Финн Таня : другие произведения.

Чернее чёрного или Поцелуй вдовы. Обзор Нео-Нуар 2015

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Обзор конкурсных рассказов Нео-Нуар 2015. Тексты, только тексты, и ничего, кроме текстов...


   Хабарова Л. Прощальный поцелуй
  
   Рассказ эмоциональный. Из тех, где фантастика - скорее повод, обрамление для авторской мысли. Тем не менее, фантастический элемент здесь довольно силён, и неплохо удался автору.
   Насколько этот текст соответствует стилистике нео-нуара, трудно сказать. Пусть в этом разбираются специалисты. Мне он показался скорее просто фантастическим, вроде тех мрачноватых рассказов американских фантастов, скажем, Р. Шекли.
   Эмоциональность текста одновременно его достоинство, и, в некотором роде, недостаток. Она немного "затмевает", или, если можно так сказать, замещает логику повествования.
   Вызывает сомнения способность машины испытывать те эмоции, которые нам показаны в тексте. Скажем, вот эта фраза: "Я собрал волю в невидимый кулак, стиснул несуществующие зубы". Трудно поверить в подобные ассоциации, возникающие у машины. Даже если она постоянно "общалась" с людьми.
   Кроме того, сама идея повествования от лица персонажа, который в конце погибает, довольно сомнительна. Кто же, в таком случае, ведёт рассказ?
   Впрочем, в силу уже упомянутой эмоциональности, которая вызывает сопереживание у читателя, на этом не хочется заострять внимание. Как и на "технических" сторонах сюжета. Почему герой рассказа оказался на другой планете, к которой его конструкция оказалась не приспособлена? Ведь в начале текста заявлено, что боевая машина использовалась для военных действий на Земле. Так и хочется спросить, что здесь делают все эти люди, и почему они все, как один, не имеют средств защиты от огромных насекомых?
   Но, как я уже сказала, на эти вопросы не хочется обращать внимание. А хочется просто сопереживать герою и всем тем людям, которые погибли на его "глазах". Это уже авторская удача, ведь, по сути, сочувствовать тут некому. Эти люди, как мы знаем, "делали женщин вдовами, детей - сиротами, а от городов после нас оставались обугленные руины". Так что посочувствовать здесь можно разве что в общечеловеческом смысле - как человеческим существам, погибшим неизбежной и страшной смертью. Может быть, это и есть признак нео-нуара?
  
   Моисеев В.В. Синий лёд
  
   Собственно, рассказ называется Синий лед, но я решила, что речь всё-таки идёт о замёрзшей воде. Итак, ещё один рассказ в стиле нео-нуар.
   Видно, что автор постарался, и изучил вопрос. В наличии имеется роскошная дама (роковая красотка), мужчины в клубных пиджаках и, возможно, во фраках, и общая атмосфера кабака... э-э-э, "бара".
   Сюжет прост и незатейлив, как грабли. Кстати, грабли здесь весьма подходящее слово. Именно на них наступил герой рассказа, Дэн. Даже выпитым скотчем трудно объяснить безрассудство поведения героя, из-за безмозглой, по его же словам, дамочки пустившемся во все тяжкие. Какая бы она сися... простите, фигуристая ни была.
   Сам текст написан не слишком хорошо. При общей живости повествования это производит неприятное впечатление. Разбросанные как попало запятые неизменно вызывают в памяти незабвенное: "Казнить нельзя помиловать". Сами фразы построены довольно неуклюже, будто это не рассказ, а вымученное сочинение на тему: "Как я провёл лето". Особенное спасибо автору за перл: "Дэн сполз вниз, вспоров копчиком обшивку стула".
   Хотя, надо признать, в первом абзаце есть (возможно, ненамеренный) намёк на дальнейшее, некая ассоциация с героиней рассказа, Ники. Эта оливка, уже надкусанная, плавающая в скотче, и то, как Дэн её заглотил... В этом что-то есть!
   Сам герой не вызывает особого сочувствия, возможно, в силу его не слишком большого ума (это мягко сказано). В рассказе никто не вызывает сочувствия - ни Дэн, ни Ники, ни её муж с его громилами. В общем, все умерли, и пёс с ними...
   Нуар, что вы хотите...
  

   Перепелица О. Моя сойка...
  
