Филиппов Алексей Николаевич: другие произведения.

Так я понял

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние конкурсы на ПродаМан
Открой свой Выход в нереальность
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Peклaмa
 Ваша оценка:

  
   ТАК Я ПОНЯЛ
  
   РУНЕ АРУНА
  
   МУКОСЕЙ
  
  Таинственный Мукосей крепко ухватил меня своей костистой рукой еще до того, как я начал читать рассказ. Стоило мне лишь увидеть название рассказа, так сразу же цепкая дума бесцеремонно посетила меня. Что это за тип такой, Мукосей? Тайной здесь какой-то попахивает. У меня сперва (признаюсь честно) даже мысли не появилось, что здесь "мукосей" сеет муку да беспробудно (как истинный мукосей) пьет горькую.
   - Нет, здесь что-то другое, что-то таинственное должно быть, - подумал я. - А иначе всё было бы очень просто. Здесь что-то между жизнью и смертью. Не иначе. Непременно так. Скорее всего, Мукосей здесь сеет не мукУ, мУку. Нет у него благородного желания накормить людей хлебом, а совсем наоборот, есть у этого таинственного типа задумка, чтоб заставить людей помучаться. Вот такие мысли посетили меня перед прочтением.
  Оказалось, что я ошибся. Мукосей делал именно то, что должен был делать - сеял муку. Немного странную, таинственную, но все же муку. И эту муку муравьи таскали в избу, где жили люди. А еще, оказывается, доставка муки людям - это смысл муравьиной жизни, даже и не смысл, а сама жизнь. Нет человека, не нужна мука, так значит и муравей должен умереть. Такова у него судьба. И жили муравьи лишь своим предназначением. А, коли, нет его, так сразу же и смерть. Невозможно без исполнения своего предназначения жить. Таков был закон их жизни. Жестко! Так я понял.
  Однако, главная суть рассказа не в муравьях, суть здесь гораздо глубже. Муравьи - этот так, сбоку да с припеку. Здесь надо на полную лопату копать. Под тропы их подкопаться.
  Брат и сестра желают смерти своей матери. И каждый видит в смерти этой некое благо. Благо сестры в том, что "плохо там младенчику без матери". Не для себя благо, а для другого. А вот брат, он видит в этой смерти благо именно для себя: любимая бабушка вернется, если умрет мать. Плохо ему без бабушки. Если от желания сестры хочется жалостливо вздохнуть, то от желания брата - мороз по коже. Психология. За что же он так её? Я так понял, что из-за ревности. Обиделся Никосин на мать, что пренебрегла она уже имеющимися детьми (даже об утонувшей Ненилке, как следует, не скорбела) и надумала родить еще одного, да так расстаралась для этого, еще не родившегося младенчика, что заболела тяжко. Как на такую самой лютой ненавистью не обидеться? Вот и обиделся Никосин. Жестоко обиделся. Так обиделся, что в подарок кости матушки родной (живой еще) возжелал Мукосею отдать ("проси другую плату за подарок"). А может, и не из-за ревности глупой Никосин желает смерти матери? Может еще что-то есть, чего не заметил я. Гложут меня сомнения. Крепко гложут. Все-таки она его (скорее всего она, а кто же еще в деревне с одним жилым домом?) выкормила, а не бабушка. Но, как бы там ни было, а смерть матери у Мукосея сын выпрашивал.
  Да только ошибся Никосин. Не у того просил. Не всесилен оказался Мукосей. Лодочник сильнее. Надо к лодочнику обращаться. Только где он, этот лодочник? Кто он? И на эти вопросы есть в рассказе ответ. Правда, намеком. Стоит лодка этого всесильного персонажа как раз возле пса с двумя головами, а звать его дедка Харитон. Почему я так думаю? А всех перевозчиков тех скорбных зовут: то Харон, то Харитон. Здесь я почти уверен. Интересно, а знает ли Никосин, что батя его лодочником в царстве мертвых служит? Вряд ли. Он-то рассказа не читал. Я так понял. И вообще не люди это были, а кто-то другие. Чего еще хочется сказать напоследок?
  Рассказ интересный. Мне понравился, только жаль, что мы с Никосином не поняли, за что и кто Гражину проклял и для каких целей еще восемнадцать изб в деревне стояли. Намекнул, вроде бы, автор, что вот-вот разгадка объявится, но не оправдал моих надежд Мукосей.
  Да и сам Мукосей, выведенный во главу рассказа, показался мне чуточку блеклым. Со слов Ненилки, вроде бы, почти бог, а на деле оказался старым хитрованом с замашками развратника: мальца всё хитростью к себе в темный уголок затащить пытался. Не достоин такой во главе быть.
  Так я понял.
  
