В книге автор, кандидат философских наук К.М.Фёдоров разрабатывает новую, в науке до сих пор не исследованную тему - Социальную медицину. Речь идет о новом разделе науки, принципиально отличном от традиционной медицины с ее медико-биологическими, клиническими, медико-социальными и гигиеническими проблемами. Рассмотрению подлежат социальные болезни: подлость, злобность, эгоизм, нравственная деградация, бюрократия, социальная шизофрения, социальная дебилизация, сексуальная распущенность и др., которые, не имея непосредственного отношения ни к медицинским, ни к медико-социальным заболеваниям, являясь следствием существенных деформаций нравственности и социальных институтов, на протяжении всего существования человечества обусловливают социальные катастрофы, подрывают общественное здоровье и калечат судьбы миллионов людей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Вместо предисловия 5
2. Понятие социальных болезней 6
3. Первый эксперимент над социальным 19
больным
СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА
4. Понятие социальной медицины 22
Общий диагноз социальных болезней
5. Паноптикум для Подлецов 25
6. Диагнозы социальных болезней 27
Природа подлости и злобности
7. Презумпция Человечности 46
8. Неисчерпаемость человеческой 47
подлости и злобности
9. Возможно ли укрощение 49
подлости и злобности?
10. Компенсаторные механизмы подлости 58
и злобности
11. Некоторые закономерности подлости 60
и злобности
КОНКРЕТНЫЕ, ВСЛЕД ЗА ПОДЛОСТЬЮ
И ЗЛОБНОСТЬЮ, ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ БОЛЕЗНЕЙ
12. Бюрократия 71
13. Социальная шизофрения 96
14. Эгоизм 98
15. Социальный гермафродитизм 104
16."Подкаблучники" 108
17. Нравственная деградация 110
18. Неблагодарность 115
19. Социальная дебилизация 116
20. Социальная идиотия 126
21 Интеллектуальный собачник. 128
Не прооперированные Жучки
и Шарики
22. Сексуальная распущенность 132
23. Специфическая гиперсексуальность 138
24. Бабник 138
ПРОЧИЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ БОЛЕЗНЕЙ
25. Высокомерие. Скупость. 139
Привязанность к алкоголю.
Изворотливость, лживость.
Необязательность. Зависть.
Утрата человеком своего Я.
26 Заключение 143
27 Библиография 150
СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА
Вместо предисловия
2017 год - год Столетия Октябрьской Социалистической революции. Как бы кто не желал обратного, Юбилей ее замолчать невозможно. Величие Октябрьской Социалистической революции признано всем миром. Отметить эту знаменательную дату готовятся в первую очередь коммунистические партии мира и, как принято в таких случаях говорить, все прогрессивное человечество. Но не только они. К празднованию Октября по-своему готовятся и отдельные буржуазные правительства. В том числе, разумеется, Президент и Правительство капиталистической России.
Будут многочисленные торжественные заседания, величальные речи. Уж что-что, а праздновать мы горазды. Десятилетиями только то и делаем, что празднуем. То день Октябрьской революции, то день Победы. Вот только празднуем мы не свои победы, а победы и великие свершения наших поистине героических предшествующих поколений. Сами же мы со времени открытия Космической эры в истории человечества и дня Победы в Великой Отечественной Войне на протяжении более полувека не свершили ни одной из них. Более того, допустили грандиознейшую общечеловеческую катастрофу и в определенном смысле стали соучастниками величайшей трагедии - гибели великого творения Октябрьской революции: первого в мире Социалистического государства рабочих и крестьян.
Спора нет - говорить о величии Октября и широко праздновать столетний Юбилей социалистической революции, безусловно, надо. Однако революция - не одномоментный акт. Она - явление длящееся. И потому крайне важно не столько праздновать Революцию, сколько ее возрождать. В связи с этим в настоящее время возникает острейшая необходимость в выявлениипричинвременного поражения Великой Октябрьской Социалистической Революции и ликвидациисоциалистического общества.
Одним из существенных факторов, обусловивших эту общественную катастрофу, разумеется, одновременно с классовой борьбой, как нам представляется, являются социальные болезни, объединенные нами в понятии Социальной медицины.
Речь идет о тех болезнях, которые, не имея непосредственного отношения ни к медицинским, ни к медико-социальным заболеваниям, являясь следствием существенных деформаций нравственности и социальных институтов на протяжении всего существования человечества обусловливают социальные катастрофы, подрывают общественное здоровье и калечат судьбы миллионов людей.
