Долгое эхо Руми. Феано/Библиотека Галактического Ковчега. Книги Семи Морей. Кол-во стр. 154. Ред. 2022 г.
ISBN: 978-5-8853-4614-6
Книга ритмичных переложений и ассоциативных поэтичных звучаний по темам выдающегося суфийского поэта Джалалуддина Руми. Адресована книга ценителям эзотерических притч, сказок и суфийской мудрости.
Содержание
Краткие сведения о Джалалуддине Руми..6
СКАЗКИ ПО СЮЖЕТАМ РУМИ....8
ЛЕВ В ПЛЕНУ 8
ДВОЕ НИЩИХ 9
СЛОН В ТЕМНОТЕ 10
СКАЗКА О ФЛЕЙТЕ 12
ОДНАЖДЫ СЛОН 16
ВСАДНИК И ЗМЕЯ ......26
Об укусе змеи 27
ХРАБРЕЦ И МЕДВЕДЬ 31
ВЛЮБЛЁННЫЙ ИМПЕРАТОР 35
ТАЙНА ЛУНЫ 37
Притча о мудреце и павлине 41
ТОЛЬКО ЧИСТОТА 44
УЧЁНЫЙ, СОБАКА И ОСЁЛ 47
ОНА БЫЛА 50
ШАХ ТЕРМЕЗА ПОЛУЧИЛ ШАХ 51
УКРАДЕННЫЙ БАРАН 52
СПОР МУСУЛЬМАНИНА С ОГНЕПОКЛОННИКОМ 53
ПЫТЛИВЫЙ 53
КАЗНЬ ВОРА 54
САМОДОСТАТОЧНОСТЬ 54
МИЛОСТЬ 55
ПРОРОК 56
МИСТИКИ 57
НАУКА 57
РЕЧЬ И МЫСЛИ 58
ИСКАТЕЛЬ 59
ВИНО ДУШИ 63
ЭТО ТЫ 64
ЯГОДА СМАКОВАНИЯ 66
ВОСХОЖДЕНИЕ И НИСХОЖДЕНИЕ 68
ПОЧЕМУ, ПОЧЕМУ... 69
ОКРУЖНОСТЬ НУЛЯ 72
НЕУТОЛЁННЫЙ 73
СУФИЙСКИЙ ТАНЕЦ 74
НОЧНОЙ ВОЗДУХ 75
ЗА ГРАНЬЮ ПОНЯТИЙ 78
БИСМИЛЛА 79
ОТЛУЧИ СЕБЯ ОТ ГРУДИ 80
ШАТЁР 81
ДВЕ ПАРЫ ГЛАЗ 82
ИСКУССТВО КИТАЙЦЕВ 83
И ИСКУССТВО ГРЕКОВ 83
ДРУЗЬЯ ДЕТСТВА.... .85
О РЕВНОСТИ....... 89
МЫШЬ И ВЕРБЛЮД...... .89
ХРОМОЙ КОЗЕЛ 91
ОТЕЦ - РАЗУМ 91
ПАСТУХ 94
РАДОСТЬ ПРИ НЕОЖИДАННОМ 98
РАЗОЧАРОВАНИИ 98
Что есть суфизм? - 100
НАСТАВНИК 108
СУФИЙСКИЕ ШЕЙХИ 110
ОДЕЖДЫ СМИРЕНИЯ 113
ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ИЗБРАННОГО КРУГА 116
МОЛИТВА РУМИ 122
К Руми 125
Эхо Руми 126
Поэма атомов 129
В Моём мире вечны истинные Вы! 138
ЗНАНИЯ 139
НЕИЗМЕННА 140
КОЖА ЕСТЕСТВА 140
Я ТАКОЙ, КАКИМ ВЫ... 142
Я - ВАШЕ ЗНАНЬЕ 143
ЗА СТВОРКАМИ 143
СВЕТ УЧИТЕЛЯ 144
Молитва Откровения 146
ЭТО ТЫ! 149
Содержание 3
От автора
Мне посчастливилось дойти в пути поиска заветного места до царства волшебников и быть принятой ими. Посчастливилось уже тем, что направлял моё творчество в начале пути замечательный учитель - суфийский шейх Идрис Шах. От него, из книг и бесед, узнала я столько важного и драгоценного, что полученное знание позволило мне практиковать его ежедневно. И, хотя главное знание невыразимо, яркие лучи его неиссякающего и направляющего воздействия осветили мою цель. Я же стремилась передать прочувствованное душою в стихах и сказках, рождавшихся стремительно и своевольно. Так зазвучало галактическое эхо... и на сюжеты старых суфийских притч, и по темам древних мистерий, легенд, и на звёздные напевы - Музыку сфер. Как же выяснить, какая ниточка цветной вышивки создаёт главный образ картины жизни, а чей сюжет и как именно послужил основой для рождающихся заново притч? Как определить точность зеркального отражения древней мудрости в живом, объёмном зеркале восприятия души? На вопросы ответили мне Сила Единого потока и звучание эхо неисчерпаемой мудрости. Ответы укрепили очарование искусством древних мастеров и само сияние духовных миров. Сотворчество - осознание преемственности и ответственности за общее дело. Таково волшебное воздействие суфийских сказок на внимательного читателя, воспринимающего мудрость сказаний сердцем.
