Финн Таня : другие произведения.

Четырнадцатая ночь: обзор Чёрного Джека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вот и новый обзор для Блэк Джека номер четырнадцать. Эх, полетят клочки по закоулочкам! Обновление от 19.06


  
  
   Куприянов Д.В. Драконьи услуги
  
   Фэнтези. Рыцари, драконы, мечи, хрустальные шары, короли и принцессы. Кажется, о драконах и принцессах сказано всё, что только можно. Но автор этого рассказа решил обыграть ситуацию с другой стороны. Его дракон вовсе не дикое, некультурное, вечно голодное чудище, ворующее юных девиц из низменных побуждений. Отнюдь!
   Дракон по имени Харгор Пламенный очень культурный дракон. У него даже есть резюме. Которое он, очевидно, рассылает магическим способом самым разным королевским дворам.
   Итак, нашему дракону, который проводит свой досуг за чтением древних фолиантов, звонит... вернее, сигналит посредством хрустального шара красивая, но очень печальная принцесса. Всё плохо, её никто не любит! Кто поможет бедной девушке? Ни папа-король, ни мама-королева, очевидно, тут ничего сделать не могут. А может, и не хотят...
   Надо сказать, что, при всей кажущейся легкомысленности текст хорошо сработан. Тут и интригующая завязка, тут и нарастающее напряжение. Красивые девушки (а кое-кто даже в прозрачном платье) тоже в наличии. Психология героев достаточно достоверная, ей хочется верить, несмотря на некоторые сомнения, о которых я скажу ниже.
   Несмотря на явную сказочность повествования, в основу сюжета положена твёрдая экономическая основа. Как ни хороша младшая дочь; как ни любезна она со своими поклонниками; как ни мудра в научных спорах и ловка в дуэльных поединках, нет у неё одного - старшинства по рождению! Как тут не вспомнить сермяжное: "Любят-то одних, а женятся на других". И вообще, титулы, золото, и король в качестве тестя на дороге не валяются.
   Да и что сказать, если в тексте упоминаются "любовники" младшенькой принцессы. Кусок-то, видать, давно надкушенный...
   Немного вызывает сомнение ажиотаж при похищении принцессы. Если этот, конкретный дракон широко известен в узких кругах, да так, что эти круги уже успели ему (дракону) изрядно надоесть, то отчего такая паника? Из текста ясно, что Харгор Пламенный не первый раз оказывает королевским домам услуги. Непонятна реакция отца-короля в этой ситуации. Впрочем, это можно объяснить. Скажем, папаша прожжённый интриган, и переполох вокруг старшенькой просто пиар. Ну, мало ли...
   Да и младшенькая сестра, принцесса-полукровка, оказывается вовсе не такой уж интриганкой, как нам показывают вначале: "Интриги значит тоже исключаются, - настала очередь Харгора тяжело вздыхать, осознавая, что ситуация явно зашла в тупик". Иначе почему бы ей не использовать того же дракона, тем паче он неоднократно предлагал ей свои услуги? Раз уж так хочется насолить старшей сестре?
   Но, как я уже сказала, в героев хочется верить. И даже сомнения не портят впечатление от текста. Потому что рассказ хорошо написан. Читать его легко, разве что глаз спотыкается на некоторых запятых. Да вот ещё: "через постель скучающей королевы прошло немало как знатных особо, так и просто случайно встреченных красавчиков". То ли немало особ прошло через постель королевы, то ли кого-то приглашали особо.
   А вообще, повторюсь, это приятный, ненавязчивый, с хорошим юмором рассказ.
  