Данная проблема разрабатывалась нами в ряде предыдущих работ: "Жизнь Смерть Бессмертие". Иркутск, 2012 г. - 318с. и "Беседы с Валентином Распутиным Афоризмы Размышления Наблюдения". Иркутск, 2016 г. - 384с. В более цельном виде, по нашему мнению, она представлена в предлагаемой монографии.
От автора.
После выхода данной книги из печати в июне 2017 г. автором в электронный вариант внесены некоторые дополнения.
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ БОЛЕЗНЕЙ
Цель реставрированного в России капиталистического строя - Прибыль. Одна из его глубинных сущностей - Безнравственность, поскольку аксиоматично: Прибыль и Нравственность несовместимы. "Деньги не пахнут", - звучит это в просторечье. В силу этого, самый болевой удар реставрацией капитализма был нанесен не столько по экономике - рано или поздно, она должна была встать на ноги, хотя социалистических темпов роста ей отродясь не обрести, сколько по судьбам людей, по образу их жизни и по Нравственности. В условиях современного капитализма нравственность невосстановима. Зараза - в самом основании, в сущности этого общества. Отсюда, наряду с внедрением частной собственности - неисчерпаемость питательной среды социальных болезней.
Самое тяжкое наследие "перестройки", буржуазной контрреволюции наряду со сменой формы собственности - не столько катастрофически разрушенная экономика, сколько подавленный Дух,заниженная интеллектуальностьирастленная нравственность.
В силу этого проблемы Нравственности, борьбы с ее антиподом - с Подлостью, проблема борьбы с социальными болезнями, не ограниченными, хотя они и занимают среди социальных болезней главенствующее место, деформациями одной лишь нравственности, превращенными буржуазной контрреволюцией в эпидемии становятся в настоящее время одними из наиболее актуальных.
Понятие "социальные болезни" представляется несколько необычным. Прежде о них речь не шла. Мы знаем лишь о болезнях, связанных с традиционной медициной, среди разделов которой, согласно Большой Советской Энциклопедии - "группа медико-социальных и гигиенических дисциплин, изучающих воздействие внешней среды на организм и меры улучшения здоровья населения". Этот раздел "включает социальную гигиену и организацию здравоохранения; общую гигиену, гигиену семей и подростков..., гигиену труда; эпидемиологию... и так далее".
Болезни, рассматриваемые этой группой именно "медико-социальных" дисциплин, согласно Большой медицинской энциклопедии, в первую очередь "туберкулез, венерические болезни, особенно сифилис, алкоголизм", а также СПИД, наркомания, различные профессиональные заболевания и т.д.
Что же касается введенного нами понятия чисто, а не медико-социальных болезней, например, подлости, злобности, эгоизма, бюрократии, социальной шизофрении, социальной дебилизации и т.п., то, не имея ни малейшего отношения к медико-социальным, в том числе и к венерическим заболеваниям, они возникают, насколько мне известно, не половым путем, а в силу тех или иных деформаций социальной природы человека, общественных организаций и учреждений, обусловленных либо исключительно, либо преимущественно социальными причинами.
Мне возражают: "Вы зашли в тему как бы заново, будто до этого никто из марксистов ее не затрагивал. В этом я вижу некоторый недостаток Ваших работ. ... Социальные болезни в общепринятом сегодня понимании - ряд заболеваний, возникновение и развитие которых зависит от существующего общественного строя (туберкулез, дистрофия, сифилис, СПИД, чесотка и пр.). Вы же ведете речь о "растлении нравственности" и его именуете "социальными болезнями". ... Думаю, что освещение этой темы без ссылок на знаменитое выступление В.И.Ленина на Съезде РКСМ именно о нравственности... не правильно", - поучает меня один из заидеологизированных оппонентов, с несколько защемленным интернетом теоретическим мышлением.
Не тревожа попусту Владимира Ильича с его "знаменитым выступлением на Съезде РКСМ" - специально для подобного рода оппонентов, в принципеотрицающих наличие каких бы то ни было болезней, кроме медицинских и медико-социальных - для сопоставления. "Болезнь Паркинсона" - дегенеративное заболевание экстрапирамидной моторной системы, названной так в честь британского врача и автора "Эссе о дрожательном параличе" Джеймса Паркинсона и "Болезнь Паркинсона" как результат исследования Сирилом Н. Паркинсоном, британским писателем, драматургом и журналистом болезни Бюрократии, в конечном счете вводящей государственные организации и учреждения в "коматозное состояние" в его всемирно известной работе "Законы Паркинсона". Болезни, не имеющей ни малейшего отношения ни к дрожательному параличу, ни к каким бы то ни было венерическим и прочим медико-социальным болезням.
