Аннотация: Глоссарий не полон, будет регулярно обновляться. Если что-то непонятно, пишите в комментах, постараюсь учесть.
Атер: устройство для чтения мнемов. (см. мнем)
Айблис: слуга Отступника, заслуживший право носить маскарадную маску, полноправный член Ордена Масок. Посвящение в айблисы включает в себя предание своей души Отступнику и нерушимый обет верности. В обмен Отступник дарует своему новому слуге сверхъестественные способности.
Айяр: порождения Отступника, созданные им в качестве высших командиров, разведчиков и диверсантов. Айяр всегда носят маску из кожи, снятой с лица живой жертвы, и очень похожи на эту жертву, пока находятся в этой маске. Только вместо глаз у них искрящийся туман. Обладают великолепным голосом. Умные, коварные и жестокие твари не знающие страха и колебаний при выполнении своих миссий. Отступник наделил их странными талантами. Они могут проходить сквозь стены, наводить неправдоподобно реалистичные иллюзии, способны подчинять сознание и вызывать приступы нестерпимого страха у своих жертв. Они способны повелевать водой, в которой они растворяют изначально присущий им дайн. И наконец, они способны перемещаться на несколько километров войдя в одно пламя и выходя из другого. Все их способности доподлинно неизвестны, как и их происхождение, ибо они чрезмерно опасны и их сразу же стараются убить, едва встретив.
Алькази: Призрачные существа, возникающие в местах, где имело место действие мощного далеарта. Имеют зачаточное сознание, подпитываются из местных доступных источников энергии. На первой стадии существования собираются в рои. При наличии в распоряжении алькази достаточно мощного источника энергии, по прошествии некоторого количества времени, они обретают псевдоразум и образуют коллективное существо. На этой стадии алькази самоопределяются в полном согласии с миссией их далеарта. То есть, если далеарт должен был сносить крепости под корень, то и его алькази не будут мирными целителями. На любом этапе существования алькази всегда подчинятся создателю их далеарта или самому далеарту.
Берты: Твари искусственно созданные Венд"аре на Эстиноре. Для их создания с помощью дайна были смешаны вузлока и тавуаки - гигантские обезьяны - бойцы. В полученную помесь добавили человеческие гены. В результате получились берты - существа обладающие относительно примитивными разумом и речью, громадной физической мощью и извращенным пристрастием к любым орудиям убийства. Их средний рост - два с половиной метра. На вид они: прямоходящее обезьянье тело, покрытое короткой жесткой шерстью; на средних размеров мускулистой шее вытянутая голова вузлока. Руки - лапы заканчиваются полутора сантиметровыми когтями, способными резать камень. Берты - это основной состав армии Отступника на Эстиноре. Они сведены в небольшие объединения - отряды. В каждом отряде примерно полторы сотни бертов и командир - джумар.
Размножаются берты откладывая яйца.
Венд"аре: одиннадцать великих чародеев, которые в конце Пятой Эпохи прельстились посулами Отступника и стали его старшими слугами. Все они прошли через омервщляющий ритуал принятия дайна - Силы Отступника. Их мертвые тела были погребены в великолепных и неразрушимых гробницах, переживших Крушение и последующие попытки их уничтожить. Души же Венд"аре помещаются Отступником в модифицированные дайном тела пленных. Тела заменяются по мере необходимости. Но часть Венд"аре ныне блокирована в своих гробницах сложнейшими артефактами, созданными лично Деджахом.
Виате: Психическая болезнь, характерной чертой которой является то, что больной маниакально привязан к какому-то конкретному разумному и в прямом смысле не способен существовать без объекта своей привязанности. Особенностью виате является установление между помешанным и объектом его помешательства эмпатической связи. Помешанный любой ценой стремится обеспечить объекту своей привязанности безопасность, но одновременно вполне разумно принимает во внимание то, что его объект ему не принадлежит. Стать объектом больного виате - это большая удача, потому, что объект получает преданного стража и не теряет своей свободы, ибо помешанный не требует от объекта ничего, кроме права находиться рядом. Защищая свой объект больные виате не знают никаких ограничений и способны на любую жестокость.