   Баев Ал. Лёгкая нотка ванили
  
   Лёгкая политическая сатира. Стёб, как говорится.
   Совещание у главного "смэллоператора", подписка о неразглашении, грядущие выборы первого лица... Суровые будни работников телеканала.
   Тема воздействия на аудиторию с помощью "зомбоящика", двадцать пятого кадра, и прочих хитроумных штук не нова. Так что успех зависит от того, как автор сумеет её (тему) обыграть.
   Ну что же, сюжет в рассказе есть, и вполне классический. Завязка, развитие, кульминация и финал. Всё, как положено.
   Всё было бы печально, если бы не было смешно. Талантливый смэллооператор Геннадий Рушков получает очередную порцию ценных указаний от своего шефа. Работа предстоит очень ответственная: выборы. И тут от Гены зависит ни много, ни мало, а судьба страны: "Послезавтра страна выбирает первое лицо. А наш телеканал помогает ей это делать. Ненавязчиво, но эффективно. Очень эффективно. Без нас, господин гений, население может попрощаться со стабильностью и вернуться в эпоху хаоса". И Гена должен это всё с помощью двадцать пятого кад... то есть неких кодов, обеспечить. Ну, вы поняли.
   Интересно описаны эфирные аромасигналы, коды. Состав и названия весьма забавны и выдержаны в сатирическом духе. Правда, привязка их к определённым, и весьма узнаваемым личностям придаёт тексту сиюминутность, делая рассказ больше похожим на фельетон.
   Юмор, в начале текста очевидный, постепенно сходит на нет, и под конец рассказ становится не столько смешным, сколько драматичным. Сцена нравственного выбора, вставшего перед героем, несколько неожиданна, но вполне понятна и вызывает сочувствие. Разговор по коммуникатору начальника героя с неведомым, но очень грозным голосом производит сильное впечатление: "И тут главреду стало настолько всё равно, что он успокоился. Его ответ Голосу прозвучал почти бесстрастно:
      - Хм... Можно и навозом. Хороший запах, натуральный. Безо всяких ванилинов..." Таким образом, персонаж на наших глазах становится неоднозначной фигурой, а не просто "начальником".
   Вызывает некоторые сомнения внезапный альтруизм Геннадия, бывшего до этого "битым" жизнью циником. Да и его шеф, очевидно, получил по заслугам. Это надо было додуматься, допускать до "кнопки" такого непредсказуемого (вернее, весьма предсказуемого в своей непредсказуемости) работника!
   Фантастический элемент здесь присутствует, хотя он несколько туманен. Я так и не поняла механизм работы смеллкодов. Каким образом микросхема процессора преобразует поступающие по сети коды в зомбирующие народ ароматы, понять трудно. Но это же фантастика, в конце концов!
   Надо признать, финал не слишком уж неожидан для читателя. А что ещё можно ожидать от непокорного гения, который таскает на секретные совещания карманный аннигилятор? Кстати, аннигилятор - это та вещь, которая, на мой взгляд, придаёт повествованию нотку весёлого абсурда и оживляет классический сюжет. Хотя откуда этот аннигилятор взялся - бог весть. Но на то он и абсурд...
  

   Фомальгаут М.В. Парочка хороших мыслей
  
   Рассказ, в котором практически отсутствует сюжет. Весь текст - кусочек жизни героя. Отрезок его мироощущения, выбившийся из рамок обыденной жизни. И, возможно, эту жизнь изменивший. Ведь после этого мир героя вряд ли будет прежним. Хотя кто знает...
   Фантастический элемент рассказа "Парочка хороших мыслей" трудно выделить. Он как бы растворён в тексте. Это словно триллер: смотришь, как блондинка моется в душе - вроде бы ничего особенного, а уже страшно.
   Начало кажется вполне банальным: один человек хочет купить дом, а другой человек хочет этот дом продать. Но уже диалог хозяина и покупателя заставляет насторожиться. Читатель понимает, что тут не всё так просто, как кажется. И ощущение это постоянно усиливается.
   Возможно, прожжённый циник увидит во всём, что произошло с хозяином и его домом, результат употребления некоей травы или других нехороших веществ. Зато истинный любитель хорошего абсурда и интеллектуальной фантастики останется доволен.
   Даже нотка юмора промелькнула для меня в тексте, когда хозяин взмахнул крыльями и улетел "куда-то в сторону созвездия Лиры..." Ах, и вот ещё: "- Где только не был... - смущенно улыбается - Буэнос-Айрес, Париж, Глазго, Сыктывкар, Катманду..." Ох, уж этот Сыктывкар...
   Неплохо, на мой взгляд, построены диалоги. Речь героев соответствует их "роли", она индивидуальна. Особенно это заметно при появлении жены героя. Её лексика хорошо контрастирует с обстановкой и вносит в ситуацию дополнительные нотки.
   Конечно, при чтении возникают некоторые вопросы. Например, почему дому досаждает именно мебель. Или отчего покупатель, чужой человек, вдруг сразу проникается атмосферой дома, и настолько, что начинает понимать скрытое от равнодушных глаз? Скажем, запнувшись обо что-то, он не думает, что это, скажем, ветошь или кошка. Он знает, что это "те самые" мысли. И верит, что дом действительно вот-вот сорвётся с места и улетит.
   Но как-то не хочется углубляться в скепсис и придираться. Потому что главное в этом тексте, как в поэзии - не логика (впрочем, вполне приличная) а настроение. Особый настрой, который возникает сразу и не отпускает на протяжении всего рассказа. Ведь войдя в эту атмосферу лёгкого сумасшествия, читатель уже не удивляется (равно как и герой, хотя стоило бы) что хозяин дома вылетает в окно. А дом, стряхнувший с себя тяжесть кроватей и сервантов - прощай, тёщин сервиз! - вдруг вызывает в памяти небезызвестную синюю будку одного безымянного доктора...
  
