Феофанова Ольга Викторовна : другие произведения.

Подземный музей Петербурга

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Ольга Викторовна Феофанова: feofolga@yandex.ru
   Подземный музей Петербурга
   В Петербурге больше 200 музеев. Если ходить в музеи, как на работу, и посвящать каждому один будний день, то понадобится целый год, чтобы обойти все!
   Именно в Петербурге появился самый первый музей в России -- Кунсткамера. В Петербурге работает самый большой и известный музей России -- Эрмитаж. А еще Петербург -- родина детского музейного фестиваля "Детские дни в Петербурге". Он проходит каждый год во время осенних каникул. В это время самые интересные музеи работают для детей!
   В общем, Петербург -- настоящий музейный город. И музеи здесь -- на любой вкус. Есть такие необычные, как музей-сад и музей-ворота, музей-подводная лодка и музей-ледокол, музей воды и музей хлеба, музей кукол и музей кошки...
   Но самый необычный музей никто музеем не называет. Каждый день миллионы людей приходят сюда -- и не замечают, что путешествуют по залам настоящего музея истории Петербурга! А называется он -- Петербургский метрополитен.
   15 ноября 2015 года Петербургский метрополитен празднует юбилей -- 60 лет. Для человека возраст почтенный, а для музея истории вроде бы маловат... И все же, путешествуя по станциям метро, мы сможем познакомиться с трёхвековой историей Петербурга. Спускаемся в музей!
  
   Крестовский остров
   Первая станция нашего подземного путешествия -- "Крестовский остров". Открыта эта станция не так давно -- в 1999 году. Но расскажет она о давних временах, когда города здесь и в помине не было.
   Давным-давно, около 300 миллионов лет назад, на месте Петербурга плескалось древнее море. Древнее дно этого древнего моря до сих пор можно увидеть в городе! Миллионы лет на дне моря скапливался осадок из песка, ила, костей и раковин морских животных. В результате он превратился в камень -- известняк. А известняк стал одним из главных строительных материалов Петербурга. Из него построены фундаменты и стены, лестницы и ограды, колонны и пилястры... Например, колонны Казанского собора сделаны из известняка. Колонны и арки на станции "Крестовский остров" тоже отделаны известняком. Прикоснись к древней истории!
   Когда море отступило, здесь шумели древние леса. А во время оледенения лежал толстый слой льда -- больше километра толщиной, выше самого высокого небоскрёба! И всего около 4000 лет назад здесь появилась река Нева. Это единственная река, вытекающая из Ладожского озера. При впадении в Финский залив она разделяется на несколько потоков-рукавов и образует множество островов и островков. На этих островах и появился город Петербург -- всего-то чуть больше 300 лет назад.
   С некоторыми из островов и рек Петербурга можно познакомиться на станции "Крестовский остров". Её стены украшены мозаикой: реки и острова изображены в виде мифических персонажей. Реки смотрят друг на друга, а острова провожают поезда. Найди медальон, на котором поместилось сразу две реки. Что это за реки?
   Кстати, из 65 станций Петербургского метрополитена 24 находятся на островах. И "Крестовский остров" -- тоже. Тоннели метро проложены очень глубоко под реками и каналами. Петербургский метрополитен -- самый глубокий в мире!
  
   Адмиралтейская
   Станция "Адмиралтейская" -- самая глубокая в Петербургском метрополитене. Её глубина -- около 86 метров. Если 30-этажный дом вкопать в землю по крышу, жители первого этажа как раз окажутся на уровне подземного вестибюля "Адмиралтейской". Станция была открыта в 2011 году, а расскажет она о первых годах строительства Петербурга.
   27 мая 1703 года на Заячьем острове была заложена крепость Санкт-Питер-Бурх (город Святого Петра). С неё и началось строительство города, который Пётр I задумал сделать новой столицей. Своё название крепость "подарила" городу, а сама стала называться Петропавловской.
   По старому календарю 27 мая 1703 года было 16 мая 7211 года. Раньше в России считали года от византийской эры -- от "сотворения мира". Царь Пётр ввёл новый календарь: после 31 декабря 7208 года наступило 1 января 1700 года. А после революции Россия перешла с юлианского календаря на григорианский: в 1918 году после 31 января наступило сразу 14 февраля. Если увидишь двойную дату, например, 27 (16) мая 1703 года, не удивляйся -- эта путаница из-за изменения календаря.
   В 1704 году было основано Адмиралтейство -- крепость-верфь, где строились первые корабли российского флота. На станции "Адмиралтейская" этому событию посвящена мозаика. Петр I утверждает план Адмиралтейства. Рядом с царём стоит верный помощник и первый губернатор Петербурга -- Александр Данилович Меншиков.
   Чтобы увидеть Адмиралтейство таким, каким оно было при царе Петре, нужно подняться в наземный павильон метро (или ещё выше -- на 6-й этаж здания над вестибюлем метро, в Исторический театр-макет "Петровская Акватория": peteraqua.ru). Над эскалаторами -- ещё одна мозаика: на шпиле первого здания Адмиралтейства уже красуется кораблик! В центре опять царь Пётр, на этот раз в шлюпке. И это не случайно: Пётр был на Адмиралтейской верфи главным корабельным мастером. Корабельному делу он учился в Голландии, работая простым плотником. Петра за работой и сейчас можно увидеть: на набережной рядом с Адмиралтейством стоит памятник "Царь-плотник".
  
