Еретики
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
О людях хороших. Евгений Фёдоров
Е Р Е Т И К И *
повесть
Слава, деньги, почести - пустое...
Просто нужно принадлежать правящей клике.
Сервантес
1. Юрий Феденёв
"Летун" - это не лётчик. Это - человек, порхающий с одной работы на другую или, не задумываясь, меняющий профессии... А "шалтай-болтай" - это ещё и совсем безответственный летун. И с амбициями.
Но есть племя, целенаправленно, со смыслом и упоением соединяющее в себе оба понятия, причём безо всякого стеснения. Совсем наоборот: с гордостью. И исполняют они свою миссию с помощью простого, но верного приёма: болтологии. Особо не надрывая мозги, они используют готовые газетные штампы типа: "достигнуть усиления" или "усилить достижения", "мобилизовать усилия для достижения" или "достигнуть полной мобилизации усилий", а слово "бороться" у них идёт - через строчку... Ну и еще десяток слов, вариации из которых, согласно Биному Ньютона "Число перестановок из числа сочетаний" могут достигнуть...Вы не поверите, - девятизначных цифр!
Делается это просто: берём газету и аккуратно всю потрошим на отдельные слова. Потом перемешиваем, не глядя, как бочонки лото в мешочке и наобум соединяем пригорошню газетных квадратиков со словами. Уверяю вас, что получится забойная статья на острую, сиюминутную политическую ситуацию, а автор прослывёт среди завистников-политологов как провидец со светлейшей головой!
Чтобы служить коммунистическому Молоху, нужно было быть или наивнейшим дитятей или законченным подлецом, с "дулей в кармане"...
Юрий Феденёв являл собою - первое, он был не просто наивным дитятей, инфантом, как многие маменькины сынки. Он, с задором молодого любовника, отдавался идее "светлого будущего"...Такого светлого, но никогда не достижимого, как сено у морды Буриданового осла...
Стезю политработника Юра выбрал со школьной скамьи, внимательно присмотревшись к мелкотравчатым партийным бонзам. Они были сродни попам: несли мёртвые идеи и догмы массам, а за это пользовались всеми земными благами, не ударив пальцем о палец. И им не грозил целибат - обет безбрачия, сухой закон и даже обязаловка в виде уборки картошки (сена, овощей) в подшефном совхозе под топором лишения всех премий и даже - (о, ужас!) - тринадцатой зарплаты! Им даже не грозила жизнь в коммуналке, стояние в очередях за продуктами, на мебель, ковёр
------------------------------------------------------
* Еретик - протестант против догм и культов.
и холодильник. Им даже дозволено было без очереди (минимум 15 лет!), по "разнарядке", купить "Жигуль"!
А всего-то и надо было так это - вступить в комсомол и рьяно изображать молодого борца: голосовать везде "За!", ходить с портретами в руце на демонстрациях и на некоторое время затаиться на кухне в своих взглядах и высказываниях.. "Женщины - есть товарищи по работе (учёбе, общественной работе), спиртное - табу! Только на кухне, при выключенном свете! Курить - не желательно... И, очень важно, - захватить лидерство в стенгазете (писать за всех заметки и рисовать газетные лозунги!), в бригаде или на курсе. Если появятся "товарищи с поднятыми воротниками" и будут предлагать "сотрудничество", соглашаться, повизгивая от восторга!"
И - "Путь наверх" - открыт! Ступени: комсорг, райком комсомола, инструктор парткома, райкома и , наконец, - Секретарь... Хоть - двадцатый по счёту, но у же - в отаре своих, неприкасаемых! Вопреки индусам - Высшая каста!
В 1918 году, когда возникла угроза немецкого вторжения, фактический глава государства и наркомвоенмор Лев Давидович Троцкий (Лейба Бронштейн) объявил добровольную мобилизацию в новую, Красную Армию.
Кто мог пойти в любую, хоть даже серо-буро-малиновую армию, после трёх лет окопной жизни в голоде и в холоде под градом пуль и снарядов? Только бомжи, пьяницы, босяки, опустившиеся элементы, безграмотная, безлошадная рвань. И они - "записались" в Красную Армию! Но не - за так! А за 15 рублей в месяц, при одёжке, обувке и харчах! (Корова стоила - 6 рублей, в пересчёте на дореволюционные).
Но собранная вкупе эта неуправляемая орда понятия не имела о воинской дисциплине и своём боевом предназначении...Затея грозила провалиться, а организованный и боеспособный враг наступал со всех четырёх сторон света... И тогда Троцкий, под угрозой расстрела в случае отказа, призвал на руководящие посты в эту дикую толпу - белых офицеров, с повышением в звании и высокими окладами. Но, доморощенные воинские начальники, вчерашние свинопасы и уголовные преступники, составлявшие костяк революционного воинства, такие, как Чапаев, Котовский, Щорс, Ворошилов, Будённый, Пархоменко и примкнувший к ним бывший налётчик Сталин - засуетились. Они были - бледная копия белых боевых офицеров и способны были только к наскокам на брошенные сёла с целью грабежа. Эдакие - "Грицианы Таврические, жаждущие "золотогу запасу"...
И тогда Троцкий придумал и создал институт комиссаров и "заградотрядов с пулемётами"! Это означало, что к каждому военспецу были приставлены по комиссару- Швондеру с обоих боков, с маузерами на ляжке и инструкцией: стрелять и стрелять в белого командира при непослушании пролетарских вояк от сохи...
Отсюда есть и пошло двоевластие в армии, на флоте сверху донизу от самого верха и до последнего комвзвода... С зубовным скрежетом боевые офицеры вынуждены были терпеть указания амбициозных, безграмотных и наглых недотёп и прохвостов из пьяных матросов, студентов-недоучек, уголовников и истерических девиц, ибо за их плечами стояло всевидящее око карающих органов...
9 октября 1942 года в Красной Армии был отменён институт военных комиссаров. Ну и что? Зато были введены политработники сверху донизу, а "хрен редьки не слаще". Из кого они были? Из партийных функционеров, директоров и разных "председателеВ", вплоть до сельсовета. Всем им, знакомым с воинскими делами только по кинофильмам, присваивали высокие звания и бросали в действующую армию. Так, например, стал полковником Л.И.Брежнев, единожды посетивший Малую землю, как бы - в командировке. Он сам высоко оценил свой подвиг и присвоил сам себе четыре геройских зведы! (Остаётся непонятным, как вообще можно быть "дважды" и более героем, как и иметь "два" и более высших образования? Это такой же нонсенс, как если бы Екатерина Вторая дважды возвела Александра Суворова в графское сословие! Весь двор сделал бы вывод: " Не иначе, как - спьяну"!)
