Было что-то донельзя невозможное в том, каким образом этот нервно вздрагивающий человек нашел дорогу сюда, в приемную детектива особо исключительных дел Виктора Блескова. На чем Виктор и заострил внимание, невзначай так поинтересовавшись:
-- Вы не ошиблись адресом?
Трепещущий человек интенсивно покачал головой:
-- Ни в коем разе. Сюда мне надо! Сюда...
-- Вы уверены?
-- Зовут меня Ричард Новенький. Может, слыхали? Да нет, вряд ли. Мой бизнес сугубо специфичный -- занимаюсь реставрацией предметов старины. Вот и дозанимался. До полной сумятицы в башке. К вам мне надо! К вам...
-- Почему?
-- Есть проблема. Я точно знаю, что совершил преступление. Вот только не знаю: какое.
-- Гм. Получается расследование наоборот: преступник известен, надо раскрыть, что он совершил?..
-- Да.
-- А вот теперь мы с вами ненадолго прервемся.
-- Это почему?
-- Да потому что на то имеются веские причины.
Веские причины представляли собой появление в приемной -- тесном лужаистом дворике у дома Виктора -- катера на воздушной продушке, который, отшвырнув на полным ходу шезлонг, остановился, разворотив штабель сковородок.
-- Это нападение! -- воскликнул Ричард. -- Это сокрушительный визит! Это "Дебри"!
-- Успокойтесь, -- сказал Виктор. -- Это прибыл Кувалда.
-- Ничего себе прозвище -- Кувалда...
-- Это у него фамилия такая. Николай Петрович Кувалда. Опять не вписался во дворик. Будет теперь испытывать невероятные трудности, пытаясь забрать у соседей шезлонг, помявший их цветочные грядки. Будет весь вечер собирать с травы свои сковородки.
Из кабины катера вылез самодовольный мужчина и сказал:
-- Ну, я пошел.
И удалился, приветливо поглядывая по сторонам.
-- Надо бы, -- сказал Ричард, -- попробовать все-таки обратиться к моему делу.
-- Непременно этим сейчас и займемся. Вот только закончим одно неотлогательное мероприятие... -- Виктор встал с кресла и подошел к висящему на стволе абрикосового дерева невзрачному почтовому ящику. Открыл. Внутри лежал свернутый в трубочку листок бумаги.
Ричард заерзал на табуретке:
-- Меня, наверное, сейчас клиент какой-нибудь ждет. Если не дождется, может сорваться приобретение некоего раритета.
-- Сейчас вы клиент. Так что наберитесь терпения... Итак, пришло долгожданное сообщение от одного моего корреспондента. Он пишет, что получены доказательства того, что "Дебри" -- деревенская организация экстремальных бизнесменов, использующая в своей деятельности неординарные действия -- миф, а не реальность. Стало быть, мое расследование по "Дебрям" автоматически прекращается, и у меня появляется уйма времени, которое я готов уделить вашей загадке.
-- Боюсь, что в отношении "Дебрей" ваш корреспондент ошибается. Потому как именно из-за "Дебрей" я к вам и пришел.
-- Вот как?! Ах, да! Здесь, в письме, от руки прикаракулено красным фломастером: "Мы разбушевались". И подпись: "Дебри". Что ж. Это все меняет. В эдаком раскладе давайте выслушаем вас о столкновении с "Дебрями".
-- Если нам опять что-нибудь не помешает.
-- А мы давайте примем соответствующие меры. Например, включим калитку.
-- Это как?
-- Тривиально, Ричард. Она оборудована автоответчиком. Стоит до нее дотронуться, как из ближайшего куста раздается голос, который вступает в затяжную беседу с незваным посетителем.
-- Давайте. Если это единственный способ уделить мне внимание.
Виктор нажал кнопку на пульте дистанционного управления:
-- Готово. Итак, что вы там намекали про "Дебри"?
