Я, жалаю вас своим вниманием и, оплакивая вместе с вами те добрые и старые традиции, которые, как мне кажется, несли культуру и духовную пищу нашему скудному веку. Веку, в котором согласовывались мирно добро и зло. Вы, конечно, скажете, что, мол, во всякое другое время было добро и точно такое же зло, а сейчас больше машин, меньше времени и вообще. Вообще сейчас больше и быстрее информации и потому интереснее. Но раньше, отвечу я, больше думали, обращали внимания на человека и жизнь. Мы видели суть природы и не старались отгородиться от нее. Женщина тогда была женщиной для любви и матерью для детей, мужчина тогда был мужчиной для любви и отцом для детей. С простых людей писали святых. Они знали про все и все равно верили в чудеса. Потому, что были поэты, музыканты, влюбленные. А сейчас. А, что сейчас? Производительность труда и "...что вам, товарищ...". Все внимание снаружи. А внутрь слишком далеко. Тяга к познанию? Мы умны, глаголем, но не научились слушать. Интересны ли мы друг другу. А есть ли вообще другое мнение отличное от моего. Какие-то крайности.
- Позвольте узнать Ваше имя, кто Вы? Кто ваши родные и близкие? Вы любите Корро? А, Вам близок и понятен Modern Talking. Простите, но, к сожаления, я с ним не знаком. Ну, что ж. Вы говорите, что вся наша культура это хлам, старьё и место ей на помойке. Вероятно, вы, по-своему, правы.
Разве можно отрицать, что еще совсем недавно то, что вы сейчас имеете не было, а вы уже не признаете ее создателей. Вы же выросли на прошлом. Люди веками создавали ту культуру, от которой вы сейчас бежите, не признавая ее.
Я думаю, что это наша вина. Нас не любят, наверное, потому, что мы сами уже не любим. Мы только вспоминаем свое прошлое, восторгаемся им, начисто забыв о существовании сегодняшнего. Сегодня это любовь, красота, мудрость по отношению к молодости. Скепсис - он не приведет нас ни к чему хорошему.
- Позвольте узнать Ваше имя?...
Начало
Разберемся!
Спокойно, обстоятельно разберемся и все выясним. Вы думаете это трудно, почти не возможно, а на самом деле это очень просто.
Он не порядочный человек, вот и все.
Что значит не порядочный?
Вот этот вопрос уже сложен.
Попробуйте разобраться, когда почти ничего не видно, да и слышно с трудом. Он к ней начал ходить недавно. То есть, как - он к ней приходит, и она поит его чаем. Он ей, что-нибудь рассказывает. Они все время смеются. Я не понимаю, как можно все время смеяться. Приходишь усталый, издерганный, голодный, все бы к черту послать, никого видеть не можешь, а он придет и вот хохочут.
Они не женаты, я проверял. У нее родители живут, наверное, в другом городе точно я не выяснял где. Может их и вовсе нет. Вот, что он на ночь у нее не оставался это я точно знаю. Ни разу. Удивительно. Даже злость берет. По выходным он к ней приходит с утра и они исчезают до вечера, а то и на два дня.
Музыка у них звучит постоянно. Просто с ума можно сойти. Как входят, так сразу включают что-нибудь ноющее. Называют это средневековой классикой. Как в это средневековье люди с тоски не умерли от такой музыки. Я один раз спросил, так они только рассмеялись.
Раз вечером вдруг постучались - заходят, улыбаются, дают какую-то кружку всю в цветах, картину с деревьями, цветы, торт, руки жмут и говорят, что они меня поздравляют, желают добра, здоровья... Я стоял, слушал. Как-то тоскливо вдруг стало. Помню, в детстве меня мама на день рождения угощала всегда мороженным, в кондитерской на углу. Всю жизнь прожил и вот, вдруг вспомнил, что у меня тоже есть день рождения, да и то напомнили. Сидели, пили чай с тортом. Они спели под гитару. Песни все такие, что я слышал в детстве. Слов я не помню, а вот когда начали, то тоже подпевать даже начал. Откуда они-то их знают. Вспомнил маму, отца.
