Лапутина Дарья: другие произведения.

Обзор группы Внл-2 (пять рассказов) плюс рассказ Розовского И.Я

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Ссылки:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Ссылки
Оценка: 10.00*3  Ваша оценка:

  
  Обзор группы ВНЛ-2 (пять рассказов) плюс еще полтора конкурсных рассказа
  ---
  Буденкова Т.П. Двоеженец
  ---
  Название "Двоеженец" в первую очередь напоминает о шолоховской "Двухмужней". Но "Двоеженец" вступает в полемику с шолоховской "Двухмужней" прежде всего аскетичностью языка, который работает на основную идею. В обоих рассказах описана архетипическая ситуация: обстоятельства, в данном случае война, ломают семейный статус героев. Как разрешить ситуацию? "Смириться под ударами судьбы, Иль..." Ни на какое "Иль" и намёка нет.
  На вопрос, что движет человеком рок или он сам делает выбор, в Двоеженце дается однозначный ответ: "Нет тут ни его, ни её вины. Война виновата.". Раз виновата виновата геополитическая катастрофа, раз нет вины, то и выбор делать не приходится. "И поэтому все так произошло". Точно выбранные автором скупость языка, протокольность диалогов и общая безликость персонажей (в отличие от героев Шолохова) работают на общий мрачный пессимистический настрой произведения. Казалось бы: выхода нет, каждый может остаться с фобией по поводу "ремонта плитки", перед каждым могут захлопнуть дверь. Но как луч света: "Вовка стал музыкантом. Кто бы подумал? По телевизору показывают." Рассказ написан в 21-ом веке, он описывает уходящие в историю обстоятельства и психотипы. Общий его мрачный настрой вызывает только одно желание: необходимо сопротивляться и строить свою судьбу, как этот самый Вовка, сделавший свой выбор. Описание пассивности персонажей, вызывает чувство протеста, и произведение вселяет силу и мужество. Надежду и Веру в лучшее.
  Занятная описка: "Новенькая кирпичная духэтажка".
  ---
  Адашов Ю. Холистические твари
  ---
  Название у меня вызвало ассоциацию с Дирком Джентли Адамса, возникло ожидание смеси эзотерики и биологии, но - нет. Действие происходит в некой инфернальной области. Очередной области тьмы. Скорей всего ниша - постапокалипсиса. Повествование состоит из простых. Односложных предложений. Этот языковой приём. Автор употребляет. В рассказе. Во всех 20 кб его весу. Несмотря на мою лёгкую иронию, такой прием оправдан, он хорошо передаёт тяжелое дыхание ГГ. Сложность в описании придуманных фантастами (бесконечных и бесчисленных) вселенных ровно донести до читателя её специфику. Благодаря верно выбранному ритму, автору это удаётся. Линейное повествование штрихами делает акценты на нужных деталях (золото, поддонки) вселенной, что даётся только с опытом. Эстетика комикса: двумерность и однозначность действующих лиц выдержана от начал до конца. Философия героя, опять же обусловленная эстетикой комикса, благодаря выбранному автором изложению, плавает над ГГ спич-баблом: "Сострадание рождает ублюдков.", "Система рождает выродков", "Раковая опухоль, перемалывающая в своей утробе миллионы жизней." Ну и конечно же, пафосная кода в большом пузыре: "Система рождает выродков. Тех, кто умеет любить.".
  Короче, профессионально выполненная работа.
  Графические романы занимают всё большую нишу культурного пространства, они уже давно вышли из рамок субкультуры, но некоторым трудновато освоиться с эстетикой комиксов (например - мне - все эти тяжёлые тома, спич разбросанный, конечно же логично разбросанный, но в эту логику надо для начала въехать) и вот такие тексты, как бы адаптируют эту самую эстетику, для тех, кто привык к традиционной литературной форме. В этом я вижу значимость работы автора.
  ---
  Vi Сердце
  Бросив взгляд на ткань рассказа, вроде бы возникла параллель с Москвой Белого, но абсолютно и категорически - нет. Перед нами миленький девический экзерсис по поводу аритмии, вызванной романтическими настроениями.
  ---
  Гуляев В.Г. Всё началось с музыки
  ---
  Вроде бы винтаж, вроде бы отсылка к "деревенщикам". Ожидание колоритных разговоров, описаний природы, восхищения деревенским беловским ладом (желательно, без фанатизма), но здесь совсем другое.
  В рассказе описан эпизод из жизни мальчика (надо полагать альтер-эго автора) его знакомство с будущей женой. Тема произведения: возникновение любви. Хорошо... Идея, конфликт, сюжет - зеро. Познакомился в детстве при приятных обстоятельствах, женился, жил. Жизнь прекрасна. Мы имеем дело с лирическим воспоминанием, можно дать название такому жанру: мнемонически отретушированное ментальное фото. Таким определением оправдывается затянутая экспозиция, сухие перечисления детских игр, неестественность и пресность диалогов: так оно попало в объектив, а потом проявилось на плёнке. Прилагающийся к тексту графический рисунок автора - тому подтверждение: хаотическое нагромождение статичных фигур, как на любительском фото. Учитывая всё это, можно констатировать: да, автор профессионален именно в таком вот жанре ментального фото. Единственное, что несколько резануло: в крохотном тексте, целых три упоминания о еде (как всегда не обошлось без советского мороженого, с него ещё никого не тошнит?), и остаётся лишь догадываться - почему? Приходится додумывать читателю. Логично: эти упоминания указывают на послевоенное время. Правильная догадка?
  Рассказ написан в 21 веке. В чём же его подкупающая читателя составляющая?
  "По данным ЕМИСС в 2020 году в России распалось 73 % (!) браков"
  Восклицательный знак - мой.