Ричард в очередной раз расстроенно дернул подбородком и сказал:
-- В прошлую среду я нечаянно столкнулся с предложением приобрести коллекцию Шуршалкина.
-- Знаменитого собирателя старины начала XXI века?
-- Да. Я, конечно, отказался.
-- Потому как не имеете такого уровня финансовых средств?
-- Да. Но мне намекнули, что возможен бартер: коллекция Шуршалкина в обмен на один древний предмет, который я должен буду для них раздобыть.
-- Судя по тому, что вы добрались-таки до моей приемной, невзирая на тот факт, что никому в целом мире не известно о ней, потому как всего лишь за секунду до вашего прихода я ее организовал, вы на бартер согласились.
-- Да. Вы проницательный человек.
-- Я ведь детектив.
-- А я действительно клюнул на заманчивое предложение, из-за чего в результате нахожусь тут в попытке разобраться с последствиями приключений, в которые я угодил.
-- Не клюнуть было бы затруднительно?
-- Да. Ведь коллекция Шуршалкина -- это превосходная возможность перейти на качественно новый виток в моем творчестве.
-- Вот как? Творчестве?
-- Именно так я и расцениваю свою деятельность.
-- Что ж. У каждого есть право думать что угодно.
-- Ознакомившись с продемонстрированной мне коллекцией Шуршалкина, я убедился что она почти полная, за исключением одного-единственного пункта -- Мотыги-Черпалки. Мне пояснили, что если бы в коллекции присутствовали все пункты, означенные в каталогах, то ни о какой сделке со мной не могло быть и речи по причине того, что тогда бы стоимость коллекции превышала все мыслимые границы. Я и сам это прекрасно понимал, но понимал и необходимость подобного пояснения: мне доходчиво доводили до сведения, что предложение наипрекраснейшее. В общем, я сказал, что попробую раздобыть интересующий их предмет.
-- Кого их?
-- Они представились как Антикварные Курьеры.
-- Это как?
-- То есть, способствуют перемещению предметов старины из коллекции в коллекцию.
-- Мошенники?
-- Не обязательно.
-- Итак, вам поставили задачу...
-- Да. Им был нужен так называемый Отчаянный Ларец. Самое главное -- его местонахождение -- проблемы не составляло. Курьерам было известно, что он лежит преспокойненько среди старинной утвари у некоего Осторожнова. Проблема была в другом: Осторожнов из-за каких-то давнишних обид не хотел иметь никаких дел с Курьерами. Потому-то меня к нему и направляли. Мне предстояло придумать способ, как заполучить Отчаянный Ларец. На это у меня не было никаких мыслей, но меня это не смущало. Я был уверен: что-нибудь придумаю по ходу обстоятельств. В общем, отправился я к Осторожнову. Это оказался сотрудник телевидения, весьма настороженно взирающий на мир. Такого человека не так-то просто уговорить расстаться с Отчаянным Ларцом, об истинной ценности которого он догадывался в виду предыдущих многочисленных попыток Курьеров добыть его. Однако, когда Осторожнов узнал о моей специальности реставратора, все тут же упростилось. Он попросил меня починить редкую модель спутниковой антенны, пообещав отдать за это любую приглянувшуюся мне вещицу из его собрания древностей. Надо было взять эту самую антенну в запертой комнате, в которой Осторожнов хранил не только свои раритеты, но и вообще что попало. Когда Осторожнов открыл ту комнату, и впустил меня туда, я немедленно понял, что испытание мне предстоит суровое. Не такое уж большое помещение было настолько загромождено разным барахлом, что отыскать в нем что-либо было поистине затруднительно. Я начал подозревать, что Осторожнов не столько хотел отреставрировать антенну, сколько просто найти ее. Что ж. Он мудро поступил, ввязавшись в сделку со мной. Потому как я твердо решил: пока не обнаружу антенну, не успокоюсь. Беглый осмотр комнаты дал очевидность: антенны что-то не видать. Наблюдалось: инкрустированная мебель, свертки живописных холстов, потрепанная видеотехника, столярные инструменты, компьютер, акваланг...
