Аннотация к разделу: Предложено понимание идеи как комплекса определенным образом взаимосвязанных объектов. Обращено внимание на космополитичность возникающих идей.
Показано, как из смысла этого комплекса получается новое подручное средство, с помощью которого в социуме изготавливается Продукция нового вида. Прослежена методология возникновения Новизны в социуме, начиная с возникновения Необходимости в ней и кончая адаптацией ее в структурах социума.Рассмотрен вопрос Бытия как Нужды в обновлении тех или иных открытых систем: Природы, общества и т. д. Разработана методология 'идейного' способа возникновения Новизны в этих системах.Прослежена взаимосвязь вдруг обретенной человеком способности генерировать идеи с возникновением языка, сознания и социума.Сделана попытка понять, что такое бытие у Хайдеггера и почему оно кардинальным образом отделено от сущего.Предложено понимание:- во-первых, сознания как сосредоточения на предмете мышления и слежения за теми взаимосвязями, в которые он может вступать;- во-вторых, истины, как того, что исходит из потребностей самого социума, а не из меркантильных интересов человека;- в-третьих, социума как живого видообразования Природы, в котором (социуме) человек, продуктивно мыслящий, является Подручным Средством, обеспечивающим этот социум постоянным притоком Новизны;- и в-четвертых, души как отклика нашей психики на негативное воздействие социума и окружающей среды.Произведено разделение искусства на две категории: во-первых, как то, что способствует культивированию (и сохранению) в социуме нравственных принципов, а во-вторых, как то, что служит экспериментированию над нашими душевными порывами и объектами окружающей действительности.Сделана ставка на материальный характер возникновения Новизны как в интеллекте человека, так и в Природе в целом.Ключевые слова: идея, новизна, истина, методология, язык, сознание, социум, Бытие, искусство, Хайдеггер, Пригожин.
Аннотация. В статье сделана попытка восстановить в памяти те ходы мысли, которые привели к раскрытию структуры и смысла идеи. Показана роль соци-ума в формировании не самой Новизны, а Необходимости в ней. Приведена единая методология возникновения Новизны. Сделано предположение о том, что возникновение у человека способности генерировать идеи, во-первых является следствием интенсификации способности логически мыслить, а во-вторых, послужило инициирующим началом к освоению языка в виде речи. Опираясь на текст Хайдеггера, показано, что в фундаменте бытия лежит нужда в обновлении структур Вселенной, живой Природы, социума и т. д. Реализуется же нужда в процессе спонтанной самоорганизации материи. Высказано опасение в части нашей тотальной увлеченности Интернетом, отбивающем у нас всякую охоту вспоминать некогда нам уже известную информацию, и тем самым тренировать нашу способность логического мышления. Увядание же этой способности приводит к снижению нашей способности генерировать идеи.
В данной Статье по пунктам указано на ту новизну, которая, по мнению автора, была обнаружена в процессе написания работ, опубликованных им ранее. Обращено особое внимание на единство методологии спонтанного возникновения новизны, а именно, на "идейный" способ ее создания. Даны ссылки на те работы, где соответствующий вопрос рассмотрен более подробно. Изложены характерные особенности процесса спонтанного возникновения новизны и приведены примеры последнего.
С целью детального рассмотрения вопросов бытия, произведено разграничение основных онтологических понятий: бытия, сущего, сущности, истины, мышления. Дано обоснование бытия человека, как спонтанного возникновения интеллектуальной новизны в его уме. Изложены аргументы в пользу этого. Приведены причины забвения бытия и искажения наших представлений о нем. Показана метафизическая связь красоты с нравственностью. Изложена трех-событийная методология возникновения новизны в социуме. Показана роль человека как креативного существа и как Подручного Средства социума. На основе рассмотрения текстов Гераклита и Хайдеггера дано представление о "первом начале" древнегреческого мышления и о "другом начале". Исходя из понимания идеи как "диссипативной структуры" (И. Пригожин), предложена аналогия бытия с термодинамическим процессом. Приведены пять признаков соотнесения этих процессов. В детальном изложении дано представление о смысле идеи: как он образуется, функция, им исполняемая, критерий состоятельности. Ключевые слова: бытие, истина, прекрасное, нравственность, социум, термодинамика, смысл идеи, Хайдеггер, Пригожин, Гераклит.
