Аннотация: Похоже, что Автор Торы не утвердил обвинения Шимону и Леви!
Может пожалеть насильника? Может пощадить убийцу? Ведь в каждом человеке есть что-то хорошее. А у любого преступления есть какие-то мотивы, смягчающие вину обстоятельства. Скажем, жертва преступления сама могла спровоцировать нападение. В любом случае, не один только преступник виноват. Среда... Тяжёлое детство... Плохая наследственность...
А в праве ли мы отнимать чью-то жизнь? Когда-то приходилось придерживаться более суровых законов: "Не берите выкупа за душу убийцы, которому надлежит умереть, он должен быть предан смерти". ("Ба-Мидбар" 35:31) Но времена изменились, нравы стали мягче... а люди стали добрее? Может быть, наши предки были более жестоки, чем мы? Вот и праотец Яков не простил своих суровых сыновей. Даже в конце своих дней, не простил. Ещё бы! Они истребили всех мужчин города Шхема! Они разграбили целый город! "И сказал Яаков Шимону и Леви: вы смутили меня, сделав меня ненавистным для жителей этой страны... "
.........
Думаешь, что изнасилованная девочка не хотела вернуться домой?
"И мучил её" (Ваишлах 34 : 2)
Думаешь, что она по доброй воле осталась у своего мучителя - в доме местного авторитета Хамора - правителя Шхема?
Представь, что это твоя сестра или дочь (не дай Б-г) находится в доме того, кто её изнасиловал. Ты даже не знаешь что с твоей девочкой на самом деле. Хамор-то и соврать может, как врут его наследники, возвращая своих "героев" за трупы евреев. Хамор невозмутимо торгуется с тобой, не извинившись за своего сына - насильника. Хамор - осёл. Это имя ему дал Автор Пятикнижия. Автор Пятикнижия не "клички" даёт, а характеристики. Осёл в ТаНаХе - это, обычно, твердо стоящий на земле материалист, Упрямец с большой буквы. Хамор ведёт переговоры, держа в своём доме "козырную карту" - твою сестру или дочь.
У Хамора и заложница, и военная сила: он ведёт себя спокойно, уверенно. Но весьма корректно! Ведь Хамор слышал об обидчиках Авраама и Ицхака. Хамор понимает, что некие высшие силы, стоящие за Яковым могут преподать ему серьёзный урок. Пример фараона и авимелехов, которых наказали эти высшие силы, был весьма поучительным. Хамор, видимо, поклонник realpolitik.
Realpolitik умеет красиво говорить. Realpolitik изнасилование назовёт любовью, а шантаж переговорами. Хамор даже готов заплатить "приданое", чтобы затем забрать всё: "Стада их и имущество их, и весь скот их ведь нашими будут. " (34:23) Хамор - бизнесмен и realpolitik готов купить акции в загробный мир, за приемлимую цену естественно. Realpolitik готов в бога поверить: вдруг пригодится. Realpolitik готов обрезаться, если это полезно...
В его руках - прекрасный аргумент - заложница. Хамор прекрасно знает, что его "партнёры" по переговорам сами всё дадут - "на блюдечке". Ну разве, что щёки будут надувать для пущей важности...
И великодушный Хамор предлагает нам с тобой почётную капитуляцию.
Решай сам! У нас с тобой только один день, когда есть шанс вызволить заложницу оттуда. Даже в этот день опасность велика. Заметь, это говорит Автор Пятикнижия : "Шимон и Леви смело напали на город". Автор Пятикнижия видел опасность! И город, и дом правителя города наверняка защищёны стенами и воинами. Сегодня эти воинам тебя не догнать, но тебя могут догнать их стрелы. Сегодня эти воины чуть слабее, чем обычно, но ткнуть мне копьё в спину или бросить тебе на голову булыжник сможет любой из них. Если не добьёшь только одного, могут убить тебя или меня... А сестре или дочери (не дай Б-г) придётся "жить" с насильником...
Я бы не жертвовал её жизнью и твоей жизнью ради того, чтобы оставить жизнь шхемцу. А ты?
......
Но Яаков не простил Шимона и Леви. Даже в конце своих дней, не простил:
"Шимон и Леви братья, орудия хищничества свойственны им. В совет их да не войдет душа моя, с сонмом их не единись, честь моя! Ибо они во гневе своем убили мужей... Проклят гнев их, ибо силен; и ярость их, ибо тяжела; разделю их в Яакове и рассею их в Исраэйле"......"
Сильно сказано. Однако, утешает то, что Яаков проклинает не самих сыновей, а "гнев их, ... и ярость". Змей, скажем, был проклят весь, целиком. Тогда проклятие вовсе не ограничилось проклятием змеиной хитрости. Утешает и то, что в этих двух случаях принципиально разные проклинающие инстанции. Змея пролинает Сам Ашем Элоким, а гнев Шимона и Леви проклят Яааковом, подавляющим большинством читателей и ... только? Не похоже, что отношение Яаакова к Шимону и Леви было поддержано Автором Торы. Иначе оправдались бы опасения Яакова: " А у меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мой.
Однако, семья Яакова не лишилась покровительства: "был страх Б-жий на городах, которые вокруг них, и не преследовали сынов Яакова."
Ни одно колено не потеряло своего значения. Колено Шимона оказалось в центре царского колена Йеуды. Левиты - это избранники среди избранников! Похоже, что Автор Торы не утвердил обвинения Шимону и Леви!