то похожее в детстве, когда город навещали бродячие музыканты и кукольники и разыгрывали представления о злых колдунах и драконах. Парнишка, уже не стесняясь, рассматривал и Чародея и повозку. Вдруг он узрел, вернее даже учуял что-то, что его крайне его возбудило. В ногах у мужчины лежал мешочек, который, по очертаниям, а главное, своим запахом, щедро испускаемым во все стороны, бесстыдно выдавал свежеиспеченный батон хлеба. У юного бродяги вздулись ноздри, широко открылись глаза и, под барабанную дробь урчания живота, манимый непереносимым ароматным зовом предполагаемого источника счастья, он ринулся на захват добычи. Именно в этот критический момент флегматичная лошадка решила передохнуть и притормозила.
Подросток привычно метнул быстрый взор через плечо, и, задержав дыхание, почти беззвучно подскочил к повозке, схватил за выпуклость, обозначающую батон хлебы и быстро потянул его к себя. Когда он уже готовился победно отскочить, глаза мужчины раскрылись и разящей шпагой впились в лицо воришки. Сильная рука молниеносно метнулась, ухватив парнишку за кисть и тот был мгновенно затянут в повозку. Незадачливый герой с ужасом взглянул в глаза мужчины и с изумлением обнаружил, что тот смотрит на него без всякой злобы и даже сочувственно. В этот момент он почувствовал какой-то укол в плечо и потерял сознание. Это произошло так быстро, что никто не увидел, как мужчина набросил холст и прикрыл все, что не предназначено для обозрения. Через несколько минут отдохнувшая лошадка бодро потащила потяжелевшую повозку в неизвестном направлении.
В городе он привык просыпаться под громкий лай грызущихся собачьих свор. Иногда в эту какофонию добавлялись проклятия, изрыгаемые пьяными выкриками прохожих. Но в это утро ничего подобного до его слуха не доносилось. За окном шумел интенсивный птичий гомон, как будто он попал в лес. И что из этого? Случайные обрывки мыслей жужжали, как потревоженные пчелы. Борясь за сосредоточенность, он продолжал лежать с закрытыми глазами и медленно вспоминал, что же с ним произошло. Наконец-то прояснившаяся память восстановила до малейших деталей драматичную сцену вчерашней вечерней встречи. Как же это досадно, что его поймали на детскую приманку. Так он в последнее время приманивал голубей, подсыпая хлебные крошки на невидимую леску, а затем, мучась от голода, нетерпеливо жарил их на костре. Но аналогия с голубями несколько страшила. И еще ему мешала думать раскалывающаяся от боли голова. Это с ним в последнее время часто происходило по утрам - наверно в результате вечного недоедания. Его мысли были прерваны чьем-то дыханием, и он мгновенно открыл глаза. На него смотрели в упор немигающие, немного насмешливые глаза того мужчины. Нависшее на ним лицо почему-то не пробудило чувство опасности и на мгновение возник образ Чародея. Но безмятежное спокойствие длилось лишь несколько секунд. Неожиданно всплеск паники захватил контроль над действиями, и пружина безудержного страха подбросила его на ноги. Он тут же почувствовал, как сильные руки вцепились мертвой хваткой в его плечи и остановили малейшие поползновения куда-то убежать.
- Что вы от меня хотите? Я ведь ничего не взял! - он отчаянно выкрикнул, стараясь выиграть время и понять, где он находится.
- Я сейчас тебе все объясню! - он услышал низкий спокойный голос. Голос звучал успокаивающе, даже вполне доброжелательно и не внушал никакого страха.
Парнишка боролся с расслабляющим влиянием этого голосом. Его же похитили! Приманили на хлеб, как глупого голубя - и похитили. Для какой цели? Кто этот человек? Где он? Что он ему вколол?
Он быстро огляделся по сторонам. Голос прозвучал вновь.
- Меня зовут Эльсон. Сядь! - Его похититель указал на табуретку возле стола.
Парень осторожно присел. Голова все еще болела, но он все забыл, когда Эльсон, посмеиваясь, вытащил из сумки тот самый вчерашний, еще убийственно пахучий батон хлеба. Мужчина демонстративно медленно положил батон на тарелку, стоящую в середине стола. Затем вытащил из той же сумки луковицу и пару кусков сыра и выложил перед ошеломлённым узником, который завороженно уставился на невиданное по тем временам богатство.
- Что смотришь? Может быть ты уже не голодный? - Эльсон вдруг громко засмеялся и показал гостеприимным движением руки, что можно приступать к трапезе.
Парнишка, обезумев от счастья, торопливо начал набивать свой рот. Eго уже ничего не интересовало. Даже мысль о том, что он похищен и попал в логово какому-то маньяку ушла на задворки сознания. Ему вспомнилась детская сказка о людоеде, который откармливал своих жертв до нужной кондиции, а потом готовил из них жаркое. Но ему было все равно. Дайте насытиться, а потом насыщайтесь сами если хотите!
Эльсон стоял, сложив руки на груди и терпеливо, но не без любопытства, наблюдал за происходящим бурным процессом освоения пищи. Наконец, парнишка откинулся и на его тощем лице расплылась непроизвольная улыбка. Эльсон оценивающе взглянул на него и решил, что самое время задать несколько вопросов. Он мягко спросил:
- Можешь сказать, как тебя зовут и сколько тебе лет?
- Aндор. Мое имя Андор и мне 13 лет, - буркнул парнишка, продолжая дожевывать остатки угощения.
- Никого не осталось?
Aндор отрицательно кивнул головой.
- Эпидемия убила всех. Уже четыре месяца как я один.
Он проглотил последний кусок и, немного осмелев, спросил:
-А где я?
- Ты у меня в гостях! Надеюсь, ты простишь за то, что я не очень спрашивал твоего разрешения на доставку, но, как ты понимаешь, другого способа познакомится в нынешние времена не существует.
Затем он сделал паузу и выжидательно посмотрел на Андора. Тот молчал, показывая всем видом, что ответа на свой вопрос так и не получил. Эльсон усмехнулся и продолжил:
-Если ты думаешь, что ты можешь вызвать чей-либо гастрономический интерес - то я тебя разочарую. Взгляни на себя в зеркало- не самое аппетитное зрелище...Я вижу, ты не очень огорчен этим фактом. Так вот - у меня немножко другие цели.
Андор беспокойно заерзал на месте. Его фантазия заработала, рисуя одну сцену ужаснее другой. Эльсон выдержал паузу и спокойно сообщил:
- Мне всего лишь нужны толковые помощники.