Рассмотрен вопрос мышления, создающего новое знание. Отмечен вклад Платона в разработку методологии продуктивного мышления. Произведено разграничение понятий: идея и мысль, инсайт и интуиция, душевное и духовное, чувство и ощущение, объективная интеллектуальная новизна и новизна субъективная. Установлена причина возникновения интеллектуального чувства удовольствия и та роль, которую оно выполняет в процессе: понимания смысла рассказанного нам анекдота, инсайтного явления идеи в наше сознание и созерцания понравившегося нам произведения искусства. Сделана попытка определиться с вопросом понимания смысла произведения искусства. Отдельно рассмотрен вопрос эстетического удовольствия и самой эстетики как приготовительной школы науки. Дано представление об искусстве как природном явлении, а также о его назначении и сущности. Изложена как концепция структурно-функционального состава идеи, так и методология возникновения новизны. Возникновение новизны представлено как основной атрибут бытия. Ключевые слова: идея и мысль, душевное и духовное, чувство удовольствия, искусство и красота, структура идеи, методология, бытие, Платон, Бергсон.
Рассмотрен вопрос получения нового знания посредством создания новых идей. Определена структура идеи и та функция, которую исполняет каждая из частей этой структуры. Приведены примеры идей из разных областей знания. Рассмотрены как этапы создания идеи в процессе продуктивного мышления человека, так и общая методология возникновения новизны в самом социуме в целом. В связи с этим показана роль идей в процессе бытийствования человека продуктивно мыслящего и того социума, в котором он обретается. Дано определение Хаоса и выявлены те роли, которые он играет в становлении новизны. Приведена периодизация "начал" (Хайдеггер) бытия с "момента" обретения человеком способности генерировать новые идеи. На основе опубликованных экспериментальных данных по нейровизуализации структур мозга (С. Деан) сделана попытка связать всплески нейронной активности мозга с моментом явления идеи из бессознательного в наше сознание (инсайт, озарение и т. д.). Для данного случая предложена "технология" взаимосвязи бессознательного с материальной деятельностью нейронов, а сознания - с тем идеальным знанием, которое, во-первых, накоплено в социуме, во-вторых, имеется в памяти человека, и в-третьих, поступает из бессознательного в сознание. Дано сопоставление методологии возникновения новизны посредством идей с философией процесса, разработанной А. Н. Уайтхедом. Рассмотрены две принципиально противоположные концепции развития социума в зависимости от той роли, которую исполняет продуктивно мыслящий человек. Ключевые слова: идея, новизна, методология, сущность сущего, Хаос, бытие, социум, Хайдеггер, Деан, Уайтхед.
Привлекая понятие продуктивного мышления как мышления создающего новизну, рассмотрены три сферы бытия: человека, социума и Природы. На основе этого показана разная степень сопряженности (корреляции) бытия и мышления для каждой из этих сфер. Далее, базируясь на идее Пригожина о спонтанной самоорганизации материи в неравновесных ее состояниях, выявлена аналогия между процессом спонтанного возникновения новизны в физической системе и процессом спонтанного возникновения новой идеи в интеллекте человека. На основе этой аналогии предложено понятие Ума как спонтанной самоорганизации материи в системах с неравновесным состоянием последней. Причем показано, каким образом спонтанность процесса самоорганизации и возникновение новизны в этом процессе обусловлены способностью материи - в определенных граничных условиях - к когерентному поведению микрочастиц данной системы и образованию новых структур, обладающих новыми параметрами по сравнению с параметрами прежней системы. Затем показана многофункциональность продуктивного мышления и дано объяснение, почему и каким образом это мышление может быть причастно (в целом и в частности) и к бытию (человека, социума и Природы), и к корреляции бытия и мышления, и к методологии возникновения новизны. И в заключение предложены две возможные модели корреляции "доисторического" бытия и мышления. Кроме того показано, что за тот Абсолют, который лежит в основании бытия человека, социума и Природы может быть принята единая - для данных уровней бытия - методология возникновения новизны подобная той, что осуществляется в нашем интеллекте при создании новой идеи и нового сущего. Ключевые слова: бытие, "доисторическое", мышление, Ум, корреляция, новизна, методология, "Абсолют", Мейясу.