-- То есть, Осторожнов занимается подбором как антикварных вещей, так и раритетов наших дней?
-- Да. Причем хранит их вместе с совершенно ненужными вещами, тем самым оберегая свои сокровища от поползновений похитителей.
-- Что сыграло с ним самим шутку.
-- Да. Антенна конкретно затерялась. Зато вот Отчаянный Ларец так и бросался в глаза. Это меня вдохновило, и я принял намерение добраться-таки до антенны во что бы то ни стало. Однако, не прошло и нескольки минут с того времени, как я вошел в комнату-склад, как экран монитора находящегося там компьютера засветился и на нем появилось мультипликационное изображение мужика в тулупе, шапке-ушанке, заплатанных штанах, кроссовках и черных очках...
-- Так, по слухам, выглядит представитель "Дебрей".
-- Да. Он так и сказал с экрана, довольно тихо: "Привет, Ричард Новенький! Я из "Дебрей". Мы знаем, что ты совершил преступление!.." Будучи не верящим в разные невероятные байки, в том числе в реальность существования "Дебрей", я вначале подумал, что это глупый розыгрыш, но дебриец на экране продолжил: "В подтверждение того, что это правда, посмотри в свой кейс". Я посмотрел. В кейсе поверх договоров на реставрацию лежали три незнакомых предмета, которые непонятно как в кейсе очутились: ржавый амбарный замок, индейский томагавк и толстая пачка разноцветных этикеток. "Что это такое?" -- удивился я. "Улики, -- сказал дебриец. -- Теперь слушай внимательно. Не выкручивайся, тебе от нас не вывернуться. У тебя от нас поручение: в течение суток доставь нам Мотыгу-Черпалку. Иначе мы доведем до всеобщего сведения подробности твоего преступления. Итак, с этой самой минуты время пошло..." Экран погас. А я узрел, что вот она, спутниковая антенна, торчит из-за стеллажа с фолиантами в кожаных переплетах. Подивившись ее компактности, я взял ее, оглянулся и увидел, что Осторожнов в соседней комнате увлеченно убирает с подоконника кадки с лимонами, апельсинами и прочими фруктовыми растениями. "Готовлю место для антенны, -- сказал он. -- Вижу, вы-таки нашли ее. Как долго продлится реставрация?" "Несколько часов", -- сказал я, думая о том, что у меня всего сутки на добывание Мотыги-Черпалки. "Не торопитесь, -- успокоил Осторожнов. -- Лучше потратьте больше времени, но приведите ее в такое состояние, чтоб не стыдно было показать гостям. Недели вам хватит?" "Хватит, -- сказал я и спросил: -- А что за компьютер у вас там?" Осторожнов сказал: -- "Барахло. Он вообще не работает. В качества гонорара за свою работу лучше выберите что-нибудь действительно представляющее интерес". "Я подумаю", -- сказал я, помня об Отчаянном Ларце. После чего быстрее скорости помчался к вам в надежде получить квалифицированную помощь.
-- Разумеется, вы ее получите... -- Виктор задумчиво посмотрел на то, как Кувалда, дожевывая бутерброд, принялся поднимать сковородки и складывать их обратно в штабель.
-- Ему работы надолго, -- сказал Ричард.
-- В отличие от нас.
-- Как так?
-- Тривиально, Ричард. Мы твое дело распутаем довольно быстренько. Видел, как Кувалда тут устроил разброс?
-- Да.
-- Так это самая настояшая чепуха по сравнению со шмяком.
-- Что вы имеете в виду?
-- Шмяк -- мой излюбленный прием разгрома любой проблемы посредством привлечения сокрушительных обстоятельств. Вскоре я вас с ним познакомлю.
-- Небезынтересно было бы понаблюдать в действии.
-- Но для начала я хочу кое-что уточнить. Осторожнов вашего диалога с дебрийцем на экране не заметил?