Гитлер пристально следил за идейно близким другом Сталиным и много "полезного" перенял у него. Это и концлагеря (почин открыл добренький дедушка Ленин на Соловках для "идейно чуждых элементов"), и "заградотряды" Троцкого (ненадёжное воинство Гитлера, собранное со всей Европы: болгары, венгры, итальянцы, румыны, хорваты, чехи, испанцы и, наконец, - братья-славяне - "власовцы" "дрангу нах остен" предпочитали "драпу нах вестен", а посему за их спинами стояло варварское изобретение Троцкого - стрелять по своим! - "заградотряды" с пулемётами!). И - красные, кровавые знамёна у обоих с руническими знаками. У Сталина - сатанинский знак: пятиконечная звезда! И каждый красноармеец носил его на лбу! У Гитлера - знак плодородия: модернизированная лично им -свастика (лучи креста повёрнуты в обратную сторону, по часовой стрелке!). А вот штрафные батальоны (для офицеров) и штрафные роты (для рядовых), это уже - пардоньте - Сталин "слизал" у своего молодого последователя и узаконил публичным Приказом N 227 от 28 июля 1942 года -"Ни шагу назад"! Про тотальное стукачество и политическую слежку, про отношение к религии и подневольным народам, тут у них было - полное единомыслие и одинаковый подход к решению: "Нет человека - нет проблемы"!
Гитлер также перенял у Сталина надзор за своими военноначальниками с помощью политической тайной полиции - ГесТаПо.(У Сталина ОГПУ! Объединённое Государственное политическое управление. Скромненько так: "Управление"!)
Юрий Феденёв - молодой человек с семитской внешностью: "курчавые" волосы, слегка навыкате глаза и немного вывороченные губы, в общении - рубаха-парень, с первых двух слов - на "ты", прошёл "Путь наверх" по обычной схеме и вынырнул из райцентра Калининградской области уже инструктором горкома комсомола. (Они с мамой даже выгодно махнули свою "двушку" в райцентре на "однушку" в "разбитках" Калининграда. Это, - когда в разбомблённом многоэтажном доме "врукопашную" отреставрировали одну-две комнаты, используя сохранившуюся "коробку" здания и кое-какие перекрытия.).
Надо сказать, что одиозная организация "Комсомол" существовала только в умах партфункционеров и статьёй значительных расходов в бюджете государства. Молодым людям она была глубоко чужда не только своими обязаловками и ограничениями, но и посягательством на свободомыслие, одежду, музыку и - кошелёк, наконец! Скрепя сердце, приходилось вступать, числиться и платить взносы ради одной-единственной бумажки -"комсомольской характеристики", в коей чёрным по белому должно быть прописано : "Партии Ленина-Сталина - предан"! ( А по-хорошему, стоило бы изменить всего лишь первое слово :ПартиЕЙ"!) И ещё одна "заслуга" этой квазипатриотической организации: лицемеры с лысинами тянули себе на подмогу лицемеров безусых и учили их жить двойной жизнью. Ярчайший пример иуды-провокатора со студенческой скамьи это -Михаил Горбачёв. Он, стукач со ставропольским стажем, был назначен (у них это называлось - "рекомендован"!) органами на пост комсомольского секретаря курса в университете и "сдал" немало своих сокурсников органам, как "космополитов" ( слушали " Голос Америки", танцевали "Буги-вуги", жевали жвачку, одевались под "стиляг" и, самое страшное! - игнорировали комсомольские собрания). Такие еретики однозначно не только отчислялись из универа под разными предлогами, но и попадали в черный список КГБ на пожизненный "цугундер", как потенциальные шпионы и перебежчики в стан лютого врага - за железный занавес, в проклятый, загнивающий капитализм.
Генеральный секретарь ЦК КПСС, "политическая проститутка" (термин Ленина) Горбачёв в каждом городе склонял пятнистую башку у постаментов Сатане - Ленину не с бухты-барахты. Он мысленно клялся на крови идти путём Ленина: брать деньги у врагов и расплачиваться интересами России. А потом, ничтоже сумняшеся, лобызался с заклятыми врагами СССР: смотрите, я отрабатываю...
Правды ради, этот комсомольско-партийный иуда отмаливал свои грехи и стоял со свечкой в храме... Было и такое. Но Христосу он, наверное, тоже стал противен, когда получал 30 сребреников (в виде Нобелевской премии) за сброшенные задарма наши военно-стратегические интересы и имущество в Европе. И он от Горбачёва отвернулся...
Однако, до сих пор этот образцовый коммунист живёт на подачки у Запада и юзит задницей - мечтает вновь вернуться к утраченному корыту с дармовым пойлом.
Да, терпелив русский народ, в Америке Горбачёва давно бы прикончили.
Градообразующее предприятие города Калининграда - Управление экспедиционного лова (УЭЛ) в 1958 году получило с новостроя в Англии большой рыболовный траулер бортового траления "Окунь". Он был намного крупнее тех полтораста средних рыболовных траулеров (СРТ), которые уже бороздили Северную Атлантику от Фарерских островов и до Ян-Майена, от Норвежских шхер и до Исландии. Все эти СРТ ловили сельдь дрифтерными (плавными) сетями, которые затем выбирали (почти 4 километра!) вручную! Траулер "Окунь" для такой кустарщины не подходил. И его было решено послать на промысел окуня к берегам Канады, к острову Ньюфаундленд, где, по разведданным наших институтов мурманского ПИНРО и калининградского БалтНИРО имелись хорошие перспективы.
Юрий Михайлович Феденёв к этому времени уже вырос из комсомольских штанишек и околачивал груши при парткоме УЭЛа в качестве "свадебного генерала". Его держали, в основном, при штабе экспедиции в океане на плавбазе.: холостяк и шибко беспокойный. При парткоме излишне мельтешит, а в штабе, в океане - самый раз. "Пущай себе читает по микрофону лекции о международном положении и собирает с судов протоколы партсобраний! Всё - при деле, вроде!"
Штаб в океане, при экспедиции - это цыганский табор "прилипал". Кроме полезных людей, вроде синоптика, механика-наставника и наставника по добыче, там постоянно изображали полезность своего бытия ещё и : наставник по ТБ ( технике безопасности), наставник по пожарной безопасности, инструктор парткома, профкома и...куда же без него - смотрящий (куратор!)КГБ!
В парткоме даже не ломали голову: кого направить на "Окунь" в качестве первого помощника капитана! Ну, конечно же, - Юру Феденёва, он как раз здесь и фонтанирует своими прожектами, мутит воду в тихой, болотной заводи - в кабинетах парткома!
Перво-наперво, Юрий Михайлович выпустил на "Окуне" фотогазету. Для этого он обошел всех по каютам и, панибратски, познакомился со всеми "за ручку".