   ZMEY
   ПРЕДЕЛЫ ВЕЛИЧИЯ
  Не особо я как-то уважаю разных там эльфов с орками. Почему? А орк их знает? Может, мне просто не повезло? Не пришлось про самых, про настоящих эльфов с орками почитать. А те, про которых я читал, были точной копией человека. Такие же ноги, такие же руки, а самое главное - образ мысли тот же самый. Один в один. А если не отличаются эти существа от людей, так зачем их обособленно от человека ставить? Никак до меня это не доходит. Вот и в этом рассказе не заметил я отличия эльфа от человека.
  Первое - это человеческая глупость, крепко замешанная на зависти. Вот надо им непременно, чтоб жили белые или черные. Вместе - никак. Может быть, вместе им жить действительно нельзя, но тогда неплохо было бы автору хотя бы намекнуть темным таким, как я - почему.
  Второе - страстное желание "порисоваться". Чтобы уничтожить одних, непременно поединок нужен, и чтоб небеса звенели. Кстати, а какого они (эльфы в рассказе) росточка: то он с гномом стальным сражается, то небеса трясет. Здесь с плохо подготовленной головой весьма мудрено разобраться.
  Вроде и написано красиво, но эти эльфы с орком.... Ну, не лежит у меня к ним душа. Еще раз о своем повторяюсь. Может быть, один я такой на свете белом, который с эльфами разобраться не в состоянии. Наверное, да. Пусть и грустно до кома в горле, но это так. Блажь.
  И о людях еще. Их-то за что столь сурово окрестили. Они ведь в первобытном состоянии своем были безобидны аки голуби, и не за что их было Матушке-Земле проклинать. Чем они проклятье такое заслужили? Ну, слопали с десяток мамонтов, почудили малость от грибов галлюциногенных, круша сухой бурелом. Кто без греха? Да грех ли это? За что их тогда было проклинать? Не за что. Наговаривал на людей бог эльфов. Из зависти, наверное, наговаривал. Ничего человеческое ему не чуждо. Так я понял.
  
  
   АЛЕШИНА О.
  
   НЕВЕСТА
  Красивое и светленькое начало. Словно прозрачный ручеек в летний полдень. Девушка - небесное создание. Стрекоза с полупрозрачными крыльями средь радостного лета. Читаю, радуюсь, но помню, что тема конкурса о жизни со смертью, именно со смертью. А при такой теме все светленькое должно во тьму кромешную обратиться. Вот и с ручейком по закону жанра так должно получиться. Непременно кто-то харкнет гнойно-кровавой слюной в прозрачную водичку. А иначе нельзя! Эффекту не будет. Для эффекту надо обязательно грязным камнем по светлой стороне жизни. А у автора, по-моему мнению, грязным булыжником по душе не получилось. Убили невесту как-то слабенько, опять же, без эффекту. Где кровь? Где хрип предсмертный? Где немигающий взор, устремленный сквозь презренный образ убийцы в голубое небо? И дядя какой-то неубедительный. И мотива у него нет стоящего для убийства племянницы. Не хотел он, чтоб она замуж выходила. Любил, что ли? Если любил, то где его грязные мечтания с домогательствами. Злодей ведь! А злодею без грязных помыслов никак нельзя. Нет их на фоне светлого и доброго, так и эффекту нет!
  Хорошо это или плохо? Не знаю. Мне кажется хорошо, но все-таки, злодей дядя - какой-то ненастоящий. Не поверилось мне, что порешил он её. А потому и дрожи от тяжкой судьбы невесты особой нет. И должна ли она быть, дрожь эта? Чтоб люди от неё шарахались - непременно должна. Так я понял.
  
  
   ГОРДЕЕВА Е.
  
   ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ ИЛИ...
  