-- Да. Монитор находился там, где Осторожнову его было не видно.
-- Так я и думал. Значит, других доказательств реального существования "Дебрей", кроме тех, что лежат в вашем кейсе, нет. Впрочем, и этого достаточно. Будем действовать соответственно шмяку.
-- Что для этого надо?
-- Сейчас понаблюдаете... -- Виктор поднялся с табуретки и подошел к люку в земле в уголке дворика и взялся рукой за его обшарпанную рукоятку: -- Настало время шмяка!..
2
-- Это не опасно? -- всполошился Ричард.
-- Конечно, опасно. Именно потому мы шмяк и применяем, дабы, воспользовавшись создавшейся суматохой, невзначай эдак найти "Дебри".
-- Зачем? По-моему, надо, наоборот, держаться от них подальше.
-- Отнюдь. Лучше всего ваши проблемы решатся, ежели сами "Дебри" дадут интересующие пояснения относительно преступления, которое вы, возможно, и не совершали.
-- Совершал, совершал. Я в этом точно уверен.
-- Что ж! Приготовьтесь. Сейчас будет шмяк!..
Виктор дернул за дверцу люка.
-- Только не шмяк! -- раздался пронзительный вопль с высоты. Крона абрикоса затрепыхалась: с ее вершины началось какое-то падение, издающее при этом звуки, позволяющие предположить: это низвергается куль с цементом. Но вот падение застопорилось и стало понятно, что это не куль с цементом, что это мужик в тулупе и в черных очках -- повис на руках на нижней ветке.
-- "Дебри"! -- воскликнул Ричард.
Дебриец отпустил ветку и, спрыгнув на землю, побежал по направлению к калитке, ловко не попадая кроссовками в разлапистые лужи.
-- Вот оно как, -- сказал Виктор. -- Значит, "Дебри" знают о шмяке. Это хорошо.
-- Как вы считаете: за кем из нас он следил?
-- Это не важно. Пусть даже за Кувалдой. Главное: мы знаем: "Дебри" где-то неподалеку. Это облегчает нам задачу ее отыскания.
-- Так где же шмяк?
Виктор еще раз дернул за дверцу люка:
-- Не открывается. Что ж. Я это предвидел. Скажу откровенно: начинать шмяк я буду когда-нибудь попозже. Это я ловко сблефовал, объявив во всеуслышание о наступлении шмяка. "Дебри" прям-таки всколыхнулись.
-- Почему же они настолько ретиво знают о шмяке, ежели они ранее с вами не пересекались?
-- Наслышаны, не иначе. Что ж. Воспользуемся результатом блефа.
-- Как?
-- Тривиально, Ричард. Мы можем даже не идти по следам дебрийца. Теперь, зная наверняка, что "Дебри" окружила нас близким кольцом, достаточно отправиться туда, где находятся другие ее агенты.
-- Куда?
-- Это должно быть место, удобное для внезапного действия с него. Скорее всего, это участок изгороди возле Заброшенной Оранжереи.
-- А мне бы хотелось все-таки проследить упавшего с дерева дебрийца. Это же так интересно: пройти по настоящему детективному следу...
-- Так и быть. Пойдем по следу. Это тоже вариант. -- Виктор вернулся к журнальному столику и задумчиво уставился на лежащие на нем ричардов кейс и осторожнову спутниковую антенну.
-- Будете осматривать подброшенные мне вещи?
-- Буду. Но не сейчас. Раз уж мы решили идти по следу дебрийца, нельзя время терять. Иначе следы оные могут куда-нибудь подеваться.
-- Я правильно понял, что вы не против того, чтобы я мог поприсутствовать при проведении вами расследования?
-- Иного не дано. Вы просто-напросто должны быть неподалеку от меня, дабы ответить мне на некоторые вопросы, которые я вам задам, когда того потребуют обстоятельства.