  
  

   Никитин Д.Н. Отроки в Эфесе
  
   Известная легенда о семи спящих отроках приобрела в изложении автора фантастическое звучание. Хотя история об отроках из Эфеса сама по себе достаточно фантастична.
   Изложение, в общем-то известное каждому, перебивается вставками-диалогами двоих - людей, инопланетян, гостей из будущего? - что придаёт живости тексту. По ходу дела читателю становится ясно, что наблюдатели событий сами принимают в них участие. Особенное удовольствие испытываешь, когда до тебя доходит, кто на самом деле второй участник этого инопланетного диалога.
   Правда, кое-какие вопросы всё же возникают. Зачем, скажем, этим продвинутым, гм, людям, так себя мучить и спать по двести лет вместе с отроками? Даже если потом они всё "нагонят?" Из чувства гуманизма, наверное.
   Описание "воскрешения" отроков и разговор с епископом показывает легенду с интересной стороны. Последующий диалог епископа с Феодосием психологически весьма достоверен и логичен. Словом, авторский вариант легенды вполне можно представить как историческую версию возможных событий.
   Вариант вознесения на небо в буквальном смысле слова довольно юмористичен, и должен порадовать атеистов. Вариант летающих тарелок и зелёных человечков, утащивших людей за собой, в наш технологический век вполне укладывается в сознании читателя.
   Финал рассказа не то чтобы предсказуем, он логически вытекает из предыдущих событий, и вызывает ощущение некоей высшей справедливости. Хотя людям из глубокого прошлого придётся испытать немалый шок, это всё лучше, чем остаться во времени, где их идеалы не будут поняты. Со всеми вытекающими последствиями.
   А уж летающая "скамья" с прицепившимся к ней аборигеном, и финальный диалог двух "коллег" оставляет у читателя весёлое послевкусие.
   И да, хочется спросить напоследок: а не их тех ли существ этот пёс, которых некоторые люди называют голованами?
  
  

   Фенек Жизнь одного
  
   Можно сказать сразу - фантастики в этом рассказе практически нет. Просто некоторые подробности, которые могли быть, а могли бы и не быть. Один из героев рассказа, Кирилл, очевидно, выбравший нелёгкую профессию вне Земли, пострадал на службе. "мундир, весь увешенный орденами... подвиги и глупости..." С тем же успехом он мог бы быть военным в горячей точке, геологом, подводником... да кем угодно.
   Словом, история эта не слишком оригинальна, но очень трогательна. Вечная история любви, преданности и самопожертвования. Как выяснилось, напрасного. Инвалид из любви решил освободить дорогую ему женщину от обузы своего существования. Каким-то образом он сумел сделать так, что все считают его мёртвым. Как это вышло, нам не показывают. Зачем трогательной истории такие подробности? А вот оставшаяся одна женщина так и не нашла себе новую пару...
   В финале рассказа совершается замечательная метаморфоза. И это не встреча двух любящих людей. Не так уж неожиданна на самом деле была долгожданная встреча Марины и Кирилла. К этому шло, и вдумчивый читатель вполне мог догадаться, что герои в конце концов снова найдут друг друга. Главное в рассказе не это. Главное, что человек, считавший себя законченным инвалидом, медленно умиравшим на своей кухне, вернулся к жизни. Вот это преображение, пожалуй, можно назвать если не фантастикой, то настоящим "обыкновенным чудом".
  
  