  Лишь только начал я читать этот рассказ, а в голове уж крутится мотивчик старинной песенки о рыцарских подвигах. Крутиться крутится, да в руки не особо дается. Как ни старался я, а всех слов этой героической баллады припомнить не смог. Удалось восстановить в памяти, да и то с большой натугой, только некоторые разрозненные строки:
   Однажды смерть-старуха его подстерегла....
   И ей ударил в ухо он рыцарской рукой....
   Тирлим-бом-бом, тирлим-бом-бом....
  Вот и всё, но хорошо помню, что сюжет песни и сюжет рассказа весьма схожи по смыслу. Только в рассказе рыцарь Елишар значительно покультурней будет. Не стал он дряхлую старуху могучей рукой в ухо лупить, а вступил с ней в дискуссию. Вот пишу эти строки насчет дискуссии и преогромнейшим уважением к рыцарю всё больше проникаюсь, и голову свою, изрядно поредевшую, перед ним низко клоню. С глубокого похмелья - и с незнакомой старухой почти вежливо разговаривать, так это не каждому дано. Уважаю. Но тут же подлая мыслишка трепыхнулась в сознании моем. А может, заливает нам всё рыцарь этот? И не было никакой бочки с элем, а первача, так вообще только пробку понюхал. Есть такие люди: выпьет на копейку, а разговору на два с полтиной. А вдруг и это такой? А то уж больно все у него просто получается. Организовал физкультурный кружок в потусторонье и дело в шишаке. Накачали под руководством славного рыцаря полуистлевшие трупы бицепсы с трицепсами, и на подвиги их вдруг рьяно потянуло. И, конечно же, администрация потусторонья попросила тренера выйти вон. Законное требование. Безобразия ни одной администрации не нужны. Попал в болото, так не мяукай. И еще одну суть уловил я в рассказе: физкультура и спортивный разряд на том свете вам не повредят. На стадионы, товарищи! Ударим крепким телом и таким же духом по потусторонью, назло всем смертям, начиная с тринадцатой и по девяносто девятую включительно!
  Грустно, что с такой легкостью мы к таинству смерти относимся. Может, потому мы так и живем? Потому, скорее всего. Так я понял.
  
   РЕДЬКИН А.
  
   ЛЮБИВШИЙ ЖИЗНЬ
  Начинается рассказ красочной панорамой современного боя в пределах населенного пункта городского типа. Огонь, грохот, обугленный бетон, ошметки асфальта и осколки различные летают, словно мухи летним полднем в общественном отхожем месте города средней руки. И среди этого героизма шагает вразвалочку человек в красной шапке. Как потом оказалось - капитан специального назначения. Я к своему счастью ни в каких боевых действиях не участвовал, но будь я каким-нибудь подполковником, да еще и начальником бравого капитана, то от души бы накостылял этом молокососу по трем причинам. Первая: какого хрена, в разгар боя, это чудо не командует бойцами, согласно боевому расписанию, а шляется черт знает где? Второе: какого лешего этот умник шляется без каски? Сейчас снесет придурку половину черепа осколком, так ему - ничего, а мне перед вышестоящим штабом за необоснованные потери отчитывайся. А в-третьих, я, подполковник специальных войск, лежу, как цуцик в сточной канаве, а этот прыщ под огнем вражеским, не склоняя головы ходит, порождая тем самым нездоровые мысли насчет моей смелости в слабых головах личного состава. После мордобоя я непременно отправил бы капитана на медицинскую комиссию с психическим уклоном. Но на счастье капитана в красной шапке, оступился я, взбираясь по лестнице военной карьеры на ступеньке "младший сержант", и ему, капитану, стало быть, можно разгуливать по чужим расположениям и вступать в неуставные отношения с рядовым и сержантским составом.
  Теперь о женщинах. А этим чего в районе боевых действий надо? Конечно, с одной стороны я их понимаю. Пацаны воюют, руки да ноги друг другу отрывают, кровью брызгаются, черепа всмятку крушат. Прикольно. А с другой стороны, чего женщинам на передовую лезть? В тыловых частях героев всегда больше, там мужики настоящие, а на "передке" все трусливые какие-то (кроме одного в красной шапке), все прячутся от чего-то.
  Странные они какие-то - эти женщины. Они думают, что когда мужчина свои ягодицы пуще глаза бережет, так он на другие с вожделением взирать будет? А накося вот, выкуси. Своё нижнее белье ближе к телу. Да, еще вот что (для справки, так сказать), здесь про женщин я пишу для тех, что не понял - что к чему в рассказе. Я-то не дурак. Я сразу смекнул, что здесь аллегория. Это же Жизнь и Смерть по полю боя перед военными дефилируют. Та, что поупитанней - смерть. Ей на войне всегда сытно да вольготно, а плоскогрудая - жизнь. Ей так вертеться во время боевых действий приходится, в такие щели забираться, что с высокой грудью там ни в жизнь не выжить.
  И еще немного о парне в красной шапке. Уж дюже мне его образ по душе пришелся. Типичная сволочь, влюбленная в себя до безумия безрассудного. Судите сами. Сперва он красуется в своей шапке, где-то на не очень простреливаемой улице. Не совсем ведь дурак. Людская молва и так-то работает на зависть любому средству массовой информации, а в минуты опасности её эффективность увеличивается в несколько раз. Вот и прославила она капитана. И вдруг он узнает, что один солдатик (начитавшись что-то там про самураев) безразличен (во всяком случае, всем своим видом показывает) к смерти. Ох, и взбеленился капитан!
   - Как так! - бушует в его душе страшный пожар. - Я самый смелый, а этот щенок.... Да я его.... Ну, погоди ж у меня.... Да, как он....
  Расправиться с пацаном из моторизованной пехоты в открытую нельзя. Народ этого не одобрит. Об этом капитан мигом смекнул. Вот и придумал он: найти пару шалав в тыловом обозе да разыграть вечерком перед мальчишкой философскую сказку. А после сказки отмудохать мальца от души, дескать, уму-разуму учу. Все довольны, а капитан, любивший себя больше жизни, герой в кубе. Даже перед избитым мальчишкой - герой. Вот такая показалась мне здесь философия. Так я понял.
  