-- Но я не могу таскать с собой кейс и антенну во избежание возможности их нечаянно потерять.
-- Рискнем взять их с собой с надеждой, что с ними ничего не случится. Ведь в свое время они нам понадобятся.
Ричард схватил кейс и антенну:
-- Я готов!
Виктор крикнул Кувалде:
-- Я отбыл по делу. Если придут посетители, пусть меня не ждут. Сегодня в приемной я, скорее всего, больше не появлюсь.
Кувалда махнул в ответ сковородкой.
Виктор повесил пульт дистанционного управления на пояс:
-- Тогда вперед. Постараемся выйти-таки на "Дебри". Причем в самом ближайшем грядущем.
При подходе к калитке выяснилось, что ее больше не существует в своем надлежащем состоянии, поскольку надежно впечатана в грязь посреди проезжей части Звездного переулка.
-- Вот он и первый след, -- сказал Виктор. -- Движемся дальше.
-- Налево или направо? -- полубопытствовал незадачливый реставратор.
-- Тривиально, Ричард. Он бежал куда глаза глядят. Дебрийцы -- как их описывают в байках -- всегда ездят на велосипедах, и поэтому у них наработана привычка посматривать налево в зеркальце заднего обзора. Значит, глаза у него глядели налево. Стало быть, и мы нанево повернем.
Повернули. Не прошли и нескольки шагов, как обнаружили перевернутое пластиковое ведро, из которого затейливо выливалось что-то прозрачно-золотистое.
-- Здесь разлито, -- сказал Ричард.
-- Безусловно, это мед.
-- Как вы сразу определили?
-- А вон его хозяин -- пасечник Цвет -- пытается выбраться из затруднительной ситуации, в которую его угораздило угодить.
Метрах в пятнадцати от ведра, в обломках свежесокрушенного рекламного щита пытался выкарабкаться из них крупногабаритный парень. Виктор подошел к нему:
-- С кем-то неловко столкнулся?
-- Примерно так, -- ответил Цвет. -- Этот ухарь с разгону так шибко врезался в меня, что я улетел в окрестности. Но ничего! Я его очки темные и тулуп потертый запомнил хорошенечко! Он мне еще повстречается где-нибудь. Уж тогда-то я с ним щедро расквитаюсь.
-- Куда он побежал?
-- В сторону Тихого Сквера.
Виктор и Ричард двинулись дальше по Звездному переулку, и вскоре очутились возле небольшой, но весьма приметной достопримечательности под названием Тихий Сквер. Это было довольно сумбурноватое нагромождение заасфальтированных дорожек, пересекающих каштановый парк во всевозможных направлениях. Здесь была масса бездействующих атрракционов, потрескавшихся статуй, позабытых скамеек.
-- Меня это настораживает, -- сказал Виктор.
-- Вон та подозрительно безлюдная аллеечка? -- проявил наблюдательность Ричард.
-- Нет. То, с какой легкостью -- эдак мимоходом, эдак невзначай -- дебриец ломает калитки и сшибает пасечников. Напрашивается вывод: "Дебри" -- это серьезно.
-- Может, не будем с ними связываться?
-- Будем.
-- Но что-то не видно больше следов дебрийца. Куда же мы направимся теперь?
-- Я так полагаю: попробуем-ка действовать по-старинке.
-- Это как?
-- Методом научного тыка.
-- То есть, двинемся по этому мрачноватому парку абы куда?
-- Но тыкать все-таки будем со смыслом. Взять, хотя бы, вон то неприветливо сереющее зданьице.
-- Похоже на позабыто-неухоженный летний кинотеатр.
-- Это он и есть. Туда мы и пойдем, приняв во внимание факт, что по соседству с ним расположен участок изгороди возле Заброшенной Оранжереи, о котором я уже упоминал.
-- То бишь, посетим то место, куда вы первоначально планировали отправиться?..
-- Это так. Вдобавок не будем игнорировать и то, что в том же направлении летят несколько пчел, видно, на запах меда, в котором вымазался дебриец.