Когда в кают-компании появился огромный разворот с фотками каждого "при деле" - всем это очень сподобилось: "Ценит!"
Юрий Михайлович ещё в комсомоле схватил у кого-то из старших очень веский постулат: "Для каждого человека нет ничего более важного в жизни, чем БЫТЬ ЦЕНИМЫМ! Кем? Да всеми: женой, детьми, начальством, друзьями, любовницей и даже собакой!". Многие супружеские пары, например, повязаны на всю жизнь не виртуальным, быстро излечимым, чувством-болезнью -"любовь", а именно более надёжной привязанностью на основе : "ценить и быть ценимым". Которое, как правило, всего-то, рождается в сравнении...
Антон, незадолго получивший диплом штурмана дальнего плавания в 23 года, а это в то время значило много, встретился с Юрием Михайловичем как старпом, а , стало быть, на равных. Что Ю.М. и подтвердил (каюты - дверь в дверь!), выставив бутылку коньяка с лимончиком и шоколадом: как у людей!
Ну как после этого не зауважать такого хорошего человека, рубаху-парня? Ведь до "Окуня" Антону встречаться в работе с помполитами не приходилось, он работал на судах типа СРТ, где 26 "рыл" - сами себе помполиты и душеприказчики. А, как правило, они - ни в бога, ни в чёрта, ни в святую деву Марию...
В рейсе Ю.М. подтвердил своё реноме: он выходил на палубу в рокане и в буксах (проолифенные штаны и куртка) со шкерочным ножом в одной руке, с секундомером - в другой, "беломориной" в зубах и - начиналось представление за столом-рыбоделом, где две шеренги матросов и подвахты ловко шкерили (потрошили и обезглавливали) окуня. Юра, обсыпая (как всегда!) себя пеплом папиросы, одновременно пытался шкерить, говорить, хронометрировать, курить и заливисто смеяться над шутками и подначками со стороны команды у стола. Над Юрой потешались незлобливо, а он и не понимал разницы между морской подначкой и "полным серьёзом", Помощь его была не в количестве ошкеренных рыбин, а в той весёлой атмосфере, которой он разбавлял монотонную и утомительную многочасовую работу... Народ воспринимал Ю.М. как доброго и незлобливого чудака, зацикленного на своей миссии "нести народу веру в светлое будущее"...
Однажды, в кают-компании для комсостава за обеденным столом сидели стармех Афанасий и Ю.М.. Вошли старпом Антон и начрации Алексей. Садясь за стол, Алексей подмигнул Антону и, якобы, закончил начатый ранее разговор:
- Так ты видел, Антон, этот "Орион" пролетел прямо над мачтами?
- Он три раза пролетел над нами, в трёх направлениях, - пояснил Антон действительный факт облёта канадцами нашего судна.
- Так чего там в листовках, которые "Орион" сбросил на палубу?,-Алексей.
-Да мне неудобно было спрашивать у матросов. Вроде как предлагают политическое убежище, - едва сдерживая смех ответил Антон, одним глазом кося на Ю.М.
Юрий Михайлович оцепенел. Потом резко бросил на стол ложку и со словами: "Что ж вы меня сразу не позвали!" выскочил из салона.
На палубе матросы прямо валялись от смеха, когда Ю.М. на полном серьёзе стал требовать "сдать ему все до единой листовки", сброшенные самолётом.
Начальник рации Алексей почти ежедневно устраивал в кают-компании концерты, разыгрывая Ю.М. на чём попало, что в голову взбредёт, абы его завести.
Например, сидим молча обедаем, но что-то скучно получается. И тогда Алексей, наобум, кидает Юре вопрос:
- Михалыч, а правда, что Пиночет тайный коммунист, подосланный нашими кэгэбэшниками в Чили?
Юрий Михайлович, поперхнулся и его понесло. Он бросил ложку и развернул перед ухмыляющимися, откровенно потешающимися едоками полную политическую ситуацию, не только в Чили, но и во всей Южной Америке. Все уже пообедали и разошлись, а Юра всё продолжал трындеть вновь вошедшим с вахты. Те пожимали плечами и не могли понять, чего Юру так занесло в Южную Америку?
Но, что бы делала команда без Юры? Месяц на промысле - ладно. Там работа по 16 часов, а остальное - сон. На переход туда - тянучка в пол-месяца, но там - подготовка тралов. а на переходе домой, после адовой работы, чем заниматься?
Так вот Юра, корыстно используя свой статус работника парткома за время стоянки обеспечил судно неплохой библиотекой, набором кинофильмов и даже инвентарём "ДОСААФа" - малокалиберной винтовкой с пятьюстами патронами! Он каждую неделю перед фильмами закатывал лекцию, предлагая набор распечаток Общества "Знание" - на выбор. Свою каюту он превратил в цветную фотолабораторию. Прикроватная полка и полка над диваном БЫЛИ УСТАВЛЕНЫ винными и водочными бутылками с различными реактивами. Каюта, естественно, как всегда, - "на распашку", что и сыграло с Юрием Михайловичем, в дальнейшем, злую шутку.
За истекший 1958 год сделали 6 рейсов в Канаду и экипажу было присвоено высокое Звание "Экипаж коммунистического труда". Юра сиял, ведь, без смеха, в то время это "Звание" означало многое: премии, карьера, квартира и даже награды...
Однако, работа РТ "Окунь" на таком длинном плече - "за семь вёрст киселя хлебать" ТОГДА была признана нерентабельной и РТ "Окунь" был передан Мурманскому Тралфлоту.
Команда была расписана по другим судам. Уходили все через каюту капитана Владимира Кутузова и первого помощника - Юрия Михайловича Феденёва, где были накрыты столики "а ля фуршет": рюмка, объятья и хорошие пожелания вослед!
Юрий Феденёв был направлен на принятый с новостроя БМРТ и отправился в Африку.
Эпилог: А через год Антон узнал: Юрий Михайлович Феденёв был исключён из партии и уволен. Причиной быстрой расправы коллег стали два навета и мягкость характера. Писал положительные донесения и характеристики...
Первый навет поступил в партком УЭЛа от "стукачей" ещё с "Окуня"(Юра их "на дух" не переносил!), которые сфотографировали Юрину каюту, уставленную бутылками. Как ни божился Юра, что в бутылках - реактивы, осадочек остался... Тем более, что в парткоме знали о том, что Юра не был "язвенником".
Второй навет поставил точку в его карьере. Он был сфотографирован "стукачами" БМРТ (где он работал первым помощником капитана) спящим, на диване. Рядом стояла бутылка положенного по рациону питания "тропического" вина. На его казённых бежевых шортах (дело было в Африке), пониже спины, была намалёвана корявая надпись суриком "Слава КПСС!" Банка с суриком и кисточка лежали рядом.
