Филонов Владимир Петрович. : другие произведения.

Анна Павловна Боровик

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Дорогой моей учительнице. Посвящаю.

   АННА ПАВЛОВНА БОРОВИК.
  
  
  Посвящаю любимой моей учительнице.
  АВТОР.
  
  
  - Привет! Ты, на долго, засел?
  - Стихи читаю.
  - Фу, какая гадость.
  - Ты это серьёзно?
  - Вполне!
  - Да ты что?! Кто у тебя учитель по литературе?
  - Знатная особа! Она заслуженный учитель России.
  - Да как же ты можешь не любить стихи, нашу литературу, если такой человек преподаёт тебе?
  - Да что она преподаёт! Постоянно по совещаниям да съездам ездит, а на урок приходит; от сих, до сих; на следующем уроке спросит. Наташа. Андрей. Анна Каренина. "Я памятник себе воздвиг, нерукотворный...".
  - Так. Прошу мне более таких слов не говорить. Если не хватило содержания серого вещества для освоения предмета, советую "мудрые" мысли свои, держать при себе. Посредственность образования, не добавляет тебе в моих глазах большего веса.
  - Я, отличница!
  - Это, ты там, отличница. Здесь и сейчас ты показала мне свой "Ай кью"; в полном объеме.
  - Мы с тобой поругаемся.
  - Как нечего делать! Ты явно проявляешь пробелы в образовании и гонор свой кажешь.
  - Кому нужно сейчас это образование? Английский, французский; ты, наверное, лучше меня знаешь?
  - В смысле? Ты читала Фицджеральда? Эмиля Золя в подлиннике?
  - Да!
  - Что, да?
  - Читала. Золя читала. На французском.
  - Ну и как?
  - Такая же фигня. Не то что "Гарри Потер".
  - Ну, ты даёшь! Слушай, а этот, Потер, он случайно, со своей метлой, тебе на головку не свалился? Так ты смотри, от испуга пролечись!
  - А, чего мне бояться?
  - Сотрясения мозгов, а впрочем, можешь не переживать, сотрясаться нечему.
  - Ты со мной сегодня, явно, хочешь поругаться.
  - Понимаешь; дури во мне и своей хватает; слушать же чужую я не расположен. Чего ты хотела?
  - Мне нужен интернет.
  - Думаешь, избирательность, с которой ты собираешь знания, тебе поможет?
  - Пока помогала!
  - Я не помню. Ты куда хотела поступать?
  - Международное право!
  - Ого! Значит, приёмы, фуршеты, обеспечены ещё одной особой для осмеяния.
  - Попрошу не оскорблять.
  - Ты не оскорбляйся. Ты меня знаешь. Я, словами, как кувалдой; по самую шляпку. Зато, придёт для них время, они тебе подскажут правильный путь. Жаль. Очень жаль!
  - О чем ты так горюешь, мой бедный рыцарь?
  - Золушке моей, с учителем, не повезло. Садись. Вот это уже хорошо, что научилась самообразованием заниматься.
  - Это точно. С учителем мне, не повезло. "Нас всех, когда-нибудь учили. Чему-нибудь и как-нибудь!..."
  - "... я слышу чудных слов сих звуки; твой праздней дух, спокойна грудь!"
  - Так. Всё. Не мешай.
  