   Спасская
   Станция "Спасская" была открыта в 2009 году, а посвящена она зодчим, архитекторам Петербурга. Людям, благодаря которым город за три века стал именно таким, каким мы его видим сегодня. На стене напротив выхода в город -- круглый медальон "Зодчеству Петербурга". На нём выбиты фамилии великих архитекторов города. Можно проверить себя: помнишь ли имена знаменитых зодчих и самые известные их творения? Давай вспомним хотя бы пять самых-самых.
  -- Доменико Андреа Трезини (1670-1734). Первый архитектор Петербурга. Именно он построил Петропавловский собор, Летний дворец царя Петра, здание Двенадцати коллегий.
  -- Бартоломео Франческо Растрелли (1700-1771). Автор самых пышных дворцов: Зимнего, Большого в Петергофе, Екатерининского в Царском Селе.
  -- Жан-Франсуа Тома де Томон (1760-1813). Создатель неповторимого вида Стрелки Васильевского острова: здания Биржи и Ростральных колонн-маяков.
  -- Карл Иванович Росси (1775-1849). Автор самых грандиозных ансамблей-площадей города: Дворцовой со зданием Главного штаба, Сенатской со зданиями Сената и Синода, площади Островского с Александринским театром... И создатель самой гармоничной в мире улицы, названной его именем.
  -- Огюст Рикар де Монферран (1786-1858). Создатель огромного Исаакиевского собора и самой высокой в мире колонны из цельного гранита -- Александровской.
   Поближе познакомиться с известными петербургскими архитекторами можно рядом со станцией метро "Горьковская", в Александровском парке. Зодчие собрались за одним столом рядом с Мини-Петербургом -- маленькими копиями своих творений. Вот несколько подсказок, чтобы найти архитекторов, о которых мы только что вспоминали. Трезини и Росси сидят рядом и смотрят на сидящего напротив Тома де Томона. Рядом с Росси стоит Растрелли. А перед Монферраном на столе лежит чертёж Исаакиевского собора.
   То, как выглядит наш город, зависит не только от архитекторов-строителей. Но и от вандалов-разрушителей. Вот, например, станция "Спасская" названа в честь храма "Спас-на-Сенной". Он был одним из самых красивых храмов города и стоял на Сенной площади больше 200 лет... А в 1961 году его взорвали. Теперь этот храм можно увидеть только в надземном вестибюле станции "Спасская" -- на мозаике над эскалаторами. Кстати, попробуй найти на мозаике Александра Сергеевича Пушкина и Николая Васильевича Гоголя -- они прогуливаются по Сенной площади XIX века.
   И сегодня многие прекрасные старинные здания находятся под угрозой уничтожения. Их надо защищать, иначе они исчезнут, как динозавры и мамонты...
  