   Мудрая Т.А. Дема и Латимер
  
   Поучительная история и весьма забавная. Вот откуда, оказывается, произошли человеки... стыдно сказать! Если бы не анальная нотка в конце, гм, произведения, можно было бы сказать, что даже дети включены в целевую аудиторию.
   Коты, граждане, это такие твари, которые могут украсить собой любой текст. Здесь тема котэ раскрыта поистине в космическом масштабе. Да и сам текст весьма недурён, надо сказать.
   Кот - Демиург, о чём с самого начала недвусмысленно намекает нам его имя - Дема. Что может быть выше? Разве что владычица морская - Золотая Рыбка. Именно так - с большой буквы - и потребовал называть себя выползший на сушу кистепёрый субъект.
   Поначалу кажется, что сей латимерий является антагонистом кота, если не дьяволом, то хотя бы мелким бесом или трикстером. Но нет. Это не более и не менее, чем животный (я бы даже сказала - телесный) прародитель млекопитающих. Дельфинов и людей.
   Кот, в данном случае, лишь поставил печать на хвост... простите, высочайше одобрил выбравшуюся из отверстий кистепёрого организма мелюзгу и задал ей верное направление. Дал путёвку в жизнь, так сказать.
   Кот в данной ситуации выглядит строгим, но справедливым существом. Даже леность и благодушие видим мы в его поведении, свойственные кошачьей натуре. О кистепёром выползне можно сказать коротко, но ёмко: наглость - второе счастье. Пришёл, увидел... То есть выполз, увидел и расположился. А там пошло, поехало - и земля теперича наша, и есть так хочется, что переночевать негде... Так что давай, кот, или как там тебя, обеспечивай. А я домой пополз. К жене. Кстати, кто там у него жена, большой вопрос. Но это, очевидно, уже другая история.
   Рассказ выполнен в юмористическом стиле, который выдержан до конца. Хотя я бы отметила некоторый диссонанс. Сочетание в одном тексте архаичных слов, изысканной речи и разговорных словечек слегка режет глаз. Впрочем, это можно отнести на счёт типично авторского стиля.
   Финальный диалог только подтверждает уже ясную читателям ситуацию. Можно было бы счесть это объяснение между двумя героями излишним, если бы не заявление Кота: "с этого момента не кто иной, как я, будет заправлять всем человечеством!"
   Так вот кто правит нами с незапамятных времён - уменьшившиеся до приятных и милых глазу размеров потомки Первокота! А мы-то думали...
  
  

   Банзаров Должи Сон, вызванный полётом пчелы вокруг гранаты за секунду до пробуждения
  
   Рассказ этот вызывает противоречивое впечатление. Хочу сделать комплимент автору - написано образно, эмоционально и, так сказать, сочно. Не могу сказать, что сюжет отличается особой оригинальностью - все эти сомнительные проводники, бомба в рюкзаке, болотная лихорадка... (то есть пси-удар) и всё такое - не очень ново в литературе.
   Но это ощущение лёгкой вторичности ничуть не мешает получать удовольствие от чтения. А текст действительно довольно-таки неплох, и читается с интересом.
   Тем не менее, в рассказе есть недостатки, которые существенно влияют на общее впечатление. Количество игрового сленга на единицу текста превосходит степень восприятия читателя. Если читатель не "в теме", ему будет очень трудно вникнуть в текст. Не каждый читатель станет утруждать себя поисками незнакомых слов в Интернете. Я бы сказала, эта особенность текста ограничивает его целевую аудиторию и вообще некорректна по отношению возможному читателю. Что жаль, потому что рассказ, в целом, неплох. Думаю, автору стоило бы сделать гораздо больше сносок в тексте, вместо парочки англоязычных фраз, и без того вполне понятных. Кстати, слово "мреющий" я так и не смогла понять.
   Финал слабоват по отношению ко всему произведению. По нарастающему напряжению, по общему антуражу ждёшь чего-то феерического. Здесь же просто окончание зарисовки, из серии: "в общем, все умерли". Если бы в финале герой испытал некий катарсис... Вдруг осознал, что "вся наша жизнь - игра"... Но при чтении складывается впечатление, что герой и так знает, что находится в игре. Так что хочет сказать нам автор? Что: "Только тот, кто готов умереть за свой клан, достоин респауна"? Или что герой ощутил, наконец, в игре настоящую жизнь, и она вызвала у него желание умереть?
   Но не буду домысливать за автора то, что, возможно, он вкладывать в текст вовсе не хотел. Ведь каждый находит в произведении что-то своё. А этот рассказ, повторюсь, довольно неплох и производит впечатление. Одно только описание небезызвестной картины чего стоит. Так что для любителей аццких джунглей и компьютерных игрушек здесь приготовлен сочный кусочек текста...
  
  