...Говорят, что потом видели Юру в редакции рыбацкой газеты "Маяк", где ему, Григорий Фурман, по старой памяти, платил какие-то жалкие гроши, как внешкору, под чужой фамилией (друга Саши Рыжова).
В добавление к маминой пенсии...
2.Дмитрий Крылов
!955 год. Голландия. Порт Эймейден города Амстердам. На Нордензее -Канале у пассажирского терминала Фелиссон мощные буксиры ошвартовали к причалу итальянский транс-атлантический лайнер "Андреа Дориа", прибывший из Нью-Йорка.. Длина - 212 метров, пассажиров - 1240 чел. Экипаж - 570 чел. Гремит музыка, развеваются флаги. На всех палубах радостные пассажиры машут руками...
Тут же, по корме супер-лайнера, без буксиров и без музыки швартуется "пассажир" под советским флагом. Это - наскоро переоборудованный СРТ - средний рыболовный траулер N 216, в трюмах которого изобразили подобие многоместных кубриков для пассажиров - перегонных команд из Калининграда.
А утром в Амстердаме вышли газеты под "шапками": "Борьба двух миров!" А ниже - развёрнутое фото: Супер-лайнер длиной в два стадиона, а под кормой - "букашка" с флагом СССР, - "пассажирский" СРТ 216! Ребята-перегонщики привезли эти позорные газеты в Калининград и вручили, кому следует...
А через год в Штральзунде, Германия, срочно построили три посыльных пассажирских судна, на 54 пассажирских места каждый - "Юг", "Восток" и "Зарница" и передали их Калининградскому Морскому агентству по перегону судов.
В 1959 году на ПС (посыльное судно) "Юг" направили 2-м штурманом Антона. На судне шла суматоха с расселением по каютам прибывших пассажиров - членов перегонных команд, следующих в Штральзунд на приёмку вновь построенных для Союза судов.
Хмурый, с печатью вселенских забот на руководящем челе, капитан Владимир Мазилкин, едва заглянул одним глазом в направление и на внушительный диплом Антона (штурман дальнего плавания!) вручил Антону копию судовой роли и пояснил задачу: всем начислить валюту, согласно прилагаемому штатному расписанию и Приказу.
Не менее хмурый, с постоянно брезгливым выражением лица, старпом Гавриленко поселил Антона в каюте по соседству с помполитом и добавил обязанностей: проверить наличие пассажиров на борту и доложить к отходу. Антон пересчитал всех пассажиров по головам: одного не хватало - моториста Виктора Чужинова . У борта стоял и курил давний друг Антона по прозвищу "Шнур". Антон пожаловался ему: "Через час отход в рейс, а одного "мотормана" нет на борту!"
- Как фамилия?
- Да Чужинов, Виктор.
- Дак это - я и есть - Чужинов! Ха! Ха!
За пол-часа до отхода в каюту к Антону зашло ещё одно хмурое, словно невыспавшееся создание:
-Шешуков. Я - первый помощник капитана. Мы идём в заграничный рейс с незнакомыми людьми. Вас попрошу внимательно наблюдать за КОНТИНГЕНТОМ пассажиров. А в случае чего - дать мне "сигнал"., - процедил он не разжимая зубов.
- Какой "сигнал" я должен давать? И в каком таком "случае? ("Господи, и откуда их берут, таких уродов?" подумал Антон), В Морагентстве случайных людей нет, -Антону стало понятно с кем он имеет дело...
Зашёл в каюту 3-й помощник капитана, Евгений Иванов, присел.
- Женя, как с такими работать будем? У них у всех видуха, как буд-то я им крупно задолжал. Они постоянно такие надутые индюки?
- Дело в том, что они - капитан и старпом - "расстриги"... Так их называют за спиной. Это - несостоявшиеся офицеры, которых Хрущёв турнул прямо на выпуске из училищ. Они безумно рады, что попали на суда загранплавания и грызут землю, чтобы их не турнули из Морагентства. А рожи у них такие, потому что им пришлось начинать с третьих помощников. При их амбиции-то, погонах и кортиках... А помполит пришёл к нам недавно, он был секретарём парткома в животноводческом совхозе в районе. "Сибирский валенок", с ним ещё намучаемся. Сталинская закалка.
Утро в Штральзунде было солнечное и тёплое. На палубе собрались свои члены экипажа и пассажиры. Все были одеты нарядно и даже по -заграничному модно: пиджаки-букле, цветные галстуки, узкие брюки... Ночью посмотрели фильм "ЧП" (Чрезвычайное происшествие) о задержании нашего танкера "Туапсе" на Тайване. Там был эпизод, когда к морякам выскакивал мистер Соколов (русский эмигрант) и уговаривал русских моряков с танкера остаться на Тайване. Он выскакивал на авансцену со словами: "Здравствуй, дорогой соотечественник!" Вот моряки и здоровались утром на палубе, в шутку, словами мистера Соколова.
В это время на палубу вышел помполит. Он придирчиво осмотрел моряков и заявил: "В таком безобразном виде никто на берег не сойдёт! Стиляги, понимаешь! Позор! Переодеться и построиться. Я лично буду проверять каждого!"
И, вдруг на палубу ворвались из громкоговорителя мощные ритмы "Стэнд бай буги!" Это начальник рации Валя Лебединский поставил свою любимую пластинку "Буги-вуги".
Помпа оцепенел. Потом завращал головой: откуда несётся такая крамола? И увидел бегущего ему навстречу Валю Лебединского с протянутой для приветствия рукой:
-Прекратить! - заверещал помполит, он понял, чья это проделка.
-"Здравствуй дорогой соотечественник!" - налетел на помпу Валя с фразочкой провокатора-эмигранта Соколова из фильма "ЧП". Валя схватил помпу за руку, якобы в приветствии и, на полусогнутых ногах, начал таскать помполита по палубе в диком плясе "Буги" вокруг него. Помпа энергично пытался выдернуть свою руку. При этом Валя отпускал её, но потом тянул на себя и выходила точная имитация экстаза в танце!
- Ребята, снимайте нас скорее! Сфотайте, как наш помпа "бацает" на палубе "Буги"!, - кричал Валя морякам. Ребята защёлкали аппаратами... Помпа, наконец вырвал свою руку из валиной ладони: "Я счас всё доложу капитану!", - кипел он, убегая.
Навстречу ему двинулся Виктор Чужинов (Шнур):
- Ты шпионил за нами. Высматривал на столике отпечатки от стаканов! Нюхал воздух в каютах на запах алкоголя! А вот теперь мы отправим в партком снимки, как ты на палубе танцуешь "Буги-вуги"! Правда, ребята?
