Аннотация: Обзор рассказов конкурса Эксперикон "Коридор затмений"
Повезло с датами конкурса: была возможность читать рассказы по мере поступления. Аккуратно делала пометки для голосования. С приближением дедлайна их пересмотрела и подумала - а почему бы краткий обзор не написать?
Читая рассказы, неоднократно вспоминала старый анекдот про бордель, заканчивающийся компетентным мнением содержательницы оного: - Ну, ужас. Ну, кошмар. Но никак не ужас-ужас-ужас.
Поэтому попытаюсь классифицировать своё восприятие по количество ужаса - 1У, 2У, 3У. Понимаю, что некоторые рассказы более мистические, чем ужасные... Ну, кому сейчас просто.
Безоговорочно в категорию 3У попали два рассказа: "Китагава" и "Сквозь стену". Рядом - "Грибник". Не выше, не ниже, просто немного в стороне. Потому что в чистых "ужастиках" не оценить.
Впечатления - в алфавитном порядке, по названию
 А.М.Тарасова А капелла
 Скорее красиво и грустно, чем страшно. От силы на 1У. Долго не могла сообразить, при чём тут "а капелла", если если всё поётся с сопровождением. Потом догадалась, что а капелла будут петь убитые музыканты.
 И сама история, и исполнение - весьма достойные, даже вне заявленного жанра. Наверное, именно поэтому сцена на кладбище показалась неоправданно затянутой, как будто автор хотел искусственно увеличить ужастиковую составляющую.
 Тема преступления и воздаяния, пусть и сильно отсроченная, как правило, крайне выигрышная - если сюжет построен правильно. Здесь - тот самый случай. Единственное, чего не поняла, и с чем внутренне не смогла согласиться - за что садисту и негодяю такая лёгкая смерь под прекрасные песнопения? Или я слишком кровожадна?
 Найвири Агата
 Очень качественный ужастик. Как минимум на 2У, а то и на все 3. В одном рассказе слились сразу несколько стандартных для жанра сюжетов: психиатр-больной; невинная жертва; преступление-воздаяние; призрак, стремящийся покинуть своё пристанище и периодически кому-то мсящий; патологическая любовь... Мне показалось, что повествование это перегрузило: не успеваешь вчитаться в одну историю, а она уже сменилась другой. Хота соединены они мастерски. И жуть такая "правильная", особенно на фоне тоскливого быта.
 Г. Голышев Алый отряд
 Мистика, карма, индуизм. В "ужастиках" оценить не смогла, несмотря на реки крови и горы трупов. И цепочка перерождений, и невозможность бороться с кармой - хороши. Порадовало, что язык полностью соответствует истории, но не перегружен излишней стилизацией.
 Великолепно и очень логично описан момент возрождения демонов. Понятно, что с Колеса они не спрыгнут, хотя Книгу и сожгли. Жалко их, несмотря на все зверства. Интересно, автор так и задумывал?
 Цокота О.П. Бледный Лик Полнолуния
 Не совсем мистика или хоррор, скорее - притча. Тот редкий случай, когда ужас не в реках крови и монстрах, а просто в атмосфере. И во всеобщем восприятии существующего положения вещей как единственно возможной реальности.
 Люди как крысы... Брррр!
 Щербак В.П. Большое песчаное плато
 Зверь в каждом из нас... И насколько успешно мы можем этого зверя подчинить. Тоже скорее притча.
 Правда, сцена со скорпионами на 2У явно тянет, очень зримо прописана.
 И финал позитивный, что в этом жанре - большая редкость. Будем надеяться, что герой сумеет со своей звериной сущностью совладать.
Р. Вербина Бумажная комната
Достаточно страшно. На все 3У. Поначалу. Особенно - с личинками. А потом переплетение снов и ужасов переходит какой-то порог, и превращается просто в набор страшилок. К сожалению. Потому что идея такого переплетения показалась интересной, - когда явь переходит в сон, и отличить их друг от друга невозможно.
Финал вроде бы что-то разъясняет, но очень невнятно. Если честно, то так и не поняла, что к чему. То ли это реально мистика, то ли девочка умом повредилась в детстве.
