Филистеева Людмила Петровна: другие произведения.

Тонкая нить духовной пряжи

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:


Филистеева

Людмила

  

"Тонкая нить

духовной пряжи"...

( размышления над прочитанным)

Август

2009 г

г.Калининград

   Одухотворенная искусством и поэтическими символами своей
   эпохи Валентина Покладова с высочайшим мастерством отобра-
   зила в книге "Музейный пейзаж" " точную характеристику поэ-
   зии музейного труда".
   На протяжении всей повествуемой хроники это мастерство не
   угасает, с каждой страницей окутываясь временем, "сотканным
   из тончайшей духовной пряжи"...
   Форма обращения автора к читателю невероятно насыщенная,
   яркая, разнообразная.
   Порой разговор обогащен лирическими многозначащими раз-
   мышлениями:
   "И теперь точно знаем-во всём отражается всё тот же купол,
   твердь небесная, она - напоминание о том, что все мы вписа-
   ны в одно отражение, принадлежим одной гармонии, только
   не всегда об этом помним".
   А то вдруг, невзначай, среди раздумий об искусстве: " что
   есть искусство ? " кубизм, экспрессионизм, сюрреализм?...-
   вспомнит поэтические строки: " Тайна не в начале и не в конце,
   она в настоящем . Не было никакого начала и не будет никакого
   конца". ( Дж. Фаулз "Аристос").
   И дух захватывает от затаённого смысла этих слов, будто
   "невыразимая печаль открыла два огромных глаза".
   А бывает поведает читателю с неподдельной грустью: "спро-
   сят, как перейти жизнь? Отвечайте:как по струне бездну-краси-
   во, бережно и стремительно". Это дань памяти замечательному
   художнику Валерию Морозко, создавшему свою "Страну Туф-
   ляндию".
   С упоением читая страницу за страницей, удивляешься выста -
   вочным экспериментам, задача которых преодолеть закосте-нелые стереотипы выставочных практик ( выставка "236000",
   " Собор"и другие) и всей душой проникаясь идеями заманчи-
   вых экспериментов, будто становишься тоже соучастником
   отражения в зеркалах двух миров: земного и небесного.
   Поистине ошеломляет подготовка художественного отдела
   музея к 1 Международной выставке Мэйл-арта в Калининграде
   ( " Перфо-Рацио-Канта "), да и сама выставка, "словно соткан-
   ная из снов, ассоциаций, недомолвок, в полной мере нарушает
  