Помполит "под парами" влетел в каюту капитана.
- Ставлю вас в известность, что я не дал разрешение на увольнение нашего экипажа и ...этих...пассажиров на берег, потому что они одеты безобразно, как стиляги! - выпалил он и сел на диван, выжидательно глядя на капитана.
И тут у капитана Мазилкина вырвался но волю офицер военно-морского флота:
- "Встать"! - строго приказал Мазилкин. Сам встал, вышел из-за стола и подошёл к помполиту: -"" Если вы не снимете военный китель, галифе и сапоги, то на берег я не пущу вас! Кого копируете? Члена политбюро? В стране пребывания надо одеваться так, как одеты все и не выделяться, вам ясно? Увольнение экипажа и пассажиров я РАЗРЕШАЮ! Вопросы есть? Нет? Выполняйте!"
В экипаже на учёте было семь коммунистов, включая помполита. - секретаря партгруппы.
По возвращении из каждого рейса в Польшу, Германию и Финляндию, а это получалось почти каждую декаду, Шешуков собирал партийное собрание с одним и тем же вопросом: о нарушении "Правил поведения советского моряка за границей". Расклад выходил всегда такой : трое сидят на "скамье подсудимых", а остальные -трое, плюс закопёрщик-помполит - судят их. За что? За одно и то же: опоздание из пресловутого увольнения и запах (!) спиртного .
На следующий рейс тройки менялись местами. Но, увольняли "тройками", стало-быть, сразу половина парторганизации, а то и вся сразу (! ) попадала на "цугундер" бдительному совхозному вождю.
Наконец, капитану Мазилкину это не просто надоело. В парткоме стали "чесать репу" и теребить его: в чём дело? На двух других посыльных судах "Восток" и "Зарница", где капитанами - две бабы (невиданное дело!) - Лилия Егоркина и Галина Кучеренко экипажам уже давно было присвоено высокое Звание "Экипаж коммунистического труда", о чём сообщала надпись от борта до борта по лобовой надстройке каждого судна. Почёт и уважение!
А с "Юга" идут пачки протоколов о нарушениях не просто дисциплины, а "Правил"! Каких? Таких, за нарушение которых не только запросто закрывают "семафор", но и ...расстреливают...
И тогда Мазилкин поставил в парткоме Морагентства вопрос: или - я, или этот свинопас Шешуков. Начальник Морагентства Устьянцев поддержал капитана и Шешуков исчез... , чтобы вынырнуть ...на приёмке номерного рефрижератора в Копенгагене (Дания) . С месячными командировочными в кронах... Стая своих не сдаёт!
А на "Юг" пришёл новый помполит, Дмитрий Иванович Крылов из демобилизованных офицеров военных лет, не успевших получить образование. В спешке, они проходили краткосрочные курсы и уходили на фронт. А там уже им присваивали звания не за дипломы, а за дела... После войны эти офицеры стали не нужны, валом валил молодой подрост из училищ. Так Дмитрий Иванович, после трёхмесячных курсов первых помощников капитанов, был направлен на "Юг".
Знакомство настороженного Антона с новым "помпой" произошло сразу, по выходу из Калининграда в порт Штральзунд.
Антон учуял из соседней каюты запах спиртного. Это была каюта помполита.. Антон постучал: "Можно?" "Входите!" послышалось из-за двери.
Антон увидел помполита в кресле, пред ним лежала раскрытая книга и стоял наполовину наполненный стакан с жёлтой жидкостью.
- Хочу дать вам "сигнал"! Так нас поучал ваш предшественник!- сказал Антон.
- Какой ещё сигнал?- Удивился новый помполит.
- Да вот кто-то употребляет рядом, чую запах сивухи, но ещё не определил - кто?
- Садитесь! - пригласил Антона Дмитрий Иванович и потянулся к графину в настенном держателе. Там же взял свободный бокальчик. Плеснул. Из ящика достал блюдце с нарезанным лимоном и сказал: "Дёрни-ка, чтобы у тебя нюх отшибло раз и навсегда - я имею ввиду чужие каюты!"
- Что ж! Это - по нашему! Ваше здоровье! -И Антон, по-русски, одним глотком, осушил бокальчик с коньяком.
В порту Штральзунд Дмитрий Иванович подозвал проходящего мимо его дверей Антона.
- Антон, я в город не пойду. Я здесь воевал поблизости, брал Росток и был ранен. После излечения служил в Варнемюнде и после войны. Не хочу волноваться. Ты купи, пожалуйста, мне две бутылки "Кёрна" (водка из кукурузы) и пару пачек сигарет для друзей. На остаток купи моим дочкам какую-нибудь парфюмерию. На твой вкус. А жене - пачку иголок для швейной машины "Зингер"...И Дмитрий Иванович вручил Антону всю свою валюту.
Антон, уже "от себя" взял Дмитрию Ивановичу и блок (6 бутылок ) пива "Козёл" убойной крепости и замечательно мягкого вкуса....
Партсобрания с разборками после каждого рейса прекратились. Зато почти каждый месяц у кого-то из членов экипажа случался день рождения. И тут первый помощник брал организацию на себя. На камбузе шеф изготавливал огромный, на 26 персон, торт. В кают-компании накрывали к ужину торжественный стол (с вином!)и Дмитрий Иванович вручал имениннику ценный (без преувеличения!) подарок!
Дарили дублёнки, магнитофоны (ещё та редкость!), наборы пластинок "Филлипс", модные костюмы и обувь. "Откуда деньги? Зин?"
А всё дело в русском обычае: закусывать рукавом, а, в лучшем случае, - огурцом. Таким образом, полста пассажиров в день отхода не питались, а только брали на камбузе что-нибудь на закусь. А в день прихода убегали в город по своим делам и пароходам. Примерно, пять рейсов в месяц! Экономия продуктов за месяц тщательно подсчитывалась вторым помощником и цифра вручалась помполиту. А тот в валютных магазинах "Интербазар" в Штральзунде или "Балтона" в Гданьске готовил подарки очередному имениннику. Собственной валюты на такое у них не набиралось за такие короткие рейсы.
Через несколько месяцев экипаж т/х "Юг" был удостоен высокого звания - "Экипаж коммунистического труда"!
О чём это говорит, если одни и те же люди были оценены противоположными критериями?
Это говорит о том, что эти "Высокие Звания" - полная туфта и игра в бирюльки! Ну, и - замануха, конечно! Люди принимают условия игры, значит будет полный "одобрямс!" Ну, а в масштабе страны - тишь и благодать, как в болоте...