Дайн: Сила Отступника. Обладает способностью извращать все к чему прикоснется и подчинять получившееся извращение своему хозяину. Тот, кому Отступник дарует разрешение черпать дайн, не способен от него отказаться и постепенно теряет рассудок. Единственным выходом является так называемая Милость Отступника - превращение в умрата.
Дарикхэ: 1. Черная река (шине). 2. Разлом между реальностью и Аль"рис"тинеем на территории Шияна. Обычно нейтрален, если в него не лезть, но периодически активизируется и из него вырываются воплощенные сновидения. Периоды активности Дарикхэ смертельно опасны, ибо невозможно предсказать форму и силу, которую обретет очередной выброс. Только за две с половиной тысячелетия существования Шияна выбросы Дарикхэ шесть раз стирали это государство с лица Эстинора.
Девы: Девственницы посвященные Деджаху и хранящие в его честь целомудрие. Светлый Посланник дарует им способность черпать от него большие объемы светлой энергии. Их Сила крайне редко используется в бою, и только против порождений и слуг Отступника.
Деджах: посланник Наместника Эверхинеля на Эстиноре. Покровитель и наставник Бастиона Ведакт. Один из трех Великих Древних. Его вторжение на Эстинор привело к Мертвой войне и Крушению. Сейчас он не способен полностью воплотиться в этой реальности.
Джумар: существа искусственно созданные Отступником, путем противоестественного смешения огров и айяр. Получившиеся твари очень походят на крылатого белокожего гуманоида с длинными волосами и искрящимся туманом, вместо глаз. Джумары способны пить чужие души, вызывать ужас, насылать проклятия. Войдя в один огонь, они могут выйти из другого за несколько километров оттуда. Питают слабость к красивым женщинам и мужчинам.
Завеса: созданное Отступником аномальное образование на севере Тамилана. Представляет из себя вечно закрытую тучами область, зараженную высокой концентрацией дайна. Все, что находится в ней без защиты дольше двух часов, извращается, превращаясь в слугу Отступника. Завеса имеет свойство расти от выбросов энергии, сопровождающих массовые смерти, особенно насильственные.
Империя Ночи: Сильнейшая держава Шестой Эпохи. Существовала в 962 - 2806гг. Создал ее в ходе Огненных войн основатель Ночной династии Связующий Лист ап Серпент. Центр Империи располагался в районе современной пустыни Неле. Империя контролировала западную половину Тамилана и весь южный материк. Вся история Империи - это беспрерывные войны с Завесой Отступника и соседями. Погибла Империя Ночи в неизвестных истории катаклизмах, разразившихся в конце двадцать восьмого века. Тогда было применено оружие гигантской силы, ввергшее мир в малое подобие Крушения. Ночная династия потеряла центральную ветвь, хотя до сих пор иногда встречаются потомки ее бастардов, которых преследуют ради их крови, входящей в некоторые редкие эликсиры. До сих пор Империя Ночи является синонимом небывалого (для нынешней Эпохи) расцвета цивилизации и нечеловечески жестокого правления.
Келлариэн: см. Ушедший.
Крушение: катастрофа, разразившаяся на Эстиноре в конце Мертвой войны. Его причиной стало применение Деджахом великого эр"талисмана "Роза кошмара", разорвавшего грань между реальностью и Аль"рис"тинеем - миром снов. На Эстинор обрушились материализовавшиеся кошмары, сам мир начал проваливаться в Мир снов и только последнее колдовство Ушедшего затянуло роковой разрыв в конце первого месяца катастрофы. Но за разделение миров Эстинор заплатил тектонической катастрофой. Материки изменили очертания, на месте гор возникли моря. Венд"аре воспользовались ситуацией, несмотря на новое заточение своего господина. Их с большим трудом и ценой собственной жизни остановили последние ученики Ушедшего. Война всех против всех, а также природные и магические катаклизмы продолжались приблизительно пятьдесят лет и отбросили Эстинор едва ли не к первобытной дикости. Только спустя сто тридцать лет после завершения Крушения вновь возникли первые государственные образования.
Кхара: хвойное дерево, которое не переносят Карнеи.
Кристаллы Аири: входят в Список семнадцати кристаллов Эстинора. Используются для хранения мнемов и менее сложноструктурированной информации. Могут использоваться как оружие, при записи на них боевого аркана. Добываются на всех континентах Эстинора и доступны даже среднему социальному слою.