  
   представление о верхе и низе, о правом и левом, о традиции и авангарде".
   Не менее ошеломляюще поражает содержание выставки
   " Театр слова ", в которой участвовали художники из тридца-
   ти стран мира, в числе которых был испанский художник Ан-
   тонио Миро-человек, способный "любую банальность превра-
   тить в открытие, как обыкновенный куст в неопалимую купи-
   ну"... Листы Антонио Миро, как пишет Валентина Покладова-
   это постоянная балансировка над бездной, где трагическое и
   смешное, возвышенное и низкое, реальное и фантастическое.
   Но больше в жизни хочется " возвышенного", божественно-
   величественного, как Джоконда.
   Не потому ли через её образ пытаются убедить: "Женщины
   приходят в мир, чтобы утвердить свой голос, свое воображе-
   ние, ясновидение, зоркость, свою интуицию ". (выставка"Джо-
   конда с ключами").
   Захожу августовским днем в кабинет Валентины Петровны
   Покладовой, а там,в напольной керамической вазе,стоит огром-
   ный букет пахучей, как полынь, пижмы . Было такое впечатле-
   ние, что весь летний луг, усыпанный цветущей желтой пиж-
   мой, перекочевал в уютный уголок художественного отдела
   музея.
   -Вот, готовимся к выставке "Паломничество души", - сказала
   Валентина Петровна,-хочешь поучаствовать?
   И с простодушной улыбкой на лице, между делом, добавила:
   -Цветок пижма-это символ путешествия.
   Я охотно приняла предложение участия в экспозиции-путе-
   шествиии. И хотя мне не предвиделся в жизни случай прикос-
   нуться " путями Кирилла и Мефодия к духовным истокам вос-
   точных славян- через древний Чернигов и Киев, далее в Крым,
   к купели крещения Руси в древнем Херсонесе", я, махая кисточ-
   кой перед мольбертом, чувствовала себя настоящим паломни-
   ком, "ищущим спасения своей души".
   "Я принимаю крылья и восторг"... может от того, что перед глазами во время работы в памяти стоял букет пижмы-цветов
   необъятных полей.
   Валентина Петровна - мудрый человек, влюбленный в свое
   дело, у ней, наверно, талант от бога помогать людям реализо-
   вывать их творческие возможности. Она-сказочница и боль-
   шая выдумщица: то у ней деревья - арлекины да режиссеры
   облачных мизансцен, то люди, как жар-птицы, роняющие на
   землю волшебные перья.
   Бредем мы с ней однажды вдоль морского берега, беззаботно
   беседуем. Она вдруг наклоняется и поднимает отшлифованный
   набегающими волнами камешек с полым отверстием и говорит
   задумчиво:
   -Этот камешек, овеянный песней моря, называется "куриный
   бог", он приносит людям счастье.
   Живет в душе этой хрупкой обаятельной женщины с умными
   карими глазами добрый дух, как в той "Вострухе", существа-до-
   мового, вырезанного из дерева Михаилом Семёновым - автора
   многих резных коллекций.
   Потому, наверное, в историко-художественном музее, со слов
   самой же Валентины Петровны, работающей здесь много лет
   руководителем художественного отдела, живет на третьем этаже
   доброе привидение, помогающее юным мастерам-рукодельницам
   выставлять белоснежные кружева, художественные вышивки с узорами колокольчиков и маков, бисерное плетение колье, оже-
   релий в сочетании с янтарными бусинками.
   Привидение помогает творить выставку кукол, в которых"всег-
   да ощущается что-то живое, бесстрашное, преодолевающее пе-
   чаль"... Кукла-солнышко, кукла - морячка...
   С какой теплотой и любовью преподносит нам, читателям, Ва-
   лентина Покладова гончарное искусство семьи Стахорских, На-
   тальи и Анатолия!
   Благоговейно улыбаешься вместе с их"глиняными дедульками,
   бабульками, которые слегка хитрят, чуть-чуть привирают, целу-
   ются , ссорятся, не налюбуются друг с другом, бывает, что и ста-
   канчик опрокинут на ярмарке, а потом целой деревней поют "...
   Поневоле вспомнится дом родной с рябиной под окном.
   Я странствую по страницам книги и у меня возникает чувст-
   во таинственной связи с представленными в книге произве-
   дениями художников : " Музыка "( А.Бочаров )," Серебро Бал-
   тики " ( А.Балабаев ), " Поклонение волхвов " ( Тило Байер ),
   "Фантазии по Гофману"(Л.Шерстяной), " Мы строим корабль "
   (В.Осышный), всех не перечислить.
   У каждого художника свой стиль, своя творческая манера отоб-
   ражения окружающего мира, образов, рождающихся в муке и ра-
   дости.
  
   "Безумие дает человеку крылья и помогает силе его видения,"-
   гласят слова французского художника Дюбюффе на странице
   книги в разделе " Ар-брют".
   С этими словами почему-то сразу представляются картины
   "Экстравагантного сюрреалиста Сальвадора Дали:"Параноидаль-ная лошадь-женщина","Архитектонический "Анжелюс"Милле".
   Американский писатель Кен Кизи в свое время написал роман "Над кукушкиным гнездом"- трагифарсовая притча о бунте про-
   тив унижения человеческого достоинства в лечебнице для ду-
   шевнобольных.
   Мне привелось побывать на выставке аутсайдеров с ликующим названием -" И крик, и радость, и полет".
   С любопытством рассматривая искусство душевнобольных, я
   пыталась разгадать их летящую мечту под миром реальности и
   над реальностью, но своим трезвым умом так и не могла понять
   размаха замыслов болезненного сознания. Остались загадкой
   психологические фантазии.
   С благими помыслами аутсайдера Геннадия Никишина (участ-
   ника этой выставки, автора серии работ " Семейный альбом ",
   " Больничные сказки "," Индейские сказки "), в котором живет надежда, что показывая жестокость, грубость, несправедли-
   вость мира, он побуждает человека искать в жизни прекрас-
   ное, пожалуй, согласишься, если вспомнишь триптих Иерони-
   ма Босха "Сад земных наслаждений".
   "Геннадий Никишин,- пишет Валентина Покладова -, сетует на
   хаос, порождающий одиночество". С этим вряд ли согласился бы
   великий норвежский драматург Генрик Ибсен:
   " Самый сильный человек тот, кто наиболее одинок".
   Солнце-Гелиос одно, но как сильно в своем одиночестве.
   Озаряюсь искусством почтовых открыток, служивших " верой
   и правдой на все явления жизни " и золотым сном наива , от
   которого веет весной. Ищу благословенное настроение в кусках природы картин Ярославского музея и погружаясь в "симфонию цвета " гостей из Франции - факсимильные репродукции, пол -ностью повторяющие подлинники картин: Поля Гогена,Огюста Ренуара, Винсента Ван Гога, Анри Матисса, я потихоньку обре-
   таю на страницах книги келейный покой души. Наслаждаюсь
  
   " Светом счастья " ярких работ армянского художника Гагика Парсамяна. Изображенные на холсте цветы, словно источают между собой тонкие звуки ("Диалог", "Хорал").
   Цветы, цветы ...
   "Цветы всюду, нужно только захотеть их увидеть",- поневоле
   улыбаешься прекрасным словам Анри Матисса.
  