Жаль, что друзей у меня не было. Был один приятель, мы с ним вместе работали на заводе. Но он потом в институт поступил и, как-то потом не встречались. Женился, но жена ушла через пол года. Потом опять приходила. Но, мне ее как-то уже видеть не хотелось, тем более жить с ней. Все работал, работал. Из дому редко выхожу. Вот студентке комнату сдал, хоть разнообразие какое. Вообще они ребята не плохие. Говорят, поженятся скоро. Дай бог, дай бог.
Пойду пройдусь, что ли, подышу. На набережную схожу. Так давно не был там.
Тихо. Вот и прожил. Одиноко как. Сегодня только узнал, сколько мне лет. А много ведь. Даже не подозревал, что так много.
Печальная необходимость
- Тебе плохо?
Возьми себя в руки и посмотри на все происходящее со стороны. Со стороны постороннего человека.
- Посторонних нет. А если и есть, то их нет рядом, или они об этом просто не знают.
- Иди к людям, побудь среди них. Они вылечат от одиночества.
- Что я могу им сказать. Я и так живу среди них. Но, каждого человека в отдельности боюсь. Я их не понимаю. Сколько от них мыслей, поступков, которые мне не понятны. Я люблю людей вообще и ничего от них не прошу. Почему же они так злы. Добро ведь так прекрасно.
Зло.
Что такое зло? - власть, жадность, насилие, неудовлетворенность, а может несчастье? Смотри! - жиреющие, пустые глаза, цинизм. Все мелко, пошло.
- Слабость. Только душевная слабость может сломать человека. Ты помнишь, мы разговаривали с тобой о Великих. О гениальности. В чем сила этих личностей. Что рождает своей жизнью то великое, которое мы называем гениальностью. Вот они и есть - те подлинные герои, несущие на своих плечах груз неудовлетворенности, общей слабости и пассивности. Попробуй понять их. Что ими движет? Идти наперекор традициям и нравам - это идти против веками сложившихся законов истории человека. Находить в них несправедливость, гибнуть при этом, не найдя истины, но зато будучи правым в своем стремлении сделать человека счастливым. Освободить его от рабства невежества. Человек несчастен, не обижайся на него, иди к нему и утешь его. Он гениален, умен, но брошен на произвол судьбы. Своей беспомощности он стыдится, вот и старается прикрыться грубостью, пошлостью, лицемерием, все равно, что напугать кого. Это от бессилия. Будь добр с ним и терпелив - он стоит того. Учи. Только на собственном примере можно показать человеку добро и быть добрым. Докажи ему его доброту и его гениальность. Зла, как такого нет. Есть человек , у которого не хватает сил. Его, пожалуй, можно считать больным. Люди бросили его и вот теперь он плачет. И когда общая скорбь достигает своего низа, проявляется гений человека. Это тот, который дает силы, хотя бы на время. И этого уже достаточно, что бы возникло новое поколение, способное проявить гения в себе, способного объединить те стремления человека к будущему и справедливому.
Они необходимы истории.
Любовь
Мы были вчера у моих друзей. Мне очень хочется, что бы мои друзья стали и твоими друзьями. Друзьями становятся через много-много лет, когда начинают доверять друг другу.
- Я заметил, как ты смутилась при появлении Ее.
- Но Она была почти голой.
- Но Она и не была совсем голой. Она была одета в полупрозрачную, легкую, длинную до пят накидку. У нее прекрасное, стройное тело и она подчеркнула ту неуловимую легкость и ту линию женской души, которая наполняет душу восхищением и бесконечной радостью перед природной красотой человека. Женщина прекрасна в любви. Она создана для любви самой природой и ради нее живет. Этот мир Она доносит до нас - Ее друзей.
Я смотрю в твои глаза! Я люблю тебя! Совсем другая Женщина дала мне возможность внимательнее заглянуть в твои глаза, прикаснуться к твоей душе. Вчера Она рассказала нам прекрасную новеллу о любви. Для этого не нужны слова. Она создала образ прозрачного, неуловимого чувства гармонии и оживила его.
Я люблю тебя! Друзья помогают нам понять друг друга.
Я очень хочу, что бы мои друзья стали и твоими друзьями.