Андор расслабился и даже чуть улыбнулся. Эльсон, как будто за что-то оправдываясь, разъяснил:
-И где, по-твоему, мне следует искать людей, которых можно чем-то научить? Взрослые? Их головы забиты фанатизмом и страхом. Как-то я попытался заговорить с прохожим, который вроде выглядел как нормальный человек. Он тут же заорал, как будто я его собираюсь зажарить без соли. Поразительно, как быстро в городишке, вроде пустом от людей, собирается воинствующая толпа. Запах предстоящей расправы, по-видимому, привлекательней других страхов. Ведь и пяти минут не прошло, как уже какой-то предприимчивый горожанин, который видел меня в первый раз, предлагал проверить, как подозрительный чужак будет корчится в очищающем костре. А другие сограждане с невероятным энтузиазмом подхватили эту мысль и уже побежали собирать дрова и хворост. Не очень гостеприимный народ - но я могу понять причины. А вдруг я несу заразу? Мне пришлось применить кой-какие методы, чтобы разогнать этих чересчур бдительных сограждан. С тех пор я решил, что мне надо сосредоточится на подростках. Их головы пока еще открыты чему-то новому. Из них я решил выбрать тех, кто достаточно предприимчивы и еще не превратились в запуганных животных. А по сегодняшним временам у многих и нет семьи, которая их держит.
Aндор молча кивнул головой и Эльсон продолжил:
- Если ты сумел выжить в этом хаосе - значит, что ты умеешь находить выход в сложных ситуациях. Понятно, что на нашей первой встрече ты немножко оплошал - но, если не судить очень строго - твои действия были правильными - а я ищу именно тех, кто не боится рисковать. Впрочем, как ты скоро убедишься, тебе повезло даже в твоем промахе.
Эльсон оценивающе посмотрел на Андора:
- Начиная с сегодняшнего дня ты будешь жить здесь, выполнять мои задания и учиться. За это ты получишь еду и жилье.
Ответа на последовало. Эльсон подождал еще несколько секунд и нахмурился:
-A если это тебя не устраивает - никто силой не держат. Я верну тебя в то самое место, где мы встретились. Решай сейчас.
- Я согласен! - Эту фразу сказал не мозг Андора, а его желудок, который быстро оценил все альтернативы.
- Это другое дело! -Эльсон облегченно вздохнул. - Тогда не будем откладывать процесс. Пошли за мной.
Эльсон направился в глубь дома и Андор поплелся за ним. Они прошли через длинный коридор и зашли в просторную комнату. Помещение было пусто и в самом центре стаяли два кресла. В одном из них комфортно, развалившись сидел какой-то рыжий подросток. На его уши были надеты странные полукруглые коробочки. Подросток не обращал никакого внимания на вошедших и его лицо и полузакрытые глаза указывали на то, что он сосредоточен на чем-то важном.
Эльсон подвел Андора к другому креслу, вынул откуда-то пару таинственных полу-коробочек и показал, как следует нацепить их на уши. Тот с любопытством приладил к ушам эту забавную игрушку. Эльсон нагнулся, крутанул какую-то ручку, выпрямился и стал наблюдать за реакцией Андора. Вначале ничего не происходило, а затем Андор услышал какой-то странный, проникающий прямо в голову, вибрирующий звук. Этот звук менялся и варьировал, обрастая высокими и низкими тонами. Андору стало приятно, и он ощутил прилив энергии и его настроение улучшилось. Чем дольше он сидел, тем больше ему хотелось упиваться этим новым ощущением, но Эльсон безцеремонно снял с него полу-коробочки, и магия пропала.
- Как вы это делаете? - с изумлением спросил Андор. - а можно продолжить еще?
Эльсон усмехнулся.
- Всему свое время. Для начала ты будешь учиться. А пока что пойдем, я покажу тебе твою комнату.
Они вышли из зала, прошли несколько метров вперед и Эльсон толкнул дверь, контуры которой незаметно вырисовывались на фоне серой стены. Андор очутился в маленьком пространстве, похожем на монашескую келью. Узкая кровать и двухэтажная тумбочка захватили почти половину пространства. На верхнем этаже тумбочки стоял прокопченный подсвечник и пачка толстых восковых свечек. Рядом лежала стопка запылившихся книг. Под высоким потолком сияло широкое окно, через которое проникал солнечный свет. Окно находилось так высоко, что до него было бы непросто дотянутся и выглянуть наружу. Эта комнатушка была предназначена для удовлетворения двух нужд - сна и чтения книг.
-Ты читать то умеешь? - неожиданно спросил Эльсон, подозрительно взглянув на Андора.
Aндор утвердительно кивнул. - Меня научила мать. До эпидемии.
- Ну и прекрасно. У тебя на будет недостатка в интересных книгах. А пока что слушай о распорядке дня. Твой день начнется с уроков.
Эльсон заметил, как лицо Андора несколько напряглось и быстро добавил,
- Конечно, после того как получишь свой завтрак.
Aндор смутился, сообразив насколько прозрачны его желания. Эльсон, не замечая смущения Андора, объявил:
- Затем ты будешь делать все, что тебе скажут - убирать, мыть, учиться и участвовать в экспериментах. Вечером можешь читать и размышлять. И так будет продолжатся до тех пор, пока я не решу, что ты готов к большему. Запомни - если ты отлучишься из дома без моего разрешения - можешь не возвращаться. A теперь подожди немного.
Через несколько минут Эльсон вернулся и не один. С ним был тот самый рыжий парнишка, которого он видел в зале. Парнишка был примерно того же возраста что и Андор. Он бросил оценивающий взгляд на Андора и нарочито низким солидным голосом пробасил.
-Привет. Меня зовут Тион. Как тебя зовут, мне уже сказал Учитель. Кстати, я твой сосед - он кивнул на дверь напротив комнаты Андора.
Эльсон решил, что для дальнейших разъяснений он может делегировать Тиона и скомандовал:
- Тион. Приведи новичка в Учебную Комнату. Мы там встретимся.
Тион и Aндор посмотрели вслед быстро удаляющемуся Эльсону. Минуту они оба находились в замешательстве. Затем Тион объявил с важным видом:
-Ладно, давай, пошли со мной!
Тион провел его через зал, и они зашли в просторное помещение с длинным столом и несколькими стульями, стоящими напротив стола.
- Это и есть Учебная Комната. Садись. Сейчас подойдёт Учитель. Ну ты понимаешь - Эльсон. Он вроде сразу хочет приступить к делу.
Тион только хотел спросить - о каком деле идет речь и чему его будут учить, но в этот момент Эльсон быстрым шагом зашел в комнату и что-то сказал Тиону. Тот немедленно удалился и через несколько минут появился вновь. На этот раз он закатил в Учебную Комнату ручную тележку, загруженную разными предметами. Он выложил содержимое тележки на стол: тот самый аппарат, с которым Андор уже успел познакомиться раньше, пара надеваемых на уши полусфер и стопка странных тонких пластин.
Эльсон повернулся к Андору и положил перед ним лист с каким-то текстом.
- Читай! - скомандовал Эльсон.
Андор уже понял, что спорить бессмысленно, хотя и не понимал, что от него хотят. Он уныло зачитал какой-то хаотический набор слов; названия предметов, имена, цвета, цифры. Все было перемешано в бессмысленном порядке.