   У меня такое ощущение, будто книга " Музейный пейзаж"
   вместила в себя весь мир, вместе с книгами польского издатель-
   ва "Верум"из Кошалина."Книги этого издательства,- повествует Валентина Покладова-, символ интеллектуальных ценностей. Например, томик стихов Марии Павликовской - Ясножевской "Королева бурь весенних "издан в переплете розового шелка на нежно-розовой бумаге ручной выделки с запахом белых лилий.
   А книга стихов другой польской поэтессы пахнет ландышами".
   Охмелев от нахлынувших благоуханий цветов, я незаметно
   для себя превращаюсь в легкогo, как запахи цветов, эльфа,порха-
   ющего над морем, над песчаными дюнами. Я чувствую, как по-
   ет песок :
   " И человечность я воспеть готов,
   которая прекрасней всех цветов".
   Ещё мгновение, и мне, кажется, песчинки самой высокой дюны
   Эфа превратятся в призраки поэтов и увлекут меня к далекой
   Альбертине, туда, в "вечно кочующий", штормами воспетый Ке-
   нигсберг".
   На одной из страниц книги помещена фотография, где мы, ху-
   дожники, учавствуя в живописной " стройке ", готовимся к выс-
   тавке " Путешествие из Кенигсберга в Калининград", посвящен-
   ной 750-летию основания города. Валентина Покладова вручила каждому из двенадцати художников фрагмент черно-белой лито-
   графии " Кенигсберг - 1836 г." С университетом Альбертина, ос-
   нованным в 1544 году герцогом Пруссии Альбрехтом Бранден-
   бургским в городе Кенигсберге, связана судьба многих извест-
   ных поэтов Пруссии : Иоганна Готфрида Гердера, Эрнста Ви-
   херта, Агнес Мигель, Захариоса Вернера...
   Огромный гранитный камень, воздвигнутый на месте Альбер-
   тины, рядом с памятником Альбрехта Бранденбургского по со-
  
  
   седству с могилой Иммануила Канта, наводит на грустные раз-
   мышления.
   " И жизнь лучом небесным шлет тебе привет,
   Словно милосердья мудрая сестра ".
   Из истории известно, что готический город Кенигсберг ,"один
   из самых интересных городов Германии," привлекал русских пу-
   тешественников. Этот город посетили: Блок А.А., Горький А.М.,
   ФонвизинА.И., Карамзин Н.М. ...
   Я оставляю на страницах книги "боготворно воскрешающую"
   поющую дюну Эфа и лечу над кирхой, что в Тюльминкемисе
   (Чистые пруды) малопримечательного села Восточной Пруссии
   и вижу шагающего по пыльной дороге к своей кирхе пастора
   Донелайтиса читать людям свою поэму "Времена года" с амво-
   на.
   Чего только не увидишь с высокого полета, начитавшись се-
   дой старины в книге "Музейный пейзаж", даже самого скульп-
   тора Германа Брахерта, колдующего над последней из своих
   работ "Обнаженная с кувшином", "белокаменная задумчивая-
   образ, полный гармонии единства природы и мироздания".
   Странствия мои по страницам книги, где я восторгалась,
   удивлялась, и была Эльфом одновременно, кому-то покажутся
   странными.
   Странствия, странствия ...
   Может вовсе и не было странствия ...
   " Не было никакого начала
   И не будет никакого конца".
   Великолепное архитектурное сооружение - здание Калинин-
   градского историко-художественного музея ( фото Ф.Р.Коноп-
   лина на последней странице), словно приглашает посетителей
   на очередную необычную художественную экспозицию.
   Сколько мне пришлось поволноваться в таинственных выс-
   тавочных залах этого уникального здания на открытиях своих
   персональных выставок и на вернисажах других художествен-
   ных проектов, в которых посчастливилось участвовать, как
   художнику.
   " Тайна не в начале и не в конце,
   Она в настоящем ".
  
  
  
  
  
  
  
  
  

7

  
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"