В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил был царь. Он старался управлять своим царством по справедливости и, как мог, заботился о своем народе. Чтобы жители его царства не испытывали скуку и не уезжали от томления души в соседнее пятидесятое государство, царь периодически устраивал в своем царстве грандиозные зрелища, как полагается - с красивым убранством и с широким размахом.
Особой любовью пользовались праздники, связанные со встречей и проводами четырех времен года. Собственно осень и весну царь повелел присовокупить к временам года только потому, чтобы было больше праздников для народа. Раньше по царскому календарю значилось всего два времени года - лето и зима.
Весна понадобилась, чтобы провожать зиму и встречать лето. Осень дала возможность праздновать конец лета и начало зимы. Разгар лета знаменовался праздником летнего солнцеворота.
Самым зимним праздником был Новый год. Но и этих праздников народу было мало. Неблагодарный народишко выражал своё вечное недовольство кем-то и чем-то, постоянно роптал и при первом удобном случае покидал пределы родного царства в поисках лучшей жизни.
Сначала царь не обращал на это внимания, но потом забеспокоился. Дело дошло до того, что уезжало народу больше, чем нарождалось. Царские министры постоянно нашептывали царю, что ежели дело так пойдет, царство в скорости опустеет и некому будет работать, а, значит, нечем будет пополнять казну. Царь не хотел слышать такие речи, возмущался и с большой неуверенностью в голосе высказывал мнение, что народ есть народ, ему только нужно создать условия и он успеет народиться в достаточных количествах.
По началу царь успокаивал себя тем, что, как ему доложили, царство покидали преимущественно вельможные особы, не приспособленные к труду, т.е. те, которые в его царстве к народу причислялись незаслуженно, а скорее по привычке. Умные же и мастеровые вроде бы никуда не убегали и оставались - работали и работали, сыты, пьяны и нос в табаке. Чего ещё надо? Но когда царь узнал, что даже челядь, едва-едва народившись, стремится уехать в соседние царства, он издал указ, в котором повелел установить истинные причины массового отъезда народа в сюзеренные иноземные государства.
Царские слуги скоро выявили, что зрелища в государстве жалует не весь народ, а в основном царское окружение - вельможи, сановники, которые больше ничего и не знают как сладко есть, пить, спать и бесконечно веселиться. По большому счёту это не народ, а население. Оно всего лишь населяет царские владения, проедает государственную казну и ничего не делает для укрепления и расширения царских территорий. Наоборот, б?льшая часть простого народа выступает против зрелищ, поскольку проведение их связано со значительными расходами и убытками.
Народ высказал мнение:
- Чтобы не уезжали, надо запретить.
Царь в трудные годы царствования всегда прислушивался к простому народу. Он приказал повесить замк? на всех государственных пределах и больше никого не выпускать, а только впускать. А, ежели кто на выезде особливо настаивать будет, таких отпускать за рубеж только по специальному разрешению после прохождения испытаний на ум. Если рвущиеся за кордон не выдержат умственных испытаний, таких нужно выпускать, поскольку проку от них в собственном отечестве нет никакого. Но предварительно с них следует получить откупные и деньги перечислить в царскую казну.
Но те, которые выдержат умственные испытания, их за рубеж под любым предлогом не выпускать, а возвращать к вольному труду на благо отечества. Пусть проводят время в работе на ниве государственной и военной службы; развивают искусство; совершенствуют мастерство в разных науках и ремеслах. Если не хотят трудится на общественной ниве, пусть работают просто на ниве - земли у нас много, пускай обрабатывают и сеют.
Разумеется, что условия отпуска людей из царства за рубеж оглашать никому не было позволено. Все должны думать, что выпускают за пределы только самых умных и особо сообразительных. Государство должно поиметь от этих мероприятий скорую выгоду, причем двойную. Перво-наперво, укрепится собственная мощь. Второ-навторо, мы подорвем мощь соседних государств, разбавив их население нетрудоспособным и придурковатым народишком.
Первые умственные испытания проводил лично сам царь. К нему в палаты приволокли одного чубатого мужика. Царь тотчас задал ему вопрос:
- Как думаешь, верноподданный, что нужно сделать, чтобы занять народ достойным интересом и чтобы он больше не стремился без нужды за царственные пределы?
Верноподданный взглянул на царя подбитым глазом (верно, царские слуги поддали ему, когда тащили, и, как всегда, перестарались), и ответствовал:
- Царь батюшка, надо дозволить народу поиграть в бумаги...
- В какие такие бумаги? Говори яснее!
- В долевые бумаги, батюшка, в иноз?мии векселями, или ценными бумагами называются! На кон поставить надо все царские владения - леса, земли, недра с ископаемыми, мастерские, кузни и разделить по паям.
- Ишь чего захотел, холоп! Предлагаешь все мое царство п? миру пустить?!