В Морском Агентстве нет ничего постоянного, все кадры находятся в движении. Дмитрия Ивановича Крылова направили в город Николаев принимать с новостроя на заводе им. Носенко БМРТ "В.Арсеньев" назначением в Находку, на Дальний Восток. По пути предполагалась трёхмесячная остановка в Коломбо, на Цейлоне. Антона направили на перегон парового траулера из Кронштадта в Мурманск вокруг Скандинавии. Но речь не об Антоне.
Прибывшая в город Николаев калининградская команда перегонщиков с удивлением обнаружила там, в гостинице "Миколайив", такой же (но без рядового состава!) экипаж перегонщиков из Владивостока, самостийно направленный "Дальрыбой"!
Причём, все судоводители, вплоть до 4-го помощника капитана, были с дипломами капитана дальнего плавания ( высший морской диплом), а механический состав - с высшими механическими дипломами!
Разгадка ситуации была с простым ответом: рейс был не просто блатной, а - "золотой". На "Арсеньеве" шли учёные Калининградского рыбного института - профессор Пробатов "со товарищи" для трёхмесячной помощи Шри-Ланка (тогда -Цейлону) в обследовании рыбных ресурсов в прилегающей акватории . После чего БМРТ "В. Арсеньев" заходит, естественно, в Сингапур ("отоваривается" по полной!)и передаётся, после всего, судовладельцу в Находке.
На какие "пироги" раскрыла варежку "Дальрыба", направив своих поголовно "блатных" приёмщиков, упредив монополистов перегона - Калининградское Морское агентство, было всё понятно: богатые "хабари" (подарки - они так назывались тогда).
Но "Дальрыба" нарушила святое: все перегонные команды Калиниградского морского агентства направлялись за границу, будучи проверенными до седьмого колена и находящиеся под неусыпным надзором КГБ. Никто вмешиваться в этот государственный процесс не имел права. И брать на себя такое - это уже пахло бунтом, своеволием и самоуправством!
Поступила команда из КГБ Калининграда: дальневосточников немедленно вернуть домой на свой Дальний Восток, а посягнувших на святое корыстных начальников в Дальрыбе - строго наказать.
Однако, просидевшие последние штаны в чужом "Миколайиви" охотники за шмотками и коврами, все в долгах и в жутких тратах, пришли в ужас! Они готовы были покончить с собой, но только не возвращаться с долгами домой. Жёны ведь не пустят на порог дома без шуб и гипюра!
И тогда дальневосточники пошли на крайний шаг: они слёзно упросили представителя Морагентства в Николаеве оставить их на судне на рядовых должностях: прачка, матрос-уборщик, дневальный... Благо из Калининграда рядовые ещё не прибыли, их присылали к отходу, и штатные места были свободны. Не предполагая какую пороховую смесь он благословил, представитель Морагентства, из сострадания к бедолагам, разрешил капитану оформить на должность ПРАЧКИ и матросов - уборщиков дальневосточных капитанов дальнего плавания и на должность мотористов - механиков первого разряда...
Что происходило в рейсе на этом плавучем террариуме пять с лишним месяцев- не передать словами. Капитан Борис Иванов поседел...
Но, когда судно встало на якорь в бухте Находка, третий помощник Олег Касьянов (Дока по части "купи-продай"!) вспомнил знакомых оптовиков и моряки попытались на шлюпке, ночью, вывезти барыгам тонны ковров и покрывал. Однако, осведомлённые земляками таможенники были начеку и на хате у барыги была устроена засада. Таможники не только изъяли всё, нажитое непосильным трудом и закупленное в Сингапуре. Они изъяли всё, вплоть до зажигалок, но и направили в КГБ Калининграда соответствующие бумаги на закрытие визы, почти всем гордым и спесивым калининградским перегонщикам... Отыгрались за унижения по полной!
Находкинские таможенники не были патриотами. Отнюдь! Они просто обязаны были отреагировать на "сигнал" собственного стукача в команде БМРТ. Они и отреагировали: отобрали всё БЕЗ ПРОТОКОЛОВ за обещанное морякам "шито-крыто". Ха! Нашли кому верить!
В Калининград добирались на деньги, присланные жёнами! Вот те на!
А некоторым пришлось на выпивку добывать деньги в пункте пересадки - Москве необычным способом: какой-то умник присоветовал и они гурьбой сдали кровь в донорском пункте. За ничтожные деньги... После чего, хором завалились в пивной бар...Так, что добирались домой отнюдь не королями, а... с некоторыми трудностями...
В Калининграде уже давно, где положено, лежали бумаги и от стукачей с борта БМРТ и с таможни Находки...
Не было только ни слова от первого помощника капитана Крылова Д.И. !!!
А, если точнее, от него были бумаги! Но это были РАСПРЕКРАСНЫЕ характеристики всем членам экипажа. И даже - коварным дальневосточникам.
Доброта - хуже воровства! Так гласит почему-то русская пословица. Хуже для кого? Для доброго человека? Неправда! Доброму всегда зачтётся по Закону Всемирного Равновесия: "если ты потерял в рублях, то тебе прибудет в здоровье или в любви, или в уважении близких..." Да мало ли в чём! Главное, - тебе зачтётся! Ведь "Не оскудеет рука дающего" - кто сказал, Боженька? Стало быть, Боженька - не дурак, он уже, раньше всех, уловил Закон Равновесия.
Эпилог: В стороне от неприятностей на берегу остался только старик - профессор Пробатов. Он всю валюту истратил на молодую (и, как оказалось - неверную!) жену.
А Дмитрий Иванович Крылов был исключён из партии и уволен с " волчьим билетом" (нехорошей записью в трудовой книжке!)
След его в Калининграде потерялся...
3. Феликс Устинов
"Ещё ни один человек не сказал:
Господи, ну какой же я - подлец!"
Юлий Гусман, кинорежиссёр.
Что такое "случайность"? Закономерна ли она?
Так вот: оказывается, случайность - закономерна. Почему? Да, - потому, что она могла НЕ ПРОИЗОЙТИ, но могла И ПРОИЗОЙТИ. А раз вероятность существовала даже с ничтожным процентом, значит случайность - закономерна! Потому что алгоритм нашего поведения, приводящего к случайностям, продиктован строго математически миллионами предыдущих поколений. Чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать любую случайность. Были ли варианты другого решения вопроса? Были! А они не сработали вследствие вашего выбора...
Феликс Устинов, любящий муж и молодой отец летел на крыльях в любовный альков после трёхмесячного обучения (полуголодного существования!)на курсах первых помощников капитана в городе революции - Ленинграде.
Нет, он, конечно, не летел, а ехал на поезде в Калининград. На билет едва наскрёб, пришлось даже подзанять, под "честное помполитовское", у "слушателей" из местных.