-Довольно! - остановил его Эльсон, забрал у него текст и положил перед ним чистый лист и карандаш.
- Запиши все слова, которые ты запомнил и желательно в том же порядке, в котором ты их читал.
Андор был поражен необычным заданием, которое получил впервые в жизни. Он напряг свою память и с трудом вспомнил около восьми слов, почти полностью перепутав их порядок. Эльсон мельком взглянул на результат теста, повернулся к Тиону, которой все это время терпеливо стоял в стороне, и жестом что-то показал ему. Тион понимающе кивнул и надел на уши Андора полусферы. Затем он вставил одну из пластин в щель на приборе. Чуть покряхтев, он несколько раз повернул пружинный ключ какого-то механизма и отошел в сторону.
Через прижатые к ушам полусферы Андор вначале услышал поскрипывание и легкий шорох, а затем в него стали вливаться какие-то странные ритмичные звуки. Их ритм то ускорялся, то уменьшался. Он закрыл глаза, его тело расслабилось и ладони стали теплыми, как будто их погрузили в горячую ванную. Через некоторое время его мысли стали приобретать необычайную ясность и точность. Всплывали забытые картины раннего детства и стертые из памяти родные лица. Откуда-то появилось потрескавшееся деревянное корыто. Он сидел в нем и рядом плавал игрушечный деревянный утенок. Утенок покачивался на волнах и в тот момент у Андора не было лучшего друга в мире. Затем он буквально ощутил чьи-то мягкие заботливые руки, держащие его за животик, и услышал веселый женский голос. В этот момент звуки закончились и ошеломлённый Андор застыл, не зная, как справиться с бурей переполнивших его эмоций.
Эльсон вернул его в реальность. Он потрепал Андора по плечу и положил перед ним еще один листик, на котором был написан новый бессмысленным набор слов и цифр.
- Запоминай, - приказал он.
Андор покорно склонился над заданием и с изумлением обнаружил, что его память легко впитывает все изображение листика вместе со словами и с жирными пятнами и обгорелыми кончиками бумаги по краям. Андор, не веря сам себе, безошибочно продекламировал весь список, визуализируя изображение листика.
- Как это может быть? - он с удивлением уставился на Тиона, который с хитрым видом сообщника выглядывал из-под спины Учителя.
- Для начала - хватит, - спокойно сказал Эльсон, -Тион, приготовь своего нового товарища к первому уроку.
Тион схватил Андора за руку и потащил в комнату, в которой Андор еще не бывал. "Это наша библиотека", -торжественно провозгласил Тион. Андор с изумлением уставился на полки, заполняющие комнату до потолка. Они были загружены все теми же таинственными пластинами. Каждая пластина была помечена какой-то надписью.
- Знаешь, что это? - Тион по-хозяйски взмахнул рукой.
Он не стал ждать ответа и прохрипел таинственным полушепотом:
- Это библиотека звуков!
Он показал на надписи на полках. - И мне пришлось немало поработать, чтобы описать каждый из них! Не волнуйся и тебе тоже придется провести здесь немало часов, составляя каталог!
Андор оглядел комнату и увидел, что и здесь стоит знакомый прибор. Тион проследил за взглядом Андора и торжественно объявил:
- Это Звукон. Одно из великих секретных изобретений нашего Учителя. Звукон может проигрывать звуки со Слепков. Он указал пальцем на полки с пластинами.
-Эти штуки содержат в себе запись разных звуков и эту запись можно делать при помощи Звуколова - другого прибора, созданного нашим Учителем. А вот эти штуки ты уже хорошо знаешь.
Он взял в руки две полусферы и прижал их к своим ушам и гордо улыбнувшись сказал;
- Слушай, название к ним придумал я! Учитель все время называл их "штучки" . Мне это надоело, и я предложил называть их Ушилки. Классно - не так ли?
Андор деликатно кивнул, хотя ему показалось что можно было бы найти более благозвучное название такой важной "штучке".
- А вот смотри на Это! - Тион прицепил к Звукону что-то вроде скрученной трубки, и в комнате послышался свист ветра.
-Эта штука называется Громкон и звук со Слепка становится слышен всем вокруг, а не только тем, кто с Ушилками.
Тион подошел к полкам, взял один из Слепков вставил его в Звукон. Андор не дожидаясь указаний, надел Ушилки и Тион крутанул пружинку.
Андор уже приготовился слушать звуки, которые оказывали столь магическое воздействие на его сознание. Но его ждало разочарование - он услышал захлебывающийся от восторга хор лягушек.
- У нас собрано много разных голосов и звуков! Вон подборка звуков природы;
Он начал монотонной скороговоркой зачитывать каталог:
-Рычанье разъярённой львицы, пенье скворца, плач голодной гиены, грохот водопада, удар грома, свист ветра, взрыв вулкана, песня кита и вой голодной волчьей стаи...
Тион перевел дыхание и взглянул на Андора, который пытался переварить обрушившуюся на него информацию, а затем таинственно скосил глаза и прошептал:
- Это не все!
-Что еще? - Андор застыл в ожидании.
Тион театрально посмотрел по сторонам, хотя они были в комнате одни и вытащил откуда-то еще одну коробочку.
- Вот самый секретный прибор. Он называется Смеситель.
По виду коробочка была похожа на Звукон, но в нем было сделано несколько прорезей, в каждую из которых можно было вставить отдельный Слепок. Тион вытащил несколько Слепков из раздела "Звуки природы" и вставил их в прорези. Затем он вставил еще один Слепок с полки, где было написано "Слепки для записи" и приладил его в отдельную красную прорезь где-то на тыльной стороне прибора. Тион тряхнул рыжими волосами и яростно крутанул пружину прибора. В течении несколько минут слышался легкий скрежет и поскрипывание, а потом все затихло. Тион извлек новый Слепок и вставил его в Звукон. Андор быстро надел Ушилки и замер. Он услышал какофонию, состоящую из рычания львицы, плача гиены, завывания ветра, шума дождя и захлебывающегося кваканья болотных лягушек. Он сорвал с себя Ушилки. Этого было чересчур! Он почти прокричал:
- Я ничего не понимаю! Ты сможешь мне объяснить - как это работает и зачем все это?
Тион вздохнул.
- Я сам здесь всего лишь три месяца. Все что я знаю, что Учитель придумал множество разных приборов. Много лет назад он научился записывать звуки, хранить их на Слепках и воспроизводить их на Звуконе. А главное - он научился смешивать эти звуки и создавать из них что-то волшебное. Что-то вроде алхимии - ты знаешь, что это?
Андор оживился и утвердительно закачал головой.
- Я очень хорошо знаю, что это такое!
Он задумчиво посмотрел на Тиона, как бы сомневаясь, можно ли ему доверять. Тион обиженно выпятил губу и его рыжие вихри растрепались. Он уже открыл рот, но Андор сообразил, что в данной ситуации его подозрительность неуместна и изобразил улыбку полного доверия.
