Сабантуй давно на устах и можно часто слышать: - Это что за сабантуй?...
А теперь модно вечеринки и маленькие торжества именовать как сабантуй иль сабантуйчик. Так что же такое Сабантуй, где подразумевается понятие пиршества?
Сабантуй - в переводе с татарского и башкирского означает праздник плуга. Праздновали его, естественно, зеплепашцы, крестьяне, те, кто имел отношение к земле и посевам. Труд ответственный, тяжёлый и когда он завершался, то на первое воскресенье месяца июля народ всем селом праздновал окончание сева. Как же проходит этот праздник? За столетия он начинился и борьбой сильнейших (в новом тысячелетии победителя в Москве ожидал автомобиль!), и лазание по гладкому столбу до верхотуры, до висящих там кожаных сапог. Борьба мешками, набитыми соломой, на бревне тоже собирала много зрителей - попробуй усиди на нём хоть и на небольшой, но всё же высоте. Забавны прыжки в мешках в беге на дистанцию - доскачи первым, и тоже не останешься без приза! Народные пляски, танцы под гармошку, Непременны и состязания для детей. Много потешных игр устраивалось, много всяких угощений выпекалось - настоящий праздник души и тела. Настолько он был зажигателен, укоренившись среди татар и башкир, что праздновался из года в год сначала в деревнях, а потом и в городах, куда мигрировали из сёл. Этот праздник стал своего рода фестивалем искусств и всенародным праздником, куда приглашают выступать всех - можно увидеть и русские ансамбли, и грузинские, тех, кто захотел принимать участие и откликнулся на это событие.
Прежде в Москве Сабантуй традиционно проходил в Измайловском парке - здесь выступали любимые всеми певцы на свободных площадках - это были настоящие народные гуляния - с песнями, танцами, посиделками, народными промыслами и татарской национальной кухней. Чак-чак, беляши, баурсак, очпочмак, мёд и другие продукты. Здесь можно купить и традиционные ичиги, тюбетейки и жилеты, расшитые узорами и бисером - многие художественные изделия и прикладного характера. О чак-чаке стоит сказать отдельное слово - это изысканное десертное блюдо из муки, облитое мёдом, такое душистости и незабываемого вкуса с ароматом так полюбилось, что носит и иное название - муравейник. Изысканность изготовления - маленькие тоненькие палочки, вздутые во фритюре, скреплялись между собой благодаря мёду - стал излюбленным всеми изыском к чаю. Раньше такую вкусность можно было купить только в Татарстане.
Третий год это мероприятие проводится в Битцевском комплексе, и гостей из автономии теперь приезжает всё меньше и меньше. Вот, торжественная конница и состязания на лошадях
Приехали из Нурлата, Казани и далёкого Сибая (Башкирия). Нурлатцы отюбетили коней - огромную стреноженную тройку на постаменте перед входом в спорткомплекс Битцы. Без подъёмника здесь, думаю, не обошлось! Был представлен фольклор и исторические персонажи.
Приехали татарские бабушки, именуемые по-татарски "эби" (abilyar) из Пушкино (Подмосковье) - именно так ходили и ходят татарские и башкирские бабушки.
Заметны волнение и последние приготовления к празднику сабантуй - 2005
Здесь и тонкая и непокорная красавица Сююмбике, о которой до сих пор живёт легенда и башня в Казани названа в честь её, тоже наклонная как и Пизанская
Боярыня Морозова в огромном головном уборе изволила пожаловать, и русская княжна.
Татарская красавица с джигитом
Заметьте, как исконно княжны традиционно одевались, стиль откуда брался, вам понятно?
Деревенский быт и национальные костюмы башкирской деревни представлены воочию со всем хозяйством и даже дедушка играл на курае
Русской деревни
Татарской деревни
И соседней деревни песни в национальных нарядах
Как всегда, кроме официальной сцены были ещё две небольшие перед входом на стадион.
На входе дежурит милиция с металлоикателями, но всё достаточно мирно. От метро Чертановская курсировал специальный бесплатный комфортабельный автобус.
Тот, кто пришёл, мог полюбоваться творениями рукодельницы и мастерицы . Вот тапкие поистине царские головные уборы, отороченные мехом и обшиты бисером.
Народ стекался и с Москвы и с Подмосковья на эти народные праздничные гулянья. Вот и я забрела, мёд ела, кумыс отпила, фейерверка не дождалась, домой поехала отчёт составлять.
3-4 июля 2005 года
Фотографии можно посмотреть отдельно в иллюстрациях - вдруг не все вошли в текст?