В 82-м, прислали в Афганистан первую партию Ми-24П.
У нас инженером был... одним словом я его не буду называть. Суть - он, только потом после возвращения пошел в академию имени Жуковского.
До этого - не знаю образования, но...
Да ладно.
Приходит значит эти "Пешки". Сам понимаешь. На борту спаренная пушка ГШ-23.
В первом же вылете, после открытия огня, вертолет резко бросило влево, и началась такая вибрация, что "Бедная Дама" обкричалась.
Зубы вылетали изо рта!
Прошка мне кричит: - Что за ...ня?
Приборы в норме, всё как бы тип-топ, только "машина" - как взбесилась. Тупо выглянул в дверной проём; мы летали с открытой верхней створкой в грузовом отсеке, а на нижнюю пристроили танковый вариант ПКТ.
Лопасти - вроде бы целы. Не видно чтобы сегмент выпал. Звук двигателей ровный посторонних шумов в редукторе нет. Что-то хлопает, а понять нельзя.
Отвечаю: - Да вроде все в норме, по виду, ты её (Бедную Даму) отключи и пошли домой.
Приходим, нос вертолёта, в районе крепления локатора, весь блок крепления пушки - просто разворотило. Напрочь.
Что к чему - ничего понять нельзя.
Точнее, я сразу просчитал. Только, кто же салагу лейтенанта слушать будет?
Надо проверить на земле, а как если никто не слушает.
Нет. Прошка послушал. Что он там говорил Петрухе Лазареву, я не знаю, но... на следующий день Петюня прямо нас стоянке во время запуска - запустил очередь из пушки в направлении охранения дивизии. Вони было, не меряно. Еле-еле бедолагу отмазали.
Да. Подходим к носу вертолёта... Опять та же самая фигня. Локатору - "попа", пушку, на земле, ещё более в сторону повернуло.
Представь себе. Ми-24. Справа по полёту, умники, без усиления конструкции, без противовеса с левой стороны вертолёта; ставят контейнер с горизонтально установленной спаренной пушкой. А, она даёт на каждый ствол, ... не помню точно скорострельность, а искать - не хочу.
Ну, представь сам: Отдача. В полёте. Мало того, что нос сам себе разрывает, так ещё чуть не угробили!
Спрашивают что делать. Говорю: поставить горизонтально и разнести по разным бокам нижней части кабины.
Вот такой курс... конструкции вертолёта. Да. А, от инженера нашего - я таки взыскание получил: За то, что во время предполётной подготовки: включил переключатель автомат - огня пушки и не проверил кнопку. Заело её не вовремя.
Вот. Как то так.
Да...
Нужно закончить "эту повесть".
...
Вместе с Ми24П прислали нам ещё на каждое звено Ми24В комплект из двух контейнеров с ГШ-23.
Итак, два вертолёта благополучно отправили в авиа ремонтникам. Кажется, они стояли в Кундузе прямо с ТЭЧью вкупе.
Оружейники сняли с пилонов крыльев блоки УБ-32 и установили контейнеры с пушками.
...
В первом же вылете - эти красавцы оторвали птахе крылья.
Нет, ну не совсем конечно, но достаточно сильно.
Двадцатка (номер вертолёта) когда летела на "базу" разве что не хлопала ими в полёте.
И, заметьте, снова все живы!
Одним словом, вызвали спецов из Варфаламеевки: мол, так и так - туфту подсунули "орлам" небесным. Где-то через месяц, прилетают. Приходят в землянку нашей эскадрильи, которая находилась как раз на углу ТЭЧ, если через дыру в заборе аэродрома пройти в городок дивизии ВДВ. Первым делом достали чертежи... и выяснилось, что наши умельцы - оружейники, то, что должно было стоять вертикально (стволы) поставили горизонтально.
Из-за этого, (мелочь какая) гильзы не попадали в гильзоулавливатель, отчего пушку заклинивало во время стрельбы и всем этим контейнером ... сворачивало рожу или пилоны (вместе с крыльями!)
Да. Так вот к чему это я:
"Тогда ещё в 23 года я понял, что только я мог додуматься: - разносить стволы "спарки" по разным бокам вертолёта, а наши "яйцеголовые" придумали такую ласточку, что: являясь вертолётом штурмовой поддержки войск; практически сорок лет работают как часы.
Наши "яйцеголовые" - самые "яйцеголовые" в мире!" А, я - обычный ... слесарь-сантехник.
Правда, не оправдываю того, что желательно чертежи присылать с "новинками" сразу.
А, то мы не только "Сопог" на самовар приладим.
...
До сих пор бывает - во сне летаю. Конечно - на Ми-24!