   Ещё один эмоциональный рассказ. Если предыдущий, "Прощальный поцелуй", можно отнести к научной фантастике, этот текст - мистика, да ещё с маньяками-садистами, не побоюсь этого слова.
   Маркер, обязательный для конкурсных рассказов, здесь слабоват, хотя и присутствует в некоем гипотетическом поцелуе возможных вдов (а может быть, и сирот). Скорее, здесь проходит через весь текст мысль о птицах-сойках, милых сердцу героя. Он, герой, любит женщин, ассоциирует их с птицами, и, почему-то, именно с сойками.
   Чего только стоит момент, когда полюбившуюся ему девушку возрождает к некоей суррогатной жизни дядя (тот ещё тип)! Дамиен представляет её сердце: "как стукнулось нечто изнутри о грудную клетку - будто в сердце, как в яйце, жила птичка странная, а сейчас вдруг вылупилась и сразу рванула к свободе". Эти маньяки - они такие маньяки... Даже не сердце для них стучит в груди жертвы, а нечто разрушенное, как разбитая скорлупа. Но, наверное, это сказано просто для красоты, а обзористу уже всякое мерещится...
   Сюжет незамысловат, но для эмоционального рассказа это не главное. Откуда взялась кровожадная семейка из двух человек с их традициями, как их до сих пор не сожгли на костре... то есть не посадили в камеру с мягкими стенами - история умалчивает. Собственно, всё действие состоит в том, как молодой маньяк - ученик старого - нашёл-таки себе девушку по вкусу, и взял её к себе жить. Эдакий брак убийцы и жертвы, пока смерть не разлучит, и так каждый день.
   Не знаю, насколько здесь присутствует нуар, но нечто эротическое здесь есть. Ох уж эти любители кровушки из нежных девичьих шеек!
   Во всяком случае, в сцене "оживления" девушки повествование достигает вершины накала. По сути, это кульминация рассказа. Финал, следующий за этой сценой, кажется откровенно слабым. Собственно, вся прелесть данного текста - в его эмоциях, в силе переживаний молоденького любителя девиц, а сюжет - просто подпорки для всего этого. Убери её, и останется нечто банальное про маньяков. С неприятным привкусом во рту...

   Крошка Цахес Клятвопреступники
  
   Подонки общества, как они есть. Герой - просто хрестоматийный образчик такого вот подонка, для которого совершить преступление - раз плюнуть.
   Начало решительное, без всяких экспозиций и прочих описаний. Группа хулиганов зарезала человека, "лоха", как говорит герой. Ни за что, ни про что... во всяком случае, нам об этом не сказали. Причём герой ещё не самый "обдолбанный" из всех, и способен трезво мыслить, по сравнению с неким Джо. Впрочем, и в компании-то, судя по всему, всего три человека.
   И вот герой едет на машине своего подельника в больничку, где не задают лишних вопросов. Чтобы обработать ножевой порез. Там он, вместо того, чтобы безропотно перенести положенные процедуры, устраивает беспредел, и обижает ни в чём не повинный медперсонал.
   Создаётся впечатление, что автор, стремясь нарисовать "нехороший" образ, намеренно сгустил краски. А иначе как ещё оправдать действия врача (или медсестры), доведённых негодяем почти до состояния аффекта?
   Ведь герой не настолько обдолб... опустившийся человек, чтобы не понимать, что эта больничка (при его образе жизни!) ему ещё не раз пригодится. Как говорят, не плюй в колодец...
   Но нет, наш герой даёт в лоб единственному человеку в жалкой очереди, насилует медсестру и разбивает доктору лицо. Потом, не получив медицинской помощи в полном объёме, гордо удаляется. Хотя нет, не удаляется. Теперь ему приходится уходить "через заднее крыльцо", прихватив при этом - видно, на память и в качестве улики для полиции - трусики бедняжки медсестры.
   Но тут его настигает возмездие - герой внезапно задавим машиной. Насмерть.
   Тут у читателя происходит сдвиг восприятия... и возникает резонный вопрос: а кто говорит?
   Ну да ладно, можно считать, что это такой литературный приём. Почему бы нет? Хотя, сказать по правде, в данном случае я не вижу в повествовании от первого лица особой необходимости.
   Дальше - больше. Фокус повествования смещается - герой-то умер! - и теперь мы видим происходящее с точки зрения полицейского детектива. После описания сцены расследования автором мы обретаем нового героя, правда, ненадолго. Детектив Бинкс, которому обстоятельства дела ясны практически с первого взгляда, решает замять дело. Ох, есть всё-таки порядочные люди... хотя и пьющие. Ни странное поведение доктора с его медсестрой, ни улики в виде трусиков в кармане покойника - ничто не помешает Бинксу восстановить нарушенную справедливость!
   Надо сказать, образ детектива удался автору, хотя он (детектив) и появляется ненадолго, чтобы тут же исчезнуть вместе с финалом. Чего нельзя сказать об общей логике повествования и маркерах. И если ситуацию можно с натяжкой счесть правдоподобной, то маркеров в тексте явно не наблюдается.
   Думаю, автор просто поторопился, и не доработал текст. К чему в рассказе ружья, которые не выстрелили? Эта тощая медсестра в начале, которая показалась герою знакомой, ссылка *, которая никуда не ведёт, спрятанные в карман трусики и вся эта ситуация - к чему это было?
   В насыщенной насилием атмосфере рассказа намёк на клятву Гиппократа кажется уже излишним - как вишенка на торте, в котором уже и так полно изюма.
   Впрочем, если нужно было показать бессмысленность жестокости вообще - это автору удалось. Судя по всему, зло в нуарном мире бессмысленно и беспощадно...
  

