(Опыт деконструкции Канта с целью извлечения пустотного смысла).
Как известно, обработка поля чистой философии состоит в решении трех задач:
1) Что я могу знать? (метафизика) - ничего; 2) что я должен делать? (мораль) - кому должен? ничего; 3) на что я смею надеяться (религия) - ни на что, надежда умирает первой; 4) что такое человек? - ничто.
Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благословением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, - пустота (nichts) надо мной и пустота во мне.
Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству - и в своем лице, и в лице всякого другого также - как к несуществующему. И никогда не относился бы к нему так, будто бы оно есть.
Если задать вопрос, живем ли мы теперь в просвещенный век, то ответ будет: нет, мы живем в эпоху Затмения.
Нравственное благо не может быть реализовано исключительно посредством стремления отдельного человека в абсолютное небытие, а требует объединения людей в одно целое ради той же цели всеобщего и окончательного уничтожения, т.е. системы благомыслящих людей, в которой и благодаря единству которой это благо только и может осуществиться.
Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными своего несчастья.
Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все есть ничто.