   Обводный канал
   Станция "Обводный канал" была открыта в 2010 году, а на её стенах оживает история столетней давности. Прогуливаясь по платформе, мы как будто плывем по Обводному каналу -- и разглядываем его берега. С одной стороны платформы -- левый берег, с другой -- правый. Панорамы на стенах составлены из множества старинных фотографий.
   Обводный канал был прорыт больше 200 лет назад, в конце XVIII века. Тогда он назывался ОбводнОй: обводил город с юга. Из вырытой земли вдоль канала соорудили высокий земляной вал. Это была укреплённая граница города.
   Сначала канал был глубоким и судоходным. Сотни кораблей и барж провозили по нему самые разные грузы. По берегам канала выросли первые заводы и фабрики. Но сейчас кораблей на Обводном канале уже не увидишь: он так обмелел, что его можно перейти вброд.
   Впрочем, Обводному каналу ещё повезло. Введенский и Лиговский каналы, которые когда-то были связаны с ним, и вовсе засыпали. На месте Введенского канала теперь улица, которая так и называется -- Введенский канал. А на месте Лиговского канала -- проспект, тоже Лиговский. И только на стене станции "Обводный канал", на старой фотографии, до сих пор можно увидеть лебедей, плывущих по Лиговскому каналу.
   А ещё на станции "Обводный канал" можно разглядеть историю петербургского транспорта. От лошадей до паровозов и первых трамваев. Старые паровозы можно не только увидеть, но даже потрогать -- в Музее Октябрьской железной дороги (railway-museum.ru). Музейные локомотивы стоят недалеко от берега Обводного канала -- за одним из старинных вокзалов, который теперь уже совсем не вокзал. Попробуй найти его на "подземном берегу" -- стене станции.
  
   Площадь Восстания
   "Площадь Восстания" была одной из первых восьми станций, открытых в 1955 году. Построена она на месте Знаменской церкви: её наземный павильон и сам немного напоминает храм. А расскажет станция о революционных событиях 1917 года.
   Это было очень непростое время. Первая мировая война рассорила европейские страны и унесла миллионы жизней. В России народ бунтовал против правительства. И "колыбелью революции" стал наш город, который тогда назывался не Петербургом, а Петроградом.
   Власть в стране захватили большевики -- представители рабочих и крестьян, а вождём революции стал Владимир Ильич Ленин. В подземном зале "Площади Восстания" Ленина можно увидеть на трёх медальонах. На одном он выступает перед рабочими у Финляндского вокзала, на другом -- перед соратниками в Таврическом дворце, а на третьем скрывается от ареста в шалаше. А ещё на одном медальоне показан символ революции -- крейсер "Аврора", давший сигнал к штурму Зимнего дворца, где заседало Временное правительство.
   Большевики пообещали народам -- мир, крестьянам -- землю, рабочим -- фабрики и всем-всем -- прекрасное светлое будущее справедливости и равенства. Но вместо мира началась Гражданская война, у крестьян стали отбирать последний кусок хлеба, а светлое будущее так и не стало настоящим. Попробуй бороться за тишину, перекрикивая остальных: тише не станет, правда?
   После революции Россия стала называться СССР -- Союзом Советских Социалистических Республик. Столицу вернули в Москву, а Петербург-Петроград снова переименовали -- в Ленинград. Город "перекрасили" в цвета красных советских флагов. Даже Зимний дворец был красным! Правда, в красный цвет его покрасили ещё до революции.
   Из подземного зала "Площади Восстания" можно перейти на станцию "Маяковская" -- её стены тоже красного цвета. Но, приглядевшись, замечаешь, что составлены они из кусочков мозаики-смальты разных оттенков. С двух сторон платформы -- портреты Владимира Маяковского, поэта революции. У этих портретов есть интересная особенность: где бы в зале ты ни остановился, кажется, что Маяковский смотрит прямо на тебя. Проверь и убедись!
  
   Нарвская
   "Нарвская" -- тоже одна из первых станций, открытых в 1955 году. Сначала она называлась "Сталинская" -- в честь второго вождя СССР, Иосифа Виссарионовича Сталина. И стену подземного зала украшала большая мозаика "Сталин на трибуне".
   Под руководством Сталина страна добилась больших успехов. Но цена успеха была слишком высокой: миллионы жизней и искалеченных судеб. При жизни Сталина только восхваляли и возвеличивали: за любую критику и даже неудачную шутку человека могли посадить в тюрьму или лишить жизни. Но после смерти Сталина его "культ личности" был осуждён.
   Представь, что в твоей школе -- культ личности директора. Школа носит его имя, на каждом этаже и в каждом классе висят его портреты и лозунги: "Спасибо товарищу директору за наше счастливое школьное детство!", "Да здравствует товарищ директор!", "Слава великому директору!", "За школу, за директора!". Каждый учебный день начинается с линейки, посвящённой директору. Некоторые предметы директор запрещает изучать -- и даже книг по этим предметам не найти в школьной библиотеке. А любого учителя или ученика, кто осмеливается возражать директору, запирают в тёмный чулан...
   Вскоре после открытия станции мозаику закрыли стеной, а саму станцию переименовали из "Сталинской" в "Нарвскую": наземный павильон построен рядом с Нарвскими воротами. Это, кстати, единственные в Петербурге триумфальные ворота, в которые можно забраться! Здесь работает музей (www.gmgs.ru/expoz/narvor).
   А подземный зал станции "Нарвская" рассказывает теперь не о Сталине, а о простых советских людях. Здесь целый подземный город с людьми разных профессий. Есть строители и врачи, моряки и колхозники, солдаты и кораблестроители, метростроевцы и художники... Попробуй найти среди них школьниц -- сколько их?
  