   Софронова Е. Месть
  
   Миниатюра, но в ней уместилось многое, чего иной раз не встретишь и в более объёмных текстах. Абсурд здесь весьма к месту, ибо жизнь полна абсурда, а сложившаяся ситуация по-другому и не воспринимается.
   Не знаю, серьёзно ли автор писал про отрезанные губы, но когда, в самом начале, герой вспоминает, как они выпали из его рук на пол... Это просто образец чёрного юмора. А уж когда потом узнаёшь, что это за губы... Не на лице они были, ой, не на лице...
   Если серьёзно, это прибавляет тексту некий дополнительный шарм. Пусть даже не совсем "приличный". Заодно и тема конкурса обыграна, что есть, то есть. Хотя уж не знаю, как там у них всё вышло, если "соития" не было. Но это уже оставлено на домысливание читателю. Здесь вообще многое осталось за кадром, и читателю есть где проявить свою фантазию.
   Герой, хотя и проскальзывает в нём то и дело капризный инфантильный подросток, оказывается больным на всю голову. Думаю, психологическая сторона текста удалась автору весьма неплохо, что плюс для такого, повторюсь, небольшого произведения.
   Хотя трудно сказать, при чём здесь сцена с муравьями, тащащими на себе части тела бедной вдовушки, это можно как-то уложить в схему абсурда. А инфекция оказалась в голове, и муж - уже примерно месяц, как покойный - проник в мозг героя, как вредный микроб.
   Словом, страшно жить, когда ты не отличаешь домыслы от реальности, а призраки преследуют тебя среди бела дня и дают тебе по голове бутылкой. Тут и правда застрелишься.
   Кстати, а пистолет был настоящий или воображаемый? Или это уже неважно, и люди в белых халатах уже выехали, а палата номер шесть давно ждёт пытливого героя? Вот только непонятно, как такого одарённого работника фирмы не раскусили раньше, но кто знает... а была ли фирма?
  