По пути следования поезда из разных купе стали разносится чудные запахи алкоголя, жратвы и даже песни... А у будущего "царедворца" давно во рту - ни маковой росинки и только - голодное бурчание в животе...
А теперь - вот об тех самых "случайностях", которые где-то даже - закономерны! Ну не мог же Боженька оставить молодое помполитовское пополнение истекать слюной вокруг повального обжорства!
Поезд стоял в Вильнюсе целых 30 минут. Народ повалил в ларьки и ресторан. Но Феликс тоскливо смотрел в окно: идти на перрон было не с чем, в кармане осталась мелочь только на трамвай...
И, вдруг! (Вот она! Случайность!) Он увидел, что его давний сослуживец Слава направляется с саквояжем и авоськой с бутылками пива в руке к ступенькам его вагона на посадку!
Феликс бросился бегом в тамбур. Слава уже прошёл фэйс-контроль у проводницы и поднимался в тамбур.
- Славка, привет! Ты - в Калининград? Вот удача!
- Феля? Ты? Ну - да! В Кёнигсберг! Точнее - в Гвардейск. Я сейчас там живу и работаю. Мы сколько не виделись? - Славка бросился обнимать Феликса.
В купе Феликса оказалось свободное место и они мигом решили вопрос с местом у молодой проводницы - Славу определили в купе к Феликсу!
Поезд тронулся и Слава открыл объёмистый саквояж! Кроме шикарной закуси, остальное содержимое составляли - бутылки! Ха! И кто скажет, после этого, что нет на свете Бога?
Остальная дорога от Вильнюса и до славного города Калининграда была сказкой, которая, к сожалению, как и все сказки, быстро закончилась.
Выходя из Южного вокзала, Феликс хотел было направиться к остановке трамвая, но Слава остановил его:
- Феля, ты куда? Пошли, возьмём такси!
Когда сели в такси, Слава спросил: "Тебе куда, Феля?"
- На Красную или на Офицерскую, где тебе будет удобно, там и выкинь меня. Я - без вещей, только наплечная сумка.- застеснялся Феликс обременять друга, которому ещё предстояло ехать 30 километров в районный городок Гвардейск.
- Ха! Так и мне тоже на Красную! Во! Удача!
- А ты в какой дом, Ты же говорил, что тебе - в Гвардейск? -удивился Феликс.
Красная, 21, квартира 3. Да я не живу там. У меня там... старая любовь...Подружка, одним словом. Я же - холостяк! А живу я с матерью в Гвардейске и работаю на зоне, в исправительно-трудовой колонии . Начальником отряда. Я же тебе в поезде уже всё рассказал. Я у подружки переночую, а завтра - домой!
Феликс молчал. Он - думал! Ведь его друг Слава назвал адрес своей зазнобы!
Это был - его собственный адрес... (Случайность? Закономерность? Чего в этом деле больше?)
На звонок дверь открыла жена Феликса Света. Она замерла. И молча смотрела на добродушно-гостеприимного Славу и тоскливое выражение лица у мужа.
- Вот, Света, друга встретил в поезде! Феликс! Мы сейчас примем на посошок и потом разбежимся. Ты не возражаешь?- засуетился Слава.
- На счёт "посошка" - не возражаю... А - "Разбегаться", повидимому - придётся. Так, Феликс Дмитриевич? Я - права? Проходите!
- Да, - нет! Спасибо за гостеприимство. Не стану мешать. Я, конечно, зайду за вещами, но в другой раз...- спокойно отверг приглашение Феликс.
Слава туго, соображая, кажется, что-то стал понимать...
Молодой помполит был направлен сразу на проблемный участок работы: на пароход "Советская Гавань". А проблема состояла в том, что эту громадину, судно грузоподъёмностью в десять тысяч тонн, УЭЛ, Управление экспедиционного лова, арендовало в БГМП, в Балтийском Госморпароходстве, по договору "тайм-чартер", т.е. - на временное использование, а, стало быть, вместе с родным экипажем.
Этот "родной" понятия не имел, что он должен делать, чтобы бесперебойно и даже в непогоду ( до 6 баллов!) не только швартовать-отшвартовывать 4 судна, единовременно стоящие под бортом, но и на всех четырёх судах, прыгающих под бортом, как поплавки, вести грузовые операции круглосуточно и в максимальном темпе!
Максимум, на что был способен "родной" экипаж, это - стоять вахту на руле, изредка суричить прямо по ржавчине и, главное, - отоваривать скромную валюту для максимального гешефта в условиях тотального дефицита.
Прознав ещё в Ленинграде, с чем им придётся столкнуться работать в новой ипостаси, бОльшая часть экипажа залегла по больницам, а также списалась с судна всвязи с тяжкими болезнями бабушек, дедушек и даже ненавистных тёщ. Взамен им пригнали кого? Правильно! - Бичей.( В отличие от "бомжей", это - резерв кадровиков, но - маловостребованный.)
А тем было всё "по барабану", -"абы - гроши, да харчи хороши", ибо ничего делать они не умели. А, главное, - не хотели ни уметь, ни делать, рейс то - безвалютный... А оклады в БГМП были такие же, как в ЖКО, только у дворника оклад был чуток повыше, а рабочий день втрое короче. И - никаких тебе штормов, разве что - жалобы бесправных придурков - жильцов во время запоя дворника - разгрузки от нервных перегрузок.
Выход был простой, но он влёк за собой такие же последствия, как если бы объединить в одну кучу волка и трепетную лань! - Высадить на "Совгавань" свои кадры!
Однако, получалась - коммунальная кухня в худшем варианте, потому что на кону стояли бабоньки. И женщины, конечно, - тоже, но перво-наперво те самые "кровные", которые, согласно паям приходились в равной мере как бичам, так и десанту из калининградских спецов. А на борт были брошены дополнительно: первый помощник капитана, старпом и второй помощник (грузовой), начпрод (снабжать суда продуктами), врач, боцман, швартовная команда матросов, лебёдчики и...- яблоко раздора - примерно тридцать женщин, приёмщиц рыбы и рыбообработчиц. Численное превосходство было на стороне оккупантов, но за спиной малопригодного контингента стоял капитан с престижем хозяина - БГМП!
Вот в такую "сборную солянку" и был направлен Феликс Устинов мудрецами из парткома со злонамеренным расчётом: "А вот пущай эти молодые и прыткие попробуют почём фунт лиха. А то мечтают на боку лежать и деньгу загребать за туфту в политдонесениях! А результаты, они будут в платёжке, в конце рейса. Вот!"