Титулы империи Стаэр: Всего есть восемь ступеней аристократической иерархии. Аристократами считаются только мужчины, дочери аристократов считаются собственностью своих отцов и получают помимо личного имени второе - отцовское, например, Мири Варин Саркис. После замужества все права отца получает супруг и его имя заменяет отцовское.
В империи Стаэр только аристократы являются свободными людьми, все остальные граждане - колоны, которые принадлежат императору, гарантирующему им право на жизнь, имущество и государственный суд, и сдающему примерно половину из них в аренду Домам.
Нелюди же объявлены нечистыми и могут быть только рабами. Исключение делается для представителей иностранных государств, имеющих специальное разрешение на пребывание на территории Стаэра.
На вершине стоят герцоги - всегда чародеи большой силы и мастерства. Практически не имеют своих земель, только личные замки и несколько довольно небольших поместий. Всего в Стаэре 38 герцогов. Каждый герцог и его официально признанный наследник носит двойное имя и титулярную приставку "эд" перед фамилией. Наследник у герцога одновременно может быть только один и обязательно должен быть магом большой силы. Герцогам запрещено жениться, но они могут брать аристократок в наложницы, в этом случае женщина сохраняет отцовское имя, но получает приставку "эд" пока живет с герцогом. Герцог может отослать наложницу обратно к отцу, но такая женщина легко находит себе мужа, ибо жениться на бывшей наложнице герцога, особенно если та родила герцогу ребенка, считается очень престижным. Символом герцогской власти является серебрянный венец - обруч.
За герцогами следуют Старейшины. Старейшина управляет Домом или Великим Домом - исторически сложившимся торгово - землевладельческим кланом, имеющим свои личные войска. Этаким государством в государстве. Формально Старейшина избирается Советом Дома, но на деле обычно этот титул достается заранее назначенному приемнику или тому, кого поддерживает император, но бывают и исключения, таковым, например, является Варин Саркис, который пришел к власти после физического уничтожения практически всех остальных претендентов. Символами этого титула являются бронзовый трон и алая мантия. Ставший Старейшиной лишается титулярных приставок, тем формально демонстрируя свое родство со всеми членами своего Дома, и аристократами и простолюдинами - это атавизм, оставшийся со времен основания Стаэра.
Третий уровень - это принцы - все представители династии, кроме императора, его жены и наследника престола, которые считаются вне иерархии. Традиционно все принцы служат в государственных структурах. Титул принца передается по наследству всем потомка мужского пола. Символом титула является серебрянный жезл. Титулярная приставка "ап".
Граф - низший уровень высшей аристократии, имеющей право формировать Палату пэров - аристократического парламента империи Стаэр. Графы - это независимые землевладельцы, имеющие прово не входить ни в один из Домов. Титулярная приставка "ан". Символ жемчужный браслет. Граф может имет только одного наследника, которого из числа его отпрысков мужского пола назначает лично император.
Барон - полный аналог графа, только не имеет права входить в состав Палаты пэров и обязательно должен входить в один из Домов. Единственного наследника также назначает из числа сыновей барона император, но по согласованию со Старейшиной Дома, которому принадлежит барон. Титулярная приставка - "сор", символ - нефритовый браслет.
Виконт - титул, который носят потомки герцогов и графов, не имеющие права на отцовский титул. Титул передается по наследству всем отпрыскам мужского пола. Виконты - это военная аристократия, целиком состоящая на государственной службе, в большинстве своем не имеет своей земли и серьезного имущества. Титулярная приставка "мет", титулярный символ медальон с гербом рода. Виконты, за редким исключением, не входят в состав Домов, имея привилегию напрямую поступать на императорскую службу.
Шевалье - этот титул носят потомки баронов, не имеющие права наследования и мелкое дворянство. Титулярная приставка "сат", титулярный символ - право носить шпагу, это же право имеют все вышестоящие ранги аристократии. Потомки баронов передают этот титул всем своим отпрыскам мужского пола, прочие только одному, утвержденному Старейшиной Дома наследнику. Шевалье - это основной средний состав служб Домов.