   Аль Бобо Песочный чел
  
   В этом рассказе трудно отделить сон от яви. Повествование в настоящем времени в начале текста плавно переходит в прошедшее, потом - в конце - время снова становится настоящим. Но вот что странно - именно прошедшее время и есть настоящее... вернее, это реальность. То, что, по всей видимости, и происходило с героем на самом деле. Несмотря на его фантазии.
   Практически весь текст - это монолог главного героя. Если в предыдущем рассказе, "Месть", он (герой) как бы сказать, не совсем в своём уме, то здесь это - обычный офисный работник. А странности... у кого их нет в наше полное волнений и тревог время?
   Герой здесь тоже напоминает инфантильного подростка, а не взрослого человека с устоявшейся психикой, но, в отличие от героя "Мести", он вполне безобиден. Все подвиги он совершает только в своём воображении. Душит вредную дамочку, раскидывает хулиганов одной рукой, и мало ли что ещё он может сделать в уме, когда наступят на ногу...
   Надо сказать, психологический этюд с посещением вокзала в начале текста удался автору. Текст здесь хорош и весьма эмоционален. Правда, когда мы вникаем в ситуацию и узнаём героя поближе, диссонанс между реальным человеком, и тем, кто ведёт внутренний монолог у вокзала, становится всё явственнее. Всё это свойственно скорее восторженному подростку, чем человеку, уже имеющему за плечами один гражданский брак с дамой по имени Марина. Но, как мы уже поняли, герой удивительно инфантилен.
   Кое-какие вещи всё же трудно объяснить полётом фантазии. Возможно, автор вставил упоминание о скелете в шкафу лишь для того, чтобы поинтриговать читателя, потому что по ходу дела это ружьё так и не выстрелило. Ведь герой в реальной жизни так и не нажал на спусковой крючок. И постоянные посещения посторонним человеком крыши вокзала, при всей возможной безалаберности его работников, вряд ли остались бы без внимания.
   Но самое удивительное ждёт читателя в финале, когда мы догадываемся, что, скорее всего, весь этот монолог был... предсмертным бредом.
   Когда реальность сна окончательно превращается в нечто нереальное, когда герой берёт билет из рук Марины, а она целует его в лоб... Да ещё после встречи с настоящим владельцем оружия, закончившейся... чем?
   Несмотря на все странности инфантильного мечтателя, доведшие его до такого вот конца, героя становится действительно жалко.
   Не знаю, насколько здесь явно выражен собственно нуар, скорее, это просто психологический рассказ об одном странном человеке. Но, стоит признать, получилось неплохо.
  
  
   Мудрая Т. А. Димон и его четыре половинки
  
   Рассказ о Димоне, его бурной сексуальной жизни, и что из этого вышло.
   Жил-был человек по имени Димон, была у него официальная жена и ещё несколько женщин. Гарем, так сказать. Так и хочется проговорить, вспомнив мотив известной песенки: "уно, дуно, трес, кватро!"
   Во всяком случае, всяких-разных (а может, не заразных - заразился обзорист хулиганским настроем автора) намёков и ассоциаций в тексте вкраплено предостаточно.
   Итак, жил-поживал Димон, и всё было прекрасно. Хотя и мечталось ему (видно, от избытка чувств и общей удовлетворённости) найти совершенную женщину. Как там в одном фильме сказано Брюсом нашим Уиллисом: само совершенство? А то, что держит сия воображаемая дама в лукошке кочан капусты, ни на какие мысли его (Димона) не наводило. Да и нас, читателей, до поры до времени тоже. А зря... Неспроста это было, ой, неспроста!
   И вдруг вздумалось официальной жене ребёнка родить. Как ни странно, в гаремах такое случается. Тут всё и заверте...
   Словом, чем дальше, тем больше текст приобретает черты некоего бреда. И если в начале этот бред кучеряв и забавен, то с момента гибели девочки история принимает черты не столь весёлые. Не случись в рассказе смерти ребёнка, всё вылилось бы в безобидный фарс. Теперь же это фантасмагория, причём довольно жестокая.
   Время от времени повествование как бы выныривает на поверхность, давая нам понять, что вот она - казнь, вот она - гильотина, самая настоящая. (Хотя, скажите на милость, какая, к богу, гильотина?) И смерть Димона - судя по всему, мгновенная - действительно произошла от отсечения головы.
   Тем не менее, общая атмосфера весёлого - хотя трудно понять, как можно быть весёлым в подобных обстоятельствах - бреда крепчает с каждой минутой. Танцуют все: начальник тюрьмы, палач, подручный палача, его жертва и даже фантастическая дама Луизетт, что явилась Димону под конец жизни.
   Нельзя не упомянуть и, очевидно, фишку этого рассказа, гильотину, выступившую со своим прощальным поцелуем под занавес. Ну, намёк на свет в конце тонн... ой, счастливый финал, пусть фантасмагорический, как и практически всё здесь.
   Текст полон, несомненно, остроумных вещиц, в которые не слишком продвинутому читателю надо вникать со слова... гуглем в руках. Его надо разгадывать, как кроссворд, и ломать над ним голову, как над головоломкой, простите за тавтологию.
   Если существует на свете нуар, где с бесшабашной непринуждённостью обыгрывается детская смерть и невыносимая лёгкость бытия, то, возможно, здесь мы его и имеем.
  
  
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"