А вот эпизод с курением и последующим сном - замечательный.
Р. Шагманов Вой Волков, идущих по следу
Так и не поняла, почему в названии "Волки" с заглавной буквы. Намёк на то, что не простые это волки?
Сюжет достаточно банален. Про оборотней только ленивый не писал. Или это не оборотни, а какие-то другие монстры? Или просто мальчишка испугался до лупо-, селено- и прочих разных фобий? Наверное, можно было бы пару намёков вставить. Пока же по тексту - всё таки оборотни получаются.
А в целом - весьма достойно и в тему. Хороший язык, картинка сразу возникает вполне ясная. И подросток со всеми его телодвижениями получился очень достоверный. Не сказать, чтобы совсем ужас-кошмар, но, как минимум, на 1У тянет.
П.Виноградов Грибник
Пожалуй, самый интересный рассказ конкурса. Великолепно проработанный оригинальный мир, интереснейшие сущности. Да, возникают некоторые вопросы по навыкам и знаниям героя, которые ему по сюжету вроде бы и не полагаются. Автор явно рассказал нам меньше, чем про героя знает. Обидно. Хочется подробностей, хоть немножко.
В "ужастиках" оценивать не могу, потому как чистый постап с мистико-сказочным уклоном. Для героя - оптимистический. Для нас - увы.
 Правда, "вепрь Ы" показался лишним, уж слишком явный акцент на том, откуда сюжетные ноги растут. Для непонятливых? Так они вряд ли первоисточник читали. А прочие и так догадались.
 Что приятно удивило - не возникло ощущения некоего помотивника. Однозначно понравилось.
 Кучеренко Л. Ешь, люби и не умирай
 Ужаса - в избытке. На 3У. Но - не моё. Если автор намеренно старался вызвать у читателей чувство отвращения - ему это удалось. Что говорит о достаточно высоком уровне мастерства.
 Сюжет развивается весьма логично, да и переживания героини выглядят очень достоверно. Точно, не моё.
 Ремельгас С. Женщина в колодце
 Замечательный образец мистики. Все очень зыбко, на полутонах и намёках. Мотивация персонажей - или в тени, или за пределами рассказа, поэтому масса места для собственных домыслов.
 Читалось с интересом и удовольствием.
 Шауров Э. Завтрак с вдовой
 Чистый классический хоррор. На 2-3У. Показалось, что уж слишком классический, слишком всем канонам соответствует. Не хватило какого-то лёгкого безумия. Но это - чисто личное восприятие.
 Ещё раз: написано очень хорошо. Одна из моих сотрудниц - так просто в восторге и считает лучшим. Но обзор, увы, пишет не она...
 Да, немного покоробила фраза "отложить потомство". За счёт странности и некоей диковатости с биологической точки зрения накал ужаса несколько снижает.
 Павлова Н.Н. Зеркало Близнецов
 И опять соединение нескольких стандартных сюжетных приёмов: зеркало как грань между мирами; зазеркальные копии людей; психиатр-больной. Ужаса хватает, как минимум на 2У. А сопереживания - даже с избытком.
 Перегруженности не ощутила. Видимо, потому, что скомпоновано всё удачно, а последняя связка прошла в финале, как некая объяснялка. Для развития сюжета и понимания идеи автора - это хорошо. Для меня, как избалованного читателя - не очень. Не люблю, когда всё растолковывают, гораздо приятнее идею и так и эдак покрутить, и попытаться придумать какую-то версию самой. Да, при чтении немного напрягал курсив. Не уверена, что он так уж необходим. Хотя автору виднее.
 Несомненно, рассказ удачный.
 Улыбкин А.Л. Исповедь
 Жёстко. 3У. И не только за счёт прямых описаний, но и за счёт общей атмосферы. Редкая в рамках жанра мораль, выраженная достаточно прямо, что восприятию не помешало.
Не очень часто встречающийся реверсивный поворот темы психиатр-больной, в данном случае - исповедник/грешник. Интересные мысли о профессиональной аберрации, соответствии и несоответствии человека занимаемой должности, да и о том, как профессиональная деятельность позволяет - или не позволяет - реализовать тайные личностные устремления.