Люди
- Послушай, дружище! Мне до сих пор не понятны мотивы, которые двужут теми людьми. Я еще могу согласиться с равнодушием, извращением, больной психикой, эгоизмом, ненасытной жаждой славы... Но, это!?
- Да, вообще-то тяжело воспринимается. Но, это тоже люди. Кто-то же их вырастил, воспитал такими и для этого.
- О чем вы? Я что-то не улавливаю ход рассуждений.
- Видишь ли, мы вчера случайно были свидетелями того, что философа-оптимиста повергает в некоторое, я бы сказал, в "бесконечное" размышление о человеческой природе. И это мягко сказано. Волею судьбы нам пришлось вчера наблюдать, как люди добровольно соглашаются стать маньяками. Причем, люди физически и психически совершенно нормальные. Обдуманно, искусственным путем направляют все свои чувства и силы на одно - на безудержное удовлетворение плоти. Дикие глаза, мокрые, трясущиеся тела, хрип, вой, стон, мольбы о помощи. Они насилуют друг друга, истязают, отдаются животным, специально подготовленных для этого. А другие люди приходят смотреть на них. Они называют это - "Человеческим цирком", или просто - "глупышки". Особенно высоко ценится тот момент, когда кто-нибудь из "глупышек" разрывает в безудержном вожделении другого на части и пожирает его внутренности, обливаясь кровью, потом, хрипя и извиваясь в конвульсиях.
Человек много может постичь, даже пойти на самоуничтожение ради другого - ради жизни. Но социальные болезни, рожденные обществом, могут быть вылечены только самим обществом.
Скажи нам, в чем справедливость. Где та черта, за которую люди переступают и становятся людьми без совести. Люди рожают детей, заведомо зная, что они им не нужны. Кто заставляет их? Равнодушие? Людям безразлично, каким по своей сути является человек. Они считают, что он вполне самостоятелен и может обходиться без них. Но это глубокое заблуждение. Только люди могут дать человеку жизнь и сделать человека человеком.
Совесть - та грань, которая определяет взаимоотношение людей и их взаимозависимость.
Можно ли назвать "людское общество" - "Обществом Людей"?
Вдвоем
Мы встретились, поговорили ни о чем, сходили в кино, я подарил тебе цветы, ты улыбалась, съели по мороженному, насмеялись, наговорились, нагулялись и пошли ко мне обедать.
Я тебя накормил куриным супом из пакета и яичнецой с колбасой, все это мы запили молоком. Потом я сварил крепкий кофе и мы молча сидели где кому удобно слушая музыку.
Ты мой друг. Когда ты у меня дома здесь хорошо. Когда домой приходят друзья, приходят просто так, помолчать или поговорить это много. Я могу расспрашивать, могу молчать, и в том и в другом случае мне все расскажут, потому что необходимо делиться своими чувствами, сомнениями, радостью или печалями.
Она мой друг. Женщина, увлеченная искусством и философией. Она смела и обаятельна. Ее муж - человек громоподобный по силе убеждения и смелости идей. И вот, когда он над чем-нибудь работает и у него нет времени на разъяснения, она приходит ко мне.
Мне нравятся эти люди, их взаимоотношения, они искренне любят друг друга, добры друг к другу, добры к людям, они просто мои друзья.
Она сидит у меня, слушает старинную музыку, что-то рисует, пишет. Наступает вечер, мы выходим подышать на набережную. Много ходим, еще больше говорим, перебивая друг друга. Усталые и голодные идем к ним, зная, что там уже он горит поведать нам свои умозаключения.
В спорах и убеждениях можем провести так всю ночь. Находим порой понятия совершенно уникальных свойств.
Она актриса и художник. Я точно знаю, когда я приду к ним в следующий раз, она покажет нам ночной разговор в каком-нибудь материально-образном воплощении. И мы будем опять удивлены женской интуиции и обостренному чувству красоты.
Так мы и живем. Я - один. Их - двое. А всего нас двое - я и они.