   Автово
   "Автово" -- самая первая станция Петербургского метро. Именно отсюда к станции "Площадь Восстания" отправился первый поезд метро 15 ноября 1955 года. А ещё "Автово" входит в список самых красивых станций метро в мире!
   Только здесь можно увидеть стеклянные колонны. На самом деле они не целиком стеклянные, но огранка стеклянных панелей сделана так хитро, что стекло не просвечивает. Сначала планировали все колонны сделать стеклянными. Но к открытию станции успели оформить стеклом только 16 колонн. Остальные временно облицевали мрамором -- да так и оставили.
   Посвящена станция "Автово" Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и обороне Ленинграда. Посмотри, сколько здесь лавровых венков, мечей, звёзд -- на колоннах, лампах, решётках... На стене подземного зала -- большое мозаичное панно "Победа". А в наземном павильоне под куполом можно прочитать надпись: "Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках".
   Доблестными защитниками во время блокады Ленинграда были все его жители. Больше двух лет -- с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года -- город жил, несмотря на все попытки врага стереть его с лица земли. Каждый день в городе умирали тысячи людей -- от голода, холода и бомбёжек. Но оставшиеся в живых истощённые люди продолжали работать и сражаться, учиться и играть на сцене, ухаживать за голодными животными в зоопарке и тушить зажигательные бомбы... Город не сдался, город выжил! И теперь один из самых главных праздников в Петербурге -- 27 января, День снятия блокады.
  
   Горьковская
   Станция "Горьковская" была открыта в 1963 году. Её назвали в честь писателя Максима Горького, который жил неподалёку -- на Кронверкском проспекте, в доме 23. Почти 60 лет, до 1991 года, и сам проспект носил имя Максима Горького.
   Подземный зал станции -- самый короткий в Петербургском метро, оформлен он очень просто и скромно. Зато, если поднимешься в наземный павильон -- окажешься в большой "летающей тарелке"! Вечером, когда включается подсветка, станция особенно похожа на фантастический космический корабль, готовый к старту. По лестницам-трапам пассажиры заходят на посадку.
   Может быть, станция "Горьковская" рассказывает о будущем Петербурга? Может быть, скоро космические путешествия станут таким же обычным делом, как сейчас поездка на метро? "Осторожно, шлюзы закрываются. Следующая станция -- Планета Марс"...
   Здесь наше путешествие подходит к концу. Пора высадиться из "летающей тарелки" и отправиться в наземный, настоящий Музей истории Петербурга -- Петропавловскую крепость (www.spbmuseum.ru). Там путешественника во времени ждёт ещё много удивительных открытий! Но это уже совсем другая история.
  
   Музей метро
   Много интересного и необычного можно найти на каждой станции Петербургского метрополитена. Если, конечно, внимательно поискать!
   Например, на станции "Площадь Александра Невского", в переходе между двумя линиями, на панно изображена дружина Александра Невского. Если приглядеться, можно заметить, что на четырёх конях сидят пять всадников!
   А на станции "Бухарестская" в подземном зале -- настоящий сад. Но живёт в нём всего одна птичка-синичка. Кто найдёт счастливую синичку среди осенней листвы, может загадывать желание!
   Один из 200 музеев Петербурга -- Музей метро. Сейчас он на реконструкции, но к юбилею метро откроется. Здесь можно будет попасть в настоящий метро-тоннель, прокатиться в кабине машиниста -- да мало ли чудес готовит музей к открытию! Приходите: ул. Одоевского, д. 29 (станция метро "Приморская" -- самая западная в России). И следите за новостями: www.metro.spb.ru/muzei.html.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"