 С точки той самой профессиональной аберрации, финал - блестящий.
 "Как жаль... Как жаль... " - что нужно выбрать всего 5 рассказов.
 Данта И. Как все
 И ещё одна тема зазеркальных близнецов. С моралью. Не могу сказать, что в восторге, не могу сказать, что решительно не понравилось. Неплохо, ужаса - в достатке, на 1У. Хотя морали - больше.
 Долго думала, почему рассказ вызвал столь слабый отклик. Пришла к выводу, что из-за невероятной несимпатичности героя. Вон, демонам посочувствовала, и даже в некоторой степени - палачу. А здесь - совсем полное ничтожество. И двойник у него такой же.
С. Волк Китагава
Чистые 3У. Начну с того, что рассказ хорош сам по себе, безотносительно к жанру. Великолепная японская стилизация. Бывала в Японии неоднократно, поэтому оценила, ни одного вопроса или сомнения в реальности не возникло. И даже у не бывавших там (специально давала прочитать нескольким сотрудникам) - полное ощущение погружения в атмосферу.
Правда, все отметили некоторый излишек нативных слов, понятных японистам и просто прияпоненным, но ничего не говорящих простому читателю. Например, "сарариман" и "такояки" в финале замедляют восприятие и немного снижают накал ужаса. Задумался о том, что же это такое и как со сценой связано - и бояться перестал. А у меня слюноотделение началось, главное, чтобы сарариманы в очереди не толклись, и кацуобуси побольше было.
Очень грамотная динамика. С учётом тематики конкурса понятно, что хорошо это путешествие не закончится, но нагнетание ужаса идёт постепенно, плавно подводя к развязке. И позволяющий несколько толкований финал - вишенкой на торте.
Слово "подскользнулся" ненавижу.
 Р. Римских Литания Дагни
Замечательно. Второй рассказ на конкурсе (помимо "Грибника") с оригинальным миром. В отличие от него, не логичным, а абсолютно фантастическим. Сначала настраиваешься на более-менее интересный, но стандартный постап, а тут такое начинается...
Рассказ красивый, динамичный, эмоциональный, и с ударным финалом. Но всё равно появилось ощущение, что это кусочек чего-то большего. Я ошибаюсь?
 В.В. Ечеистов Лютый морок
 Классика деревенского/сказочного хоррора. Несомненные 3У. рассказ хорош и идей, и композицией, и стилем - в целом.
 Кое-где повествование показалось затянутым, какие-то стилистические неточности царапали глаз. И не с точки зрения пуризма, а лишь потому, что мешали восприятию и прерывали нарастание ужаса.
 Только один пример: "Олег не знал, что стал бы делать, попадись ему какая-нибудь старуха, но тут... ". Поневоле задумываешься, и версии на ум приходят всё больше юмористические.
 В целом - очень хорошо.
 Амадей Мал клоп
 Море крови, кишок и прочих не очень аппетитных деталей. Но почему-то не очень испугало. Так, на 1У, или даже меньше.
 Может быть, потому, что не уловила основной идеи: что автор хотел сказать городу и миру. Что даже мышь, загнанная в угол...?
 Или потому, что кровавые детали вызвали некоторые сомнения в своей достоверности? Например, не уверена, что человеческие кишки выдержат вес взрослого человека, пусть даже очень мелкого - но килограммов-то сорок-пятьдесят он весит?
 Да ещё и финала как такового нет...
 Беляев Н.В. Мрамор лейтенантов
 Наверное, мистика. С уклоном в подростковую литературу. Правильную, воспитывающую.
 Рассказ светлый, чистый. Написан очень достойно. К сожалению, оригинальности это ему не прибавляет. Тема уж больно истоптанная. Есть некоторая новизна в её развитии, но не более того. Тяжело писать на военные темы, уж слишком много создано хрестоматийных произведений, в том числе и с мистической составляющей. Так что автор взвалил на себя практически неподъёмную ношу. За что ему искренне уважение.
 А стилистически и композиционно - очень хорошо.