Вот моя история, -задумчиво начал Андор. - Это произошло за год до начала Великой Эпидемии. Однажды мой дядя, которого я видел довольно редко, пришел к нам в дом и долго разговаривал с родителями. До меня доходили обрывки дядиного голоса - что-то вроде - "парню пришло время научиться ремеслу" и возражающий голос отца - "не такому, как твое безбожное занятие!". Тогда дядя покинул дом, не сказав ни слова, но однажды он подкараулил меня на улице и спросил - ты хочешь увидеть, чем я занимаюсь? Конечно, я согласился. Я просто думал, что лопну от любопытства. Дядя привел меня в свой дом. Я знал, что он создает разные лекарства и еще что-то, о чем мне никто не рассказывал. Потом мне сказали, что мой дядя Алхимик - и это очень опасное занятие. Во время нашей первой встречи дядя показал мне то, что он называл незнакомым словом -лаборатория. Это была большая комната, в которой стояло несколько длинных столов. На столах лежали весы, многочисленные стеклянные колбочки и еще тарелки странной формы. В комнате стояла раскаленная огромная плита. На ней кипели какие-то кастрюльки с жидкостью. И еще помню, что там было много полок. Они были заполнены коробочками с надписями - мышьяк, ртуть, цинк олово и еще много чего.
- Как полки со Слепками! - весело то ли спросил, то ли напомнил Тион.
- Что-то вроде этого. - согласился Aндор. -И еще было много банок с разнообразными высушенными травами и цветами. Дядя тогда объяснил, что для получения лекарств надо было смешивать вещества из этих коробочек в нужной пропорции. Каждое из веществ может быть опасным или безвредным, а вот взятые вместе и должным образом приготовленные они могли быть сильным лекарством - или страшным ядом. Он сказал, что хочет научить меня готовить лекарства и быть его помощником. И я тайком навещал его несколько раз. Он многому меня научил. Но только тому, что было связано с лекарствами. Дядя сказал, что, когда придет время, он откроет мне другие тайны.
Андор замолчал.
- Что случилось потом? - нетерпеливо спросил Тион.
-А потом началась Эпидемия. Дядя готовил много разных лекарств, но они возможно не очень помогали и люди все равно продолжали умирать один за другим. В один из дней, когда я помогал ему раскладывать порошки по склянкам, в его дом громко постучали. Мы выглянули в окно и увидели толпу людей. Они кричали, что дядя занимается злобным колдовством и виновен в распространение заразы. Дядя помрачнел, обернулся ко мне и закричал так громко, что я содрогнулся: - Немедленно беги отсюда! Дядя показал мне черный ход, и я припустился удирать со всех ног. Больше я его не видел.
Тион понимающе закивал.
- Ну вот и наш Учитель занимается чем-то похожим, только в отличии от твоего дяди он смешивает не какие-то травы, а звуки. А что он с этой смесью делает и зачем мы ему нужны- пусть он сам объяснит...A сейчас прости - у меня много работы и мне надо идти. Tы можешь пока что слушать любые Слепки. Увидимся завтра в учебной комнате.
Тион махнул ему рукой и с деловитым видом быстро удалился, оставив Андора одного в библиотеке Слепков.
Андор кинулся к полкам, как пират, проникнувший в пещеру с сокровищами и мучающийся сомнениями, какой из сундуков переполненных драгоценностями следует открыть вначале. Наконец, Андор решил просто двигаться от одной полки к другой. До самой глубокой ночи Андор прослушивал удивительную коллекцию звуков. Наконец, насытившись до пресыщения, он доплелся до своей комнаты и впервые за долгое время провалился в глубокий безмятежный сон.
- На следующее утро Тион бесцеремонно забарабанил в дверь комнаты своего соседа и, не дожидаясь ответа, закричал:
- Вставай уже! Идем завтракать.
Андора не надо было упрашивать и очень скоро оба подростка сидели за столом и уплетали обещанный завтрак. Наконец-то у них было время поболтать о своих приключениях. Только они начали выяснять, какой вид заработка более выгоден для выживания, как их прервал нетерпеливый голос Эльсона,
- Немедленно явиться в Учебную комнату!
Когда Тион с Андором добежали до комнаты, Эльсон там уже ждал.
На длинном столе были разложены все необходимые приспособления; Ушилки, Звукон и коробка со Слепками. Эльсон кивнул своим ученикам и без предисловий вставил в Звукон заранее приготовленный Слепок. Андор с готовностью надел Ушилки. Он ожидал насладиться новыми чарующими звуками. Эльсон крутанул пружинку Звукона и лицо Андора исказила гримаса разочарования. Он поморщился и воскликнул,
- Вы, наверно, ошиблись! Я слышу противный звук комара.
Эльсон удовлетворенно кивнул головой.
-Все верно. Продолжай слушать, Андор. Что еще ты слышишь?
Тон и громкость звука начали медленно нарастать и Андор вскрикнул
- А это похоже на комара, который меня атакует и вот-вот вопьется в меня!
-Что ты чувствуешь при этом?
-Да пока ничего. Я же знаю, что здесь нет никакого комара.
Эльсон неожиданно положил руку на запястье Андор и подержав несколько секунд довольно сказал:
- У тебя вполне нормальный пульс. Спокойный, как и следует. Продолжай слушать.
Андор услышал, как писк атаки одного комара начинает усиливаться и к нему добавляется, нарастая по мощности, гул пикирующих собратьев. Андор стал ощущать нарастающее беспокойство, его рука непроизвольно дергалась, пытаясь прихлопнуть несуществующих комаров. И неожиданно все затихло. Он услышал легкое, еле слышное шипение и вкрадчивый шорох. Звук приближался к нему. Никаких сомнений - это была змея, которая собиралась его ужалить. Бесконтрольный ужаc охватил его. Забыв обо всем, он сорвал с себя Ушилки и вскочил на ноги. Он тут же почувствовал руку Эльсона на запястье. Тот хладнокровно измерил пульс и радостно воскликнул
- 120 ударов в минуту. Мой друг - ты в панике! А теперь садись и слушай.
Андор покорно присел. Эльсон вытащил из коробки другой Слепок и Андор c некой опаской начал слушать новые звуки. На этот раз он услышал монотонный шум дождя, еле слышимый шорох листьев, переливы цикад и уютное потрескивание горящих дров. Его лицо порозовело, давно потерянное спокойствие и гармония добрались до каждой клетки, глаза стали слипаться, и он стал погружаться в сон.
Эльсон потрепал его по плечу и снял с него Ушилки.
- Вот сейчас ты готов воспринимать то, что я расскажу!
Андор протер глаза и выпрямился. Эльсон присел напротив и так начался их первый урок.