Пароход "Советская Гавань" типа "Либерти" (тип, названный так самим президентом Рузвельтом!, что в переводе означает - "Свобода") был по возрасту ничуть не моложе самого помполита Устинова. Но, это чудо техники было непревзойдённым достижением конструкторской мысли и технологии. Условия военного времени потребовали срочно восполнить тоннаж, утраченный боевыми действиями германского подводного флота и минной войной. И США блистательно справились с этой суперзадачей: с 1941 по 1945 год было построено 2711 судов типа "Либерти"! А в 1943 году производство было так налажено на конвейере, на 170 верфях, что США выпускали по 100 судов в месяц! В потоке их строили за 42 дня каждый, строго по графику.
США превзошли даже немцев, которые спускали на воду ежемесячно по 20 субмарин. И за годы войны, в условиях бомбёжек и тотального дефицита сырья и рабочих рук построили 1113 подлодок, способных пересекать океан. Туда и назад без дозаправки.
А рекордный "Либерти" "Роберт Пири" был построен в США за...4 дня!!! Этот рекорд не перекрыт до сих пор.
Для сравнения : в Комсомольске-на-Амуре подводную лодку Нерпа" строили 19 (!) лет, после чего ТРИ года сдавали индусам...с жертвами... И как только индусы согласились арендовать такой хлам? (Полный "абзац"!)
"Либерти" это - не сейнер, а судно длиной 130 метров, шириной - 17 метров. И при мощности паросиловой установки всего в 2,5 тысячи сил (мощность гоночного "Феррари"!), оно развивало скорость до 11 узлов! Строили их с задачей доставить в место назначения 10000 тонн военного груза и, тем самым, окупить затраты на постройку. И, что немало удивляло, эти суда были весьма комфортно отделаны и оборудованы красивыми, под дерево, негорючими материалами
Несмотря на уготованный им короткий век, эти трудяги отработали во всём мире по 50 лет. А во Владивостоке, например, жлобы из административных руководителей Дальрыбы и ДВ пароходства продали в Китай на металлом даже "Либерти" "Александр Невский" - УТС - учебно-тренировочное судно мореходной школы... На нём ещё проходило обучение по спасательным средствам и другим делам и всё ДВ пароходство. Но кто-то возжелал халявные доллары и "Невский", как и БТО (Базу технического обслуживания)"Одессу" дураки (или умные подлецы) загнали умным китайцам за копейки!
Для сравнения: в США 434 судна типа "Либерти" законсервированы в качестве "Резервного флота США".
С чего начинается знакомство с судном? Да со знакомства с его обитателями. Устинов, зайдя в каюту матросов поразился: как их не повесили за одно место пароходские партийцы и жёны. Все переборки были оклеены, как обоями, вырезками из эротических журналов. Под вырезками красовались подписи: "Эльза", "Рита", "Регина" и т. д. А под ними красовался лозунг: "Наши зарубежные встречи!" Это, конечно, была шутка, но она была не в духе строителей светлого, коммунистического, пуританско-бесполого будущего, когда дети будут рождаться в результате непорочного зачатия. Устинов улыбнулся: " Мне бы ваши заботы" и вышел из каюты...
Как обычно, недельный переход на промысел в район Фарерских островов или к берегам Исландии занят до предела подготовкой тары к приёму груза, изготовлением швартового хозяйства, проверкой грузовых стрел и такелажа. А после ужина - собрания и инструктажи по заведованиям.
Когда старпом Юрий Матюхин объявил собрание всего экипажа для общего инструктажа по технике безопасности, вышла заковыка с основным экипажем. Те наотрез отказались выслушивать "ваши рыбацкие дела, которые нам по батабану!"
К капитану Михаилу Зиновьевичу Соркину, по пароходским законам - лицу второму после Бога, а, стало -быть, - неприкасаемому, - обращаться не стали.
Просто, Феликс Дмитриевич объявил по трансляции, что вначале будет разъяснительная лекция об оплате труда, рейсовом задании и истории нашего судна.
С кривыми ухмылками, как бы делая большое одолжение "анархисты" (Осн.экипаж или, сокращённо - "ОЭ", а их на пароходе - 45 человек!) собрались в столовой команды вместе с доп.экипажем.
Феликс подготовился к лекции основательно. Он, во-первых, сообщил, что оплата труда будет повремённо-аккордная всему экипажу без разделения на своих и чужих. Это означает, что все будут получать зарплату, согласно штатам, но, кроме того, все поголовно будут получать ещё и "с хвоста", т.е. за погруженный груз, по паевой системе. Матрос имеет один пай, моторист - имеет 1,2 пая и - по нарастающей .
Сообщение очень заинтересовало аудиторию, они навострили уши.
Далее, Феликс рассказал им историю судов типа "Либерти". О том, что каждый из них, прежде чем оказаться в России, испытал ужасы торпедных и воздушных атак на ледяных просторах Северной Атлантики и Тихого океана... Почти 250 из них - погибли. А 40 единиц были переданы СССР.
Особо их рассмешил курьёзный случай в 1943 году, в Лонг-Биче (США), когда на борт прибыли советские приёмщики судна в лице капитана Анны Щетининой, и с нею - всего 3 механиков. Остальных ещё предстояло набрать.
На трапе стоял полицейский. Когда прибывшие объяснили ему цель визита, он вручил Щетининой два пакета и сказал:
-" Хеллоу, капитан! Вот вам ключи. Маленькие - от ящиков, большие - от дверей. До свиданья! Желаю удачи!" и отбыл. Вместе с ним отбыли и три кочегара. На этом приёмка судна и завершилась!
Вступительная лекция произвела на весь экипаж сильное впечатление. Но, когда старпом Матюхин стал зачитывать "ОЭ" что можно, а чего нельзя, они возмутились:
- У нас у всех есть удостоверения о прохождении инструктажей по ТБ!
-На палубе будут обозначены белой краской опасные зоны, в которые разрешено заходить только швартовщикам, - резюмировал Матюхин.
- Ещё чего! Запретите ходить по палубе, летать нам что ли?- стали роптать ОЭ.
Очень скоро им пришлось убедиться воочию, как всё серьёзно и опасно.
В первую же неделю при работе в свежую, до 5 баллов, погоду лопнул носовой швартовый конец у ошвартованного по правому борту среднего рыболовного траулера (СРТ).
Швартовый конец представляет собою систему, в которой посредине, одну треть длинны, занимает капроновая петля, к которой скобами крепятся с обоих концов стальные тросы с петлями-огонами на концах. Капроновая петля, как пружина, играет роль амортизатора.
В данном случае, трос лопнул на кнехте у СРТ и вся эта система сработала, как праща в сторону палубы плавбазы... На палубе в это время боцман с плотником и матросами готовили к заводке дополнительный швартов...
Стальной конец просвистел по палубе базы и... отрубтл голову плотнику... Боцману сломало ногу...