  
  - Здравствуйте ребята!
  - Здравствуйте, Анна Павловна!
  - Садитесь. Сегодня мы начинаем изучать творчество Александра Сергеевича Пушкина.
  - Уже учили!
  - Янковой! Для тебя, Пушкин или Чушкин, разницы нет. Ты упорно намечаешь свой жизненный путь. Не хочешь слушать, я не держу. Я тебя отпускаю, если кто-нибудь спросит.
  - Я буду сидеть. Прошлый раз вы отпустили, а отец всё равно налупил. Не поверил!
  - Он, поверил; ты, не понял.
  - ...
  - Всё, Янковой! Сиди смирно. Первый урок, мы с вами посвятим, не самому творчеству Пушкина, а тому языку, который стал возможен благодаря этому творчеству.
  - Анна Павловна, можно?
  - Что ты хотела спросить, Спицына?
  - Разве, до Пушкина, не было русского языка?
  - Был. Но, его строение, имело большую схожесть с древнеславянским языком. Язык Пушкина, дал толчок к развитию знакомого нам, русского литературного языка. В какой-то момент вам покажется нудным и не нужным изучение своей родной литературы. Старые, вышедшие из обиходного, разговорного жаргона, слова и фразеологические обороты. Чувства и переживания, которые возможны, только для литературных героев.
  Реальная жизнь не будет такой прилизанной и чистой. В ней будет много грязи, откровенного и мерзкого. Красоты природы неизменно подбросят вам кучи мусора и свалки; но, природа здесь не причём. Этот мусор и эти свалки, дело рук живущего здесь человека. Если вы придете в лес на пикник и оставите после себя мусор, разве лес в этом виноват? Если вы построите, кривой и некрасивый дом, сломаете дерево, разве в этом виновата литература?
  - Но, это можем сделать и не мы!
  - Ты прав, Янковой! Я говорила о том, что литература, её знание, учит любить и радоваться окружающей тебя красоте.
  - А, кого я должен любить?
  - Себя и окружающих, а в себе - человека! И в окружающих, тоже, должен любить людей. Если, кто-то, ведёт себя не по-человечески, нужно смело об этом говорить.
  - Ага! Янковому, скажешь!
  - Во-первых, Янковой на данный момент ведёт себя достойно человеческому званию. А, во-вторых; собственная трусость - не предмет для обсуждения. Так что, Эдик, ты и Янковой, разные весовые категории. Мог бы и сам справиться.
  - Кто? Тростянецкий? Со мной?
  - Янек, дай послушать. Надоел уже.
  - А, чего, всё на меня, да на меня.
  - Чертей меньше гоняй!
  - Гавриков! Попридержи язык. Продолжим. Запомните. Язык ваш, отличает вас от животных. Благодаря ему, вы можете выразить свою мысль, и передать словесный образ, увиденной вами картины; другим. Он, язык, на котором вы говорите, является отличительной чертой нас; русских. Наши предки, благодаря ему, этому языку, создали самую большую в мире страну, объединили соседей. До тех пор, пока жив язык - жив народ!
  - Анна Павловна, но вы сами говорите, что бывает не интересно. Нудные, непонятные слова, устаревшие правила и обычаи.
  - Всё так. Предположим, вы не пользуетесь во время еды вилкой, но, в нашей культуре, она есть! Об этом нужно помнить, чтобы остаться русскими. Иначе, окажитесь людьми без роду и племени, у себя на Родине, как в чужой стране.
  
  
  Урок прервал звонок на перемену.
  Тогда, я вместе со всеми, бежал из класса вместе с его звуком.
  Прошло четверть века. Я плохо знаю свой язык. Мои произведения пестрят ошибками и описками.
  Уже давно нет страны, и я живу в чужой стране; у себя дома.
   Мне ещё повезло. А, сколько из нас стало людьми, без роду и племени?
  
   Я не знаю русский язык настолько хорошо, чтобы сейчас и здесь, описать все его диалекты. Если быть честным; я плохо знаю русский язык.
   Современный русский язык.
  В давние времена, единого русского языка не было. Вместо него, существовали диалекты славянского. До того времени, говорили на старославянском. Но, у него тоже были, свои диалекты. Не только потому, что не было единого государства. В наши дни оно есть, но диалекты, местные наречия от этого никуда не делись. Более того. Любые попытки унифицировать язык, сделать его единым, только обедняют наше общее достояние. Сколько слов в словарях помечено сокращением "уст"?
  Устарели наши слова.
  Потеряли былое смысловое и нравственное течение.
  Из недр подольского диалекта русского языка, вырос одесский юмор, одесский говор. Он стал основой жаргонного русского диалекта, на котором, с таким наслаждением плюют русские слова через губу преступники.
  Последних сто лет дали такой толчок в развитии этого диалекта, что он уже сам начал делиться на диалекты. "Правильные" есть везде. На всех наших землях и весях.
  И вот уже появляется современный подонковский диалект.
  
   Дверь в кабинет открылась без стука и в него просочился недотёпа.
  - Типа, здрасте!
  - Что привело ко мне последователя подонковского?
  - Не понял! Это что, наезд такой?!
  - Ты меня и себя сравни. Похоже на то, что я буду с тобой устраивать кулачные бои?
   Он повернулся к двери, и из-за его спины на передний план материализовалась, средних лет, броско одетая женщина.
  - Нам нужны крутые очки.
  - Вы знаете, крутых очков, не бывает. Бывают покрученные; если им хозяин форму меняет.
  - Не нужно здесь, не нужно!
  - Что вам нужно, или не нужно?
  - Не нужно выпендриваться!
  - Вы кем работаете?
  - Я? А какое это имеет значение? Я пришла купить сыну очки.
  - Вот, видите, начинаем говорить понятно.
  - Не хамите мне!
  - Не понял! А мне можно хамить?
  - А, кто вам хамил?
  - А, что это за "типа здрасте"? Смотри мне, тип покрученный. Чего обиделся? Может, не знаешь, что такое обращение к незнакомому человеку признак "подонковского" диалекта?
  - Знаю! Но, это же прикольно!
  - Вот я тебя и приколол. Для всех нормальных русских, будешь последователем подонков. В русском есть ещё слово, которое с точностью передаёт смысл: телепень.
  - Попрошу не оскорблять моего сына. Где ваш начальник?
  - Я сам себе начальник. Можете на меня в суд подать. Моё дело верное. Вы упустили воспитание своего сына, и не один суд не предъявит мне обвинительного заключения. Ему нравится так разговаривать с окружающими, должен знать, столкнётся с таким как я. Сейчас, пока молодой, очень интересно идти наперекор обществу. Противопоставлять себя людям.
  - Все так говорят.
  - Не все. Так говорят дети из неблагополучных семей. Те, кому, прямая дорога в тюрьму. Выпил. Украл. В тюрьму. Выпил. Украл. В тюрьму. Романтика. А у меня, что за жизнь? Поправлять с помощью оправ и линз человекам зрение. Какая же тут романтика, людям помогать? Можно, "типа здрасте" сказать. Заказывать что-то будете?
  - Извинись!
  - Извините!
  - Давай. Подберём тебе, чтобы и красиво, и модно, а самое главное, чтобы глаза правильно работали.
  
  
   Не дай нам Бог, чтобы наш, великий, русский, заменили "подонковским".
  Устареют слова: любовь и верность, честь и достоинство и несколько сот им подобных.
  Вместе с ними умрет русский дух... и начнёт портить нюх и окружающий воздух тюремная мерзость.
  ...Затхлый воздух Гулаговского барака.
  
  - Анна Павловна! К Вам можно?
  - Проходите ребята; сейчас чай будем пить с вареньем из крыжовника.
  - Да мы к Вам по делу и не надолго.
  - За чаепитием и расскажите своё дело. Кто мне поможет?
  - Мы все поможем.
  - А, вот это здорово, что все. За один раз управимся.
  
   Стол накрывали, всего несколько минут. Хорошее, у Анны Павловны, было варенье. А, какими пирожками она нас угощала!
  
  - Ну, рассказывайте. Какая такая нужда привела вас ко мне?
  - Анна Павловна, мы разбирали вопросы из олимпиады по русскому языку.
  - Да?! И ты тоже, Гавриков?
  - Так это он и придумал вопрос.
  - Какой вопрос?
  - Вовка спросил: как образовались слова с двумя корнями. Мы не знали ответа, а он сказал, что это слова с одним смыслом из разных языков.
  - Да?! А, ты откуда это знаешь?
  - Мне дома, сказку рассказывали, про ножницы.
  - Не знаю такой. А мне расскажешь?
  - Да я, её, не помню всю, только так, смутно.
  - Вот и расскажи смутно.
  - В древние времена, нож на Руси, называли злич. Им пользовались для всех дел, где нужно было что-то отрезать. Но, приехал с Волги, которую тогда называли Итиль, купец, по-старому, гость. Привез он с собой тканей заморских. И резал он их удивительным образом соединив два злича. Его спросили, что это за инструмент. Он ответил: нож. У нас знали, что значит слово нож, тоже что и злич. Поэтому, переняв у гостя конструкцию, стали её называть ножницы. От двух слов. Нож - не русское слово и "ицы", что означало в то время два или в два раза. То есть два ножа.
  - Молодец! Хорошая сказка. Но, не всегда верная трактовка.
  - Как?
  - Есть слово колокол. Тоже удвоение, но слова одного. Слово это - кол. Помните? Осиновый кол. В былые времена, наши предки, жили в лесах. В лесу, если знать, откуда подавать звуковой сигнал, звук распространяется очень далеко. Так что, это теперь колокол металлический, а раньше, деревянным был. Со временем, вместо двух правильно высушенных колов, стали пользоваться сухим деревом, которое специально высушивали у жилищ и посохом странника, который таким образом звал хозяев для беседы. А, ударяя два посоха, друг о друга, собирали древнее вече. Два человека, соперники, спорщики, ударяли по посохам друг друга. Когда собирались соседи, брались за свободные руки и начинали вращаться, посохами, как бы создавая круг. В древности круг называли коло. Отсюда, в украинском языке, сохранилось это слово, а в русском, прижилось приобретённое из тюркских наречий.
  
  
  
  ПОСЛЕСЛОВИЕ.
  
  
  Как-то попались мне на глаза размышления Задорнова.
  Приятно.
  Приятно, что не меня одного интересуют старинные значения наших слов.
  Но, колокол - это не два круга...
  ...Да и не два кола уже. Благодаря Анне Павловне Боровик.
  
  Я не помню точно.
  Она ушла около четверти века назад. Она не испытала горечи от развала великой страны.
  И может быть к лучшему.
  Она не слышала нового диалекта.
  Подонковского.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"