 Сухарь&cушка На другой стороне темного коридора Затмения
 В названии почудились элементы внутрифорумного капустника, особенно с "Затмением" с заглавной буквы. К счастью, опасения оказались напрасными. Исторически-временная фантасмагория, не меньше, чем на 2У.
 Великолепно выдержанный стиль, весьма уместные стихи. Композиция, держащая в напряжении.
 Несколько мелких, чисто вкусовых замечаний. Учитывая период деятельности Джека Потрошителя и время закаты карьеры чайных клиперов, "старый морской волк-одиночка" должен быть очень, очень стар, чтобы у него могла возникнуть ассоциация с клипером. И ещё. "Две легенды, две леди - "Кати Сарк" и "Фермопилы"". У "Фермопил" как раз соперницы были, ее как раз "Кати Сарк" обогнала. Да и с "леди" Фермопилы не очень монтируются - в силу числа и рода. А ведь в той же когорте были и "Титания", и "Морская ведьма"...
А в целом - впечатлило. Очень.
 Вэдер О. Осенняя охота
 Охотничья байка с пересечением миров. В жанре, близком к "Вою Волков...". Написано хорошо, многие картинки отчётливо прорисовываются. Слегка страшно, но почему-то сразу возникает предчувствие, что всё закончится хорошо.
 Композиционно вполне грамотно, финал с клыком, как и положено, ударный. Хотелось бы, правда, получить некоторую уверенность в том, что драконы так у озера и останутся. Или испугаться, что не сегодня-завтра к нам прилетят. Редкий случай, когда хочется определённости.
 Поповская И.И. Побег из тела
 Модная тема побега от повседневности, от реальности, от себя... Очень удачно поданная. При этом с достаточно живыми персонажами и хорошей порцией ужаса. Как минимум 2У. Это при том, что 3У были бы перебором, получился бы совсем другой рассказ.
 Блестящая музыкальная составляющая, задающая ритм всему рассказу. А вот иллюстрация, замечательная сама по себе - явно лишняя, тем более - в рамках конкурса. Автор как бы не верит, что способен донести до читателя свою мысль, и предлагает: - Вот, я вам тут ещё картинку нарисовал, чтобы понятнее было, и чтобы настроение создать.
 И совершенно напрасно. Всё получилось и без картинки.
К. Цахес Поводок
Сюжет с психиатром и больным - достаточно истоптанный. Мало можно назвать не порезвившихся на нём авторов. И, вполне закономерно, практически ни один больной не считает себя таковым. Специфика психиатрии, что поделать.
И мистико-хоррорная составляющая здесь общеизвестный сюжет спасает, делая его вполне оригинальным. Дело в том, фантдоп здесь хорош. Превращение врачей в уродливых и страшноватых кукол - это сильно. Правда, гнома я сразу в чём-то нехорошем заподозрила: уж слишком старательно автор делал акцент на "живые" глаза. И ошиблась - сюжет повернул совсем в другую сторону.
Мелкие стилистические и орфографические ляпы, а также несколько вольное обращение с запятыми впечатление не испортили. Что удивительно - обычно при первой же ошибке раздражаюсь. Видимо, рассказ действительно хорош. И ужаса с избытком, на 4У. Или даже больше.
 Винокур Р. Призраки старой деревни
 Забавно. Пересказ деревенских и детских баек с попыткой осмысления сущности мистических явлений. Как рассказ не воспринимается, но читается с удовольствием.
 Бел Д. Ре.Ми.Ни
 Образцовый ужастик. 3У. Читается с неослабевающим интересом, и всё ждёшь: и когда же наконец начнётся, уже можно пугаться?
 Как выяснилось, ждёшь не напрасно. В финале - тот самый ужас-ужас-ужас. При этом без избытка тошнотворных деталей, их как раз в меру. А в сочетании с прекрасным обликом Ремини получается совсем уж страшно.
 Махавкин А.А. Реальность
 Забавно. Динамично. Не страшно. Но забавно и динамично.
 Ясно видны отсылке к классике жанра, да автор из и не скрывает. Да без Ктулху никак.
 Автор, несомненно, веселился в процессе написания, и получал удовольствие от процесса. Думаю, что читатели удовольствие тоже получат.