  Может такие рассказы читать молодожёнам перед росписью?.. Не исключаю, что обновлённая Дума и придумает такой вот закон. Подобное они там легко проделывают.
  ---
  Томская В. План по невыполнению
  Незатейливое повествование о том, как способная девочка жила, училась, вышла замуж за одноклассника и уехала в Америку. Мальчик - астроном. Раз Америка, то получается - NASA (не наш Роскосмос, не наш телескоп и Рогозин). Простой ясный язык. Характерные - для автобиографии в свободной форме - вкрапления художественности. Текст вызывает приятные эмоции, такие же как разговор с уравновешенным-умиротворённым человеком. Мягкими любовными штрихами обрисованы детишки, как одноклассники героини (отечественные ребята, наши!), так и её ученики (получается - маленькие американцы, а для большого процента россиян - маленькие пиндосы). Образы учительниц - из детства героини - очень к месту. Одна - злая, а другая - добрая. В конце рассказа героиня делается конечно же доброй, а не злой учительницей. Ура! Окей! Такое вот получается - "Наивно. Супер"... Но отчего же выпрыгивает ассоциация с эмигрантской литературой 80-ых? Может 80 лет Довлатову? Нет... Ни о каком сравнении с прозой Довлатова, публицистикой Гениса и речи быть не может. Конечно... дело в статусе. Девушка уезжала работать в статусе просто "уезда с мужем для работы и жизни" в другую страну, а сейчас она получается всё больше и больше - "эмигрантка". Эмиграция в Штаты... Содержание меняется. Статусы меняются. Статусы. От этого печально, грустно и жутко... И мерзко! Данный текст Томской Веры, на текущий момент - глоток (конечно же, не единственный в своем роде) свежего, ни кем не отравленного воздуха. Текст даёт Надежду на то, что у всяческих выдуманных или назначенных в корыстных или политических целях статусов есть шанс избавиться, прежде всего, от обскурантизма, а далее и прочей мерзости.
  Стилистический недочёт: "...печально просматривая столбик оценок - тройки, четверки. Ни одна из четверок не была по черчению."
  --
  Розовский И.Я. Возлюбленный мой отец
  ---
  "Горе людям, утверждающим, что Тора имеет целью сообщить исключительно обыкновенные вещи и мирские повествования; ибо, если бы это было так, то и в настоящее время точно так же могла бы быть написана Тора и с более увлекательными повествованиями". - Зогар, III, 152.
  (Сразу оговорюсь: про инцест-педофилию - я ни слова не скажу, ибо в данном произведении - вообще не об этом. Педалировать на теме инцеста - по сути всего лишь составляющей художественную ткань рассказа - просто глупость. Ни о какой романтизации, а тем более об оправдании сексуальных девиаций, и речи не идёт у автора. Познание (как познание Эдипа своей участи, рока) почти всегда - трагично и всегда - жертвенно. Плюсом, напомню о тантризме)
  А вот отсылки к Маркесу, к его "столетнему одиночеству", совершенно уместны. И сама атмосфера и языковая, так сказать, художественно-документальная подача очень даже в стиле Борхеса-Маркеса-Кортасара. Правда, ещё в Возлюбленном отце без Майринка не обошлось. Конечно же, рассказ чистый магический реализм. Я на этом настаиваю. Это не является религиозной иудейской притчей агадой и не претендует на это. За счёт фантастического допущения - гадания на маце - возникает конфликт (странное, жуткое указание свыше и что с ним делать) сюжет и идея. Про идею произведения высказался, пылко и, на этот раз, абсолютно ясно Сфинкский ( комментарий 475 в форуме "Кофейня "Надежда"). Добавить к его высказыванию, по поводу идеи, казалось бы, нечего, кроме того, что перед нами - жанр магического реализма, а не религиозное нравоучительное произведение. Литературный Герой - отец, праведник, вызывает сопереживание. Такое же, по сути, как Эдип. Но до конца удачным произведение не могу назвать. Почти до финала находишься в потоке повествования, что характеризует высший пилотаж в литературе.
  Ну, а в конце?
  Тут повесть надо было бы делать, а не смазывать картину. Не обращаясь к цитированию, изложу: какое откровение получал отец - неясно (хотя бы штрих); как отмазка, чтобы не прописывать детали, всего одно предложение про полицию (словно отличное художественное полотно с дыркой, с браком); как анекдотическая кода в стиле чёрного юмора окончание рассказа (типа: ну блин, Он опять сейчас напишет тоже самое!).
  И далее.
  Рассказ написан в 21-ом веке, 21-ому году. Для русскоязычной публики.
  И что?
  Повторюсь, можно сказать, что в данном случае по форме перед нами - агада, притча о жертве, которую принес праведник ради Познания Бога, из-за Любви к Нему. А вот в православной традиции это был бы по форме, наверное, сказ, или проповедь, или тоже притча? Читатель! Вот вам риторический вопрос: можете ли вы представить современного православного батюшку героем (литературным героем!) подобного сюжета? Это было бы что за такое вот произведение? Включите воображение. Не люблю троеточий, но здесь оно... Троеточие. Считаю, что задача - по выявлению того, чем замечателен рассказ -- постановкой такого вот вопроса и выполнена. Отвечать самостоятельно на него и рисковать попаданием под уголовное понятие "оскорбление чувств верующих" не буду.
  --
  
  
  
Оценка: 10.00*3  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика) Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

НОВЫЕ КНИГИ АВТОРОВ СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Сирена иной реальности", И.Мартин "Твой последний шазам", С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"