Сквайр - мелкопоместные землевладельцы. Сквайрами также становятся ненаследные сыновья шевалье. Рядовой состав Домов. Титул сквайра наследуют все его сыновья. Титулярный символ отсутствует, титулярная приставка "кам".
Лер"кашш айтери: 1. Ледяной лес (Рау"квен). 2. Аномальная область вечной зимы, расположенная на севере Западного материка. Сплошь покрыта ледяными статуями - деревьями. Владение ледяной расы Рау, запретна для посещения любой другой расой, ибо от колдовского холода в Лер"кашш айтери погибают даже энергетические сущности - краттеры. По легендам это как-то связано с самой основой странной магии ледяной расы.
Лигесайн: Маг, обладающий способностью напрямую черпать из Родников дисмериума. Обладает искрой громадной мощности. Это уровень Дара вне уровней. Как гласят легенды, такие маги были практически равны Великим Древним и могли даже творить собственные миры. Ныне лигесайн на Эстиноре нет, хотя Связующие предполагают, что некоторые из Ядов приблизились к этому уровню.
Лидер атаки: Временное (полевое) звание Бастиона Ведакт, присваивается командиру, осуществляющему общее руководство операцией. Лидер атаки может быть не самым старшим по званию, но его слово является решающим.
Мертвая война: последняя война Пятой Эпохи Эстинора. Началась с вторжения посланника Эверхинеля Деджаха. Примененная обеими сторонами высшая боевая магия пробудила Отступника, что позволило тому создать Венд"аре, частично высвободивших его из заточения. Война трех Великих Древних и их сторонников друг против друга закончилась победой Келлариэна, Повелителя Ночного Металла. Отступник и Венд"аре были отброшены в горы Челсам; а Деджах лишился большей части своих сил и не мог более лично появляться в реальности Эстинора. Но в ответ Деджах применил "Розу кошмара", что привело к Крушению.
Мнемы: виртуальные устройства - накопители, хранящие на себе максимально полноценную копию памяти или части памяти разумного, так называемую считку. Также используются для хранения гипнообучающих программ, и хранения мистических схем и арканов. Материальными носителями мнемов являются кристаллы Аири.
Ноэрет: один из сильнейших и опаснейших наркотиков разработанных ведущим алхимиком клана лонгииров Айллинсар Тиа Аллестой рэ Айллинсар. Имеет сложнейший состав, не поддающийся полному анализу даже сильнейших андаинов. Предназначен исключительно для Вирт"ари, способствует быстрому восстановлению Силы, облегчает ее проявление в реальности. Не имеет побочных эффектов, изготовление эксклюзивно под каждого конкретного потребителя. Ценой этого является полное привыкание с третьей стандартной дозы, без возможности отказа от использования.
Отступник: изначально мертвая сущность, которой чуждо само понятие жизнь, неизвестно кем заточенная на Эстиноре. Массированное применение высшей боевой магии, в начале Мертвой войны, позволило ему дотянуться до мира и прельстить нескольких могущественных чародеев, которые стали его Венд"аре. Венд"аре ослабили стены Темницы Отступника и тот принял участие в разрушении мира. Целью этой сущности является уничтожить всех и дать уничтоженным мертвое подобие жизни, что бы они были его рабами - умратами. Был вновь заточен учениками Ушедшего в начале Крушения.
Рау"квен: мертвый древний язык Рау, ныне используется в религиозных ритуалах, именах и названиях этой ледяной расы. Этот язык умер после тотального перехода этой расы на символьно - телепатическое общение.
Ресс: каждая женщина - лонгиир имеет брата - близнеца, который отличается от прочих мужчин сильно измененной физиологией, превращающей его в боевую машину, для защиты сестры. Этих близнецов называют рессами. Каждый ресс болен виате и не может существовать без сестры - близнеца. Между рессом и его сестрой - близнецом существует неразрушимый канал связи, обычно находящийся в "спящем" состоянии. Но стоит близнецам расстаться или оказаться в опасности и канал активируется. По каналу можно передавать информацию, энергию, даже телепортироваться. Вообще о феномене рессов известно очень мало и не вся информация достоверна, ибо лонгииры тщательно замалчивают эту тему.
