Греческий философ Парменид считал, что бытие есть, а небытия нет. Напроґтив, Демокрит был убеждён в существовании как бытия (атомов), так и небыґтие (пустого пространства между ними). Строго говоря, понятие пустоты, по крайґней мере, в том виде, в котором мы встречаем его в буддизме, эквивалентно, скорее, не небытию, а неким особым формам существования.
Современный философ Чанышев, напротив, утверждает абсолютность небыґтия, к которому всё, едва возникнув, практически сразу же устремляется. Да и возґникает ли в действительности это самое всё, или оно тоже не существуґет? В подтверждение своей позиции он приводит следующие и другие доказательсґтва:
1)Небытие абсолютнее бытия в той же мере, в какой субстанция абсолютное своих состояний;
2)Случайное абсолютно, а закономерное относительно, ибо ни один закон не может предусмотреть всех случаев. Вообще говоря, для случая нет закона. Заґкон есть только для случаев;
3)Небытие, в котором как в среднем погашаются все противоположности, абсоґлютное этих противоположностей. Вспомним хотя бы нулевую плотность во вселенной;
то, что есть, лишь малая часть того, что есть, что было и что будет;
движущееся тело находится в одной, конечной части пространства, и по нахоґдится в другой, бесконечной части пространства; любое тело существует в коґнечной части пространства и не существует в его бесконечной части;
4)Все возникает на время, а погибает навечно. Возникновение и гибель неравґномощны. Коль скоро время не феномен, а существенное свойство бытия, коль скоро все преходяще, то небытие абсолютно, а бытие относительно. (И, следоґвательно, конец света неизбежен).
На эти доводы можно было бы возразить, например, следующим образом: всё преходяще в частных своих проявлениях, а в своих сущностных основаґниях оно вечно. В таком контексте это самое "ничто" можно одновременно рассматривать как "нечто". Может быть, это и есть та самая пустота или нирґвана, которая "в позднем буддизме дхармы выступает как мир во всём его многообразии"?
Модель небытия присутствует во Вселенной в виде чёрных дыр, ограниченґных так называемым "горизонтом событий". Об этом рассказывает человек трагиґческой судьбы С.Хокинг в книге "Краткая история времени", в которой он стаґвит много интересных вопросов (например: "Почему мы помним проґшлое и не помним будущее?").Всё, провалившееся за горизонт событий, поґпадает в обґласть бесконечной плотности, где время заканчивается. Таким обґразом, гориґзонт событий напоминает край тени грядущей гибели. Сжатие звезды в состояние чёрной дыры аналогично последним стадиям коллапса всей Вселенной. Может быть, это и есть Ад?
В конце своей статьи Чанышев утверждает мужество небытия, которое по своей сути представляет собой мужество абсурда, то есть самоутверждение бытия вопреки факту небытия. Помимо этого, возникает закономерный вопґрос: каким образом изначальное и субстанциональное Ничто могло продуциґровать нечто? Это на мой взгляд свидетельствует о том, что данная философсґкая концепция и вообще - всякое мужество быть (в том числе, вопґреки небытию) имеют явные или скрытые религиозные корни.