В статье сделана попытка обоснования бытия как возникновения новизны. При этом показано, что новизна может возникнуть только через создание новой идеи. И чтобы убедиться в этом, рассмотрены вопросы: что является побудительным мотивом создания идеи, каким образом и для чего она создается, как раскрывается ее смысл, каков структурно-функциональный ее состав, какова методология ее возникновения. Предложена трех-событийная методология функционирования социума в виде События-1 как возникновения Необходимости в новизне того или иного вида, События-11 как создания идеи и раскрытия ее смысла и События-111 как существования социума в процессе освоения той новизны, что была создана человеком продуктивно мыслящим. Дано сопоставление методологии возникновения новизны в социуме с методологией возникновения новых видов в природе. Рассмотрена аналогия между процессом бытия как возникновения новизны и термодинамическим процессом. Показано достаточно полное соответствие между ними. Предложено понимание идеи как "диссипативной структуры" (И. Пригожин) и дано сопоставление физических "диссипативных структур" со структурой идеи как комплексом взаимосвязанных в ансамбль нейронов нашего мозга. Указано на то, что "управляющим параметром" (Пригожин) при создании идеи являются наши интеллектуальные усилия в виде попыток решить задачу посредством логического мышления. Приведены пять признаков того, что внезапное явление инсайтной идеи в наше сознание является следствием спонтанно-когерентного возникновения нейронных образований (ансамблей) в структурах нашего мозга. Ключевые слова: бытие, состав идеи, новое сущее, роль Хаоса, новизна, методология, смысл идеи, роль языка, возникновение сознания, термодинамика, "диссипативная структура", продуктивное мышление, Хайдеггер, Пригожин.
В Части 1 данной статьи показана недостаточность нашего понимания вопроса, что такое идея. В связи с чем поставлена цель всестороннего рассмотрения процесса получения нового знания посредством создания новых идей. На примере технического изобретения показана структура идеи и функциональная роль каждого из ее элементов. Выявлена определяющая роль взаимосвязей между этими элементами. Разобраны примеры идей из разных областей знания: научной, психологической, этической, социальной, религиозной. Показана универсальность структурно-функционального состава идеи. Предложен алгоритм процесса возникновения новизны в социуме. Терминологически оформлены внове введенные нами понятия. Рассмотрена идея социума как видообразования самой Природы. Показано, как, почему и для чего человек продуктивно мыслящий, то есть способный генерировать идеи, оказался Подручным Средством у самого социума. Более подробно разобрана идея речи и та роль, которую играла речь в становлении способности продуктивно мыслить и в социализации человеческих сообществ. Высказана идея "одновременности" возникновения социума вместе с появлением у человека способности генерировать идеи, логически мыслить и говорить. Показана решающая роль становления логического мышления в возникновении иррационального мышления. Рассмотрен вопрос возникновения новизны (в виде Необходимости в ней) в социуме самом по себе. Показано, что взаимосвязь социума с человеком продуктивно мыслящим осуществляется через какой-либо негативный фактор: лишенности в чем-то, неудовлетворенности чем-либо, неудобством пользования чем-нибудь и т. д. Приведена методология возникновения идеи и раскрытия ее смысла в интеллекте человека. Более подробно рассмотрены те этапы продуктивного мышления, которые ранее не фигурировали в литературе о создании интеллектуальной новизны. В Части 11, исходя из принятых нами исходных положений, рассмотрен вопрос бытийно-исторического мышления Хайдеггера. На примерах из "Черных тетрадей" и "К философии. (О событии)" показан интуитивный характер мышления автора как вопрошания об истине Бытия. Произведено сопоставление характера мышления Хайдеггера с методологией возникновения новизны посредством генерирования идей. Предложено понимание Хайдеггером вопросов Бытия, истины Бытия, двойственной сущности человека и историчности хода бытийственных Событий. Продемонстрирован вынужденный характер возникновения этих Событий. Предложена единая (сквозная) методология возникновения новизны, исходя из причинно-следственной последовательности "соци-умного мышления" и мышления человека, способного продуктивно мыслить. В Части 111 на примере инсайтного (спонтанного) явления смысла идеи из бессознательного в наше сознание рассмотрен вопрос возникновения сознания и той роли, которую при этом играют память, язык и способность сосредоточения. Дано понятие краткосрочной памяти как памяти, хранящей в сознании "чистый" смысл внове явленной идеи. Предложено понимание сознания, во-первых, как сосредоточения на знаках культуры, способных выразить мыслительную деятельность материальных структур нашего мозга, а во-вторых, как слежения за нашими собственными действиями в процессе общения в окружающем нас мире. Исходя из этого, предпринята попытка представить сознание в виде двухступенчатого процесса выражения "знаков" нейронных образований в знаках культуры и передачи последних в сознание близких нам людей. Показана роль языка, продуктивного мышления и памяти в историческом возникновении и развитии сознания. На основе опубликованных экспериментальных данных о запаздывании осознания от материальных процессов в мозге (С. Деан) сделан вывод о производности сознания от бессознательного. Рассмотрен вопрос, каким образом осуществляется процесс перекодировки материальных нейронных образований в идеальные представления языка культуры. Высказано предположение об "одновременности" появления языка и сознания (вместе) с возникновением у человека способности генерировать идеи. Показано, в чем принципиальное отличие возникновения новизны в Природе от подобного же процесса в социуме. Ключевые слова: структурно-функциональный состав идеи, продуктивное мышление, новизна, методология, социум, Бытийно-историческое мышление, истина, Бытие, сознание, память, сосредоточение, С. Деан, М. Хайдеггер, К. Анохин.