К тому же и Аристотель, не ссылаясь при этом на В.И.Ленина, потому как уж что-что, а это-то я точно знаю, он не присутствовал на съезде РКСМ и к своему стыду, как сказал бы мой оппонент, не слышал знаменитого выступления Владимира Ильича, тем более перед молодежью - иначе это ему никогда и в голову бы не пришло, в своей всему миру известной работе - "Никомаховой этике" обстоятельно ведет речь о возможности излечения социальных больных. О принципиальной "неисцелимости распущенного", "не способного к раскаянию, потому что он придерживается своего собственного выбора", и возможности исцеления "невоздержанного", потому как "всякий невоздержанный способен к раскаянию". При этом, пишет он, "испорченность [нрава] похожа на такие болезни, как, скажем, водянка или чахотка, а невоздержанность на эпилептические припадки: первая представляет собою непрерывно действующую, а вторая - приступообразную подлость". [2. C.207]
Болеет человек. Болеет и общество. Казалось бы, болеет потому, что оно человеческое. Однако общество болеет не потому, что болеет человек. Напротив, человек болеет именно потому, что болеет общество, поскольку эти его болезни - болезни не в общепринятом значении этого слова, не медицинские, хотя с организмом в определенном смысле также связанные, а болезни общественные.
В связи с этим к человеку, поскольку он - существо общественное, вдобавок к традиционным болезням, прибавляются еще и иные, - болезни социальные.
Причем, при всем их качественном своеобразии, социальные болезни не порывают связи с болезнями традиционными. Поскольку нравственность есть человечность, то вполне логично предположить, что и человеческий организм также настроен на нравственноеповедение.
Положительные эмоции, доброжелательность, жизнерадостность, улыбчивость, отзывчивость, хорошее настроение и т.п. - чрезвычайно благотворны для человеческого здоровья.
Единственный в мире Артист, не покидавший сцену вплоть до 101-летнего возраста, В.Зельдин, на вопрос о секрете его долголетия ответил: "Я в жизни никогда никому не завидовал". Стало быть, завистью, этой гнусной социальной болезнью, отродясь не страдал. В другой раз, отвечая на тот же вопрос, он сказал: "Я людям, чем мог, помогал". Подумав, добавил: "Надо быть честным". Стало быть, упаси бог! - не подлым, не лживым, и не пакостным. Верно, у добродетельных есть объективный фактор, в определенно смысле подкашивающий их здоровье - угрызения совести. Но, поскольку они добродетельны - эти угрызения не столь часты и по-своему для его нравственного здоровья целебны.
Злобность, подлость, завистливость, лицемерие, лживость и т.п. человеку противопоказаны и потому даже с точки зрения традиционной медицины для его здоровья далеко не желательны. Более того - болезненны.
Если добродетельного человека угнетает крайне редкое для него недостойное поведение, то подлый - причем на постоянной основе, нестерпимо страдает от принципиально противоположного - от невозможности подлить, людям пакостить. Оно и верно - тогда ему нет смысла жить.
Это явление столь свойственно подлым, что нашло свое отражение в отечественной литературе. В одном из рассказов А.Чехова трактирщица мается. Уснуть не может. Ворочается. За сердце хватается. Неужели за весь день никому не напакостила?
О, Господи, вспомнила! И мгновенно уснула.
Если угрызения совести добродетельных людей лечат, то неодолимое желание подлить подонков калечит.
Впервые мысль о наличии в человеческом обществе наряду с классической медициной и свойственными ей болезнями также и болезней социальных, связанных с образом жизни людей, дефектами их характеров появилась у меня еще в далеких 60-х годах прошлого столетия.
Во второй половине 60-х, мне в ту пору не было и тридцати, по окончании сельхозработ, куда ежегодно по осени в сентябре в помощь колхозникам отправляли студентов с преподавателями в качестве руководителей, решил провести собрание с ребятами и подвести итог месячной работы.