Светоносные разрывы: Разрывы в ткани реальности Ролиума, провоцируемые Деджахом и его слугами на Эстиноре. Через эти разрывы в та"Риом проникают частицы Силы Деджаха и его потусторонние слуги. Конечной целью Этих разрывов является создание Великого разрыва, через который на Эстинор вернется сам Деджах во плоти и сиянии всех своих Сил.
Ушедший: лорд Келлариэн, Повелитель Ночного Металла. Один из трех Великих Древних. Исчез в конце Крушения. По некоторым сведениям потерял рассудок. В эпоху Империи Ночи в его честь были воздвигнуты памятные стелы, а императоры считались его верховными жрецами. После гибели Империи Ночи его культ был заброшен, пока четыреста лет назад его не восстановили Яды.
Умраты: разумные существа, которыми в момент их смерти овладел дайн. Они умирают и восстают в качестве нежити, имеющей высокий уровень регенерации, способной к размножению и ненавидящей жизнь. Вместо саикан - жизненной энергии в них течет дайн. Умраты, как и их творец и господин - Отступник, стремятся превратить Эстинор в Завесу. Всего существует три расы умратов:
1. Карнеи - умраты - оборотни. Они являются смертоносными воинами ближнего боя. Великолепные хамелеоны, способные принять практически любую форму, обладающие потрясающими регенеративными способностями - если уцелеет хоть одна пятисотая часть карнея он регенерирует меньше, чем за неделю. Те Карнеи, что при жизни были магами, после обращения вчетверо увеличивают мощь своего Дара. Не переносят попадания в кровь древесины дерева кхара. Каждого карнея сопровождает призрак - помощник.
2. Миры - мертвые вампиры, нуждающиеся в постоянной подпитке жизненной энергией. Способны метить своих "овец" печатью, предохраняющей тех от ряда неприятностей и потери жизненной энергии. Делятся на десять видов. Поголовно владеют магией, у каждого вида она своя. (См. Миры, виды). В военном плане, предназначены для прикрытия карнеев в бою, одиночных вылазок и разведки. Воины среднего радиуса действия.
3. Риллиантэры - Носители Завесы, черные колдуны, способные наносить удары, находясь за сотни миль от своих жертв. Воины дальнего радиуса действия. Риллиантэры редко покидают пределы Завесы, но если это произошло то об этом вспоминают, так же, как на Земле вспоминают о Чернобыле, Хиросиме или Нагасаки. Со времен Огненных войн никогда из Завесы не выходило больше одного риллиантэра за один раз. Риллиантэров постоянно окутывают плотные тени - отражения стоящей за ними Завесы.
Яды: девять магов, ранее бывших Связующими. В августе 3342 года они находились городе Варакин, на границе Стаэра и Завесы. Тогда город оказался в эпицентре очередной атаки порождений Отступника. Когда к городу вышла контратакующая армия Стаэра и Бастиона Ведакт, оказалось, что город не был взят, но все его жители необратимо изменились. Они стали обсидианово - черными, с пылающими изумрудным пламенем глазами. Связующие внешне не изменились, но не смогли убедить генерала Бастиона Ведакт, что жители не стали монстрами Отступника. Генерал Табро приказал сжечь город со всеми жителями и Связующими. В ответ Связующие продемонстрировали несвойственное им ранее запредельное могущество, таинственным колдовством разом отравив три четверти армии Света. На эманациях смерти Связующие - отступники создали смертельно опасную Мерцающую тропу - утраченный аркан времен Империи Ночи, позволяющий перемещаться на большие расстояния через Мир Снов. Вместе с жителями города они ушли в южные пустыни Неле, где создали свое государство. Попытка Стаэра и Бастиона Ведакт спустя десять лет уничтожить нового соседа обернулась чудовищной Войной Праха. Яды, как теперь называли себя беглые Связующие, применили неизвестные доселе алхимические виды вооружения и извращенную магию. Только в 3367 году битва при Стравине переломила ход войны в пользу Стаэра и его коалиции, и лишь в 3371 году удалось изгнать войска Ядов с территории Стаэра. При этом победители оказались настолько обескровлены, что отказались от планов вторжения в оазисы пустыни Неле. С тех пор Яды сохраняют со Стаэром вооруженный нейтралитет.