Дано представление о том, что такое идея: из каких элементов она состоит, какую роль выполняет каждый из них, посредством чего осуществляется связь между ними, как и для чего образуется смысл идеи. Определены этапы возникновения идеи, раскрытия ее смысла и формирования вида и сущности нового сущего. Обозначена двойственная направленность логического мышления на различных этапах возникновения смысла идеи. Кроме того показана двойственная роль сущности сущего как при возникновении самой идеи, так и при функционировании внове сформированного сущего. Определено место идеи в общей структуре функционирования социума и показано, каким образом она вписывается в эту структуру. Затем, опираясь на работы Хайдеггера, нами показано, каким образом возникновение идеи было положено в основание понимания бытия у досократиков. Выявлена роль интеллектуальных ощущений в идентификации отдельных этапов креативного мышления. Приведены тексты фрагментов Гераклита - в переводе Хайдеггера, - где просматриваются вполне опознаваемые этапы подобного мышления. Изложена наша точка зрения - принципиально отличная от точки зрения Хайдеггера, - на то, в чем сущность "первого начала" древнегреческого мышления. В обоснование того, что бытие - это возникновение интеллектуальной новизны в виде идеи, нами приведен ряд аргументов в пользу этого: аргумент от характера сущего, от характера мышления, от лингвистики и от "воли к власти". Далее, произведено разграничение двух родов бытия: бытия социума, формирующего в своих недрах потребность (Необходимость) в новизне какого-либо вида, и бытия продуктивно мыслящего человека, создающего механизм разрешения возникшей в социуме проблемной ситуации. Показано, во-первых, каким образом они взаимосвязаны между собой и что происходит в местах их соединения, а во-вторых, в чем трудность разграничения и понимания как того, так и другого. Выявлена роль сущих из сферы Хаоса в бытийственном процессе возникновения новизны и дано определение того, что нами понимается под термином Хаос. Предложена методология возникновения новизны в виде Онтологического круга, как соединенных между собой этапов бытия социума, бытия человека и существования социума. Результатом чего является общая картина совместного бытийствования социума и человека, начиная с "момента" зарождения у человека способности создавать новизну в виде идеи. Кроме того показана как ведущая роль Хайдеггера в становлении "другого начала", так и исключительность того подхода к бытию, которую он осуществил благодаря обнаружению им в учении древнегреческих мыслителей самих истоков бытия. И в то же время нами раскрыта причина того, почему Хайдеггер в процессе интерпретации фрагментов Гераклита был вынужден домысливать то, что было им сказано. Более того, предложено обоснование того, почему это домысливание оказалось столь плодотворной почвой для создания фундамента философии "другого начала". Ключевые слова: идея, новизна, методология, бытие, сущее, Хаос, Хайдеггер, Гераклит, человек, социум, Онтологический круг. The emergence of the ability to create ideas as a fundamental event of being Annotation. The idea of what an idea is is given: what elements it consists of, what role each of them performs, through which the connection between them is carried out, how and for what the meaning of the idea is formed. The stages of the emergence of an idea, the disclosure of its meaning and the formation of the type and essence of a new entity are determined. The dual orientation of logical thinking at various stages of the emergence of the meaning of an idea is indicated. In addition, the dual role of the essence of being is shown both in the emergence of the idea itself and in the functioning of the newly formed being. The place of the idea in the general structure of the functioning of society is determined and it is shown how it fits into this structure. Then, based on the works of Heidegger, we show how the emergence of the idea was laid in the basis of the understanding of being among the pre-Socratics. The role of intellectual sensations in the identification of individual stages of creative thinking is revealed. The texts of fragments of Heraclitus - translated by Heidegger - are given, where quite recognizable stages of such thinking are viewed. Our point of view is stated - fundamentally different from Heidegger's point of view - on what is the essence of the "first beginning" of ancient Greek thinking. In substantiation of the fact that being is the emergence of intellectual novelty in the form of an idea, we have given a number of arguments in favor of this: an argument from the nature of being, from the nature of thinking, from linguistics and from the "will to power". Further, a distinction is made between the two kinds of being: the existence of a society that forms in its bowels the need (Necessity) for novelty of any kind, and the existence of a productively thinking person who creates a mechanism for resolving a problematic situation that has arisen in society. It is shown, firstly, how they are interconnected and what happens at their junctions, and secondly,