-Ты хоть и знал, что все что ты слышишь - это обман, но твои ощущения были настоящие. Знай - природа заложила в нас чувства, через которые ее сущности или она сама разговаривает с нами, обходя наше сознание. Наше тайное сознание не может игнорировать свет, боль, запахи, прикосновение, как бы мы этого не хотели. Но это только на самой поверхности. Каждый вид звука несет в себе или известное нам послание, которое наше сознание узнает или зашифрованное послание, которое воспринимает наша скрытая сущность. Ведь каждый звук - это одна из букв особого языка. Из этих букв собираются слова, которые мощнее по воздействию, чем каждая из отдельных букв. Из слов собираются фразы, предложения, которые могут обладать невиданной силой - если уметь их правильно сочетать. Именно этим я занимаюсь уже много лет. Я научился создавать звуки, вызывающие боль и звуки, которые могут лечить эту боль, звуки, которые могут усыплять и успокаивать и звуки, которые вводят в ужас. Чтобы создавать эти звуки, необходимо научиться собирать всевозможные элементы звука - то есть наши буквы. Надо уметь выявлять их суть, а затем освоить таинственное искусство смешения компонент в правильных пропорциях. Нам дарована возможность не только слышать, но и производить звук. И этот дар в его бесконечных проявлениях дарован всему живому - от кузнечика - до кита. Конечно, звук поющей птицы предназначен для другой птицы из этого вида. Но и на всех остальных он оказывает определенное воздействие. И, прежде чем мы раскроем секреты каждого из звуков, я должен пояснить откуда они берутся. Я знаю, что вы выросли в мире, где мало чему учат. Но кто из вас слышал о том, что источник звука - это движения или колебания воздуха?
Андор неуверенно кивнул головой. Эльсон скептически усмехнулся и дал знак Тиону. Тот принес две стеклянных колоколообразных пробирки, абсолютно одинаковых на вид. Внутри каждой из пробирок на подставке лежал колокольчик. Эльсон потряс одну из коробок и комнате раздался звон. Он протянул второю пробирку Андору и попросил его извлечь звук. Тот потряс ее, но никакого звука не исходило. Он стал ожесточенно трясти его и можно было увидеть, как дрожит поверхность колокольчика, но никакого звука не исходило.
- Андор недоверчиво посмотрел на Эльсона.
- Вы его чем -то залепили внутри!
Эльсон вынул незаметную маленькую пробку из стеклянной оболочки пробирки. Послышался небольшой шикающий звук.
- Попробуй теперь!
Тион тряхнул коробку. На этот раз оттуда раздался звонкий звук колокольчика.
Эльсон объяснил:
- Из пробирки был откачан воздух и звук не проходил. Ну а когда я открыт пробку, то внутренность сосуда заполнилась воздухом и этот воздух донес к нашим ушам звук колокольчика. Ты воочию убедился, что необходим воздух для того, чтобы звук доходил от его источника на большие расстояния. А теперь продолжим наш урок.
Он вынул один из Слепков и Андор надел Ушилки. Он услышал потрескивание, щёлканье, а затем стрекотание.
- Кто это ? - спросил Эльсон.
Первые звуки Андор хорошо знал еще с детства!
- Кузнечики, другие разные жучки и насекомые, а потом - цикады- радостно воскликнул Андор.
- Верно! А как они это делают?
- Я наблюдал за ними. Мне кажется они очень быстро трут одну ножку о другую!
- Эльсон удивленно поднял брови - A ты очень наблюдателен! Самцы сверчков производят звуки, быстро перетирая свои надкрылья. Как скрипачи проводят смычком по струнам. А вот цикады колеблют специальную мембрану внутри их тела, как барабанщики и их звуки резонируют в полости их тела. Удивительно многообразны способы производства звука всякими живыми существами. Например, как ты думаешь пищат комары?
- Трут ножку о ножку? - попытался угадать он
- Нет, - засмеялся Эльсон. Они с огромной скоростью машут крылышками и так создается писк.
- И сколько же таких способов существует? - удивился Андор.
Ну, только у насекомых я насчитал около пяти способов: растирание одной части тела другой. Мы так можем делать, щелкая пальцами. Так шумят кузнечики, сверчки, жуки и даже некоторые пауки. Или другой способ. Стучать одной частью тела по другой - некоторые кузнечики стучат ногами, тараканы хлопают кончиком живота, а некоторые жуки бьют головой. Люди также используют этот способ просто хлопая в ладоши. А вот еще способ, который мы не сумеем повторить - использовать крылья - так жужжат мухи, пчелы и как мы уже проходили - комары. A щелчки мембраны внутри тела цикад напоминают наше урчание живота - только по заказу! И наконец еще один очень оригинальный способ - Жуки-бомбардиры выбрасывают горячую жидкость, Хлопающий звук сопровождает выброс жидкости. Что-то подобное практикуют особые гусеницы орехового сфинкса - у этих гусениц по бокам восемь пар отверстий. Гусеница вытесняет воздух, сжимая переднюю часть тела. Напоминает игру на флейте.
-А для чего все они производят звуки? - полюбопытствовал Андор.
- Ты задал хороший вопрос. У каждого звука свое предназначение. И если мы не знаем этого предназначения - это не значит, что его нет. У многих насекомых звуки издаются самцами и могут служить призывом для спаривания или могут предупреждать конкурентов. Жужжание шмелей и некоторых одиночных пчел важно для опыления многих растений: жужжание высвобождает пыльцу, которая попадает на пчел, которые затем переносят пыльцу на другой цветок (говорят, что это жужжание сильно отличается от гневного жужжания). Свистки наших гусениц флейтисток должны отпугивать их врагов. Желтая певчая птица, которая пришла пообедать гусеницей, пугается свиста и обычно уходит прочь. Они, эти свистки настолько искусны что имитируют тревожные крики синицы, а распугивают птиц. Ну, пожалуй, на сегодня ты узнал достаточно нового. Дальше ты будешь заниматься самостоятельно вместе с Тионом.
Эльсон выложил на стол стопку Слепков.
- Это твой звуко-букварь. Будешь учиться опознавать и отличать звуки всех, кто записаны в моей коллекции.
Эльсон вынул большую тетрадь, заполненную его записями.
- Я описал все эти звуки и также обстоятельства, при которых они их издают- страх, призыв, предупреждение, поиск партнеров и многое другое. Будешь осваивать азбуку звуков природы - прежде чем мы перейдем к составлению слов.
- Но тот букварь, который я учил, содержит совсем немного букв, - возразил Андор.
- Это только наши буквари такие. Есть далекие восточные народы, у которых буквари состоят из тысяч знаков или иероглифов - как они их называют. Но, уверяю тебя, учить звуки гораздо легче. Ведь мы для этого созданы!
Эльсон обратился к Тиону, который все это время стоял рядом и не говорил не слова.
- Ты и сам совсем недавно освоил словарь звуков живого мира - так что тебе не повредит повторить его. Будете занимается вместе, а потом я начну учить вас следующей части моей науки...И еще. Самое главное.
