В книге Анатолия Соболева "Кешка и Василек" для юношеского возраста наряду с драматическими нотками присутствует дух неотразимого обаяния, будь то повести: "Грозовая степь", "Кешка и Василек", "Ночная радуга", или рассказ "Военный хлеб".
Проза излагается так легко и непринужденно, что поневоле становишься участником описываемых событий.
Безмятежно радуешься вместе с героями повести "Грозовая степь" "опрокинувшейся радуге вполнеба", наслаждаешься с ними "медвяным запахом" зреющих степных трав, косишь кошанину с Ленькой Берестовым и его дедом в луговых степях.
Всем существом хочется помочь маленькому озорному Кешке и его любимому другу Васильку в повести "Кешка и Василек" тащить тяжелую рацию, вызволенную из подбитого немцами советского танка.
Мучительное волнение овладевает и за юного русского Ваню, из повести "Ночная радуга", который предстает перед читателем храбрым солдатом - разведчиком, служившим среди суровых берегов Норвегии, оккупированной фашисткой Германией.
Внутренне беспокоишься с самим Ваней (Вяйно) о возвращении его после тяжелого ранения в часть, где он должен предстать перед командованием и доложить о результатах разведки.
Трогательный рассказ писателя "Военный хлеб" напоминает грустную песню. Люди, в борьбе за выживание, выстаивают во время войны день и ночь длинные, как их холодные бараки очереди, чтобы получить свою буханку хлеба.
Черная очередь людей, толкущаяся всю ночь на морозе, "хлопающая себя по бокам рукавицами", вдруг начинает запевать песню вместе с Валькой Соловьем, барачным мальчишкой, который любил петь. Читаешь с придыханием этот рассказ и вдруг замечаешь, что тебя одолевает неутомимое желание тихонько запеть песню с измученными людьми в очереди за хлебом.
Проза писателя удивляет самобытной речью, особенно, когда дед Леньки Берестова мастерит туесок под ягоду и все ему про "ранешнее житье - бытье" рассказывает:
"От зари до зари хрип гнули, потом умывались, а хозяйство одна кобыла - соломой глаз заткнут. Да и та сдохла. Совсем обезручела наша семья. Вот тогда - то мы с Пантелеем и подались в батраки. Хлеб с лебедой замешивали. Мерекаешь?"
"Мерекаю", - ответит Ленька.
Легкий неподдельный юмор, как солнечный лучик просвечивается во всей детской прозе писателя.
Безграничной симпатией проникаешься к одному из героев повести Анатолия Соболева "Грозовая степь", вихрастому Федьке, когда он стоит, разинув рот, а Пронька Сусеков и Васька Лопух упражняются в меткости, кидая Федьке в рот пятак. Ему Пронька пятак обещал, если поймает ртом монету. Федька на этот пятак хотел купить больной сестренке Нюрке леденцов.
От души хочется смеяться и над Кешкой, героем повести "Кешка и Василек".
Кешка, недослышав на уроке географии подсказку своего друга Василька, называет страну Великобританию - Великой Тайной.
Необъятная природа в творчестве Анатолия Соболева, порой, предстает не в пластической созерцательности, а во взаимодействии с героями повествования.
"Я хмелею от медвяного запаха трав, от простора синих далей... Бегу по лугу и падаю в высокую траву...".
Так живет степью Ленька Берестов в повести "Грозовая степь".
Природа в прозе писателя олицетворяет силу духа человека и является самой жизнью, где "дни стоят изумительные, до краев налитые запахом цветочного царства, пылают ранними зорями, а вечерами полны звоном кузнечиков, свежести, покоя. Изредка величаво проплывает по небосводу тучка, вытряхнет дождь с молниями и опять первозданно сияет высь".