В принципе, проблем не было. Работали хорошо и с настроением. Студенты неплохо заработали. И питались славно. Но среди ребят, а их человек тридцать, были двое, от остальных студентов весьма отличные.
Один - рослый, сильный. Другой, что возле первого постоянно крутился - щуплый, невысокий, характером слабоватый. Таких, как правило, ребята "шестерками" зовут. Когда все работали, они прятались за каким-нибудь стогом сена. Спали, либо о чем-то оживленно разговаривали. Однако обеды и ужины не пропускали.
На собрании, похвалив за добрую работу и поведение остальных ребят и девчат, обращаюсь к этим двум. "В отличие от других, - говорю им, - Вы, видимо, считая себя умнее их, от работы прятались и лишь на время еды появлялись. Это крайне непорядочно и весьма для Вас чревато. Вы вступили на тропу Подлости. А подлость для человеческой личности - что раковая опухоль.
Есть болезни традиционные, с медициной связанные. А есть болезни социальные. Подлость - не только для нашего времени, а на все времена - самая из них опасная и далеко не всегда излечимая. Чуть запустите - и непременно как нравственные личности "концы отдадите"".
С тех пор часто к этому вопросу возвращался. И личный опыт во многом помог. И сама социальная действительность, которая с 70-х годов в направлении нравственной деградации пошла, к этому постоянно подталкивала. Чем дальше, тем больше убеждался, что деление болезней на органические и социальные - далеко не случайно, а для нашего времени - тем более актуально и крайне необходимо.
Намного позже, занимаясь античной философией, подтверждение этой мысли нашел у Демокрита. "Подобно тому как бывают болезни тела, бывает также болезнь образа жизни", - говорил мыслитель древности. [Материалисты Древней Греции М.: 'ГИПЛ' 1955 С.156; 24. C.79]
Социальные болезни подразделяются по субъекту - на социальные болезни обществаи на социальные болезни самой личности. При этом, поскольку человек - существо социальное, и те, и другие болезни - взаимопроникающие.
Социальные болезни подразделяются также и по своим многообразным видам.
Из числа наиболее опасных болезней общества, приводящих к летальному исходу сотен, тысяч, а то и миллионов людей - прежде всего Подлость, в качестве формы государственного правления выступающая в качестве Подлократии в ее многообразных обличьях.
При этом если Нравственность - атрибут здорового общества, то Подлость, тем более возведенная в степень Подлократии - показатель его крайне болезненного, порой пред и инфарктного состояния.
Подлость как таковая представлена в человеческом мире не отдельно взятыми именными подлецами. Подобно тому, как в силу противоположения Мир разделяется на Мир и анти-Мир, человеческий мир также подразделяется на мир Нравственности и противостоящий ему анти-Мир - мир Подлости. Между ними - Гермафродиты. Сфера Приподлюченности. В Анти-Мире - все наоборот. То, что в Нравственном мире считается возвышенным, в анти-Мире - зазорным и низменным. И напротив - те, которые в мире Нравственности откровенные подонки, в анти-Мире, в мире Подлости - на сотни рядов в своем гнусном качестве проверенные Верховные Правители. В нем - все наизнанку. Как по Шекспиру: Кто при Чести - тот в бесчестье. Кто без Чести - тот в чести. В нем - свои правители, идеологи, свои судьи, палачи, министерства, предсовмины, ядовитые СМИ, огромный чиновничий аппарат, мастера, посредственности и таланты. И чрезвычайно редкие из них - не воры. Разве что Неприкасаемые, не какие-то там жалкие "воры в законе", а Воры, "Над законом" стоящие, законы обществу диктующие.
Ядром этого мира и является Подлократия.
Вслед за Подлократией как всеобъемлющей социальной болезнью человеческого общества - ее неизбежные следствия или подразделения, метастазы: войны, экономические кризисы, нравственная деградация, социальный гермафродитизм, коррупция, бюрократия и т.п.
Из числа наиболее опасных социальных болезней личности - Подлость, злобность, эгоистичность, алчность, высокомерие, неблагодарность, социальный и профессиональный гермафродитизм, социальная дебильность, половая распущенность, кастрация совести и чести, и многие другие.
Прежде, во времена социализма, в кадровой политике на первое место ставили социальное происхождение. О категорическом недопущении к Власти подлых, о каких-либо социальных болезнях, о злобных по природе своей и потому неизбежно подлых, а тем более о приподлюченных - и речи не вели. Об этом ни сном, ни духом не ведали.