Виктор только-только сделал пару шагов к летнему кинотеатру, как вдруг из уставленного обветшалыми колоннами его входа вырвалась орава из двенадцати дебрийцев на замызганных велосипедах, стремглав унесшаяся в разных направлениях, преимущественно напролом через заросшие газоны.
-- Нельзя не отметить тот факт, -- сказал Виктор, -- что следы привели нас куда надо, кстати, именно туда, куда я и без следов намеревался вторгнуться своим присутствием.
-- Но мы, -- сказал Ричард, -- похоже, немного припозднились и не смогли подслушать, что замыслили "Дебри".
-- Судя по их ретивому разъезду, у них затеялось что-то весьма срочное. Жаль, конечно, что мы не поспели к их собранию.
-- Зато вовремя спрятались за деревьями. Будем надеяться, что дебрийцы нас не заметили?
-- Будем. А еще мы будем подкрадываться к этому увядшему кинотеатру в надежде на то, что не все дебрийцы оттуда упорхнули.
Подкрались.
Одна из боковых дверей оказалась незапертой. Виктор аккуратно приоткрыл ее. Ричард смело ступил внутрь и тут же запутался в свисающей бархатной портьере. Виктор попытался вызволить его, но коварный занавес не выдержал и, издав душераздирающий треск, свалился, поглотив детектива и реставратора под своей весомой грудой .
-- Что это было? -- раздался голос со сцены.
В дырочку в портьере Виктор увидел: у подернутого складками экрана стоят двое дебрийцев. Один из них сказал:
-- Да ерунда какая-нибудь. Что же еще это может быть?
Другой ответил:
-- Действительно. Надо в грядущий раз выбрать более подходящее местечко для заседания. Не столь обветшалое, которое того и гляди норовит развалиться прямо на глазах.
-- Давай я все-таки дорасскажу?
-- А, может, когда-нибудь в иной раз?
-- Нет, ты вникни. Сижу я, видишь ли, в засаде. Грежу о премии, которую получу за выполнение слежки за Ричардом Новеньким. А этот Виктор Блесков, видишь ли, надумал шмяк осуществить.
-- Неужто?
-- Да вот, представь себе.
-- Понятно теперь, почему ты примчался столь стремительно, что сумел затормозить, лишь врезавшись в трибуну для выступлений.
-- Ничего, что я раскурочил ее?
-- Придется возместить стоимость.
-- Меня больше другое беспокоит. Как я перед Подвохом буду отчитываться?!..
-- Поистине проблема. Причем состоит она не в трудности подбора веских аргументов в объяснении твоего поспешного покидания засады.
-- Я не сбежал! Я торопился доложить!
-- Примерно так я и догадался. Проблема же в сложности попасть на прием к Подвоху.
-- Может, подскажешь какую-нибудь идейку?
-- Ишь ты, какой хитренький. Хочешь, чтобы я использовал свои мыслительные способности для помощи тебе, в то время как мне надо их применять для придумывания мероприятий по выполнению собственного задания.
-- Да, я хитренький. Поэтому сам соображу, что надо сделать. Итак, начинаю соображать... Подвох каждое раннее утро появляется на одном из участков деятельности "Дебрей" -- лично поприсутствовать и дать ценные указания. Затем в течение всего дня Подвоха нельзя будет, видишь ли, увидеть, поскольку он занят своим личным отдыхом. Получается: чтобы сообщить Подвоху о возникших трудностях, требуется угадать: какое из направлений "Дебрей" он возьмется завтра курировать?
-- Что-то сложновато получается. Не находишь?
-- Видишь ли, нахожу. Но ничего не поделаешь. Таков стиль руководства Подвоха.
-- Тебе в твоей весьма и весьма непростой ситуации надо бы подсуетиться, дабы не попасть впросак.
