Спустя четыре дня после написания этой статьи, сегодня, 21.12. Туркменбаши умер. Известно, что китайцы проявляют уважение к старикам как до, так и после их смерти. Считается, что умершие незримо присутствуют и могут вмешиваться в дела живых. Так пусть Туркменбаши походатайствует за нас в космическом информационном пространстве.
Год назад Великий Вождь туркменского народа Туркменбаши сократил обучение в вузах своей страны до 2 лет - и поступил правильно.
Со времён древней Греции философия рассматривалась не как претензия на некую окончательную мудрость, а как "любовь к мудрости". Греческий философ Гераклит считал, что "многознание уму не научает". Целью философского познания должно быть не столько изучение сказанного предшественниками, сколько развитие навыков самостоятельного творческого мышления.
В принципе, само "изучение" философии во - многом лишено смысла, ибо как можно изучить любовь к мудрости? Но ещё более нелепы рассуждения о "контроле за усвоением студентами знаний по философии". Потому что контролировать любовь к мудрости - это сродни подглядыванию в замочную скважину за чужой интимной близостью. В свете сказанного неудивительно, что в отечественном преподавании философии ситуация давно уже перешла зыбкую грань академического маразма.
В советские времена марксизм служил важным средством идеологического окормления общества. В 90- е годы престарелые авторы вузовских учебников по диалектическому и историческому материализму стали лихорадочно редактировать свои унылые кирпичи в духе веяний времени. Возьмём, например, учебник по философии каких-нибудь типичных, прости Господи, "алексеевых - паниных". Мы видим всё тот же диалектический материализм, в основе которого лежит кандовый материализм и воинствующий атеизм - за исключением изъятых или изменённых наиболее одиозных марксистских формулировок. Получившийся продукт не соответствует даже более скромному наименованию, скажем, "Научная картина мира" и в то же время он явно претендует на роль некой философской истины в последней инстанции - ведь всё это озаглавлено "Философия", хотя непонятно, чья это философия, "алексеева-панина"? Но ведь большая часть материала явно кочует из учебника в учебник и установить её авторство крайне сложно, хотя очевидно, что ноги всего этого растут из всё той же партийно - бюрократической задницы советского диамата. Что касается истмата - он же теперь "социальная философия", то предмет превратился в сборную солянку из более или менее произвольно отобранных воззрений всевозможных западных социологов, которых объявили "социальными философами" и используют в качестве идеологической подтирки вместо почившего в бозе "марксоэнгельсоленина".
Таким образом, после краха СССР ситуация с преподаванием философии в вузах изменилась в худшую сторону: если раньше философия служила идейной подпоркой власти, то теперь ни власть ни общество в философии не нуждаются. Особенно в таких масштабах и с таким "какчеством" преподавания как сегодня. В сущности, преподаватели философии занимаются имитацией преподавания, а студенты, соответственно, имитацией изучения и всех это, до поры до времени устраивает. Всё это в полной мере касается не только преподавания философии, но и всей вузовской системы в целом. Скажем, зачем в течение нескольких лет студенты исторических специальностей университетов уныло посещают занятия по новой и новейшей истории стран Европы и Америки, в то время, как любой из студентов, если он только не законченный идиот, может самостоятельно прочитать и законспектировать учебник, а затем, опираясь на этот конспект, выступить с самостоятельной лекцией? Если посчитать, какой процент из полученных вузах знаний реально используется студентами в их послевузовской профессиональной деятельности, да и вообще - сколько студентов из ста, допустим, работают по полученной специальности, то всё становится ясно. Пока же студенты в период своего пятилетнего и часто оплачиваемого родителями "второго детства" в основном радуются жизни, в то время как алчные преподы перегоняют из пустого в порожнее, не забывая при этом исправно собирать дань. "Но красные буквы на старой стене чертит уж рука грозовая". И это рука Великого Вождя всех туркмен Туркменбаши.