Эльсон посмотрел на Андора и Тиона.
- Тион. Ты будешь записывать, какие звуки приятны для Андора, какие тревожны, а какие внушат ужас и страх. Так как я записывал за тобой. Понятно?
Так начались интенсивные занятия, которые длились с утра до вечера. Эльсон иногда призывал обоих учеников и проводил непонятные эксперименты, давая слушать разные комбинации звуков. При этом он мерял их пульс, проверял реакцию зрачков глаз, собирал в специальную пробирку их слюну и вытирал какой-то мягкой тряпочкой накопившийся пот со лба и рук. Андор с Тионом находились все время в доме. Отвратительное завывание холодного ветра и барабанные звуки дождя сдерживали их желание вырваться наружу.
Так прошел целый месяц. Становилось теплее и в один из солнечных дней Эльсон зашел в комнату для занятий и громко сообщил:
- Собирайтесь. Пришло время пройтись на свежем воздухе.
Парней не надо было долго уговаривать. Они вышли все вместе из дома и Андор впервые огляделся, пытаясь понять, где они. Огромный дом Эльсона находился на опушке густого леса и только запах гари, и перезвон городских колоколов позволил сориентироваться и понять в каком направлении находится город. С этого дня прогулки совершались почти каждый день. Эльсон заводил их в гущу леса. Он нес с собой коробочку Звуколова и, когда слышалось пенье птицы или шум воды, то он останавливался и записывал новый Слепок. Однажды они вернулись, гордясь редкой добычей - пойманным в Слепок урчанием фазана, который кормил птенцов.
Но вскоре их прогулки с Эльсоном становились все реже. Он часто забирался на повозку, с которой Андор познакомился в день их первой встречи, запрягал флегматичную лошадку и надолго покидал дом. Андор заметил, что в свои поездки он брал с собой Слепки и другие приборы. Когда он возвращался, то лошадка с трудом плелась, так как телега была загруженной едой. Этой еды хватало на пару недель.
Андор пытался выведать у Тиона - куда уезжает их Учитель и откуда он привозит еду? Но Тион лишь пожимал плечами. Для него Учитель и все что он делал оставались загадкой, которую он даже и не надеялся разгадать.
Через месяц Эльсон устроил экзамен Андору. Они с Тионом расположились в учебной комнате. Эльсон проигрывал Андору различные Слепки и после десятка тестов, судя по его улыбке, был весьма доволен результатом. Тогда он торжественно объявил:
-Вы освоили некоторое количество букв из огромного алфавита звуков. Сегодня мы начнем составлять слова. Сразу скажу, что из звуко-букв можно создавать комбинации, наводящие ужас. Но мы начнем с другого - с искусства исцеления.
Тион и Андор переглянулись и застыли, не двигаясь, в ожидании раскрытия одной из Великих тайн Учителя. Эльсон внимательно посмотрел на напряженные лица его Учеников и задумчиво произнес:
-Вы должно быть догадываетесь, что особым образом приготовленная смесь из безобидных химических компонент может быть в тысячи раз сильнее, чем каждая составляющая. Состав компонентов этой смеси и является ключом к приготовлению лекарств и страшных ядов. И какое отношение имеют наши коллекции звуков к ядам и лекарствам?
Тион и Андор сидели, не двигаясь и ловили каждое слово. Тион демонстративно обхватил свою рыжую голову руками, показывая высочайший уровень внимания.
Эльсон не мог сдержать свою улыбку, но тут же продолжил:
-Но прежде, чем мы перейдем к главному я хочу немножко приоткрыть дверь в историю моей жизни.
Он немножко задумался - с чего бы начать и, взглянув куда-то вдаль, начал рассказывать:
-Я родился в большом городе. Далеко от вашего. Моя семья была очень набожная. Поэтому я должен был зубрить разные церковные книжки и не задавать лишних вопросов. Честно говоря, уже тогда мне не очень нравилось то, что мне нельзя ничего спросить. Наверно вы уже догадываетесь, что и сегодня я не могу открыто говорить все что думаю. Но вы удивитесь если скажу что тогда, в детстве, мне очень нравилось ходить в наш храм. А причина была очень проста. Там исполнялась прекрасная музыка самими лучшими органистами города. Да еще 3 раза в неделю изумительный хор мальчиков распевал удивительные многоголосные мелодии. Я незаметно дремал во время проповедей, но просыпался при первых звуках органа. Не только я. Таких музыкальных фанатов было около 15 человек - всех возрастов и профессий. Мы не пропускали не одной репетиции и, собираясь вместе, по очереди распевали те мелодии, которые особенно запоминались. Ну, a потом, наш город посетила очередная страшная эпидемия и каждый третий пал жертвой болезни. Но меня она миновала. И, как всегда, жизнь вернулась в обычное русло. Я с нетерпением ждал, когда же возобновится музыкальная жизнь. И вот пришел день, когда было объявлено о возобновлении музыкальной жизни. Еще я ждал встречи со своими друзьями. До этого я не сомневался, что эпидемия нанесла урон нашей группе, но, к моему изумлению, почти все знакомые лица вновь появились на празднестве музыки. Меня это тогда поразило, и я стал задумываться. Уже тогда я пытался осмысливать то, что происходит вокруг. И вот я стал собирать данные из других городов. Может быть, это было совпадением, но фанаты музыки пострадали гораздо меньше, чем остальные.
Надо сказать, что мой отец был образований человек. В его домашней библиотеке я нашел книгу, написанная одним древним греком. Там повествовалось о том, что герой повествования по имени Одиссей был тяжело ранен, но его начали развлекать пением и его рана перестала кровоточить. В древнегреческих мифах я прочел, как некий Ахилл приступы своей ярости усмирял пением и игрой на лире. И тогда я нашел трактат некого Боэция, под названием "Наставления к музыке", где рассказывалось как музыканты Терпандр и Арион посредством пения избавили жителей Лесбоса от тяжелых болезней. Оказалось, что врач Асклепиад звуками музыки усмирял раздоры, а звуками трубы восстанавливал слух глухим. Но позже я стал искать книгу великого математика Пифагора, первооткрывателя законов гармонии и ее связи с нашими чувствами. У него я узнал, что каждая мелодия синхронизирует работу внутренних органов. Пифагор лечил болезни при помощи музыки! Каждое утро он начинал с пения, он сказал, что это помогает ему активизировать повседневную жизнь и освободить ваш разум от сна. Пифагор не сомневался в влиянии музыки на человеческое тело и даже ввел как понятие - "музыкальная медицина". Он написал, что "Душа должна быть свободна от отвратительного интеллекта, влияющего на торжественное и величественное пение, которым полагается сопровождать лиру"
Примерно в те же времена, но совсем в другом месте мира в Индии появилась философия под название Буддизм. Там утверждалось что особые звуки могут усиливать так называемую сердечную чакру, где, как полагают, пребывают сострадание, любовь, тепло и радость.