В этом - одна из причин того, что подлючье расплодили. Прежде лишь социальные болезни - превратили в эпидемии. И не в последнюю очередь благодаря этому капитализм реставрировали.
В свое время один из семи мудрецов Древней Греции Питтак говорил: "Трудно быть хорошим". [10. С.86]. Это верно, иначе поведение многих социальных больных не объяснишь. Скатиться легко. Подняться, себя Человеком сделать, а затем сохранить - чрезвычайно трудно.
Впрочем, для некоторых, как правило, людей достойных, опуститься также нелегко. Для них подняться в определенном смысле намного легче, чем опуститься, поскольку опуститься - значит запачкаться. Своим принципам изменить. Заживо самим собою погребенным быть. "Моя честь - это моя жизнь, - писал в свое время У.Шекспир, - обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь - и моей жизни придет конец".
Жить, и постоянно в борьбе за себя, за свои принципы быть - дело, безусловно, трудное.
Жизненные трудности,неспособность их преодоления - одна из причин социальных болезней. Разумеется, при личностной предрасположенности - отсутствии социального иммунитета, слабости характера, нехватки ума, порядочности и т.п. О нравственном здоровье необходимо заботиться ничуть не меньше, чем о здоровье физическом. Социальная среда, домашнее воспитание и школа на первых порах формирования личности играют при этом наиважнейшую роль. Безусловно, при возрастающем участии в этом процессе самой личности.
Своевременная диагностика, профилактика, скорая помощь, правильный выбор средств лечения этих болезней - все это, и многое другое, аналогичное традиционной медицине, имеет место и здесь.
При этом специфика социальных болезней предъявляет особые, причем повышенные требования к врачу, целителю этих болезней. "Лечат тело душой, а ею невозможно хорошо лечить, если она у врача плохая..." - в свое время предупреждал Платон. [31. С.194]
Для традиционных болезней, это, безусловно, важно. Для лечения же социальных болезней, где не тело, а сама душа пациентов больна - душевные, нравственные качества врача тем более значимы. Но они-то в настоящее время как раз и крайне дефицитны. При этом необходимо иметь в виду, что жизненные трудности, слабость характера, нехватка ума, порядочности и т.п. - важные, но далеко не главные причины социальных болезней. Основная же их причина - Частная собственность, ориентация общественного производства на Прибыль.
Отсюда: "Человеку нужно его самое злое для его же лучшего. - ... Все самое злое есть его наилучшая сила..." - поучает один из ведущих идеологов этого строя - Ф.Ницше. [27. С.191] "Мораль - отговорка для людей лишних и случайных,
червей, бедных духом и силой, которым не следовало бы жить..." - заключает он. [27. С.171]
Нравственность - значит Человечность. Уничтожая нравственность, Ницше выносит смертный приговор человечности. А Гитлер приводит его в исполнение.
Традиционные болезни еще худо-бедно лечатся. Социальные же болезни, напротив, с ужасающим ускорением плодятся и множатся.
В свое время Ф.Бэкон исследовал призраки и Идолы, обозначающие глубокие недуги, или, согласно ему, "заблуждения сознания". [4. С.322]. Их, считает он, четыре вида. Однако указанные Бэконом заблуждения сознания - лишь ничтожно малая часть социальных болезней. В современной России социальные болезни - уже не просто болезни, а сущностью капитализма порожденные Эпидемии. Эпидемии подлости, злобности, жадности, наглости, хамства, высокомерия, лицемерия и т.п. И это не просто "заблуждения сознания", а глубочайшие поражения Интеллекта, Совести и в целом Нравственности.
Если традиционные болезни угрожают физическому здоровью нации, то социальные разрушают нравственные устои личности и общества. А поскольку нравственность есть материнское лоно Человечности - то ставится под вопрос само существование человека и человеческого общества.
Трагические последствия реставрации капитализма коснулись прежде всего социально-нравственной экологии российского общества. Оно погрузилось в удушающую атмосферу разрушения традиционных устоев нравственности, утраты жизненных ориентиров, повальной подлости, аморальности, разгула преступности, мародерства, алчности, коррупции, наглости, хамства и других буржуазных "прелестей".
Причем социальные болезни не только подрывают нравственные устои личности, не только ее корежат, деформируют, но и представляют для нее смертельную опасность, сокращают и без того недолгий жизненный срок человека как социального существа.