Цивилизация
Они могли спокойно остаться на месте, никуда не пойти и, тем более, не торопиться. Они встречались, говорили и мироздании, как о чем-то обыденном, доказывали друг другу сущность влияния тех или иных космических явлений на людей. Последовательно занимались исследованиями в области психологии. Они доказали порядок и гармонию, ввели понятия эстетики и этики. Законы движения для них были так же открыты, как то, что они существовали. Они слагали оды в честь победы, создавали скульптуры в честь прекрасного, строили дворцы в честь гармонии.
Они все время спрашивали друг друга - кто они?
И не могут найти ответа.
Семья
Разве это бред, или сентиментальность.
Женщина говорит о любви. А кто еще, кроме нее, может говорить о любви.
Слушай, внимательно слушай и дай бог тебе это понять. Ну, а если понял - ты понял все!
Почему мужчина говорит о своей любви, на каком основании. Почему мужчина выбирает себе жену. Женщина попала, в какое-то странное положение - ожидает любви, которая и так ей принадлежит по праву.
Древние говорили: - женщина это мать, это родительница рода людского, это ее основа и продолжение.
Может это бред, не спорю, но зато какой поэтичный.
Кстати, - это в корне меняет права и обязанности по представлению людей. Представляете себе фразу: "Она взяла его себе в мужья" и т.д. и все, что за этим следует. Этакий, здоровый молодой человек робко идет, потупив взор, а за ним несут приданое. Завидное положение.
Или:
- Пожалуйста, я хотела бы сделать заказ.
- Да, слушаю Вас.
- Я бы хотела иметь семью: из двух девочек, одного мальчика и мужа.
- Так, Ваш заказ принят. Заполните, пожалуйста, анкету с пожеланиями, что бы мы могли подобрать для вас наилучший вариант.
- Благодарю. Пришлите мне заказ к пятнице на будущей неделе.
Это тоже вариант. Только любви мало. Точнее ее совсем нет. А женщина говорит о любви и семья как, своего рода, подтверждение ее слов. Видимо, все таки, необходима взаимность и без нее здесь не обойтись.
Но выбора, наверное, стоит оставить за женщиной.
Так он и так за ней!
Да, за ней.
Путь
Улицы пусты.
Вечер, после дождя.
Вот уже и ночь.
Город свой, а ты в такую ночь в нем как чужой и потому спешишь.
Транспорт в этот час не ходит.
Совсем редкие прохожие. Опасаются друг друга.
Идти еще далеко.
Как одиноко и пусто.
Город остановился и ты остановился вместе с ним.
Как жутко представить, если случиться, что ты и город так и останетесь здесь без людей. И будешь ходить по камню среди камней один. И улицы превратятся в проходы, а дома в горы. Ты сядешь в любую машину и поедешь по городу безмолвному и мертвому. Город станет символом, памятником человеческой природы, самостоятельным ее решением.
Время - вечный спутник, измерит все, и город обратит в прах.
Ты вернешься сюда, но время этого города уже прошло. Он исчез во времени и его найдешь только в образе других городов.
Последняя осень
Дерево стояло в поле. На поле приходили, сеяли, собрали, косили, жгли костры. За полем было озеро. К озеру ходили стирать, купаться, сидеть на берегу, кататься на лодке, ловить рыбу. За озером находился лес. Лес был очень большой. Конца его не было видно. А дерево стояло в одиночестве посреди поля. Была весна. Поле распахали и засеяли. Оно было голое и ждало. Говорило, что ждет детей. Оно называло их своими детьми. Каждый год появлялись дети, потом они вырастали, их собирали и поле опять оставалось одно, голое и ждало. Дерево росло по середине поля. Оно было старое и большое. Уже летом на нем появлялись листья, ранней осенью опадали. И с каждым годом листьев становилось все меньше и меньше. Дерево стояло, смотрело на поле, на озеро, на шумевший лес. Оно не испытывало ни тоски, ни каких-то особых желаний. Оно уже свыклось со своей старостью. Оно уже видело, что птицы опасаются вить на ветках гнезда. А предпочитают улетать в лес. Раньше к дереву приходили разные звери, но теперь и они редко здесь отдыхали. И наступило однажды такое время, когда дерево почувствовало, что ему тяжело стоять, держать огромные ветви, ему даже не хватает сил брать влагу из земли, что напоить ствол, ветви и листья. Еще не началась осень, а листья уже начали опадать. Еще стояла жаркая погода, а листья уже увяли. Начиналась последняя осень.