Так я погрузился в исследования влияния звуков на тело и душу. Но для того, чтобы вы понимали правила игры, мы начнем с влияния звуков на органы тела.
Эльсон наклонился под стол и вытащил огромную картонную фигуру человека, внутри которой были мастерски подвешены копии человеческих органов. Эльсон показал на почки. Он сначала объяснил функции этого органа, а затем подключил Громкон вставил Слепок и в комнате зазвучал звук глубокого грудного тембра.
-Запоминайте! Этот звук особенно благоприятен для почек.
Затем он вставлял Слепки один за другим:
- Слышите барабан? Догадайтесь что откликается на него? Правильно - сердце!
Заиграли металлические звуки и Эльсон показал на лёгкие и гортань.
Эльсон встал и отодвинул в сторону Звукон.
- А теперь послушайте еще что-то для чего нам не нужны Слепки. Он вынул набор металлических палочек закрепил их на столе и стукнул молочком по первой палочку. В комнате зазвучал однотонный звук.
- Это звук "до". Благоприятно влияет на желудок.
Он стукнул по следующей палочке, которая затрепетала, издавая свой звук.
- Это - "Ре". Эльсон указал на печень в картонном человеке. Это ее любимое звучание.
А вот "ми" - он продолжал вызывать звук у следующих палочек - помогают зрению и слуху. "Соль" - благоприятно для сердца, "Ля" - нравится легким и нет лучше, чем "Си" для подъема энергии организма. Высокие звуки работают с туловищем и головой. Низкие - с нижней частью тела. Но помните - от лекарства до яда - один неловкий звук!
Так начались уроки лечебного воздействия звуков. Эльсон давал Тиону и Андору домашние задания, те готовили музыкальные смеси и проверяли их друг на друге. У Андора были проблемы с периодически атакующими его по утрам головными болями. A Тион страдал он мучающего его зуда.
Наконец пришло время, когда Эльсон поручил Тиону и Андору самостоятельную работу. Эльсон назвал их задания - охота за звуками. Хорошо знакомая им лошадка и скрипучая телега ранним утром повезла двух парней в город. Эльсон высадил их в разных точках. У каждого на спине болталась тяжело свисавшая заплечная сумка, набитая оборудованием и пустыми Слепками. Вечером Эльсон подъехал к оговоренному месту и подобрал Тиона и Андора. Затем Эльсон собрал охотников за звуками в комнате обучения.
- Показывай свою добычу - скомандовал Эльсон и Тиона поставил проигрывать пойманные звуки. Это была достаточно внушительная коллекция. Услышав в самом начале громкий скрип телеги Эльсон одобрительно кивнул.
- Самые обыденные звуки рядом с нами. И они порой самые сильные в своем действии именно, потому что человек их опознает как антураж своей жизни!
Добыча Тиона была разнообразной и включала в себя храп лошади, торопливое шлепанье шагов прохожего, звон колоколов, кряхтение старика, всхлипывающий плачь младенца, прерывистое дыхание самого Тиона и шорох листьев, сметаемых порывом ветра.
Эльсон был в восторге! - Уверяю что Компоненты звука, которые ты собрал помогут при лечении дюжины болезней.
Тион торжествующе взглянул на Андора. Начало многообещающее.
Андор запустил на прослушивание свою добычу. Они замерли в ожидании. Знакомый выплеск помоев трудно было не узнать всем, кто когда-либо проживал в подобных городах. Тион пожал плечами. Но вслед за помоями послышался чмокающий звук чего-то тяжелого падающего в лужу. Воображение присутствующих заработало. Последующие звуки добавляли обильную пищу воображаемой картинке. Громкий хриплый окрик откуда-то снизу. Крикливый голос откуда-то сверху. Быстрое топтание шагов. Затеи громкий отдаленный крик. Предупреждающее карканье вороны. Шум крыльев и апофеоз - грохот тяжелого падающего предмета.
Эльсон захохотал -ты принес нам спектакль. И дал волю воображению. Но правда не могу придумать куда бы приложить твои звуки для лечения. Но может быть на что-нибудь пригодятся - задумчиво произнес Эльсон.
Наконец пришел день, когда Учитель им объявил, что он берет их с собой в одну в одну из своих следующих поездок.
Они выехали утром рано. Тион загрузил все необходимое оборудование и большую коробку со Слепками. На этот раз бедной лошадке пришлось тянуть повозку с тремя пассажирами. Они почти подъехали к городу и вдруг свернули к небольшому неказистому дому. Они въехали во внутренний двор и остановились.
- Выгружайтесь - скомандовал Эльсон
Впервые за долгое время они услышали голоса людей вернее это был нетерпеливый гул. Они зашли в дом вместе с Эльсоном и увидели большую комнату, в которой сидело несколько десятков людей. Увидев Эльсона с помощниками все приумолкли. Эльсон обратился к смуглому коренастому мужчине, который, по-видимому, был за распорядителя.
-Кто тут первый? Через пару минут запускай его ко мне! -сказал Эльсон и зашел вместе с парнями в скудно обставленную комнату. Там была установлена кровать и несколько стульев. По указу Эльсона они расставили аппараты и тут же в комнату зашла молодая женщина.
- Что у тебя ? - на этот раз мягко спросил Эльсон.
Она вместо ответа несколько раз кашлянула и показал жестом на свою грудь
- У меня больше нет сил. Я вышла живой после эпидемии, но зато кашляю целыми днями. Кружится голова и подкачиваются ноги. И мне надо еще кормить детей и все остальной - она отчаянно махнула куда-то рукой.
Эльсон попросил лечь ее на кровать, через приложил к ее груди трубку и к ней подключил Громкон. В комнате раздались свистящие хрипы.
- Слушайте внимательно. Эти звуки характерны при воспалительной болезни легких. Андор - помнишь какой Слепок надо дать прослушать?
Aндор наморщил лоб и затем вытащил один из Слепков.
- Пять минут. - сказал Эльсон. Это очень сильная комбинация звуков. Важно не перестараться.
Они надели на женщину Ушилки и запустили Звукон. Андор поставил рядом песочные часы и когда последняя песчинка упала вниз снял с нее Ушилки.
Эльсон вновь приложил трубку к ее груди, и все услышали через Громкон все те же свистящие хрипы - но на этот раз свист был значительно слабее и хрипы поменяли тональность.
- Сработало - сказал Эльсон. Эти звуки подсажены в твое сознание, и они будут делать свою работу. Процесс лечения запущен. Через несколько дней у тебя все должно пройди.
Женщина вне себя от радости выскочила из комнаты.
Они работали до вечера. Когда они вышли, то во дворе их ждала телега, загруженная продуктами. Рядом с ней выжидающе стоял тот самый распорядитель, который их встретил в начале дня. Эльсон выложил из телеги большую сумку, заполненную продуктами, и передал распорядителю. Тот благодарно поклонился и слегка усмехнувшись хрипло произнес
- Хорошие у тебя помощнички мой Господин. Где вы их нашли? В наши времена ...с этим делом надо быть осторожным!