Человек живет не годами, а мгновениями. И потому жизнь, независимо от того, сколько лет мы живем, чрезвычайно коротка - от того что мгновенна. Социальные болезни отравляют Мгновения, заменяют их лишениями и страданиями, укорачивая тем самым и без того короткую человеческую жизнь.
Социальные болезни приводят к тому, что далеко не каждый смертный доживает до собственной смерти. Либо из-за своих социальных недугов задолго до собственной смерти сопьется, либо исподличается, либо от своих нравственных принципов откажется, либо этих самых буржуазных прелестей чрезмерно наглотается и совсем другим существом окажется.
Кроме того, вследствие социальных болезней человек как личность по частям разлагается задолго до того, как на "Тот Свет" отправляется. Под воздействием чуждой ей социальной среды, смены жизненных ориентиров угасает социальная активность личности. То, чем прежде человек жил, постепенно забывать начал. К общественных делам, которыми раньше горел, к политической жизни страны, а тем более к международной, интерес полностью утратил. И потому уже не живет, а доживает.
Но наибольшую угрозу для социального здоровья личности представляет определяющая сущность капиталистического общества частная собственность и его Основная Цель - Прибыль.
Как верно отмечает проф. Джохадзе Д.В., еще Платон, 'задолго до Руссо и французских социалистов ... писал о собственности следующее: 'никто не должен обладать частной собственностью, если в том нет крайней необходимости... А чуть только заведется у них собственная земля, дома, деньги, как сейчас же из стражей станут они хозяевами и землевладельцами; из союзников остальных граждан сделаются враждебными им владыками; ненавидя сами и вызывая к себе ненависть, питая злые умыслы и их опасаясь, будут они все время жить в большем страхе перед внутренними врагами, чем перед внешними, а, в таком случае, и сами они, и все государство устремится к своей гибели''. (Джохадзе Д.В. 'Манифест' - интернациональный протест против порабощения...' В кн.: 'Манифест Коммунистической партии' в контексте истории'. Иркутск 2017, с.239).
Издревле известно, что богатство - материальное вознаграждение за подлость, наглость и хитрость. "Богатство часто приобретается ценой низости, шпионством и часто преступлениями; оно редко бывает уделом людей возвышенных и добродетельных" - писал в свое время еще Гельвеций. [6. С.441].
Впрочем, об этом же и словами порой более хлесткими писали многие великие мыслители до него еще со времен Древней Греции. Поскольку для приобретения богатства надобен не столько Ум, сколько Хитрость, которую Ч.Дарвин называл "низшей умственной способностью" [9. С.186], а также наглость, изворотливость, лицемерие и Подлость, постольку общество, которое в качестве своей основной цели ставит достижение Прибыли, все эти низменные, безнравственные качества необходимо возводит в заглавные. И тем самым само общество и личность в социальные болезни, в грязь, в безнравственность ввергает. Саму жизнь человеческого смысла лишает.
Страсть к деньгам - страшнее сифилиса. Если сифилис разлагает тело, то страсть к деньгам мозг и душу поражает и мгновенно пожирает. Того, кто ради денег живет и в одном этом смысл своей жизни видит - незавидная судьба ждет.
Заработал, купил, съел - в туалет сходил.
Заработал, купил, износил -
на свалку или на мусорку выбросил.
И так всю свою жизнь без остатка - в туалете, на свалке или в помойной яме оставил.
Деньги, Капитал - что Медуза-Горгона. Кто к ним устремляется - в камень превращается.
По причине необратимости нравственной деградации буржуазного общества с большим трудом восполним и дефицит врачей, целителей социальных болезней.
Не говоря о них, традиционные врачи, особенно частных клиник, больше думают о деньгах, чем о пациентах. Нередко - вообще о пациентах не думают. И не только частных. Все чаще - и государственных. Куда ни шло, если врач - просто корыстолюбец. Хотя и их с древних пор люди презирают. Зарвавшихся же из них не призирать - их надо в тюрьму сажать. Надолго от общества изолировать. 29 мая 2017 г. Следственный Комитет России возбудил уголовное дело о мошенничестве в отношении гр. Э.Калмыковой, врача-стоматолога, учредителя одной из коммерческих структур в Санкт-Петербурге, удалившей 22 совершенно здоровых зуба у пациентки без малого за миллион - всего лишь "за каких-то" 843 тыс. руб. Согласно свидетельским показаниям многих других изуродованных и обобранных ею пациентов, их к Калмыковой направляли ее подельники - специалисты кафедры ортопедической стоматологии Университета им. Мечникова и Санкт-Петербургской медицинской академии постдипломного образования.
