Филатов Вадим Валентинович : другие произведения.

Филипп Майнлендер: самоубийство Бога

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
   []
  
  
  31 марта 1876 немецкий философ Филипп Майндендер наконец впервые взял в руки свежие печатные экземпляры своей обширной "Философии освобождения", над которой он работал с лихорадочной преданностью все последние годы. Философ представил миру сумму собственного пессимизма и указал единственное решение всех проблем человечества и вселенной - самоубийство. Публикация произведения стала последним актом, завершения которого молодой философ ждал, чтобы соединить окончательным способом свою жизнь и свою мысль, показывая личным примером, что вещи действительно важные - такова была для него доктрина пессимизма - нуждаются не только в доказательствах, но также и в демонстрации. С немецкой последовательностью, в ночь с 31 марта на 1 апреля, он сжал петлей свою шею и навсегда ушел в никуда.
  
  Филипп Майнлендер был сыном предпринимателя, посещал коммерческие курсы и был послан в Неаполь для стажировки. Там он оставался почти шесть лет, с 1858 до 1863 года, занимаясь философией и поэзией. В 1860 году он приобрел в книжном магазине книгу "Мир как воля и представление", прочитал ее и стал убежденным шопенгауэрианцем. К тому времени он в совершенстве выучил итальянский язык, на котором стал сочинять стихи, подражая творчеству мрачноватого романтического поэта Леопарди.
  Майнлендер выстроил философскую систему, в которой сконцентрирован пессимизм обоих его учителей: отрицательная онтология и черная метафизика, основанная на принципе, согласно которому "не быть предпочтительнее, чем существовать". Как и Шопенгауэр, Майнлендер убежден, что мир - это вещь в себе, а воспринимаемое нами - всего лишь видимость, наше представление о нем. Однако, если для Шопенгауэра вещь в себе - это воля к жизни, которая мыслится как слепая, универсальная, супериндивидуальная сила, то, с точки зрения Майнлендера, - это воля к смерти. В определенном смысле Майнлендер предвосхитил фрейдовский "импульс смерти", равно как и идею Ницше о том, что Бог умер.
  Откуда возникает воля к смерти? Майнлендер предлагает смелое теологическое-метафизическое предположение: она рождается из процесса, посредством которого божественное исходное вещество - (условие, которое он берет у Спинозы), переходит от своего единства в свойственную миру множественность. Он утверждает: "Бог умер и его смерть является жизнью мира". Чтобы убить себя, Бог преобразился в мир в человечество, которые тоже умирают, чтобы окончательно перейти от существования в ничего.
  Филипп Майнлендер убежден, что мир - это обоснованный результат божественного акта, служащего проявлением воли к смерти как стремления неопределенного трансцендентного божества к тому, чтобы не быть. Переход осуществляется от суперсущества, через существо мира - в ничто. И все это есть самоубийство Бога.
  Таким образом, все, что мы наблюдаем в мире - представляет собой различные проявления растянувшегося в пространстве и во времени процесса самоуничтожения Бога. Майнлендер преобразовывает и радикализирует пессимизм Шопенгауэра в недрах собственной "метафизики энтропии", из которой последовательно извлекает все свои концепции: физику, философию истории, подчиняющуюся универсальному закону боли, политику, этику и, безусловно, в первую очередь, апологию самоубийства. В данном радикальном выборе он видит прежде всего возможность "освобождения от существования", идею абсолютного соответствия божественному замыслу, способность собственноручно удовлетворить свою и всеобщую волю к смерти, не ожидая капризов или милостей от природы.
  В истории развития этой идеи присутствует эпилог, сделавший ее еще более интересной. Сестра Филиппа, Минна, продолжила философские исследования брата и привела в порядок его последние мысли и записи, выдержанные в духе буддизма, этики Шопенгауэра и филантропического социализма. В 1886 году она опубликовала все это как второй том "Философии освобождения". После чего тоже покончила с собой.
  В конце XIX века Майнлендер считался, вместе с Эдуардом фон Гартманом, одним из крупных представителей порожденной философией Шопенгауэра "Школы пессимизма". Но спустя небольшое время о нем почти совсем перестали говорить. Его изолированное и одинокое существование, также как и его раннее самоубийство, мало повлияли на популярность его сочинений, которые пребывают до сегодняшнего дня практически забытые. Тем не менее, идеи Майнлендера в разное время привлекали внимание таких известных мыслителей, как Ницше, Эмиль Чоран, Хорхе Луис Борхес.
  