Эльсон кивнул и, проигнорировав вопрос, спокойно сказал, - следующий прием состоится через два дня. Если что не так - ты знаешь где меня найти.
Вся троица загрузилась, и лошадка привычно потянула телегу в сторону дома.
С этого для парни сопровождали Эльсона в каждой поездке. В начале они только ассистировали, а затем Эльсон давал каждому поочередно диагносцировать пациентов. Некоторым больных он говорил, что лекарство будет приготовлено специально для них и просил приехать в следующий раз. Дома они вместе составляли звуковую смесь и привозили на следующий прием. Законы, по которым составлялась смесь были придуманы Эльсоном, и он их каждый раз совершенствовал и изменял. Андор первый предложил свой вариант для больного, страдающего болями в желудке. Эльсон в начале скептически отнесся к его предложению, но позволил попробовать на больном и, к своему удивлению, убедился в эффективности Андоровской звуко-микстуры. После этого Андор все больше участвовал в творческой части творения лекарств. У Андора начал развиваться необычайный дар, который позволял ему придумывать все более эффективные смеси. Он позволял себе отходить от правил, которыми руководствовался Эдьсон и следовал некой звуковой интуиции, которая приводила к самым неожиданным решениям. Например, для больного, который страдал необъяснимыми язвами ног он составил смесь, состоящую из шороха листьев и вибраций пластины на ноте "ля". На вопрос Эльсона, чем он руководствуется в своем выборе, Андор сказал, что он чувствует, что именно этих звуков не хватало организму, чтобы справится с недугом. Эльсон с ним не спорил и дал попробовать. Результат был почти немедленный. Тион занимался больше сбором звуков. Он выходил на охоту за новыми звуками, вооружившись Звуколовом и по вечерам демонстрировал свою добычу Эльсону и Андору.
Это случилось после того, как Эльсон и Андор безуспешно пытались лечить больную, у которой на шее росла опухоль. Никакие звуковые лекарства не помогали. Эльсон с Андором обсуждали уже на равных что может помочь, но все идеи уже были испробованы. И тогда Андор вдруг сказал, что у больной нарушено чувство гармонии, которое невозможно пробудить теми смесями звуков, которые у них есть и требуется какой-от базовый компонент, которого не хватает в их коллекции. Ему кажется, что этот компонент - это искусственный звук, вернее даже мелодия, которую может создать только человек.
- Что же ты предлагаешь? - спросил Эльсон.
-Нам надо отправится на поиски. - не задумываясь, сказал Андор.
На следующий день Эльсон с лошадкой подвез Андора с Тионом в город. Они договорились встретиться вечером в этом же месте. Тион нес в свертке Звуколов и несколько пустых Слепков.
- Послушайте меня - сказал Андор. Раньше, до эпидемии, по всему городу околачивались бродячие музыканты. Потом они все пропали. Но, возможно, сейчас они начали возвращаются. Я знаю все места, где они обычно появлялись.
- Но я ничего в этом не понимаю, - сразу сказал Тион. - Ты уж выбирай сам
- Андор не надо было уговаривать и они начали обход улиц. Первое место, которое они посетили, был центр города возле самой ратуши.
- Ура! - закричал Aндор, увидев издалека старого мужчину, который держал в руках какой-то духовой инструмент. Заметив приближающихся потенциальных слушателей, он оживился и поднес ко рту нечто напоминающее волынку. Заунывная скрипучая музыка рассекла тишину и ее звуки вязко растеклись по площади. Тут же откуда-то появились люди. Некоторый подошли волынщику и один из них даже бросил кусок хлеба на подстилку лежащую перед музыкантом.
Андор послушал несколько минут и затем отрицательно покачал головой.
- Это не то, что нам надо.
Они двинулись дальше. Блуждая весь день по всем уголкам города они наткнулись еще на нескольких музыкантов. Но все они оставили равнодушными Андора.
Приближался вечер, и они оба смертельно устали. Вроде все обошли - задумчиво сказал Андор, и они присели под окнами какого-то дома на окраине города.
Вдруг Андор насторожился. Он первый услышал звук предвестник из переулка и не смотря на усталость кинулся туда со всех ног. Тион не торопясь последовал за ним.
В переулке только что начал работать еще один бродячий музыкант. Он положил возле себя коробку для сбора пожертвований и брал первые ноты. В сумерках фигура музыканта выглядела очень странно. Он был закутан в несколько слоев одежды и его лицо было скрыто под шляпой. У него в руках была смычок, и он проводил смычком по струнам, не касаясь их, как будто-согревая воздух. Увидев приближающихся Андора и Тиона музыкант кончил разминку и заиграл. Aндор замер. Обворожительная мелодия не была похожа на обычные песенки, которые играли музыканты. Андор боясь спугнуть удачу, очень медленно приближался к источнику звуков. Тион шел за его спиной. Андор повернулся к Тиону и жестом показал ему чтобы он вынул Звуколов и принялся за работу. Тем временем мелодия раскручивалась в совершенно непредсказуемый образ. Музыкант явно импровизировал и виртуозно вырисовывал все новые и непредсказуемые повороты. Воодушевлённый застывшими зрителями музыкант продолжал импровизации в течении получаса и наконец резко остановился. Андор протянул руку к сумке, где у него было несколько монет и положил в коробку. Музыкант поклонился как-то по-женски и в этом момент Андор взглянул ему в лицо и ошарашенно обернулся к Тиону как бы ожидая подтверждения тому, что увидел. Перед ними стояла девочка ненамного младше его возраста - из-за трех слоев одежды трудно было понять истинный возраст Музыканта. Она также рассматривала с любопытством своих редких слушателей.
- Ты откуда взялась? - наконец опомнился Андор.
- А вы откуда? - ничуть не смущаясь, полюбопытствовала девочка. Не дождавшись ответа, она показала в неопределенном направлении и добавила.
- Я здесь каждый день играю. С площади и других улиц меня выгнали. А здесь никого...почти никого не бывает.
- А как же ты живешь? - спросил Тион, быстро прикинув скудный потенциал заработка.
А я еще работаю в двух местах - мою посуду и убираю - объяснила девочка.
-До эпидемии с самого детства у меня был учитель. Мой отец был скрипач.
Она всхлипнула и добавила, - он велел мне спрятаться в монашеском монастыре. А когда я вернулась - уже никого не было.
- Знакомая история, - сказал Тион. - А как тебя зовут?
- Родители назвали меня странным именем - Эола. И тут девочка краем глаза увидела, что в конце улицы появился потенциальный слушатель и знаком показала, что ей надо работать. Смычок как будто прыгнул в ее руку, но заинтересовавший ее объект исчез, и она опустила скрипку вниз.
- Эола - обратился к ней Андор. - Ты удивительно хорошо играешь!