Но трагедия нашего времени в том, что нередко врач - не односторонний, а взращенный современной социальной средой стопроцентный Подлец. Чем-то больной не понравился, не то сказал, не так посмотрел, не то, как ему бы хотелось, сделал - и, будучи по природе злопамятным, мерзким и пакостным, он тут же при случае отомстил. Не то лекарство дал, не то лечение назначил. А то, не откладывая надолго, тут же на месте прибил. Недавний случай: пример т.н. "ударной терапии". Врач-терапевт Белгородской поликлиники двумя ударами кулака убивает пожилого пациента.
Январь 2018 г. - сцена по Центральному Телевидению. Врач-терапевт, заведующий участковой больницей в Нерюнгринском районе Якутии избивает пришедшую к нему на прием пациентку, признавшую в нем обидчика, избившего ее до этого вне стен больницы. Молодой врач из дома престарелых ради собственной забавы привозит пенсионеров на кладбищенскую экскурсию. И сотни других, подобных этим и более мерзких случаев.
Верно, "не остаются в долгу" и больные. По сообщению Центрального Телевидения от 23 июня 2017 г. на протяжении 2016 года сами врачи подверглись нападению со стороны пациентов 1226 раз, получив при этом от незначительных - до особо тяжких телесных повреждений. И в первом, и во втором случае диагноз один: Капитализм. Катастрофическое падение культуры, деградация нравственности. Тяжелейшие жизненные условия. Безысходность. Нагнетание озлобленности.
Социальная медицина, как на первый взгляд это парадоксальным не покажется, едва-ли не больше, чем кому-либо другому, необходима для профилактики, а не редко для коррекции и лечения врачей традиционной медицины.
Далеко не все они от природы добрые, а в современных социальных условиях и нравственно полноценные. Студент еще только 1-го курса мединститута, внук моей знакомой, сам из себя еще совсем ничем-ничего, но уже с 'букетом' социальных болезней и невероятным апломбом: 'Я - один. А больных - тысячи!' И если бы так думал только он один... Нет сомнения, что закончив институт, набравшись мало-мальского профессионализма, больных он будет не столько лечить, сколько ими помыкать, оскорблять, господином над ними себя чувствовать, полагая, что профессионализм покрывает и оправдывает все. Однако больной - не резиновая кукла и не манекен для хирургического или иного вмешательства. Все существо его пронизано душой. А душа - я ее знаю, человеческого, душевного, нравственного отношения к себе требует. И врач, если он этого не понимает - разве что отраслевой специалист, но только не Врач. А с чего бы ему все это понимать, если у многих из них, современных, взращенных капитализмом, порой, кроме хамства - ни культуры, ни нравственности, ни интеллигентности. И как закономерность: чем подлее врач - тем злобнее, ненавистнее он относится к социализму. И это естественно: социализм - нравственность, капитализм - подлость.
Внимание, терпение, доброжелательное отношение, а порою и сочувствие - вот нравственный минимум, предъявляемый к традиционному врачу. И таковых среди современных врачей, в том числе и молодых, разумеется, больше, чем подлых и злобных. Целителю же социальных болезней необходима не только обостренная нравственность, уважительность и доброжелательность, но еще и специфическое отношение к больному, смелость и мужественность.
Врачевание социальных болезней - дело чрезвычайно рискованное. Порой по-настоящему и даже смертельно опасное. Достаточно вспомнить участь Сократа. Социальных больных лечить - все равно, что работником чрезвычайно вредного производства быть. Жизнь отравляют. Душу при общении с ними порой до крови ранят, наизнанку выворачивают. Они злопамятны, пакостны, мстительны, в мерзостях чрезвычайно изобретательны.
Специфика целителей социальных болезней состоит еще и в том, что они лечат не ради материального вознаграждения, а исключительно в силу призвания, из душевного, органического неприятия злобности, подлости и всякой социальной нечисти. Они - врачи Сократова племени. До сих пор живо и в веках не переведется его доброе, порой, подобно своему Вождю, на смерть во имя Нравственности, Доброжелательности и Справедливости идущее мужественное воинство.
Они - не просто военные врачи. Они - сами Воины.
