Одной из фундаментальных политических тем является проблема соотноґшения народа (нации) и государства. В своей книге "Политика" Аристотель писал, что каждая отдельная личность может развиваться и быть понята исключительно в контексте своего сообщества- государства.
Целью государства является укрепление культурного единства населяющеґго его народа. Укрепляя внутреннее единство, государство, тем самым, укґрепляет себя. При этом огромное значение для осознания народом своей культурной общности имеет миф. Необходимо постоянно воспитывать граждан в духе безусловного доверия к фундаментальным мифам, что явґляется одной из задач философии. Место гражданина в государстве зависит от степени его заботы о поддержании существующих мифов. В этой связи Аристотель приходит к интересным выводам об отсутствии каких-либо дуґховных способностей у женщин и рабов. В наличии государствообразуюґщих способностей он отказывает крестьянам и ростовщикам, потому что первые лишены необходимого для этого досуга, а вторые- воли к благородной жизни, а следовательно - к развитию народной культуры.
Таким образом, согласно взглядам Аристотеля, народ в государстве не явґляется функцией от его строя, но само устройство государства есть функґция сохранения культурной общности народа. Государства возникают и исґчезают, а народы остаются. Человек может быть патриотом своего народа, а патриотизму государства (например, США, СССР или РФ) Аристотель, скорее всего, отказал бы в праве на существование как чуждому действиґтельности заблуждению.