Поставлен вопрос изначального возникновения у человека двух способностей: создавать идеи и говорить. Высказано предположение, что так называемое "переходное звено" между человекоподобным существом и человеком разумным есть не что иное, как пространственно-временной промежуток освоения человеком способности создавать идеи и говорить. Рассмотрен механизм возникновения новизны в социуме и произведено отождествление идеи с Истиной. Приведена аналогия процессов возникновения новизны в Природе и в уме человека.
Подробная аннотация. В статье показана недостаточность нашего понимания вопроса, что такое идея и какова ее роль в становлении человеческого сообщества. Поставлена цель увидеть в возникновении идей основной фактор становления как человека разумного, так и социума в целом. В связи с чем рассмотрен вопрос получения нового знания посредством генерирования идей. На примере технического изобретения выявлена структура идеи: из каких объектов она состоит и откуда они берутся в комплектацию идеи. Показана функциональная роль каждого из ее элементов. Дано определение Хаоса и его непосредственной причастности к формированию комплексной структуры идеи. Обращено внимание на определяющую роль взаимосвязей между элементами в формировании смысла идеи. Рассмотрены примеры идей из разных областей знания: научной, психологической, этической, социальной, лингвистической и религиозной. На основе этого показана универсальность структурно-функционального состава идеи. В более подробном виде представлена идея речи. Рассмотрены условия ее возникновения. Показана решающая роль способности генерировать идеи в побуждении к созданию и развитию речи. Изложено наше понимание идеи социума как живого видообразования самой Природы. Приведены предполагаемые последовательность и условия возникновения социальных образований. Показана определяющая роль человека креативно мыслящего в историческом становлении общества. Высказано предположение, что только на основе развитой способности логически мыслить может возникнуть спонтанная способность генерировать новые идеи. Затронут вопрос "переходного" звена от высших приматов к человеку разумному. Показано, что таковым мог бы быть временной промежуток освоения нашим древним предком внове обретенной способности генерировать идеи. Представлена трех-событийная последовательность возникновения новизны и внедрения ее в жизнь социума. Показано, что в процессе События-1 в социуме самом по себе возникает не сама новизна, а только Необходимость в ней. В процессе События-11 в интеллекте человека возникает сама идея и раскрывается ее смысл. При этом связующим звеном между социумом и человеком креативно мыслящим является какой-либо негативный фактор, ощущаемый и понимаемый человеком: лишенность в чем-то, недостаточность чего-то и т.д. В процессе События-111 осуществляется освоение результатов раскрытия смысла идеи. Приведена поэтапная методология возникновения новизны (идеи) в интеллекте человека. Рассмотрены и подробно разобраны этапы продуктивного мышления, ранее не фигурировавшие в литературе о создании нового знания. Показано, что такое смысл идеи, каким образом он возникает и для чего он предназначен. Зафиксированы те нерешенные вопросы (тайны), которые могут быть проявлены только в ходе продуктивного мышления. Ответы на эти вопросы могут быть получены только в процессе специальных нейрофизиологических исследований. На основе опубликованных в литературе экспериментальных данных по нейровизуализации структур мозга (С. Деан) сделана попытка связать всплески нейронной активности мозга с моментом явления идеи из бессознательного в наше сознание в актах инсайта, озарения и т. д. Высказано предположение о том, что рождение новой мысли в нашем бессознательном имеет не идеальный, а материальный характер. Предложено провести эксперименты по нейровизуализации структур мозга в процессе решения оригинальных (нестандартных) задач, требующих креативного мышления. Исходя из публикаций Хайдеггера, рассмотрены вопросы: что такое "бытие как таковое", и что такое мышление? Обращено внимание на две основные особенности бытия: вынуждающий характер его проявления и безосновность. Ключевые слова: идея, новизна, продуктивное мышление, методология, сущность объекта, взаимосвязи, Хаос, социум, речь, Деан, бытие, мышление, Хайдеггер.