-- Итак, продолжаю соображать... Какое же из многочисленных дел "Дебоей" Подвох посчитает завтра с утра наиболее важным? Понадеюсь, что это торговля элитными сортами зерна. Да! Буду ждать Подвоха завтра с утра там, где "Дебри" будут этим заниматься: ровно в шесть утра возле въезда в деревню Матренки.
-- Надеюсь, твой выбор верный.
-- А уж я-то как надеюсь...
-- До встречи, Бурьян.
-- До встречи, Ухват.
Дебрийцы, вскочив на велосипеды, выехали из летнего кинотеатра.
Виктор, одним резчайшим движением отбросив поднадоевшую, но великолепно маскирующую портьеру, произнес:
-- Что ж. Наши планы на завтра определились.
-- Вы имеете в виду то, что мы завтра спозаранку посетим въезд в деревню Матренки? -- предположил Ричард.
-- Да. Теперь же настала пора познакомиться с содержимым вашего кейса.
Ричард открыл свой темно-глянцевый чемоданчик. Виктор глянул внутрь:
-- Замок амбарный. Ржавый. Томагавк. Индейский. Этикетки. Разноцветные. Странноватый набор. Не находите?
-- Об том и речь. Вы уж, господин детектив Виктор Блесков, уделите огромное внимание разгадке моего дела. А то ведь, пока она не будет достигнута, ни за что не успокоюсь.
-- Уделить-то уделю. Не волнуйтесь. Кейс можете захлопнуть. Неясно как попавшие в него предметы дали мне ключ к распутыванию вашей тайны.
-- Какой?
-- Об этом -- в свое время. В настоящую же секунду давайте вспомним о том, что "Дебри" потребовали за свое молчание о якобы совершенном вами преступлении некую Мотыгу-Черпалку.
-- Но это же совершенно невозможно: за сутки раздобыть сей раритетный раритет.
-- Немного поподробнее: что такое Мотыга-Черпалка?
-- Пойдем, -- сказал Виктор. -- Похоже, там происходит что-то, связанное с нашим делом.
3
Выбравшись из летнего кинотеатра, Виктор и Ричард увидели: на одной из аллей стоит старичок в свитере, трико и домашних тапочках и тщательнейшим образом осматривает асфальт вокруг себя, усыпанный осколками фаянсового сервиза. У ног старичка лежала спортивная сумка, из которой продолжали вывыливаться золотистые чайные блюдца.
-- Редкий сервиз, -- безошибочно определил Ричард. -- Бывший сервиз. Потому как расколошматен основательно.
-- Отдай Отчаянный Ларец! -- крикнул старичок. Неподалеку от него отпрыгивающий от подкатывающихся под ноги блюдец высокий тонкий незнакомец, прижимая к своей груди шкатулку невзрачной наружности, ответствовал:
-- Ни за что!
-- Но у меня же, кроме сервиза в сумочке еще и уникальный рыцарский шлем был, специально предназначенный для обмена на Отчаянный Ларец.
-- Не видно что-то в этой груде осколков никакого рыцарского шлема.
-- Гляну-ка я в сумочку... Там нет.
-- А брал ли ты его с собой?
-- Точно помню: в сумочке был шлем.
-- Может, он проворно эдак куда-нибудь в кусты закувыркался?
-- Чем советы давать, лучше бы не убегал от меня так стремительно, когда я тебе хотел продемонстрировать то, что у меня в сумочке.
-- А мне не надо ничего. Пусть-ка лучше Отчаянный Ларец побудет у меня.
Ричард озабоченно сказал Виктору:
-- Ситуация, похоже, усложняется. Поскольку Отчаянный Ларец уже не у Осторожнова, то я не смогу получить ее за реставрацию спутниковой антенны.
-- Да, -- согласился Виктор. -- Похоже, ваша сделка с Антикварными Курьерами попадает под большущий вопрос. Без Отчаянного Ларца вам не отдадут коллекцию Шуршалкина.
-- Почти полную...