- Нет-нет, царь батюшка! Царское имущество будет только значится в этих бумагах, а само оно не убудет, а только прибудет. Пущай народ обменивается этими паевыми бумагами и торгует. На эти бумаги будешь скупать у народа продукты и разные яства, пушнину, изделия из камня и дерева... На эти же бумаги народ будет покупать у тебя мануфактуру... Таких долевых бумаг можно нарисовать и напечатать на царском дворе много..., так много, что они покроют все золото в казне и во всем государстве, вместе взятое.
- Хитро закрутил! Хочешь выпустить народ на ниву стяжательства?
Ну, а сейчас ответь мне не на вопрос, а на маленький вопросик. Ты, почто хотел покинуть отечество? Чего тебе здесь не живется?
Верноподданный смутился, ещё гуще покраснел и отвечает:
- Хотел я, царь батюшка, образование свое за границей улучшить, чтобы ещё глубже освоить науку хозяйственную и государственную.
- А зачем тебе туда ехать! Мы учителей из-за границы выпишем, к тебе приставим, а тебя в министры произведем - будешь бумажным делом руководить, о котором ты мне только что поведал. Станешь народ заинтересовывать, учить стяжательству. Смотри у меня, не выгорит дело, головой ответишь!
Царь сказал - все равно, что сделал. Откладывать в долгий ящик не стали и приступили к бумажному делу.
Прошло время. Народ и вправду обнаружил большой интерес к новому мероприятию и увлекся игрой в ценные бумаги. Новоиспеченный министр, окруженный иноземными советниками, обесценивал бумаги при покупке у народа продуктов; взвинчивал цену бумаг до невозможности при продаже народу мануфактуры. Замк? на границе отпирали редко, только в тех случаях, когда азарт игры в ценные бумаги вдруг резко иссякал по причине не совсем понятных причин.
Царские надсмотрщики на границе пользовались специальными предписаниями по проведению умственных испытаний. Чтобы не было произвола, в инструкциях были прописаны правильные ответы, и надзирающие всегда имели возможность свериться. Был в инструкциях особо привлекательный для них вопрос, который они любили задавать людям сразу же после первого испытания на верноподданность. Непатриоты отечества проходили это предварительное испытание обязательным образом. По их оголенным спинам и задницам надсмотрщик проходился раз другой кнутом и сразу же после этого переходил к вопросу:
- Что является причиной боли?
Иной грамотный человек, поднаторевший в умственных испытаниях, кричал, превозмогая боль:
- Ваше сиятельство! Прошу огласить список возможных ответов!
Экзекутор, улыбаясь, называл варианты, готовясь к следующему замаху кнутом:
- Кнут! Спина! И я, проверяющий!
Если подвергающийся умственному испытанию, отвечал "Кнут!", он получал удар по спине названным инстр?ментом. Если же он кричал "Спина!", новый удар кнутом подтверждал, что это не так. Самый последний вариант "Это ты, проверяющий, причина моей боли!" никто даже не пытался выкрикивать из-за страха и уважения к уполномоченному по проверке. Часто последние два варианта не назывались из-за отсутствия у испытуемых народной смекалки и мудрости, или по причине дремучей неподвижности природного ума.
Хотя царь и повелел когда-то выпускать за пределы государства неумных и тёмных людей, не выдержавших умственных испытаний, его верные слуги, или не хотели расставаться с себе подобными, или делали вид, что забыли, какие из перечисленных ответов являются правильными или неправильными. Для большей надежности они, сами того не осознавая, что нарушают царский указ, не отпускали за государственные пределы никого.
Не скоро дело делается, да скоро сказка сказывается. По прошествии какого-то времени в царстве объявились люди, накопившие огромное количество ценных бумаг. Они явились к царю и предъявили свои права на государственные владения. Царь был взбешён:
- Доигрались, стяжатели! Пай требуют! Долю им надо!
И... стал искать виноватых.
- По чьей это злой воле мы профукали государство и начали растаскивать его по частям? Кто предложил эту иноземную игру в паеблушки?!
Кто затеял эту вредоносную игру, догадаться было не сложно. Царь велел тотчас доставить к нему министра бумажных дел. Того едва отыскали. Нашли в одном иностранном посольстве и притащили к царю. Посольские люди проболтались царским дознавателям, что бумажный министр непотребно выражался, костил народ почём зря и кричал, что "в этом государстве" правила игры не соблюдаются.
Представ перед гневными царскими очами, он замолчал и принял покорный вид. Царь схватил его за круглый подбородок и сказал грозным голосом:
- Хвостатое племя! Ты забыл, что царю обещал? Царь не будет играть по твоим правилам! Царь на то и царь, чтобы играть не по правилам! Отсутствие правил - вот моё основное правило!
При этих словах он приказал оголить спину верноподданного министра и сам взял в руки кнут. Стеганув кнутом главного стяжателя царства по рябой спине, царь задал традиционный вопрос:
- Что является причиной боли? Говори!
- Ты, батюшка, ты! Ты причиняешь мне боль!
- Неправильно! - гневно крикнул царь. Причиной твоей боли является твоя голова!
Царь ещё раз, сильно и с оттяжкой стеганул министра кнутом, и приказал отрубить ему голову.