   Лифантьева Е.И. Мастер монстров
  
   Почему при чтении этого рассказа всплывает в памяти "Корпорация монстров"? Бог весть...
   Герой этого рассказа, от имени которого ведётся повествование, изготавливает монстров на заказ. Вернее, личных врагов, индивидуально для каждого клиента.
   Весь текст - это практически монолог героя, вспоминающего случаи из своей, несомненно, богатой практики. Кстати, если бы не монстры как таковые, что, согласитесь, фантастично, герой мог бы быть... ну, скажем, частным психологом. И не личных врагов и питомцев он создавал бы у себя на работе, а изгонял из граждан комплексы с депрессиями.
   Возможно, жизнь у создателя монстров гораздо труднее, чем нам даже показали. Если учесть, что создания у него получаются вполне разумные и вполне адекватные. Как тот слизень, сказавший милой барышне хриплым (должно быть, от волнения) голосом: "Еще бы чашечку чая - и я весь ваш!" Можно представить, как мастера одолевают разные комиссии со своими проверками, всякие службы по охране людей от монстров и монстров от людей... Страшно подумать!
   Сам рассказ больше похож на миниатюру, эдакую зарисовку из жизни, без начала и конца. Да и финальный эпизод финалом назвать трудно. Очевидно, что это далеко не начало, и вовсе не конец, а несколько случаев из практики - это просто несколько случаев из практики.
   Кстати, слово "шуроповерт" звучит как-то странно. Может быть, всё-таки "шуруповёрт"? От слова шуруп...
   Но в целом текст настолько симпатичен и развлекателен, что придираться к нему вовсе не хочется. Хочется просто читать и получать удовольствие. Он практически создан для этого.
   Особенное спасибо хочется сказать автору за фразу: "чтобы была какая-нибудь восьминогая свинья, но при этом - вылитая теща. Или - коза, на начальника похожая. И чтобы человек мог своего врага бить, а тот лишь блеял жалобно".
   А что врага герой рассказа до сих пор себе не сделал - так это можно понять. При таких клиентах и врагов не надо...
  
  

   Маугли Д. Без остатка
  
   Симпатичный рассказ. Психология людей - бытовая, можно даже сказать, "кухонная", сочетается в нём с интересным фантастическим элементом. Хотя разумные растения - идея сама по себе не новая, здесь она обыграна довольно забавно.
   Помнится, был на предыдущем конкурсе рассказ о девушке-киллере растительного происхождения. Девушка собиралась убить главного героя, но передумала. Вместо этого она пожертвовала ради него жизнью, выбрав бездумное существование в кадке. Стала, так сказать, "овощем".
   Здесь картина совсем другая. Сколько на свете людей, которые готовы идти на унижения и жертвы ради своих драгоценных половин? И не сосчитаешь...
   Так и герой этого рассказа пожертвовал собой ради женщины. По сути, чужой ему во всех смыслах.
   Здесь возникает ряд вопросов. Как так вышло, что на выставке чуждой для землян флоры не приняты меры безопасности? Ведь право, смешно считать таковыми жалкие металлические ограждения в виде перилец.
   Удивляет совершенно наплевательское отношение земных служб по отношению к своим гражданам. Ещё неизвестно, как именно осуществлялось воздействие на гомо сапиенс этими внеземными растениями. Тем более, когда происходит вопиющее, по сути, происшествие: непосредственная передача землянину кадки с опасным для жизни (именно так!) растением.
   Но, очевидно, тогда и рассказа бы не было.
   Ещё немного удивило внезапное появление "качков", а после их босса, на квартире героя. Возможно, будь у автора больше килобайт в запасе, он бы нам это объяснил. Ну да ладно, криминал, он и в Африке - криминал. Пусть даже на дворе давно уже не девяностые...
   Однако подобные вопросы вполне искупаются весьма достоверным описанием психологии зависимого человека. Ведь на месте этой самой Виолы вполне можно представить самую обычную женщину. Или мужчину - помыкающему своей безответной женой. Это сильная сторона текста, она, можно сказать, его основное достоинство вкупе с забавным обыгрыванием идеи разумного растения.
   Написан текст довольно бойко, рассказ читается легко, диалоги вполне живые. Особенно выпукло в них проявляется характер героини-паразитки. Создаётся впечатление, что её образ выписан с особой тщательностью.
   Надо признать, что финал рассказа явно слабоват. Отсутствие у героя хотя бы элементарного инстинкта самосохранения и ЧСД (чувства собственного достоинства) весьма удручают читателя. Жалкие попытки уйти от влияния дамы сердца, все эти задержки на работе допоздна, прогулки по магазинам (действия, кстати, более подходящие для женского персонажа, чем для мужского) ничего не меняют.
   Надежда читателя на благополучный исход после того, как стерва... простите, Виола сама избавила героя от своего присутствия, разбивается вдребезги в последнем абзаце. Такому герою не хочется сочувствовать. Такому герою, как Игорь, трудно сопереживать. Вместо того, чтобы вздохнуть с облегчением, он бросается на поиски бросившей его инопланетянки, а это, согласитесь, попахивает махровым мазохизмом.
   Так и хочется воскликнуть: куда смотрит общественность?! А никуда она не смотрит. Судя по всему, никому не интересно, что полезный член общества, поражённый инопланетной напастью, гибнет на корню.
   Очень поучительная история...
  
  
  
  
  
   Продолжение следует...
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"