-- За исключением одного-единственного предмета -- Мотыги-Черпалки. Меня настораживает, что "Дебри" потребовали вас раздобыть именно Мотыгу-Черпалку. Создается впечатление: "Дебри" намерены собрать всю коллекцию Шуршалкина.
-- Но ведь это совершенно немыслимо. В том-то и дело, что Мотыга-Черпалка считается абсолютно утерянной. Потому-то стоимость полной коллекции Шуршалкина по каталогу находится в области очень больших чисел.
-- Значит, у "Дебрей" есть некоторые соображения по поводу того, реально ли найти Мотыгу -Черпалку. Значит, мы Мотыгой-Черпалкой и займемся.
-- А как же Отчаянный Ларец?
-- Но вы же видите, насколько прочно в него вцепился тот человек. Не хочет ни на что меняться.
-- Вскоре окажется, это не совсем так.
-- Вы его знаете?
-- Как всех более-менее серьезных собирателей редкостей. Это Андрей Брикетов.
-- А старичок?
-- Старичок -- Вильям Бутафоров. Пристает ко всем со своим фаянсом и рыцарскими шлемами в надежде заполучить за них что-нибудь поистине ценное. Брикетов же знаменит тем, что пытается научно обосновать свойство некоторых раритетов ускользать от охотников за ними.
-- Навроде Мотыги-Черпалки?
-- Ах, да! Как же я сразу не догадался?! К ней он подбирается, ловчуга! К ней! Затем-то он Отчаянный Ларец раздобыл! Хочет дорваться до коллекции Шуршалкина. Как-то осведомился, что Антикварные Курьеры отдают ее за Отчаянный Ларец. Вот и завладел им. Но ничего. Уж я-то знаю приемчик его остановить.
Ричард подошел к Брикетову и мрачно поинтересовался:
-- Зачем тебе Отчаянный Ларец?
-- Не скажу, -- прозвучало в ответ.
-- В то же время, -- вставил Виктор, -- было бы весьма прелюбопытнейше понаблюдать за тем, как самонадеянный Ричард попытается выманить предмет, который категорически не хотят выпускать из своих рук.
-- Самонадеянно и осуществлю, -- пробормотал Ричард и вновь обратился к Брикетову: -- Есть у меня соображеньице насчет координат обитания одного раритетика...
Брикетов всколыхнулся. Произнес нарочито небрежно:
-- Я не прочь послушать байки. Но не столь неправдоподобные.
-- Так-таки отказываешься от информации?..
На вытянутой физиономии Брикетова проступило желание удрать куда-нибудь в укромный уголок, где и обдумать предоставляемую ему поистине невероятную сделку.
В разговор вступил старичок Бутафоров:
-- А вот фаянсовый сервиз! Почти целый! Редкости весьма необыкновенной! Прямо из Голливуда! Из кухни одной кинозвезды! Не помню, какой именно, но определеннно знаменитой! А еще вдобавок могу предложить весьма старинный шлем! Принадлежал одному... Ну, в общем, известному рыцарю! И -- обратите внимание -- отдаю сервиз, шлем, а также уникальнейший автограф одного малоизученного, но весьма гениального художника... За что отдаю? Ах, да!.. Всего лишь за координаты обитания одного полумифического предмета коллекционирования под названием Мотыга-Черпалка! Что вы на данное заманчивое предложение скажете, уважаемый господин Новенький?
Не в силах сдерживать свое негодование по поводу того, как подступы к Мотыге-Черпалке ускользают в туманные дали, Брикетов не выдержал и крикнул:
-- Давай координаты обитания Мотыги-Черпалки! Что ты хочешь за это?
Ричард усмехнулся:
-- А ты угадай!..
-- Я в курсе твоих интересов. Бери Отчаянный Ларец, покамест я не передумал.
-- Ну вот, -- огорченно произнес Бутафоров. -- Опять я побоку...
Взяв Отчаянный Ларец и бегло убедившись в его подлинности, Ричард провозгласил: