В английском языке понятие "справедливость" переводится как "justice". Это говорит о том, что в западной традиции справедливость отождествля-ется с за-конностью, юстицией. Правда, существуют ещё слова "just" и "true", но они означают соответственно "точный" и "правильный". В рус-ском сознании справедливость, напротив, всегда дифференцировалась от правосудия ("закон - что дышло...") и ассоциировалась, скорее, с равенс-твом. В русской крестьянс-кой общине ("мир"), где действовал принцип круговой поруки, все были примерно равны. А разбогатевший крестьянин назывался соответственно "мироед".
Оставив в стороне философские концепции, посмотрим, что думали некото-рые известные люди разных времён и народов о справедливости:
"Какою меркою мерите, такою же и отмерится вам". (Евангелие от Луки).
Напоминает ветхозаветное "око за око", однако речь здесь идёт не о зем-ной, а о Божественной справедливости. С другой стороны, в средние века некото-рые богословы утверждали, что Бог явно несправедлив. Поскольку иначе он давно уничтожил бы всё человечество, прикрыв, таким образом, эту земную лавочку бесконечного греха. Как верно заметил один из осно-вателей США Томас Джефферсон, "всякий раз, когда я вспоминаю о том, что Господь Бог справедлив, я дрожу за свою страну". В наши дни его переживания стали бы невыносимыми.
"Справедливость всегда приправлена щепоткой мести". (Ж.Вольфрам) И действительно, справедливое и возмездие является одним из наиболее глубо-ких наслаждений, доступных человеку. Как говорил товарищ Сталин, нет вы-сшего удовольствия, чем выбрать себе противника, хорошенько отомстить ему, а затем спокойно лечь спать.
"Несправедливость по отношению к одному представляет угрозу для всех".(Ш.Монтескье). Каждый человек - это маленький мир, который имеет своё начало и конец и для которого любая несправедливость может оказаться фа-тальной. Прав был Достоевский, который писал о слезе ребёнка. Одна отде-льно взятая несправедливость фактически перечёркивает любые ра-зумные и нравственные основания мира. Их нет.
"Мерилом справедливости не может быть большинство
голосов" (Ф.Шиллер). Как говорил в этой связи Оскар Уайльд,"демократия - это искусство одурачивания народа для блага народа при помощи народа".
"Нет ничего справедливого или несправедливого, что не меняло бы свойс-тва с переменой климата". (Б.Паскаль). Это говорит о том, что никаких общече-ловеческих ценностей нет и не может быть - невозможно назвать хотя бы одну ценность, которую сочло бы справедливой всё человечество. На-пример, у папуасов считается, что подросток, чтобы доказать своё право считаться мужчиной, должен пойти в чужую деревню и принести оттуда чью-нибудь го-лову, после чего ему присваивается имя жертвы. Можно предположить, что свои представления о справедливости были даже у Чи-катилло.
"Деньги не исправляют несправедливостей природы, а углубляют их".(Л.Андреев).Тем не менее, на свете полным-полно жадных людей, которые делают из денег фетиш. Согласно теории Фрейда, такие люди часто стра-дают запорами. Им жалко расстаться с дерьмом и с деньгами, что, в при-нципе, одно и то же.
Возможна ли в мире хотя бы какая-нибудь справедливость? Видимо, толь-ко та, которая была сформулирована в качестве одного из постулатов римс-кого права: "каждому - своё". Помимо всего прочего, эти слова были написаны над входом в Бухенвальд.