   ЛЕДАНИКА
   МАТУШКА ДОБСКИ
  С удовольствием прочитал сказку с большим намеком на язвы злого тоталитарного режима. Всё здесь есть. Всемогущий вождь (матушка Добски), народ (дети), высшая цель (не забыть, что ты был человеком), постоянное напоминание об этой цели с утра до ночи, расслоение общества (девочка верит безгранично, новому сыну в основном все до лампочки, старый сын сомневается), попытка перевоспитать дурака, мыслящего инако, кара сомневающимся тоже есть (обращение их в псов). Всё есть. Читаешь и в затылке прострел. Как в жизни. Хочешь жить как человек, тогда повторяй постоянно: печка- это печка, ложка - это ложка, огонь - это огонь, партия - это ум, честь и совесть. Не желаешь повторять за матушкой, то милости просим в царство собак с пустыми глазницами. Или, "собачек", как их по-доброму называет матушка Добски. Представьте себе собачку с пустыми глазницами. Но если матушка Добски сказала, что эти чудовища - собачки, мы просто обязаны в это верить и повторять это ежедневно, ежечасно и ежеминутно, а иначе.... Так я понял.
  
   ЖЕЛЕЗНЫЙ Д.
   ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СМЕРТИ
  Рассказ о трагической судьбе работника правоохранительных органов ставшего жертвой на кровопролитном фронте борьбы с преступностью. Все на этом фронте потерял человек: и честь, и совесть, и ум, и, в конце концов, саму жизнь. И доказательства этих потерь четко показаны в рассказе. О чести. Честь от слова - честный (а может быть наоборот, но это в моих рассуждениях не столь важно). Итак, о чести. Застрелив одного преступника, главный герой, не желает честно сказать обо всех обстоятельствах этого дела, чтоб удобнее было солгать, убивает и второго. Вот и нет чести. Ну, и совести соответственно нет. Совесть, наверняка, не позволила для своего призрачного блага лишать человека жизни. Загрызла бы, а раз не грызет, так и нет её. А если человеку нравится, что его считают убийцей, то о каком уме здесь говорить можно? А ему нравилось: потому он и стрелял спокойно, как в тире, и философствовал возле трупа, только что умершего человека, когда-то халатно относившегося к своим обязанностям.
  Пропал человек. Нашел общий язык с энтропией. Ничего его теперь не спасет: ни Бог, ни царь и не герой. И сам он себя уже не спасет. Но не поворачивается язык осудить его. Такая жизнь - любого достанет. За нас же он пострадал. И страдание его - почище пули бандитской будет. Сколько же их таких? Да, полно! Пусть не такие, как в рассказе, рассказ он на то и рассказ, чтоб оголить какое-то чувство. Показать где-то с перебором и оголить. Получилось.
  А смерть - так она к тебе только в образе тебя и придет, расчищая путь твой перед тобою. Так я понял.
  
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Д.Сугралинов "Дисгардиум. Угроза А-класса"(ЛитРПГ) О.Герр "Невеста на продажу"(Любовное фэнтези) М.Атаманов "Котёнок и его человек"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Мета-Игра. Пробуждение"(ЛитРПГ) А.Ардова "Жена по ошибке"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) Л.Грош "Они не мы. Красная сфера"(Антиутопия) Н.Любимка "Алая печать"(Боевое фэнтези) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) В.Лошкарёва "Суженая"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"