Модель
Мудрейшее знамение
- Поэт!
- Блажен?
И в философии полезно быть глупцом
Слова, слова...
Долго смотрел.
Попросил пройтись.
Сказал: "Отдыхайте, но не уходите".
Села у окна. Было холодно. Видела желтые листья, детей, бегающих и кричащих в сквере под окном.
Он ходил по комнате, заложив руки за спину. Прошло уже более двух часов и, хотя она договаривалась...
- ...о, простите, я..., уже задержал вас, вы бы напомнили,...задумался. Вы мне подходите - по вторникам, с десяти до трех. Всего хорошего"
Рука была чужая, сухая, нервная.
Когда-то она училась рисованию. Подрабатывала натурщицей. Учиться бросила из убеждений. Для себя рисует. Друзей нет.
Существующие миры:
Мысли, посвящения
Любовь и праздность
Та, женщина
Идет
Задумалась
Я, только взглядом
Провожаю
Не смел, но
Почему же
Глаза
И все
Ослеп
И, женщина ушла.
Это то, что я искал. Поворот головы, плечи, когда смотрела в окно. Она знает, что делает. С ней надо разговаривать. В лице статика. Понятно. Большое полотно. Портрет? Пожалуй, но...скорее диалог. Она сама скажет, что необходимо. Что-то пропустил. Ее цвет: важно - красное, черное... ? Простота и строгость. Женщина - философ: синонимы ли? Пока не знаю. Ну, ладно, оставим, подождем до вторника.
Пустая комната. Входит. В приоткрытую дверь соседней комнаты видит: сидит мальчик, лет восьми, за столом, читает. Поворачивает голову в ее сторону, улыбается, берет книгу, подходит к ней: "Послушай, пожалуйста, это он написал:
"Великий день, Великий! Тороплюсь на службу, на свою. Я так раним, я счастлив. Меня почтил присутствием Сам бог, и я польщен. И, не смотря на все, я всех люблю и думаю, живу во Имя. Я не стремлюсь к почету, а почетать люблю - за мудрость. Его слова беззвучны, в них суть - не более, а более лишь суета и праздность. Так, как же быть, почтенные, ответьте! Вы, дали им себя. Вы, правы - сгорать во имя - и смысл, и правда!"
- ...это он о себе так писал?
- О себе. Он был совсем один среди людей. Он отдал все людям и делал все только ради людей, а сам умер: забытый, больной и счастливый. Читай его, разговаривай с ним, его надо понять. У людей, к сожалению, принято считать таких сумасшедшими. Я сегодня нашла работу.
- О, кто ты теперь будешь?
- Пока еще не знаю. Посмотрим. Подумаем.
Он попросил ее сесть на стул, посмотреть в окно.
- Что вы видите...
- Осень. Холодно. У вас очень шумный сквер. Дети. Это хорошо.
- А, что вы чувствуете, слушая этот шумный сквер...
- Наверное, осень... вы, смеетесь...
- Нет-нет, не над вами.. точнее, простите, как раз над вами. Увидел удачную линию, когда вы говорили. Простите еще раз, не обращайте внимание. Не мне вас учить. Пожалуйста, пройдитесь еще раз. Могу я просить вас съездить со мной на озеро?
- Конечно, это ваше право. Только мне хотелось бы взять с собой сына. Ему восемь лет и у меня нет от него секретов, ему было бы интересно.
- Согласен.
Они ехали в почти пустой электричке. Мужчина и женщина о чем-то тихо разговаривали. Мальчик, не отрываясь, смотрел в окно:
Человек вошел. Ему необходимо одиночество. Люди. Улицы, Дома. Скверы. Он думает, увидев людей смеющихся, Он познает, наблюдая за читающими. Взгляды: молодой матери и вдовы. Вошел в вагон. Мимо дождь и вечер. Лес. Дорога. Пруд. Плавают листья. Они еще зелены и они на ветру, на земле, на воде. Он наклонил ветку желтых листьев. Сухие смоковницы, ягоды. Сухо и терпко. Начало осени. Пора возвращаться. Встреча, уют и обыденность. Человек возвращается. Ему ножен дом, покой, работа, радость. Оставь его. Пусть он побудет немного один. Ты смотришь в зеркало. Я вижу вагон, лес, пруд и листья. Я вижу одиночество. Человек вышел. Я смотрю в зеркало.