 Стасисбрынза Сдерживающий фактор
 Тяжело комментировать сильно нелюбимого автора. Особенно, если рассказ объективно можно считать удачным в своём жанре. Который, разумеется, никакая не мистика. И не хоррор. А явная политическая сатира. С полным объёмом присущей автору склонности к безудержному утрированию и доведению ситуации до высочайшего уровня абсурда.
 Парочка эпизодов искренне повеселила.
 Федоров А. Седьмой круг ада
 Ужастик с соблюдением практически всех канонов жанра. 3У. Хотя тема и достаточно избитая, с душевнобольным и его метаниями. Но подана весьма и весьма необычно. К финалу появляется сомнение в нормальности рассказчика. Да и всего остального человечества. И мысли о том, насколько тонка грань, отделяющая норму от психоза. Или, если посмотреть с другой стороны, наш мир от мира демонов.
 Можем мы отгородиться от них и сохранить себя, не можем - это науке неизвестно. И если снятся кошмары - нужно быть настороже.
 Читалось с интересом и определённой опаской. Так ведь это и требовалось.
 Орестов В. Сквозь стену
Великолепный образец городского ужастика. Такая же, как в предыдущем рассказе, выверенная динамика нарастания ужаса. Даже с небольшим откатом к нормальной безопасной реальности, что усиливает эффект. И постепенно исчезновение этой реальности тоже впечатляет.
Психоз это, фобия, или реальные монстры - каждый может решать для себя. Что тоже есть хорошо. Я для себя решила, что монстры. Пару раз выходила на подобный балкон - очень неуютно там себя чувствуешь. Теперь-то понимаю, почему. Нет, явно курить нужно бросать.
И изложена история вполне достойно. Хотя и не без небольших нареканий и недоумений. Сразу споткнулась о поезд Санкт-Петербург-Брянск, на котором герой едет в обратном направлении, из Брянска в Санкт-Петербург. Смутил и "брежневский" дом. Нет, антураж описан вполне убедительно и зримо. Но термин сам увидела впервые. Ну, наверное, питерцев нам, москвичам, иногда сложнее понять, чем японцев.
Рассказ, без сомнения, в числе лидеров. Пожалуй, даже больше, чем 3У.
 Танагура Смеркалось
 Традиционный сюжет "психиатр-больной". В этот раз - в жанре гротеска и абсурда. Опыт интересный и, нужно признать, вполне удачный. Особой идеи не увидела, да и не особенно испугалась. Так ведь автор этого и не планировал, просто хотел повеселиться и читателей повеселить. Что ему вполне и удалось.
 Картинка вот лишней показалась. А пока на неё смотрела, и идею осознала: уборщица со шваброй страшней маньяка с бензопилой.
 Бородкин А.П. Туман
 Соприкосновение миров и времён. Которое традиционно ничем хорошим не заканчивается. Данный рассказ - не исключение.
 Написан крайне добротно, с очень живым профессором. Можно рассматривать как наш ответ бесчисленным удачливым попаданкам и попаданцам в соседние миры и другие реальности.
 Да, переход в тумане - весьма банально. И название Стивен Кинг давно за собой закрепил. Но удовольствию от чтения это не помешало.
 Бреннан Н. Убивая любимых
 И опять психиатрия. Честно говоря, из всей группы конкурсных рассказов с этой сюжетной линией впечатлил меньше всего. Воспринимается как пересказ истории болезни, острого приступа алкогольного делирия. Весьма художественный, с массой интересных деталей, но не более того. Напился, убил жену и ребёнка, сошёл с ума.
 Ютта Утопленник
 Чудесная история с очень живыми персонажами, замечательный язык. За одну лишь фразу "Степь - это место, где живёт воздух" нужно медаль давать! Про "обидели мышку" я даже не говорю.
 История не очень простая, приходится вчитываться, но оно того стоит.
 
 
 Ну вот, выразила словом очень субъективные впечатления от явно удавшегося конкурса, и поняла, что представления не имею, как голосовать. Слишком мало мест, слишком много достойных. Увы мне, увы...