В первой части книги сказки по мотивам сюжетов Джалалуддина Руми, почерпнутых мною из книг Идриса Шаха, во второй части - зеркало мыслей Руми, (фрагменты "Маснави"), и в третьей - долгое эхо Руми. В книгу вошла часть трилогии, написанной в 2000 году, размещённой в формате электронной книги в библиотеке авторского сайта "Семь Морей" и на страницах нового сайта "Эхо Руми".
Отдельные тексты публиковались в мастерской на Стихи.Ру - Эхо Руми - это моя Восточная мастерская. Афоризмы Руми в ритмах - тут.
Феано
Краткие сведения о Джалалуддине Руми
Биография Руми - настоящая сказочная история, о которой повествуют авторы многих книг и трудов, посвящённых творчеству поэта. В наикратчайшем виде она такова. Руми, Джалал ад-дин Мухаммад б.Баха ад-дин Мухаммад ал-Балхи (1207-1273 гг.) - духовный Учитель, знаменитый мистик и воспламеяющий воображение поэт, называемый маулана (наш гоподин), основатель и неформальный руководитель суфийского братства маулавийа. Родился в Балхе (Северный Афганистан), умер в Конье (Малая Азия). Его отец считался авторитетным факихом в государстве хорезмшахов, был популярным проповедником и имел тесные связи с суфийскими кругами. В течение ряда лет семья жила в различных городах Малой Азии. В 1228 г. Баха ад-дин переехал в Конью и стал руководителем центральной мадраса, унаследовав пост после отца. Путешествовал, выступал с проповедями, основал братство суфиев. В 1244 г. судьба свела его со странствующим мистиком - Шамс ад-дином Мухаммадом ат-Табризи, чьи идеи оказали на Руми огромное влияние. Постоянное общение Руми с Шамс ад-дином вызвало зависть учеников, и те, в конце концов, убили Шамс ад-дина. Горе Руми и вспыхнувшее осознание космической картины единства мира отразились в его стихах, которые стал он подписывать именем мистического возлюбленного, сердечного друга, обнаружив его в себе самом. Руми оставил громадное литературное наследие в стихах и в прозе. Мактуб (письма), поэма Маснави-йи манави (Поэма о скрытом смысле), Диван, газели... "Две ладони для хлопка, для иссохшего - вода, для воды иссохший нужен, магнетизмом путь наш сужен..." - так говорил Руми.
Живая вода мыслей Руми питает целые поколения, питает и моё творчество, даря вдохновение. В сотворчестве с Руми его сюжеты оживали в русских ритмах, а многократный перевод использовался в качестве воздуха для полёта волшебной птицы. Не судите строго за такое сравнение, но иначе трудно объяснить причину, необходимость выполненной мною работы. С сердечной благодарностью Идрису Шаху, Р.А. Николсону и всем переводчикам, издателям книг, которыми я воспользовалась.
Подробнее в разделе Волшебный суфизм - на форуме сотворчества проекта "Галактический Ковчег".
ДЖАЛАЛУДДИН РУМИ
Главной работой Руми является "Месневи-йи-Манави" ("Поэма о скрытом смысле"), одна из величайших книг в мире. В его "Фихи Ма Фихи" ("Высказывания"), "Мактубат" ("Письма"), "Диване" и агиографии "Мубагиб аль-Арифин" -- всюду содержатся существенные части его учения.
Приводимые ниже отрывки, взятые из этих источников, представляют собой темы для медитаций, их можно рассматривать и как афоризмы, и как поучающие утверждения, и просто как мудрые советы. Среди суфиев, однако, они находят гораздо более широкое применение. Руми, подобно другим суфийским писателям, искусно облекает своё учение в форму, которая одинаково успешно и скрывает их внутреннее значение, и являет его. Подобный приём выполняет задачу не допустить тех, кто неспособен применить этот материал на более высоком уровне, к практическому экспериментированию с ним; позволяет тем, кто ищет поэзию, наслаждаться поэзией; развлекает любителей увлекательных историй; возбуждает деятельность интеллекта в тех, кто превыше всего ценит такие переживания.