- На это озеро мы часто раньше ездили с другом. Мы давно уже с ним не встречаемся.
- Почему? Друзей нельзя покидать, даже если их нет рядом. Или их нет совсем.
- Мне очень жаль, но мы потеряли чувство необходимости быть рядом. Мы все глубже погружаемся в собственные идеи и, что-то бесконечное теряем, отдаляемся друг от друга, понимаем это и ничего не можем поделать. Наверное, я хочу ему рассказать о себе. Очень хочу, что бы мне это удалось.
Может быть они и правы. Может быть они умны. Я подожду с догадками. Кто ты? О чем ты можешь рассказать. Имеешь ли ты на это право. Мы разбиваем вдребезги иллюзии. Мы уничтожили сокровенное, выдавая его за свое. А есть ли оно у нас. Я отвечаю за все человечество, потому что я принадлежу всем. Мое сокровенное - общее достояние: слава и позор.
- Ты боишься за друга, думаешь, что он одинок или заблудился. Ты боишься остаться без него.
Мальчик кормил белых птиц. Они подлетали с криками и подхватывали хлеб с воды. Вдруг разом поднялись высоко в воздух и кругами стали удаляться. Эти трое долго неотрывно смотрели им в след.
Белая птица мягко крылья подняла, смотрела внимательно ввысь. Одна? Воздух колышется - ветер, как след от крыльев многих птиц. Они держали друг друга на спинах, детей своих выше себя поднимали, что бы жить продолжали все выше.
- Твой портрет с мальчиком у этого озера.
Она приходила и он рисовал. Иногда она приходила с мальчиком. Они разговаривали, смотрели книги, главным образом по искусству. Здесь было много книг. Он им показывал свои картины: Музыка, Танец, Вечность. Мальчик почти не разговаривал. Он ставил перед собой какую-нибудь картину или набросок и подолгу смотрел на него, не отрываясь. Один раз спросил: "Мне кажется, эта картина должна звучать, я слышу ее, но мне не понятен этот звук. О чем он?"
О сущности бытия я не буду говорить, тем более мы ничего в этом не понимаем. Мы лучше поговорим о том, что лучше? - любить, быть мудрым, быть щедрым, свободным? Свобода - слово, несущее в себе идею деятельного существования, творчества и разума.
- Смотри. На земле, на коленях, наклонишь ли голову к земле. Движение от земли к небу. Руки - крылья: неуловимы, печальны. Летит! Белое тело, Черная земля, Синее небо, Взгляд - Бездна. Чувства натолкнулись на тебя. Звук - Стонущий, Тихий. Соприкоснулись и отделились.
Он мил с людьми. Но я стараюсь быть правдивым. И личные счеты. Я не привык преклоняться. Разве, что мысли?! Я их оскорбил своим неумением быть - и честным, и сильным, и умным. Что же мне ждать? Что я? Так, что-то больно. Беспомощно. Разве учиться, что думать. Привычек раб, эмоций. Я враг себе, а без себя ничто. Мне и понять-то не дано людей. Какая слабость. Я сам себя считаю мудрым. Он мил с людьми. А больше? Так, пустяк, наивен.
Он написал портрет женщины с мальчиком на берегу озера.
Картину купили и выставили в одном из салонов. Она иногда заходит в салон. Он - никогда. Он пишет новую картину, пытаясь рассказать другу о себе.
Мир растрескался на множество миров. Пути и связи. Лишь сам себе рассказывает о собственном существовании. Они смотрят с высоты собственного благополучия. Гении.
О первозданном молчу - стараясь доказать только заблуждаюсь.
Мальчик уехал учиться к людям. Через много лет в одном из музеев он стоял перед мраморной фигурой женщины. Смотрел на нее. Смутное воспоминание подкатывало к горлу. "Спор между мной и совестью" - название скульптуры было высечено внизу.