Социальными врачами-воинами являются не только философы, разумеется, лучшие из них, но также и истинные коммунисты, настоящие врачи, лучшие педагоги, журналисты, борцы с преступностью - те, что по призванию, а не ради зарплаты или звания и многие другие, непременно порядочные - активные носители нравственности, справедливости и доброжелательности.
Диагноз, который врач ставит обычному больному - пациент за оскорбление не принимает. Иное дело - при социальной болезни. Постоянно поражаешься, до какой степени социально больные к себе не критичные! Потому в общении с ними нужна особая предупредительность. И часто - смелость. Порой, чтобы упредить нежелательные эксцессы, необходимо заранее предупредить больного: мои диагнозы социальных болезней - не оскорбления, а средства излечения.
Но если лишь постановка диагноза чревата для целителя, то что говорить о средствах лечения социальных болезней! Врач по обычным болезням - боль устраняет. Целитель же социальных болезней для начала пациенту в личной ли беседе, при людях, на собраниях и т.п. нестерпимую боль причиняет -ему Правду говорит, его совесть бередит. И через душевные страдания, разумеется, если полностью и неизлечит, то, во всяком случае, насторожит, а то и методам коррекции его болезни пациента научит.Но скорее, что бывает гораздо чаще, еще больше обозлит.
Весьма специфично и отношение социальных больных к своему недугу. С целью излечения социальной болезни врач для начала совесть у пациента пробуждает. Социального больного, подлого и злобного его совесть, которая в нем, как и в каждом, непременно присутствует, не сама по себе, как в нравственно здоровом человеке начинает говорить и изнутри своими угрызениями его мучить и изводить, а лишь тогда, когда сильным воздействием извне ее удается в нем разбудить, из потаенных щелей вытащить, распломбировать.
Но стоит только совести в больном заговорить, как душу его начинаетна части разрывать. Один из признаков того, что он начинает выздоравливать. Однако, поскольку наркотических средств для лечения социальных болезней нет, далеко не каждый больной выдерживает эти нестерпимые для него страдания. Потому-то большинство этих подонков, когда их носом в собственное дерьмо тычут, разоблачают, в лицо правду говорят, от пробудившихся в них совершенно незнакомых им душевных мук они яреют, рот другим затыкают, нередко к смерти, как в свое время Сократа, приговаривают. Свирепеют именно потому, что острую боль при этом чувствуют.
Это - единственный случай, когда у подонков совесть говорит, просыпается, душа свербит и по-своему болит.
ПЕРВЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
НАД СОЦИАЛЬНЫМ БОЛЬНЫМ
Помнится, в 80-х г.г. я произвел свой первый нравственный эксперимент над социальным больным.
В.Распутин в одном из наших разговоров настаивал на том, что у подлых людей совесть начисто отсутствует. Потому они и подлые, утверждал он, что у них нет совести. Я же, исходя из нераздельной связи противоположностей нравственности и подлости. говорил о том, что людей без совести в принципе не существует.
При этом, разумеется, необходимо иметь виду, что речь идет о совершенно разных вещах, когда в одном случае выясняется, есть ли у человека совесть, или у некоторых она напрочь отсутствует, и когда в другом дается характеристика человека - совестливый он, либо бессовестный.
Вскоре после этого разговора с Валентином Григорьевичем, выступая в самом начале "перестройки" на партийном собрании института, в котором я работал, в присутствии Секретаря обкома партии я сказал, что самая позорная страница за всю более чем полувековую историю нашего института связана с именем нынешнего ректора.
Дело в том, что две закадычных с многолетним стажем подруги вдруг поссорились, и одна из них поведала общественности, что сын ее бывшей подруги, осужденный на 7 лет за изнасилование, не покидая мест заключения, закончил чуть-ли не с золотой медалью наш, преимущественно девичий институт.
В принципе - никаких проблем. Бутылка или дефицитная тряпка. В итоге в зачетке - положительная отметка.
Понятно - у ректора глаза на лоб, на губах - пена.
Незадолго до этого он Горбачева в аэропорту встречал. С ним чуть ли не "ручкался". И вдруг - на тебе! В собственной вотчине, где все - от рядового преподавателя - до профессора, как он мне сам говорил, снизу вверх на него смотрят - при секретаре обкома партии такую оплеуху получил!
Видимо, желая вогнать меня в краску, он на партсобрании обозвал меня самыми последними по тем временам словами - назвал меня "идеологом противодействия "перестройке"!".