Аннотация. Сделана попытка понять, каким образом возникло то, что скрывается за термином "душа". Для этого нами рассмотрены такие понятия как страдание и сострадание, добро и зло, неудовлетворенность и отчуждение. Показана их причастность к процессу становления морали в социуме. На основе этого произведено разделение понятий душевного и духовного, души и духа. Сделан вывод о том, что изначально душевные движения психики есть производные нашей отчужденности от социального окружения и являются результатом стремления преодолеть это отчуждение и слиться с ним (социумом) и с тем, что является ценным для него. Ключевые слова: страдание и сострадание, добро и зло, неудовлетворенность и отчуждение, душа, мораль, Шопенгауэр.
Аннотация. Отсутствие достаточно полного представления о том, что такое идея, в немалой степени препятствовало разработке понятия (категории) новизны. В связи с этим, в Части 1 раскрыт структурно-функциональный состав идеи, и показано: как формируется идея, из каких элементов она состоит, как и для чего образуется и раскрывается ее смысл. Изложено, каким образом, исходя из этого смысла, формируется новое сущее (в виде подручного средства), - то сущее, которого ранее не было ни в обиходе нашего наличного существования, ни в представлении нашего ума. Далее нами показано, какую функцию исполняет внове образованное сущее и как посредством него производится та Продукция, что ранее была затребована социумом. Изложено наше понимание сущности объекта в свете спора эссенциалистов с антиэссенциалистами. Высказано предположение о том, что внове создаваемая новизна (идея, новое искомое сущее, подручное средство, Продукция), взаимодействуя с тем Хаосом, который имеется в необозримом количестве в структурах социума, способствует зарождению и созреванию в социуме все новых и новых Необходимостей в новизне. В Части 11 дано обоснование соци-ума как живого видообразования Природы и показана роль идей в социализации общества. Изложена наша точка зрения на то, в чем заключается Бытие социума и каким образом оно взаимосвязано с Бытием продуктивно мыслящего человека. Произведено тройственное разделение ролей человека, во-первых, как "вещи" в социуме самом по себе, во-вторых, как продуктивно мыслящего (бытийствующего) существа, и в-третьих, как существа, просто (обыденно) существующего в социуме. Показано, какие функции исполняет смысл идеи, и какие новые объекты возникают в результате этого. В части 111 дано представление о том, что такое новизна сама по себе, когда, где и каким образом она возникает. Сделана ставка на материальный характер возникновения смысла самой идеи. На основе экспериментальных данных (С. Деан) по нейровизуализации скрытой в бессознательном информации сделана попытка связать всплески нейронной активности в нашем мозге с моментом явления идеи из бессознательного в наше сознание в акте инсайта, озарения и т. д. Приведено обоснование взаимосвязанности возникновения иррационального мышления, мышления логического, речи и сознания. Выявлены нерешенные вопросы, связанные с продуцированием новизны как в социуме, так и в интеллекте человека. Предложены ответы на некоторые из них. Рассмотрен вопрос истины. Высказано предположение о сдублированности понятия корреспондентной истины с понятием идеи. В связи с этим предложено понимание Истины как той новизны, в которой есть нужда у социума. И эта нужда разрешается посредством генерирования человеком той или иной идеи. Ключевые слова: идея, новизна, методология, сущность сущего, Хаос, Бытие, социум, Деан, Хайдеггер.