Одним из наиболее прозрачных его изречений является заглавие книги его высказываний: "В ней то, что в ней есть" ("Ты извлекаешь из неё то, что имеется в ней для тебя").
Руми обладал неудобной для критиков особенностью суфиев: литературным и поэтическим талантом, он превосходил всех своих современников, в то время как сам постоянно заявлял, что это достоинство второстепенно по сравнению с честью быть суфием.
Идрис Шах
sp;
ЧАСТЬ 1
СКАЗКИ ПО СЮЖЕТАМ РУМИ
ЛЕВ В ПЛЕНУ
Однажды лев пробрался в хлев к быку
И съел его, насытившись до лени.
Затем уснул, забывшись на боку.
В плену не видно солнца, тёмны тени...
Пришёл хозяин, в хлеве темнота...
И нежно шерсть погладил у питомца.
А лев подумал:
- Он сошёл с ума!
Наверно в темноте не видит солнца.
Возможно, он от страха бы сгорел!
Глупец, я - царь зверей, любимец бога! -
Хозяин... не услышал, не сумел.
И дверь забил покрепче у порога.
Любой из нас, достигши славы льва,
не должен до отвала наедаться,
и спать в хлеву. Звучит в веках молва:
Нам жизнь дана,
чтоб жить,
преображаться.
ДВОЕ НИЩИХ
Однажды двое нищих подошли
К широкому, богатому порогу.
За ним благоухали цветники,
И люди жили щедро, славя Бога.
Смиренно постучавшись у ворот,
Те двое пропитанья попросили.
Но только одному от тех щедрот
Кусок сухого хлеба предложили.
Задумался второй:
- А чем же я
Пред городом богатым провинился?
И только через долгие полдня
Румяный, свежий хлеб ему явился!
*
Суфийской притчи сладостен намёк!
Возможно, хлеб дают, чтобы не видеть,
и с глаз прогнать скорее от ворот,
второго - не боятся и обидеть.
И ты осмысли притчи сей урок.
Возможно, ждёшь чего-то долго, слишком...
Спеша и приближая этот срок,
ты сам себе
становишься воришкой.
Сказки Джалалуддина Руми по-истине волшебные, ибо для каждого вдумывающегося в них искреннего ума открывают ранее сокрытое, искомое им. Открываются искомые сокровища не сразу и не только благодаря особым усилиям ума, а как бы "случайно, по волшебству". Я бы даже сказала, при сонастройке душой. Примерно так и реагируют люди на чудо и чудесное. Приходит внезапно, как гром среди ясного неба, и открывается неожиданным образом, при этом воздействует скрытно уже при первом соприкосновении.
СЛОН В ТЕМНОТЕ
Считали... тридцать девять текстов было,
и все в стихах, про странного слона!
А вот сороковой я сотворила,
как эхо слов Руми, как праволна...
Мне Идрис Шах поведал притчу эту...
а, может, рассказал сам Санайи?
Откуда сей сюжет, и где те дни,
в которых появился слон вне света?
В сарае тёмном слон стоял теперь...
В стране, где не слыхали о слонах.
Молва о чуде - чудо в головах!
Но как увидеть, коль закрыта дверь?
Один смельчак нашёл какой-то лаз,
И с выгодою стал водить туда
Желающих развлечься без труда...
И вот какой уж вышел пересказ:
- На ощупь этот слон... ну, как бревно,
Хоть тёплое, шершавое. Стоит
Как будто неподвижно, но сопит!
- Да нет! Ты говоришь совсем не то!
-
Я тоже щупал. Слон как опахало,
Огромное, чуть влажное, живое,
И в воздухе парит оно, в покое...
И будто звуки слышит, иль слыхало...
- Глупцы! - Вмешался третий человек.
- С ума вы посходили! Слон - труба,
Подвижная, вся в кольцах, не груба,
Ест пищу и засасывает хлеб!
- Я тоже прикасался, слон - диван.
Он кожаный, огромный, вертикальный.
- А я сказал бы - он нетривиальный.
Сравнить нельзя ни с чем. Слова - обман!
Неведением все мненья рождены,
но каждый судит смело о другом,
ему понятным словом, языком.
А к истине слепы.... и видят сны.
Коль зрения духовного в них нет,
то мир воспринимают, как слона,
где каждый видит часть, а не сполна...
Но ясно видит тот, кто видит свет.
- А если б были свечи, при свечах
сумели бы побольше рассмотреть?
- Что пользы жить на ощупь да скорбеть...
При свете же нужды нет и в речах.
Сказки Руми - волшебные зёрна мудрости, прорастающие на благоприятной почве в особые моменты - вдохновения души.