  Ниже представлены переведенные мной стихотворные произведения философа, поэта и драматурга Филипп Батца - более известного в истории философии под псевдонимом Филипп Маинлендер.
  
  
  Цена существования. [фрагмент]
  
  Сын света!
  Ах, насколько бессмысленна и грустна
  борьба за существование!
  Он учится, ох, человек!
  И первое правило знания:
  добро лишает свободы
  обрекая душу на зло.
  Человек бросает пустую заботу.
  Пьет ясную воду, собранную в ладонях,
  и утоляет голод жирным куском пустоты,
  и жаждет еще и еще.
  Он очищает свой дух от зловонных доктрин
  и собирает жемчужины истины, что из глубин
  швыряет в него океан отрицания,
  приведенный в движение пыткой прозрения.
  
  Благословляю радостью каждый свой час,
  за то что он делает нас
  всё ближе и ближе к могиле.
  
  Черное пламя [фрагмент]
  
  Словно осенние мертвые листья
  падают с дерева, и разум растений
  опускается в стылые корни -
  так и я потерял
  свою молодость, радость и силу.
  Я опрокинул внутрь свою жизнь.
  И даже весна
  в новую молодость не увлекает
  и пробуждение природы не дарит мне радость.
  В лютом, болезненном гневе мой разум горит.
  Так, возбужденное кровью,
  сердце питает тепло,
  породившее черное пламя.
  
  Слезы, которые льет человек
  у могилы надежд -
  это сверкающая роса
  его юношеских порывов?
  Или отрада мыслителя,
  который извлек корень мудрости?
  Или нектар невинности,
  вытекающий из поврежденного дерева,
  чей разум расколот смертью?
  Как облака, плывущие ночью осенней
  трещат от раскатов грома,
  так бушует в моей душе
  предчувствие радостной смерти.
  Я буду хранить свою боль.
  Ты тоже её ощутишь.
  
  Биография Майнлендера:
  
  1841 - Филипп Батц родился 5 октября в городе Оффенбахе на Майне (отсюда его псевдоним). Он пятый ребенок в предпринимательской семье.
  
  1856-58 - после посещения реального училища в Оффенбахе Майнлендер продолжает свое образование в торговой школе в Дрездене. Здесь возникают его литературные интересы (знакомство с Карлом Гуцковым).
  
  1857-58 - Майнлендер создал мелодраму "TARIK".
  
  1858-63 - Майнлендер путешествует через Францию в Италию, чтобы занять место в торговом доме в Неаполе. Он учит итальянский язык и увлекается итальянскими классиками - прежде всего, Джакомо Леопарди. Читает Спинозу и сочиняет стихотворения.
  
  1860 - прочитал книгу Артура Шопенгауэра.
  
  1863 - Майнлендер возвращается в Оффенбах, чтобы руководить фабрикой отца.
  
  1864-65 - продолжение философских исследований. С помощью своей сестры Минны создает более чем 300-страничное драматическое стихотворение "HOHENSTAUFEN".
  
  1866 - Филипп сочиняет комедии и фрагмент драмы "Тиберий".
  
  1868-74 - отец продает фабрику в Оффенбахе и Майнлендер становится свободным от семейных обязательств. Занимает различные должности в финансовых организациях в Берлине (кроме всего прочего, в 1874 - при Дойче Банке) и ведет интенсивную философскую учебу (путем самообразования). Предпринимает безуспешные попытки записаться в армию.
  
  1870-71 - Франко - прусская война влияет на Майнлендера: "Чувства, которые война вызывала в моей груди, были родовыми схватками моей философии освобождения."
  
  1874 - завершение первой части его основного философского произведения "Философия освобождения" и первой части автобиографии. В октябре начало его службы в армии как добровольца в полку кирасиров.
  
  В ноябре 1875 - закончилась служба в армии. Сочинил новеллу "RUPERTINE DEL FINO", продолжение "Философии освобождения", фрагмент драмы "Будда" и вторую часть автобиографии. Ведет обширную переписку.
  
  1876 - Филипп Майнлэндер лишил себя жизни в ночь на 1 апреля.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"